РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ 5, 6, 7 классы
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо)
Рабочая программа по искусству для обучающихся 5-7 классов составлена на основе примерной программы вариативной части учебного плана по искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО. Устенко Л. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО, с учётом современных процессов модернизации и гуманизации российского регионального образования, обновления содержания общего художественного воспитания, любви и бережного отношения к культурно-историческими традициям русского и других народов страны.
Программа рассчитана на 35 годовых часа в 5 классах (1час в неделю), 18 годовых часа в 6,7 классах (0,5ч в неделю). Составлена в соответствии с требованиями оценки качества знаний учащихся общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_rab_prog_5_6_7_kl.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№7»
Утверждено
на заседании школьного
Методического совета
Протокол № 5 от 12.09.2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСКУССТВУ 5, 6, 7 классы
Когалым
2016 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Искусство»
Региональный компонент
5-7 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству для обучающихся 5-7 классов составлена на основе примерной программы вариативной части учебного плана по искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО. Устенко Л. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО, с учётом современных процессов модернизации и гуманизации российского регионального образования, обновления содержания общего художественного воспитания, любви и бережного отношения к культурно-историческими традициям русского и других народов страны.
Программа рассчитана на 35 годовых часа в 5 классах (1час в неделю), 18 годовых часа в 6,7 классах (0,5ч в неделю). Составлена в соответствии с требованиями оценки качества знаний учащихся общеобразовательных школ.
Рабочая программа по искусству для 5-7 классов построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.
Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.
Целью программы на основе регионального компонента, включаемого в систему преподавания искусству в общеобразовательной школе является подготовка всесторонне образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обских угров в большой семье народов России.
Задачами курса являются:
- Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности;
-Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества;
- Развитие познавательной деятельности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.
В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью.
Требования к уровню подготовки обучающихся
в соответствии с государственным образовательным стандартом:
В результате изучения предмета «Искусства» обучающиеся 5 -7 классов должны
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- известные центры народных ремёсел России и округа;
- особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
- основные жанры изобразительного искусства;
- о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
- о выдающихся произведениях изобразительного искусства, своей республики, родного края;
- уметь работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы.
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и мастеров Югры, назвать их авторов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- уметь оценивать произведения искусства: самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Основные дидактические принципы методики обучения
изобразительному искусству в школе:
- Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.
- Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству
(законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства).
- Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству
(роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).
- Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству.
- Принцип единства восприятия и созидания.
- Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
Методики проведения занятий по изобразительному искусству в школе:
Художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, воображению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- использование на уроках компьютерных и электронных технологий:
Основное содержание
предмета «Искусство» в 5 классе (35часа - 1 час в неделю)
1 четверть 8 часов.
Красота Югорского края
1 час. Красота Югорского края
1 час. Югорские мотивы.
1 час Осенние мотивы
1 час Подарки северной осени
1 час. Сибирский урожай
2 часа. Таёжный натюрморт
1 час. Северное Древо – Древо счастья, древо жизни
II четверть 8 часов
Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров
1 час. Красота рук по свету ходит
1 час. Красота обладателя находит
2 часа Портрет народного югорского мастера за работой
2 час. Северные фантазии
2 часа. Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли»
III четверть 10 часов
Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров
1 час Традиционный орнамент коренных жителей Севера
1 час. Полна набирушка морошки
1 час. Традиционное летнее жилище коренных жителей Севера
1 час. Деревянные постройки зимних поселений обских угров
1 час. Деревянная архитектура Севера
1 час. Деревянный обский град
1 час. Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогуски
2 часа. Выполнение эскизов костюмов «Вороний праздник» - Вурни хатл
1 час. Художники нашего края
IV четверть 9 часов
В согласии с природой югорского края
1 час. Братья наши меньшие (наброски и зарисовки)
2 час. Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка) «Медведь»
2 часа. Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков»
2 час Народная кукла обских угров.
2 часа Праздник «Вскрытие реки»
Основное содержание
предмета «Искусство» в 6 классе
(18часов - 0,5 часа в неделюв во II полугодии )
Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров 10 часов
Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров
1 час Птицы Севера
1 час. Орнамент на колыбели
1 час. В тайге и на реке моя работа
1 час. Дары сурового края
2 час. Тучан и её секреты
1 час. Северная фантазия
2 час. Северное сияние
1 часа. Нюплуевая шуба
1 час. Украшения в культуре народов Севера
В согласии с природой югорского края 9ч.
2 час. Разноликий хоровод
2 час. Оленёнок быстроногий
2 часа. Как мир хорош в своей красе нежданной…
1 час Поле зыблется цветами
2 часа Радость моя, земля
Основное содержание
предмета «Искусство» в 7 классе
(16 часов - 0,5 часа в неделю в I полугодии)
Жанры изобразительного искусства в народном творчестве югорчан -9ч.
1 час. Ожившие вещи. В гостях у народного мастера 1 час. Югорские мотивы.
2 часа. Атрибуты искусства в твоем натюрморте
2 часа. Интерьер национальной избы
1 час. Портрет хантыйской девочки в национальной одежде
2 часа. Девушка Хутнай
2 часа. Защитник Отечества в портретной живописи
Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров 7ч.
2 часа. Сувениры для торговых рядов
2 часа. Ярмарочный торг
1 часа. Свадебная накидка для оленя
2 часа. Национальные спортивные игры Югры. Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве
Программно-методическое обеспечение
Список дополнительной литературы для учителя
- Банников В. Н., Петрук О. И. Изобразительное искусство в национальной школе; методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2005.- 61с.
- Банников В. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования: программно- методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2004.-116 с.
- Белявская-Ерныхова Е. А. Этнотворческая лаборатория «Утренняя заря».- Саранпауль, 2005-66 с.
- Валов А. А. Художники города Ханты- Мансийска: альбом.- Ханты-Мансийск, 1997.-62 с.
- История Ханты- Мансийского автономного округа с древности до наших дней /Отв. Ред. Редик Д. А.- Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000. – 467 с.
- Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. – Екатеринбург, 2001. – 117 с.
- Кудрявцев В. Т,, Решетникова Р. Г. Ребёнок и декоративно-прикладное искусство обских угров.- М.: Издательство ИКАР, 1993. – 208 с.
- Лукина Н. В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа).- Томск.: Изд. Томского университета, 2000. – 239 с.
- Оборотова Е. А. Уроки Евдокии Ерныховой. – Берёзово, 1997.- 207 с.
- Устенко Л. Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое пособие. - Ханты-Мансийск, 2006.- 65 с.
- Шпикалова Т. Я. Яживу в России. – М.: Просвещение, 2006.-32 с.
- Оборотова Е. А. Уроки Евдокии Ерныховой. – Берёзово, 1997.-207с.
- Устенко Л. Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2006. – 65 с.
- Художники Югры – 250-летию РосУсийской академии художеств. – Омск: Изд. «Дантея», 2007. – 25 с.
- Работа с интерактивной доской,
- Спрограммами Power Point Corel и DRAW X3,
- С ресурсами Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
-http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ce29c446-d56c4d95b1d9f45363a6992d/?interface=catalog;
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/87f11899-641d-407a-b798-d38a8d572baa/?;
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b785a721-0dfb-4ead-a199-d9a75eb7023c/?from=6e5e3dad-f756-4d41-967a909ef5813fdc&interface=themcol&rub_guid%5b%5d=6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc&rubric_id%5b%5d=48693;
- http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card.jsp?card_id=23348&category_id=10116;
- http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card.jsp?card_id=23347&category_id=10116,
Применение компьютерных технологий позволяет значительно снизить трудоемкость обучения и сэкономить время как учителям, так и школьникам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по искусству 8-9 классы
рабочая программа по искусству 8-9 классы составлена по программе Критской, Сергеевой...
Рабочая программа по Искусству 8-9 классы
Отличая рабочая программа по искусству 8-9 классы Савицкой Галины Петровны г. Ноябрьска. Рекомендую всем учителям как основу к своей рабочей программе....
Рабочая программа по искусству 8-9 класс
Составлена на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»...
Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана по...
Рабочая программа по искусству 8-9 классы
Рабочая программа, "Искусство" 8-9 кл, предназначена для учителя, который работает по программе Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по "Искусству" в 8 классе
Программа ориентирована на использование программы Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, И.Э.Кашековой....
Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского
Рабочая программа по искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...