РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ 5, 6, 7 классы
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо)

Садовая Елена Леонидовна

Рабочая программа по искусству для  обучающихся 5-7 классов  составлена на основе примерной программы вариативной части учебного плана по искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО. Устенко Л. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО, с учётом современных процессов модернизации и гуманизации российского регионального образования, обновления содержания общего художественного воспитания, любви и бережного отношения к культурно-историческими традициям русского и других народов страны.

 Программа рассчитана на 35 годовых часа в 5 классах (1час в неделю), 18 годовых часа в 6,7 классах (0,5ч в неделю). Составлена в соответствии с требованиями оценки качества знаний учащихся общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_rab_prog_5_6_7_kl.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№7»

                                                                                                                 

                                                                                                                    Утверждено

                                                                                                                    на заседании школьного

                                                                                                                    Методического  совета

                                                                                                                    Протокол № 5 от 12.09.2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО   ИСКУССТВУ 5, 6, 7 классы

Когалым

2016 г.

Рабочая программа

 по учебному предмету «Искусство»

Региональный компонент

5-7  классы

        

Пояснительная записка

                Рабочая программа по искусству для  обучающихся 5-7 классов  составлена на основе примерной программы вариативной части учебного плана по искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО. Устенко Л. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО, с учётом современных процессов модернизации и гуманизации российского регионального образования, обновления содержания общего художественного воспитания, любви и бережного отношения к культурно-историческими традициям русского и других народов страны.

 Программа рассчитана на 35 годовых часа в 5 классах (1час в неделю), 18 годовых часа в 6,7 классах (0,5ч в неделю). Составлена в соответствии с требованиями оценки качества знаний учащихся общеобразовательных школ.

Рабочая программа по искусству для 5-7 классов  построена так, чтобы дать обучающимся  ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Принцип введения школьников в связи искусства  с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.

Целью программы на основе регионального компонента, включаемого в систему преподавания искусству в общеобразовательной школе является подготовка всесторонне образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обских угров в большой семье народов России.

        

     Задачами курса являются:

- Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности;

-Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества;

- Развитие познавательной деятельности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать  обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности

        

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение  на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу;  восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного  творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

        В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью.

                            Требования к уровню подготовки обучающихся

в соответствии с государственным образовательным стандартом:

В результате изучения  предмета «Искусства»  обучающиеся 5 -7 классов  должны

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • известные центры народных ремёсел России и округа;
  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
  • основные жанры изобразительного искусства;
  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
  • о выдающихся    произведениях    изобразительного искусства, своей республики, родного края;
  • уметь работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы.

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и мастеров Югры, назвать их авторов;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  •  уметь оценивать  произведения искусства: самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Основные дидактические принципы методики обучения

изобразительному искусству в школе:

  • Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.
  • Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству

      (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства).

  • Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству

     (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).

  • Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству.
  • Принцип единства восприятия и созидания.
  • Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.

Методики проведения занятий по изобразительному искусству в школе:

Художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные  формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, воображению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  •  обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • использование на уроках компьютерных и электронных технологий:

Основное содержание

предмета «Искусство»   в 5 классе  (35часа  - 1 час в неделю)

1 четверть 8 часов.

Красота Югорского края

1 час.  Красота Югорского края

1 час.  Югорские мотивы.

1 час  Осенние мотивы

 1 час  Подарки северной осени

1 час.  Сибирский урожай

2 часа. Таёжный натюрморт

1 час.  Северное Древо – Древо счастья, древо жизни

II четверть 8 часов

Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров

1 час.  Красота рук по свету ходит

1 час.  Красота обладателя находит

2 часа Портрет народного югорского мастера за работой

2 час.  Северные фантазии

2 часа. Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли»

III четверть 10 часов

Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров

1 час  Традиционный орнамент коренных жителей Севера

1 час.  Полна набирушка морошки

1 час.  Традиционное летнее жилище коренных жителей Севера

1 час.  Деревянные постройки зимних поселений обских угров

1 час.  Деревянная архитектура Севера

1 час.  Деревянный обский град

1 час.  Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогуски

2 часа. Выполнение эскизов костюмов «Вороний праздник» - Вурни хатл

1 час. Художники нашего края

IV четверть 9 часов

В согласии с природой югорского края

1 час.  Братья наши меньшие (наброски и зарисовки)

2 час.  Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка) «Медведь»

2 часа. Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков»

2 час  Народная кукла обских угров.

2 часа Праздник «Вскрытие реки»

Основное содержание

предмета «Искусство» в 6 классе

 (18часов   - 0,5 часа в неделюв  во II полугодии )

Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров 10 часов

Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров

1 час  Птицы Севера

1 час.  Орнамент на колыбели

1 час.  В тайге и на реке моя работа

1 час.  Дары сурового края

2 час.  Тучан и её секреты

1 час.  Северная фантазия

2 час.  Северное сияние

1 часа. Нюплуевая шуба

1 час. Украшения в культуре народов Севера

В согласии с природой югорского края 9ч.

2 час.  Разноликий хоровод

2 час.  Оленёнок быстроногий

2 часа. Как мир хорош в своей красе нежданной…

1 час  Поле зыблется цветами

2 часа Радость моя, земля

Основное содержание

предмета «Искусство» в 7 классе

 (16 часов   - 0,5 часа в неделю в I полугодии)

Жанры изобразительного искусства в народном творчестве югорчан -9ч.

1 час.  Ожившие вещи. В гостях у народного мастера 1 час.  Югорские мотивы.

2 часа.  Атрибуты искусства в твоем натюрморте

 2 часа.  Интерьер национальной избы

1 час.  Портрет хантыйской девочки в национальной одежде

2 часа.  Девушка Хутнай

2 часа. Защитник Отечества в портретной живописи

Декоративно- прикладное творчество югорских мастеров 7ч.

2 часа.  Сувениры для торговых рядов

2 часа.  Ярмарочный торг

1 часа. Свадебная накидка для оленя

2 часа.  Национальные спортивные игры Югры. Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве

Программно-методическое обеспечение

Список дополнительной литературы для учителя

  1. Банников В. Н., Петрук О. И. Изобразительное искусство в национальной школе; методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2005.- 61с.
  2. Банников В. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования: программно- методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2004.-116 с.
  3. Белявская-Ерныхова Е. А. Этнотворческая лаборатория «Утренняя заря».- Саранпауль, 2005-66 с.
  4. Валов А. А. Художники города Ханты- Мансийска: альбом.- Ханты-Мансийск, 1997.-62 с.
  5. История Ханты- Мансийского автономного округа с древности до наших дней /Отв. Ред. Редик Д. А.- Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000. – 467 с.
  6. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. – Екатеринбург, 2001. – 117 с.
  7. Кудрявцев В. Т,, Решетникова Р. Г. Ребёнок и декоративно-прикладное искусство обских угров.- М.: Издательство ИКАР, 1993. – 208 с.
  8. Лукина Н. В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа).- Томск.: Изд. Томского университета, 2000. – 239 с.
  9. Оборотова Е. А. Уроки Евдокии Ерныховой. – Берёзово, 1997.- 207 с.
  10. Устенко Л. Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое пособие. - Ханты-Мансийск, 2006.- 65 с.
  11. Шпикалова Т. Я. Яживу в России. – М.: Просвещение, 2006.-32 с.
  12. Оборотова Е. А. Уроки Евдокии Ерныховой. – Берёзово, 1997.-207с.
  13. Устенко Л. Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2006. – 65 с.
  14. Художники Югры – 250-летию РосУсийской академии художеств. – Омск: Изд. «Дантея», 2007. – 25 с.
  15. Работа с интерактивной доской,
  16. Спрограммами Power Point Corel и DRAW X3,
  17. С ресурсами Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

-http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ce29c446-d56c4d95b1d9f45363a6992d/?interface=catalog;

-  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4184553-1001-4d78-ab5e-b28922674205/?sort=order&interface=catalog&rubric_id%5b%5d=48656;

-  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/87f11899-641d-407a-b798-d38a8d572baa/?;

-  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b785a721-0dfb-4ead-a199-d9a75eb7023c/?from=6e5e3dad-f756-4d41-967a909ef5813fdc&interface=themcol&rub_guid%5b%5d=6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc&rubric_id%5b%5d=48693;

- http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card.jsp?card_id=23348&category_id=10116;

- http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card.jsp?card_id=23347&category_id=10116,

    Применение компьютерных технологий позволяет значительно снизить трудоемкость обучения и сэкономить время как учителям, так и школьникам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по искусству 8-9 классы

рабочая программа по искусству 8-9 классы составлена по программе Критской, Сергеевой...

Рабочая программа по Искусству 8-9 классы

Отличая рабочая программа по искусству 8-9 классы  Савицкой Галины Петровны г. Ноябрьска. Рекомендую всем учителям как основу к своей рабочей программе....

Рабочая программа по искусству 8-9 класс

Составлена на основе авторской программы Г. П. Серге­евой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»...

Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана по...

Рабочая программа по искусству 8-9 классы

Рабочая программа,  "Искусство" 8-9 кл,  предназначена для учителя, который работает по программе Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....

Рабочая программа по "Искусству" в 8 классе

Программа ориентирована на использование программы Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, И.Э.Кашековой....

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...