Рабочая программа по ИЗО для 6 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Рабочая программа по ИЗО для 6 класса адаптивной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_6_klass.docx | 33.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе для 6 класса по изобразительному искусству.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273. Используется программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой (автор М.Ю. Рау), издательство Москва «Просвещение» 2014 год. Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в общеобразовательных курсах содержит учебный предмет «ИЗО». «Изобразительное искусство» изучается в 6 классе. На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
I четверть –
II четверть –
III четверть –
IV четверть –
Настоящая программа обучения умственно отсталых детей школьного возраста изобразительному искусству составлена с учетом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, опыт обучения этому предмету. Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному искусству детей с умственной недостаточностью являются:
1. Развитие у учащихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе.
2. Развитие творческой изобразительной деятельности через формирование компонентов деятельности воображения (зрительного опыта в форме достаточно полных, точных и отчетливых образов-представлений и механизмов процесса воображения). Для достижения этой цели используется расчлененное, поэтапное обучение элементам художественной грамоты с привлечением образцов художественно-изобразительного искусства известных мастеров, при широком использовании разных видов работ, с привлечением разнообразных художественных материалов и технических средств, при создании адекватных педагогических условий.
3. Приобщение учащихся специальной школы к творческому социально значимому труду, умению работать коллективно.
4. Использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах обучения в школе.
5. Дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в связи с глубиной и тяжестью дефекта).
Таким образом, цель данного предмета – формирование умения изображать геометрические тела и предметы, умения использовать разные способы работы с гуашью и акварелью.
В процессе преподавания изобразительного искусства в средних классах решаются следующие задачи:
- развитие у учащихся умения наблюдать предметы и явления окружающей действительности и отражать их в разных видах художественной деятельности;
- овладение учащимися в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого — развитие у детей возможности творческой художественно-изобразительной деятельности через формирование структурных и операционных компонентов в процессе воображения;
- воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти, воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;
- развитие у учащихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;
- знакомство детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и обучение учащихся приемам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной иллюстрации, высказывать свое отношение к увиденному;
- воспитание у учащихся умения работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Содержание программы отражено в четырех разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию объектов», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию
произведений искусства».
Тематический план
№ | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата | Наглядность | Словарная работа |
1. | Зарисовка осеннего леса | 1 | Иллюстрации леса | Зарисовка, | |
2. | Объемные предметы. Фрукты и овощи | 1 | Муляжи фруктов и овощей | Объемная форма | |
3. | Лепка «Овощи» | 1 | Муляжи овощей | Объем | |
4. | Рисование на тему «Дождь в городе» | 1 | Иллюстрации | Цветовая гамма | |
5. | Рисование с натуры геометрических тел | 1 | Шар, цилиндр, конус | Шар, цилиндр, конус | |
6. | Лепка с натуры геометрических тел | 1 | Шар, цилиндр, конус | Шар, цилиндр, конус | |
7. | Аппликация «Торт» | 1 | Образец | Кондитерские изделия | |
8. | Беседа «Виды изо. Архитектура» | 1 | Иллюстрации | Архитектура, архитектор | |
9. | Аппликация с дорисовыванием «Сказочный город» | 1 | Образец аппликации | Башня | |
10. | Рисование с натуры «Кастрюля, луковица, морковь» | 1 | Кастрюля, луковица, морковь | Натюрморт | |
11. | Рисование крынки | 1 | Крынка | Крынка, симметрия | |
12. | Рисование фигуры человека | 1 | Таблица | Пропорции | |
13. | Лепка «Человек» | 1 | Таблица | Туловище | |
14. | Аппликация «Человек» | 1 | Таблица | Пропорции | |
15. | Рисование на тему «Веселый Новый год» | 1 | Иллюстрации | Карнавал | |
16. | Экскурсия в ДХШ | 1 | Экспонаты | ||
17. | Беседа «Виды изо. Графика» | 1 | Иллюстрации | Графика | |
18. | Рисование на тему «Лес зимой» | 1 | Картины художников | Набросок | |
19. | Картина из пластилина «Зимний лес» | 1 | Образец | ||
20. | Беседа на тему «Скульптура, как вид изобразительного искусства» | 1 | Иллюстрации | Скульптура, скульптор | |
21. | Рисование по представлению «Дом Бабы-Яги и дворец царя Салтана» | 1 | Иллюстрации | Дворец, избушка | |
22. | Аппликация «Избушка на курьих ножках» | 1 | Избушка | ||
23. | Лепка «Сказочный город» | 1 | Образцы | Композиция | |
24. | Рисование по представлению «Моя мама» | 1 | Детские работы | Пропорции | |
25. | Рисование по представлению «Пробуждение природы» | 1 | Иллюстрации художников | Цветовые оттенки | |
26. | Посещение выставки в ДХШ
| 1 | Экспозиция | ||
27. | Рисование игрушки - Матрешка | 2 | Матрешка | Матрешка | |
28. | Рисование птиц | 1 | Иллюстрации птиц | Перелетные и зимующие птицы | |
29. | Лепка «Птицы» | 1 | Образец | Перелетные и зимующие птицы | |
30. | Аппликация «Птичья гавань» | 1 | Образец | Гавань | |
31. | Рисование по памяти «Мой дедушка» | 1 | Детские работы | ||
32. | Составление плаката «Берегите лес!» | 1 | Плакат | Плакат | |
33. | Беседа «Выразительные средства живописи» | 1 | Средства живописи, живопись | ||
34. | Экскурсия на мемориал | 1 | Памятник, стелла |
Содержание программы
Обучение композиционной деятельности
Совершенствование умения использовать выразительные средства в работе над декоративной и сюжетной композицией (симметричное построение, величинный и светлотный контраст); достигать равновесия в композиции; использовать способы передачи глубины пространства (загораживание). (Применение в обучении метода сравнения, сопоставления правильного и ошибочного изображений, демонстрация способов изображения, наглядность при закреплении данного материала.) Совершенствование работы над композицией натюрморта. Закрепление умения учитывать формат и величину бумаги, фон в натюрморте; умения передавать глубину пространства, объемность предметов с помощью светотени. Формирование умения изображать предметы, форма которых образована сочетанием геометрических тел (цилиндра и шара, куба и параллелепипеда, усеченных конусов и т. п.). Сочинение сюжетных композиций по мотивам сказок, рассказов из курса классного и внеклассного чтения. Развитие умения оформлять открытки, приглашения на праздник, плакаты.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию объектов
Совершенствование наблюдательности у учащихся, умения обследовать и изображать предмет или группу предметов в определенной последовательности (закрепление знаний и умений, полученных в 4—5 классах).
Обучение способам изображения геометрических тел (шар, цилиндр, усеченный конус, куб, параллелепипед) и объемных предметов комбинированной формы (бидон, ваза, коробка); умению использовать вспомогательные линии при изображении и его проверке. Рисование птиц и зверей.
Развитие воображения учащихся. Знакомство с выразительными средствами рисунка:
реалистический, сказочный и схематический способы изображения человека, дерева, дома — в соответствующих сюжетных ситуациях (с демонстрацией произведений изобразительного искусства и работ детского творчества). Составление из частей сказочного изображения человека в форме аппликации (например, Бабы-яги, русалки),
дома (например, теремка), дерева (например, дерева в дремучем лесу) методом составления формы из обрывков бумаги.
Работа над понятием «красивое — некрасивое (безобразное)», «доброе — злое» на материале сопоставления образов сказочных персонажей.
Рисование узора на вырезанном из бумаги силуэте предмета. (Предварительно дети учатся изображать элементы узора.) Использование картофельного штампа в разных видах работ: при составлении композиции узора в круге, в построении сетчатого узора для ткани.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов
и формирование умения передавать его в живописи
Закрепление знаний о цвете и красках, умений использовать приемы работы гуашью и акварелью при изображении с натуры, на темы, в декоративном рисовании. Использование теплой и холодной гаммы в зависимости от содержания работы. Закрепление приемов работы акварелью «по-мокрому» и по сухой бумаге. Знакомство с приемами получения мягких оттенков цвета (замутнение цвета черным и белым), противопоставление мягких оттенков цвета ярким, чистым цветам («Праздник красок»).
Развитие эмоционального восприятия цвета: цвет радостный и мрачный. Знакомство детей с соответствием определенной цветовой гаммы доброму и злому персонажу в сказке, плохому и хорошему настроению, состоянию в природе (например, дождь, туман — солнечно, ясно).
Обучение восприятию произведений искусства
Закрепление знаний учащихся о видах изобразительного искусства, знакомство с новым видом искусства — архитектурой (постройками: жилыми, промышленными, культовыми и др.). Совершенствование умений учащихся рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства; развивать умение определять эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, умение высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение о нем (что больше всего понравилось, чем понравилось).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• приемы работы красками «по-мокрому» и по сухой бумаге;
• приемы замутнения цвета черным и белым;
• о существовании цветов радостных и мрачных; о соответствии определенной цветовой гаммы настроению человека, состоянию в природе и т. п.;
• некоторые самые выдающиеся памятники архитектуры в Москве, родном городе;
• название крупнейших музеев в Москве, Санкт-Петербурге, родном городе;
• речевой материал 1—6 классов.
Учащиеся должны уметь:
• изображать геометрические тела и объемные предметы комбинированной формы;
• использовать вспомогательные линии при изображении предмета; • подбирать соответствующие цвета к изображаемым предметам;
• передавать объемность формы способом светотени;
• передавать объем предметов цилиндрической и усеченной конической формы, используя перспективное сокращение (круга);
• получать и использовать смешанные цвета и некоторые оттенки цвета;
• различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение;
• рассказывать, что изображено на картине, чем она понравилась;
• планировать свою работу в лепке, над аппликацией, при изображении с натуры, в декоративной работе, рисовании на тему;
• рисовать человека, дерево, дом в сюжетной композиции;
• составлять узоры, соблюдая ритм.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Научно-методическая литература:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. в 2 сб./ под ред. И.М. Бгажноковой. – Москва «Просвещение», 2014.
- Дивные узоры. Наглядное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Транспорт в картинках. Выпуск 1: Наземный транспорт. Наглядное пособие для педагогов. – Издательство ГНОМ, 2011.
- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Литература для учащихся:
- Как рисовать транспорт. Учебное издание. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Дивные узоры. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Материально-техническое обеспечение:
- Демонстрационный материал «Фрукты», «Овощи», «Геометрические предметы», «Крынка», «Зимний лес», «Сказочный город», «Матрешка», «Птицы»
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...