Рабочая программа по ИЗО для 6 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Белан Елена Анатольевна

Рабочая программа по ИЗО для 6 класса адаптивной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_6_klass.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе для 6 класса по изобразительному искусству.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273. Используется программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой (автор М.Ю. Рау), издательство Москва «Просвещение» 2014 год. Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в общеобразовательных курсах содержит учебный предмет «ИЗО». «Изобразительное искусство» изучается в 6 классе. На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю,    34 часа в год.

I четверть –

II четверть –

III четверть –

IV четверть –

Настоящая программа обучения умственно отсталых детей школьного возраста изобразительному искусству составлена с учетом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, опыт обучения этому предмету. Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному искусству детей с умственной недостаточностью являются:

1. Развитие у учащихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе.

2. Развитие творческой изобразительной деятельности через формирование компонентов деятельности воображения (зрительного опыта в форме достаточно полных, точных и отчетливых образов-представлений и механизмов процесса воображения). Для достижения этой цели используется расчлененное, поэтапное обучение элементам художественной грамоты с привлечением образцов художественно-изобразительного искусства известных мастеров, при широком использовании разных видов работ, с привлечением разнообразных художественных материалов и технических средств, при создании адекватных педагогических условий.

3. Приобщение учащихся специальной школы к творческому социально значимому труду, умению работать коллективно.

4. Использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах обучения в школе.

5. Дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в связи с глубиной и тяжестью дефекта).

Таким образом, цель данного предмета – формирование умения изображать геометрические тела и предметы, умения использовать разные способы работы с гуашью и акварелью.

В процессе преподавания изобразительного искусства в средних классах решаются следующие задачи:

- развитие у учащихся умения наблюдать предметы и явления окружающей действительности и отражать их в разных видах художественной деятельности;

- овладение учащимися в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого — развитие у детей возможности творческой художественно-изобразительной деятельности через формирование структурных и операционных компонентов в процессе воображения;

- воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти, воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;

- развитие у учащихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;

- знакомство детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и обучение учащихся приемам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной иллюстрации, высказывать свое отношение к увиденному;

- воспитание у учащихся умения работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Содержание программы отражено в четырех разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию объектов», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию

произведений искусства». 

Тематический план

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата

Наглядность

Словарная работа

1.

Зарисовка осеннего леса

1

Иллюстрации леса

Зарисовка,

2.

Объемные предметы. Фрукты и овощи

1

Муляжи фруктов и овощей

Объемная форма

3.

Лепка «Овощи»

1

Муляжи овощей

Объем

4.

Рисование на тему «Дождь в городе»

1

Иллюстрации

Цветовая гамма

5.

Рисование с натуры геометрических тел

1

Шар, цилиндр, конус

Шар, цилиндр, конус

6.

Лепка с натуры геометрических тел

1

Шар, цилиндр, конус

Шар, цилиндр, конус

7.

Аппликация «Торт»

1

Образец

Кондитерские изделия

8.

Беседа «Виды изо. Архитектура»

1

Иллюстрации

Архитектура, архитектор

9.

Аппликация с дорисовыванием «Сказочный город»

1

Образец аппликации

Башня

10.

Рисование с натуры «Кастрюля, луковица, морковь»

1

Кастрюля, луковица, морковь

Натюрморт

11.

Рисование крынки

1

Крынка

Крынка, симметрия

12.

Рисование фигуры человека

1

Таблица

Пропорции

13.

Лепка «Человек»

1

Таблица

Туловище

14.

Аппликация «Человек»

1

Таблица

Пропорции

15.

Рисование на тему «Веселый Новый год»

1

Иллюстрации

Карнавал

16.

Экскурсия в ДХШ              

1

Экспонаты

17.

Беседа «Виды изо. Графика»

1

Иллюстрации

Графика

18.

Рисование на тему «Лес зимой»

1

Картины художников

Набросок

19.

Картина из пластилина «Зимний лес»

1

Образец

20.

Беседа на тему «Скульптура, как вид изобразительного искусства»

1

Иллюстрации

Скульптура, скульптор

21.

Рисование по представлению «Дом Бабы-Яги и дворец царя Салтана»

1

Иллюстрации

Дворец, избушка

22.

Аппликация «Избушка на курьих ножках»

1

Избушка

23.

Лепка «Сказочный город»

1

Образцы

Композиция

24.

Рисование по представлению «Моя мама»

1

Детские работы

Пропорции

25.

Рисование по представлению «Пробуждение природы»

1

Иллюстрации художников

Цветовые оттенки

26.

Посещение выставки в ДХШ            

                                             

1

Экспозиция

27.

Рисование игрушки - Матрешка

2

Матрешка

Матрешка

28.

Рисование птиц

1

Иллюстрации птиц

Перелетные и зимующие птицы

29.

Лепка «Птицы»

1

Образец

Перелетные и зимующие птицы

30.

Аппликация «Птичья гавань»

1

Образец

Гавань

31.

Рисование по памяти «Мой дедушка»

1

Детские работы

32.

Составление плаката «Берегите лес!»

1

Плакат

Плакат

33.

Беседа «Выразительные средства живописи»

1

Средства живописи, живопись

34.

Экскурсия на мемориал    

1

Памятник, стелла

Содержание программы

Обучение композиционной деятельности

Совершенствование умения использовать выразительные средства в работе над декоративной и сюжетной композицией (симметричное построение, величинный и светлотный контраст); достигать равновесия в композиции; использовать способы передачи глубины пространства (загораживание). (Применение в обучении метода сравнения, сопоставления правильного и ошибочного изображений, демонстрация способов изображения, наглядность при закреплении данного материала.) Совершенствование работы над композицией натюрморта. Закрепление умения учитывать формат и величину бумаги, фон в натюрморте; умения передавать глубину пространства, объемность предметов с помощью светотени. Формирование умения изображать предметы, форма которых образована сочетанием геометрических тел (цилиндра и шара, куба и параллелепипеда, усеченных конусов и т. п.). Сочинение сюжетных композиций по мотивам сказок, рассказов из курса классного и внеклассного чтения. Развитие умения оформлять открытки, приглашения на праздник, плакаты.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,

пропорции, конструкцию объектов

Совершенствование наблюдательности у учащихся, умения обследовать и изображать предмет или группу предметов в определенной последовательности (закрепление знаний и умений, полученных в 4—5 классах).

Обучение способам изображения геометрических тел (шар, цилиндр, усеченный конус, куб, параллелепипед) и объемных предметов комбинированной формы (бидон, ваза, коробка); умению использовать вспомогательные линии при изображении и его проверке. Рисование птиц и зверей.

Развитие воображения учащихся. Знакомство с выразительными средствами рисунка:

реалистический, сказочный и схематический способы изображения человека, дерева, дома — в соответствующих сюжетных ситуациях (с демонстрацией произведений изобразительного искусства и работ детского творчества). Составление из частей сказочного изображения человека в форме аппликации (например, Бабы-яги, русалки),

дома (например, теремка), дерева (например, дерева в дремучем лесу) методом составления формы из обрывков бумаги.

Работа над понятием «красивое — некрасивое (безобразное)», «доброе — злое» на материале сопоставления образов сказочных персонажей.

Рисование узора на вырезанном из бумаги силуэте предмета. (Предварительно дети учатся изображать элементы узора.) Использование картофельного штампа в разных видах работ: при составлении композиции узора в круге, в построении сетчатого узора для ткани.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов

и формирование умения передавать его в живописи

Закрепление знаний о цвете и красках, умений использовать приемы работы гуашью и акварелью при изображении с натуры, на темы, в декоративном рисовании. Использование теплой и холодной гаммы в зависимости от содержания работы. Закрепление приемов работы акварелью «по-мокрому» и по сухой бумаге. Знакомство с приемами получения мягких оттенков цвета (замутнение цвета черным и белым), противопоставление мягких оттенков цвета ярким, чистым цветам («Праздник красок»).

Развитие эмоционального восприятия цвета: цвет радостный и мрачный. Знакомство детей с соответствием определенной цветовой гаммы доброму и злому персонажу в сказке, плохому и хорошему настроению, состоянию в природе (например, дождь, туман — солнечно, ясно).

Обучение восприятию произведений искусства

Закрепление знаний учащихся о видах изобразительного искусства, знакомство с новым видом искусства —  архитектурой (постройками: жилыми, промышленными, культовыми и др.). Совершенствование умений учащихся рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства; развивать умение определять эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, умение высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение о нем (что больше всего понравилось, чем понравилось).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• приемы работы красками «по-мокрому» и по сухой бумаге;

• приемы замутнения цвета черным и белым;

• о существовании цветов радостных и мрачных; о соответствии определенной цветовой гаммы настроению человека, состоянию в природе и т. п.;

• некоторые самые выдающиеся памятники архитектуры в Москве, родном городе;

• название крупнейших музеев в Москве, Санкт-Петербурге, родном городе;

речевой материал 1—6 классов.

Учащиеся должны уметь:

• изображать геометрические тела и объемные предметы комбинированной формы;

• использовать вспомогательные линии при изображении предмета; • подбирать соответствующие цвета к изображаемым предметам;

• передавать объемность формы способом светотени;

• передавать объем предметов цилиндрической и усеченной конической формы, используя перспективное сокращение (круга);

• получать и использовать смешанные цвета и некоторые оттенки цвета;

• различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение;

• рассказывать, что изображено на картине, чем она понравилась;

• планировать свою работу в лепке, над аппликацией, при изображении с натуры, в декоративной работе, рисовании на тему;

• рисовать человека, дерево, дом в сюжетной композиции;

• составлять узоры, соблюдая ритм.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Научно-методическая литература:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. в 2 сб./ под ред. И.М. Бгажноковой. – Москва «Просвещение», 2014.

- Дивные узоры. Наглядное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

- Транспорт в картинках. Выпуск 1: Наземный транспорт. Наглядное пособие для педагогов. – Издательство ГНОМ, 2011.

- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Литература для учащихся:

- Как рисовать транспорт. Учебное издание. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

- Дивные узоры. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Материально-техническое обеспечение:

- Демонстрационный материал «Фрукты», «Овощи», «Геометрические предметы», «Крынка», «Зимний лес», «Сказочный город», «Матрешка», «Птицы»

- Ноутбук

- Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...