рабочая программа для 5 класса по рисованию
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа для 5 класса 1 вариант УП по рисованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_risovaniyu_5_klass.docx | 45.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе для 5 класса 1 вариант УП по рисованию.
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. за № 273;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599;
3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4.Учебный план КОУ.
Основная цель реализации программы заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.
Направлениями работы являются формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, развитие общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности, развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи реализации программы:
- формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;
- развитие художественного вкус: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности;
- воспитание потребности в художественном творчестве.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках рисования заключается в следующем:
- в коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- в развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формировании умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
- в коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
- в развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Общая характеристика предмета
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение.
Содержание программы отражено в пяти разделах:
1.подготовительный период обучения;
2.обучение композиционной деятельности;
3.развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию;
4.развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи;
5.обучение восприятию произведений искусства.
Программой предусматриваются следующие виды деятельности обучающихся:
- рисование с натуры и по образцу;
- рисование по памяти, представлению, воображению;
- рисование на свободную и заданную тему;
- декоративное рисование;
- участие в беседах о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного творчества.
В соответствии с требованиями ФГОС, в результате изучения данного курса обучающимися с умственной отсталостью у них будут сформированы элементарные эстетические представления. Дети овладеют практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных видах рисования.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Рисование» относится к образовательной области «Искусство». В 5 классе занятия проводятся 2 раза в неделю, по 40 минут. Общее количество занятий в год – 68 часов.
I четверть -
II четверть -
III четверть -
IV четверть –
Год -
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения искусства;
- проявление эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- наличие уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- проявление этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- развитие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- мотивация к участию в творческой деятельности, достижению результата;
- формирование мотивации к творческому труду.
Формируемые базовые учебные действия:
Коммуникативные УД:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в зависимости от ситуации;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения познавательных и коммуникативных задач.
Регулятивные УД:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- адекватно соблюдать ритуалы и традиции школьного поведения;
- осознанно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
- адекватно осуществлять контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- адекватно реагировать на внешнюю критику и оценку.
Познавательные УД:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- делать более глубокие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- использовать усвоенные логические операции в процессе выполнения задания: анализировать, синтезировать, применять установленные аналогии, закономерности, причинно-следственные связи, в соответствии с индивидуальными возможностями;
- получать и работать с информацией (понимать изображение, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);
- использовать знания строения человека в повседневной жизни;
- знать и называть предметы и явления окружающего мира;
- использовать в жизни и деятельности межпредметные знания, отражающие несложные доступные связи и отношения между объектами и процессами.
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание, в зависимости от вида работ, особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;
- умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
- умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
- умение целесообразно организовывать свою изобразительную деятельность;
- умение планировать работу;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению, по образцу предметы несложной формы и конструкции;
- передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
- знание правил композиции, цветоведения;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;
- умение передавать в рисунке контур предмета;
- элементарные способы в передаче объема, в графике и в живописи;
- умение составить несложный натюрморт из простых и комбинированных предметов, умение перенести его на лист бумаги;
- знание и умения в передаче воздушной перспективы в рисовании пейзажа акварельными и гуашевыми красками;
- знание законов построения портрета, композиция в групповом портрете;
- умение передачи настроения и характера через цвет в портрете;
- умение передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;
- умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета;
- знать и уметь использовать в повседневной жизни декоративно-прикладное искусство;
- уметь использовать и рисовать виды узоров, в зависимости от формы и назначения предмета;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- умение адекватно оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности; осуществлять текущий и заключительный контроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы.
Достаточный уровень:
- знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- знание основных изобразительных, выразительных и гармоничных средств изобразительного искусства; знание законов и правил цветоведения, стилизации, формы предмета и др.;
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, декоративно-прикладное искусство и др.);
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование с образца;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
- умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя; нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради, в других информационных источниках;
- умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
- умение передавать в рисунке контур предмета с небольшой помощью учителя;
- иметь представление о передаче объема в графике и в живописи;
- умение составить легкий натюрморт из простых предметов, умение перенести его на лист бумаги с небольшой помощью учителя;
- иметь представление в построении портрета, уметь применять эти знания на практике;
- умение срисовывать по образцу несложные по содержанию картинки в соответствии с заданной темой;
- иметь представление и использовать в повседневной жизни декоративно-прикладное искусство;
- знать и уметь рисовать виды узоров;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- умение адекватно оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).
Содержание учебного предмета
1 раздел. Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и использовать инструменты (карандаши, кисть, краски), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
2 раздел. Обучение композиционной деятельности
Формирование понятий: «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «узор», «орнамент», «симметрия»
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке. Композиция, достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д., композиционный центр (зрительный центр композиции); смысловые связи между изображаемыми предметами.
3 раздел. Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами, разнообразие форм предметного мира при рисовании предметов, транспорта, человека. Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке. Передача пропорций при построении натюрморта из простых и комбинированных форм. Применение приемов передачи графических образов (дерева, предметов быта, учебы и отдыха) в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
4 раздел. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
- раздел. Обучение восприятию произведений искусства
Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина; материалы используемые для изображения на бумаги; красота и разнообразие выразительных средств живописи и графики; декоративно прикладное искусство его истоки и роль в современной жизни человека; произведения народных художественных промыслов в России с учетом местных условий; ведущие музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи; представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России); фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие.
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока | Содержание занятия | Основные виды деятельности обучающихся | Часы |
1 четверть | ||||
1 | Наброски лодки, лайнера | Беседа о набросках, набросок как изучение натуры. Анализ строения кораблей, разбор пошагового алгоритма рисования. Лайнер, лодка. Цветные карандаши. | Участвовать в беседах. определять виды и жанры картин, способы техник выполнения картины. Просматривать презентации, репродукции картин. Выполнять рисунок по образцу, по теме, по воображению. Наблюдать предметы, их связь с геометрической формой; видеть основные цвета предмета их изменение в зависимости от освещения; видеть свет, светотень, тень, падающую тень; видеть конструкции и образы объектов окружающего мира. С помощью педагога: выполнять исследования(наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изучать способы передачи объема, передачи сложной формы через набор простых форм, изучать новые материалы: их виды, особенности работы; – анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать и составлять с помощью учителя и самостоятельно простейший алгоритм рисования; – воплощать поставленную цель с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы и поставленную инструкцию выполнения; – планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; Самостоятельно организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасности в работе. С помощью педагога – определять особенности рисунка, подбирать соответствующие геометрические формы, дорисовывать до образца. С небольшой помощью педагога – осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию), – оценивать результат своей работы: точность изображаемого, аккуратность и правильность выполненной работы; уметь исправить ошибки в работе; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников. Участвовать в беседах. определять виды и жанры картин, способы техник выполнения картины. Просматривать презентации, репродукции картин. Выполнять рисунок по образцу, по теме, по воображению. Наблюдать предметы, их связь с геометрической формой; видеть основные цвета предмета их изменение в зависимости от освещения; видеть свет, светотень, тень, падающую тень; видеть конструкции и образы объектов окружающего мира. С помощью педагога: выполнять исследования(наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изучать способы передачи объема, передачи сложной формы через набор простых форм, изучать новые материалы: их виды, особенности работы; – анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать и составлять с помощью учителя и самостоятельно простейший алгоритм рисования; – воплощать поставленную цел с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы и поставленную инструкцию выполнения; – планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; Самостоятельно организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасности в работе. С помощью педагога – определять особенности рисунка, подбирать соответствующие геометрические формы, дорисовывать до образца. С небольшой помощью педагога – осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию), – оценивать результат своей работы: точность изображаемого, аккуратность и правильность выполненной работы; уметь исправить ошибки в работе; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников. | 1 |
2 | Рисование по образцу: «Под парусами» | Беседа о конструкции кораблей и использование геометрических фигур при их рисовании, основные особенности, отличия во внешнем виде при передаче формы в рисунке. Разбор пошагового алгоритма рисования парусников. Работа акварелью и восковыми мелками. | 2 | |
3 4 5 | Рисование пейзажа по воображению: «Пиратский остров» | Беседа о воздушной и линейной перспективе в пейзаже. Анализ формы двухмачтового судна. Разбор пошагового алгоритма рисования. Дорисовывание к двухмачтовому судну сюжетной линии, для раскрытие темы пиратского острова. Работа акварелью над фоном с передачей воздушной перспективы, прорисовка деталей гуашью. | 3 | |
6 | Наброски строительного крана | Беседа о строительной технике. Анализ строительного и стрелового крана. Разбор пошагового алгоритма рисования строительных кранов. Дорисовывание объектов к крану. Раскрашивание работы простым карандашом. | 1 | |
7 | Наброски бетономешалки | Просмотр картин и репродукций с изображением строительной техники, бетономешалки. Анализ бетономешалки, разбор пошагового алгоритма рисования. Работа в цвете цветными карандашами. | 1 | |
8 9 10 | Рисование по воображению: «На стройке» | Беседа о стройке, просмотр репродукций художников на тему: «Стройка»; беседа о передача линейной перспективы и пропорций в домах и строительной технике в рисунке; самостоятельная работа над эскизом, работа в цвете акварелью и проработка деталей гуашью. | 3 | |
11 | Наброски посуды цилиндрической формы | Беседа о передачи формы и объема в двухмерной плоскости. Наброски бокала без ручки, кастрюли, чайника или вазы. Анализ формы и передаче его через геометрические фигуры. Передача только падающей тени в графике. | 1 | |
12 | Наброски посуды конический формы | Беседа. Анализ и разбор посуды конической формы, передача его через геометрические фигуры, в графике; с передачей падающей тени и тени предмета. Заварочный чайник, ваза. | 1 | |
13 | Наброски предметов квадратной формы | Беседа. Анализ и разбор квадратной формы, передача его через геометрические фигуры, в графике; с передачей светотени: куб, старинная кофемолка, коробка. | 1 | |
14 | Наброски предметов прямоугольной формы | Беседа. Анализ и разбор прямоугольной формы, передача его через геометрические фигуры, в графике; с передачей светотени: параллелепипед, книга, лейка, бидон. | 1 | |
15 16 | Рисование группы из трех предметов разной геометрической формы | Беседа. Анализ несложного натюрморта из трех предметов, разбор пошагового алгоритма рисования, передача объема через графику простым карандашом. | 2 | |
2 четверть | ||||
17 18 | Наброски посуды комбинированной формы | Беседа о строение сложных комбинированных формах в посуде. Анализ комбинированной формы разбор алгоритма рисования, через геометрические фигуры. Сложные вазы, кувшины, чайники.(наброски без передачи объема) | 2 | |
19 | Наброски тарелки, ложки | Беседа. Анализ и разбор строения тарелки и ложки, передача их через геометрические фигуры, в графике цветными карандашами с передачей светотени в силе кубизм. | 1 | |
20 21 22 | Наброски чайной пары | Беседа. Анализ и разбор построения чайной пары, передача их через геометрические фигуры, передачей светотени в силе кубизм грушевыми красками. | 3 | |
23 24 25 26 | Натюрморт: «Фрукты в вазе» | Беседа о натюрморте и композиционном центре в стиле кубизм. Разбор пошагового алгоритма рисования натюрморта. Прорисовка светотени в стиле кубизма. Формат А3 , работа над фоном акварельными красками, фрукты и посуда гуашью. Работа в цвете в стиле кубизм . | 4 | |
27 | Беседа о жанре «Портрет». Форма и пропорции лица | Беседа о портрете как жанре изобразительного искусства, его значение и роль в мировом искусстве. Разбор и наброски разных форм лица, пропорции в рисовании лица. | 1 | |
28 | Наброски частей лица: глаз, губ, носа, уха. | Беседа о строение формы глаз, губ, носа. Наброски на листе бумаги разных форм глаз, губ, носа через геометрические фигуры, срисовывание с образца. | 1 | |
29 | Рисование портрета по образцу. | Беседа. Анализ построение и применения пропорции в рисовании лица, разбор алгоритма рисования портрета по образцу. | 1 | |
30 31 32 | Рисование автопортрета | Беседа об автопортрете в изобразительном искусстве. Разбор алгоритма рисования автопортрета; работа в цвете, над фоном акварелью, проработка деталей гуашью, в стиле кубизм. Формат А3 | 3 | |
3 четверть | ||||
33 34 35 36 | Семейный портрет из 2-3х человек | Беседа о групповом портрете. Повторение пошагового рисования портрета. Рисование по фотографии. Работа над портретом в цвете, подмалевок акварелью, проработка деталей гуашью. Формат А3 | 4 | |
37 38 | Наброски фигуры человека | Беседа о строение человека. Анализ особенностей при рисовании человека. Разбор пошагового алгоритма рисования статичной фигуры человека. | 2 | |
39 40 | Наброски сидящего человека | Беседа. Анализ построение фигуры человека в сидящем положении; разбор пошагового алгоритма рисования, наброски друг друга. Работа цветными карандашами. | 2 | |
41 42 | Наброски человека в движении | Беседа. Анализ построение фигуры человека в движении; разбор пошагового алгоритма рисования, наброски учеников в движении. | 2 | |
43 | Рисование сюжета из двух трех человек в движении | Беседа. Разбор пошагового алгоритма рисования сюжета из двух трех человек в движении. Самостоятельное рисование набросков с картинок. Цветные карандаши. | 1 | |
44 | Рисование по образцу: «Спортивная секция» | Беседа. Разбор пошагового алгоритма рисования по образцу на тему «Спортивная секция». Самостоятельное рисование Цветные карандаши. | 1 | |
45 46 47 48 | Рисование по воображению: «На футболе» | Беседа о картинах художников на спортивные темы, рассматривание репродукций. Разбор алгоритма рисования по воображению. Самостоятельное рисование Работа в цвете: подмалевок акварелью, проработка деталей гуашью. Формат А3 | 4 | |
49 50 51 52 | Иллюстрация: «Мы идем в поход» | Беседа об иллюстрации литературных произведений. Анализ алгоритма рисования иллюстрации. Самостоятельное рисование Работа в цвете: подмалевок акварелью, проработка деталей гуашью. Формат А3 | 4 | |
4 четверть | ||||
53 | Беседа: «ДПИ как жанр изобразительного искусства» Узор и орнамент. | Беседа о ДПИ как жанре изобразительного искусства. Виды узоров; отличие узора от орнамента; на обведенную по шаблону чашку и чайник, самостоятельно придумывают узор. | 1 | |
54 | Геометрический орнамент в полосе повторяющийся и чередующийся. | Беседа о геометрических узорах и орнаментах. Разбор видов построение чередующегося и повторяющегося геометрического узора. Альбомный лист, горизонтально, делим на четыре полосы и с образца, рисуем геометрический орнамент. Работа в цвете, цветными карандашами. | 1 | |
55 | Геометрический орнамент. «Рисование солнца» | Беседа. Рисуем геометрический орнамент в полосе, каждый луч, новый геометрический повторяющейся узор, в середине солнце из спиралевидного узора. | 1 | |
56 | Рисование «Греческой вазы» из геометрического узора | Беседа о греческих вазах и геометрическом узоре. Об водка шаблона греческой вазы. Самостоятельное роспись греческой вазы геометрическим орнаментом, раскрашивание цветными карандашами. | 1 | |
57 | Растительный узор. Орнамент в полосе из ягод | Беседа о видах растительного узора. Орнамент в полосе из ягод. Альбомный лист, горизонтально, делим на четыре полосы и с образцов на выбор, рисуем повторяющийся или чередующейся орнамент из ягод. Работа в цвете, цветными карандашами. | 1 | |
58 | Растительный узор. Орнамент в полосе из листьев. | Беседа о растительном узоре - листья. Альбомный лист, горизонтально, делим на четыре полосы и с образцов на выбор, рисуем повторяющийся или чередующейся орнамент из листьев. Работа в цвете, цветными карандашами. | 1 | |
59 | Растительный узор. Орнамент в полосе из цветов | Беседа о растительном узоре - цветы. Альбомный лист, горизонтально, делим на четыре полосы и с образцов на выбор, рисуем повторяющийся или чередующейся орнамент из цветов. Работа в цвете, цветными карандашами. | 1 | |
60 | Коллективная работа: «Роспись платья барышни растительным узором». | Беседа о сарафанах девушек древней Руси и его украшении растительным узором. Класс делиться на две группы и каждая подгруппа выбирает, какой из растительных узоров будет использовать в украшении костюма; каждому из участников группы выделяется элемент костюма, шаблон, который он должен украсить, работа акварельными красками. | 1 | |
61 | Орнамент в полосе из животного узора | Беседа о видах животного узора. Альбомный лист, горизонтально, делим на четыре полосы и с образцов на выбор, рисуем повторяющийся или чередующейся орнамент животных. Работа в цвете, цветными карандашами. | 1 | |
62 | Роспись меча, кинжала. | Беседа о холодном оружии в древности и его украшении. Самостоятельная роспись обведённого шаблона меча, животным узором или орнаментом. | 1 | |
63 | Роспись в круге | Беседа о схемах построения орнамента в круге. Самостоятельная роспись в круге по одной из схем, одним из изученных видов узоров на выбор учащихся. Работа в цвете акварельными красками | 1 | |
64 | Роспись в квадрате | Беседа о схемах построения орнамента в квадрате. Самостоятельная роспись в квадрате по одной из схем, одним из изученных видов узоров на выбор учащихся. Работа в цвете акварельными красками | 1 | |
65 | Роспись в треугольнике | Беседа о схемах построения орнамента в треугольнике. Самостоятельная роспись в треугольнике по одной из схем, одним из изученных видов узоров на выбор учащихся. Работа в цвете цветными карандашами. | 1 | |
66 | Роспись подноса | Беседа. Самостоятельная роспись, на выбор учащихся одним из изученных видов узора. Работа в цвете цветными карандашами. | 1 | |
67 68 | Роспись разделочной доски | Беседа. Самостоятельная роспись обведенного шаблона разделочной доски, на выбор учащихся одним из изученных видов узора. Работа акварельными красками. Формат А3 | 2 | |
ИТОГО | 68 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение учебного предмета предполагает наличие:
печатных пособий:
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
- дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте
информационно-коммуникативных средств:
- мультимедийные обучающие художественные программы;
- общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности технических средств обучения;
экранно-звуковых пособий:
- аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
- видеофильмы и презентации памятников архитектуры и художественных музеев;
- видеофильмы и презентации видов и жанров изобразительного искусства; творчества отдельных художников;
- видеофильмы и презентации народных промыслов; художественных стилей и технологий;
учебно-практического оборудования:
- конструкторы;
- краски акварельные,
- гуашевые;
- бумага А3, А4;
- бумага цветная;
- фломастеры;
- восковые мелки;
- кисти беличьи № 5, 10, 20;
- кисти из щетины № 3, 10, 20;
- стеки;
- ножницы;
- рамки для оформления работ;
- тренажеры (прозрачные папки) для выработки навыков рисования;
- шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
моделей и натурального ряда:
- муляжи фруктов и овощей (комплект);
- гербарии;
- изделия декоративно –прикладного искусства и народных промыслов;
- гипсовые геометрические тела;
- гипсовые орнаменты;
- модель фигуры человека, животных, птиц, рыб;
- керамические изделия;
- предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз);
световой стол для рисования песком (световой стол, песок).
Список использованной литературы
- Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
- Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
- Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., 2002.
- Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ /М. : Просвещение, 1987г.
- Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
- Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. — М.: ООО фирма «Издательство АСТ», 1998.
- Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г. № 4/15)
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утв. Приказом МО РФ № 1598, от 19.12.2014 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа по предмету Лепка, рисование, ручное творчество . 6-9 классы
Рабочая программа составлена для учащихся 8 вида с тяжелыми нарушениями дефекта....
Рабочая программа внеурочного курса Объемное рисование
Внеурочная деятельность...