рабочая программа для 5 класса по рисованию
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Белан Елена Анатольевна

Рабочая программа для 5 класса 1 вариант УП по рисованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_risovaniyu_5_klass.docx45.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе для 5 класса 1 вариант УП по рисованию.

        Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. за № 273;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599;

3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4.Учебный план КОУ.

        Основная цель реализации программы заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.

        Направлениями работы являются формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, развитие общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности, развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

        Основные задачи реализации программы:

- формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;

- развитие художественного вкус: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности;

- воспитание потребности в художественном творчестве.

        Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках рисования заключается в следующем:

- в коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

- в развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формировании умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

- в коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;

- в развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Общая характеристика предмета

        Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение.

        Содержание программы отражено в пяти разделах:

1.подготовительный период обучения;

2.обучение композиционной деятельности;

3.развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию;

4.развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи;

5.обучение восприятию произведений искусства.

        Программой предусматриваются следующие виды деятельности обучающихся:

- рисование с натуры и по образцу;

- рисование по памяти, представлению, воображению;

- рисование на свободную и заданную тему;

- декоративное рисование;

- участие в беседах о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного творчества.

        В соответствии с требованиями ФГОС, в результате изучения данного курса обучающимися с умственной отсталостью у них будут сформированы элементарные эстетические представления. Дети овладеют практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных видах рисования.

Описание места предмета в учебном плане

        Учебный предмет «Рисование» относится к образовательной области «Искусство». В 5 классе занятия проводятся 2 раза в неделю, по 40 минут. Общее количество занятий в год – 68 часов.

I четверть -

II четверть -

III четверть -

IV четверть –

Год -

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Планируемые личностные результаты:

- испытывать чувство гордости за свою страну;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

- гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения искусства;

- проявление эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- наличие уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- проявление этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- развитие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- мотивация к участию в творческой деятельности, достижению результата;

- формирование мотивации к творческому труду.

        Формируемые базовые учебные действия:

Коммуникативные УД:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в зависимости от ситуации;

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения познавательных и коммуникативных задач.

Регулятивные УД:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- адекватно соблюдать ритуалы и традиции школьного поведения;

- осознанно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;

- адекватно осуществлять контроль в совместной деятельности;

- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- адекватно реагировать на внешнюю критику и оценку.

Познавательные УД:

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- делать более глубокие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- использовать усвоенные логические операции в процессе выполнения задания: анализировать, синтезировать, применять установленные аналогии, закономерности, причинно-следственные связи, в соответствии с индивидуальными возможностями;

- получать и работать с информацией (понимать изображение, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);

- использовать знания строения человека в повседневной жизни;

- знать и называть предметы и явления окружающего мира;

- использовать в жизни и деятельности межпредметные знания, отражающие несложные доступные связи и отношения между объектами и процессами.

Планируемые предметные результаты:

Минимальный уровень:

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание, в зависимости от вида работ, особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;

- умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;

- умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

- умение целесообразно организовывать свою изобразительную деятельность;

- умение планировать работу;

- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению, по образцу предметы несложной формы и конструкции;

- передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

- знание правил композиции, цветоведения;

- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

- применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;

- умение передавать в рисунке контур предмета;

- элементарные способы в передаче объема, в графике и в живописи;

- умение составить несложный натюрморт из простых и комбинированных предметов, умение перенести его на лист бумаги;

- знание и умения в передаче воздушной перспективы в рисовании пейзажа акварельными и гуашевыми красками;

- знание законов построения портрета, композиция в групповом портрете;

- умение передачи настроения и характера через цвет в портрете;

- умение передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;

- умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета;

- знать и уметь использовать в повседневной жизни декоративно-прикладное искусство;

- уметь использовать и рисовать виды узоров, в зависимости от формы и назначения предмета;

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

- умение адекватно оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности; осуществлять текущий и заключительный контроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы.

Достаточный уровень:

- знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;

- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

- знание основных изобразительных, выразительных и гармоничных средств изобразительного искусства; знание законов и правил цветоведения, стилизации, формы предмета и др.;

- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, декоративно-прикладное искусство и др.);

- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование с образца;

- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

- умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя; нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради, в других информационных источниках;

- умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

- умение передавать в рисунке контур предмета с небольшой помощью учителя;

- иметь представление о передаче объема в графике и в живописи;

- умение составить легкий натюрморт из простых предметов, умение перенести его на лист бумаги с небольшой помощью учителя;

- иметь представление в построении портрета, уметь применять эти знания на практике;

- умение срисовывать по образцу несложные по содержанию картинки в соответствии с заданной темой;

- иметь представление и использовать в повседневной жизни декоративно-прикладное искусство;

- знать и уметь рисовать виды узоров;

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

- умение адекватно оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).

Содержание учебного предмета

1 раздел. Подготовительный период обучения

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и использовать инструменты (карандаши, кисть, краски), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

2 раздел. Обучение композиционной деятельности

Формирование понятий: «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «узор», «орнамент», «симметрия»

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке. Композиция, достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д., композиционный центр (зрительный центр композиции); смысловые связи между изображаемыми предметами.

3 раздел. Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами, разнообразие форм предметного мира при рисовании предметов, транспорта, человека. Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке. Передача пропорций при построении натюрморта из простых и комбинированных форм. Применение приемов передачи графических образов (дерева, предметов быта, учебы и отдыха) в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

4 раздел. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

        Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись»  и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

  1. раздел. Обучение восприятию произведений искусства

        Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина; материалы используемые  для изображения на бумаги; красота и разнообразие выразительных средств живописи и графики; декоративно прикладное искусство его истоки и роль в современной жизни человека; произведения народных художественных промыслов в России с учетом местных условий; ведущие музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи;  представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России); фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие.

Тематическое планирование 5 класс

Тема урока

Содержание занятия

Основные виды деятельности обучающихся

Часы

1 четверть

1

Наброски лодки, лайнера

Беседа о набросках, набросок как изучение натуры.  Анализ строения кораблей, разбор пошагового алгоритма рисования.

Лайнер, лодка. Цветные карандаши.

Участвовать в беседах. определять виды и жанры картин, способы техник выполнения картины. Просматривать презентации, репродукции картин.  Выполнять рисунок по образцу, по теме, по воображению.

Наблюдать предметы, их связь с геометрической формой; видеть основные цвета предмета их изменение в зависимости от освещения; видеть свет, светотень, тень, падающую тень; видеть

конструкции и образы объектов окружающего мира. С помощью педагога: выполнять исследования(наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изучать  способы передачи объема, передачи сложной формы через набор простых форм, изучать  новые материалы: их виды, особенности работы;

анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать  и составлять с помощью учителя и самостоятельно простейший алгоритм рисования;

– воплощать поставленную цель с опорой (при необходимости) на графические изображения,

соблюдая приёмы и поставленную инструкцию выполнения;

– планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

Самостоятельно организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасности  в работе.

С помощью педагога –  определять особенности  рисунка, подбирать соответствующие геометрические формы, дорисовывать до образца.

С небольшой помощью педагога  – осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию),

– оценивать результат своей работы: точность изображаемого, аккуратность и правильность выполненной работы; уметь исправить ошибки в работе; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников.

Участвовать в беседах. определять виды и жанры картин, способы техник выполнения картины. Просматривать презентации, репродукции картин.  Выполнять рисунок по образцу, по теме, по воображению.

Наблюдать предметы, их связь с геометрической формой; видеть основные цвета предмета их изменение в зависимости от освещения; видеть свет, светотень, тень, падающую тень; видеть

конструкции и образы объектов окружающего мира. С помощью педагога: выполнять исследования(наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изучать  способы передачи объема, передачи сложной формы через набор простых форм, изучать  новые материалы: их виды, особенности работы;

анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать  и составлять с помощью учителя и самостоятельно простейший алгоритм рисования;

– воплощать поставленную цел с опорой (при необходимости) на графические изображения,

соблюдая приёмы и поставленную инструкцию выполнения;

– планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

Самостоятельно организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасности  в работе.

С помощью педагога –  определять особенности  рисунка, подбирать соответствующие геометрические формы, дорисовывать до образца.

С небольшой помощью педагога  – осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию),

– оценивать результат своей работы: точность изображаемого, аккуратность и правильность выполненной работы; уметь исправить ошибки в работе; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников.

1

2

Рисование по образцу: «Под парусами»

Беседа о конструкции  кораблей и использование геометрических фигур при их рисовании,  основные особенности, отличия во внешнем виде при передаче формы в рисунке. Разбор пошагового алгоритма рисования парусников. Работа акварелью и восковыми мелками.

2

3

4

5

Рисование пейзажа по воображению: «Пиратский остров»

Беседа о воздушной и линейной перспективе в пейзаже. Анализ формы двухмачтового судна. Разбор пошагового алгоритма рисования. Дорисовывание  к двухмачтовому судну сюжетной линии, для раскрытие темы пиратского острова. Работа акварелью над фоном с передачей воздушной перспективы, прорисовка деталей гуашью.

3

6

Наброски строительного крана

Беседа о строительной технике. Анализ строительного и стрелового крана. Разбор пошагового алгоритма рисования строительных кранов. Дорисовывание объектов к крану. Раскрашивание работы простым карандашом.

1

7

Наброски бетономешалки

 Просмотр картин и репродукций с изображением строительной техники, бетономешалки. Анализ бетономешалки, разбор  пошагового алгоритма рисования. Работа в цвете цветными карандашами.

1

8

9

10

Рисование по воображению: «На стройке»

Беседа о стройке, просмотр репродукций художников на тему: «Стройка»; беседа о передача линейной перспективы и пропорций в домах и строительной технике  в рисунке; самостоятельная работа над эскизом, работа в цвете акварелью и проработка деталей гуашью.

3

11

Наброски посуды цилиндрической формы

Беседа о передачи формы и объема в двухмерной плоскости. Наброски бокала без ручки, кастрюли, чайника или вазы. Анализ формы и передаче его через геометрические фигуры. Передача  только падающей тени в графике.

1

12

Наброски посуды конический формы

Беседа. Анализ и разбор  посуды конической формы, передача его через геометрические фигуры, в графике; с передачей падающей тени и тени  предмета. Заварочный чайник, ваза.

1

13

Наброски   предметов квадратной формы

Беседа. Анализ и разбор квадратной  формы, передача его через геометрические фигуры, в графике; с передачей светотени: куб, старинная кофемолка,  коробка.

1

14

Наброски предметов прямоугольной  формы

Беседа. Анализ и разбор прямоугольной   формы, передача его через геометрические фигуры, в графике; с передачей светотени: параллелепипед, книга, лейка, бидон.

1

15

16

Рисование группы из трех предметов разной геометрической формы

Беседа. Анализ несложного натюрморта из трех предметов, разбор пошагового алгоритма рисования, передача объема через графику простым карандашом.

2

2 четверть

17

18

Наброски посуды комбинированной формы

Беседа о строение сложных комбинированных формах в посуде. Анализ комбинированной формы разбор алгоритма рисования, через геометрические фигуры. Сложные вазы, кувшины, чайники.(наброски без передачи объема)

2

19

Наброски тарелки, ложки

Беседа. Анализ и разбор строения тарелки и  ложки, передача их через геометрические фигуры, в графике цветными карандашами с передачей светотени в силе кубизм.

1

20

21

22

Наброски чайной пары

Беседа. Анализ и разбор построения чайной пары, передача их через геометрические фигуры,  передачей светотени в силе кубизм грушевыми красками.

3

23

24

25

26

Натюрморт: «Фрукты в вазе»

Беседа о натюрморте и композиционном центре в стиле кубизм.  Разбор пошагового алгоритма рисования натюрморта. Прорисовка светотени в стиле кубизма. Формат А3 , работа над фоном акварельными красками, фрукты и посуда гуашью. Работа в цвете в стиле кубизм .

4

27

Беседа о жанре «Портрет».

Форма и пропорции лица

Беседа о портрете как жанре изобразительного искусства, его значение и роль в мировом искусстве. Разбор и наброски разных форм лица, пропорции в рисовании лица.

1

28

Наброски частей лица: глаз, губ, носа, уха.

Беседа о строение формы глаз, губ, носа. Наброски на листе бумаги разных форм глаз, губ, носа через геометрические фигуры, срисовывание с образца.

1

29

Рисование портрета по образцу.

Беседа. Анализ построение и применения пропорции в рисовании лица, разбор алгоритма рисования портрета по  образцу.

1

30

31

32

Рисование автопортрета

Беседа об автопортрете в изобразительном искусстве. Разбор алгоритма рисования автопортрета; работа в цвете, над фоном акварелью, проработка деталей гуашью, в стиле кубизм. Формат А3

3

3 четверть

33

34

35

36

Семейный портрет из 2-3х человек

Беседа о групповом портрете. Повторение пошагового рисования портрета. Рисование по фотографии. Работа над портретом в цвете,  подмалевок акварелью,  проработка деталей гуашью. Формат А3

4

37

38

Наброски фигуры человека

Беседа о строение человека. Анализ особенностей при рисовании человека.  Разбор пошагового алгоритма рисования статичной фигуры человека.

2

39

40

Наброски сидящего человека

Беседа. Анализ построение  фигуры человека в сидящем положении; разбор  пошагового алгоритма рисования,  наброски друг друга. Работа цветными карандашами.

2

41

42

Наброски человека в движении

Беседа. Анализ построение  фигуры человека в движении; разбор  пошагового алгоритма рисования, наброски учеников в движении.

2

43

Рисование сюжета из двух трех человек в движении

Беседа.  Разбор пошагового алгоритма рисования сюжета из двух трех человек в движении. Самостоятельное рисование набросков с картинок. Цветные карандаши.

1

44

Рисование по образцу: «Спортивная секция»

Беседа.  Разбор пошагового алгоритма рисования по образцу на тему «Спортивная секция». Самостоятельное рисование  Цветные карандаши.

1

45

46

47

48

Рисование по воображению: «На футболе»

Беседа о картинах художников на спортивные темы, рассматривание репродукций.  Разбор  алгоритма рисования по воображению. Самостоятельное рисование  Работа  в цвете:  подмалевок акварелью,  проработка деталей гуашью. Формат А3

4

49

50

51

52

Иллюстрация: «Мы идем в поход»

Беседа об иллюстрации литературных произведений.  Анализ алгоритма рисования иллюстрации. Самостоятельное рисование  Работа  в цвете:  подмалевок акварелью,  проработка деталей гуашью. Формат А3

4

4 четверть

53

Беседа: «ДПИ  как жанр изобразительного искусства» Узор и орнамент.

Беседа о ДПИ как жанре изобразительного искусства.  Виды узоров; отличие узора от орнамента; на  обведенную по шаблону  чашку и чайник, самостоятельно придумывают узор.

1

54

Геометрический  орнамент в полосе повторяющийся и чередующийся.

Беседа о геометрических узорах и орнаментах. Разбор видов построение чередующегося и повторяющегося геометрического узора. Альбомный лист, горизонтально, делим на четыре полосы и с образца,  рисуем геометрический орнамент. Работа в цвете, цветными карандашами.

1

55

Геометрический орнамент. «Рисование солнца»  

Беседа. Рисуем геометрический орнамент в полосе, каждый луч,  новый геометрический повторяющейся узор, в середине солнце из спиралевидного узора.

1

56

Рисование «Греческой вазы» из геометрического узора

Беседа о греческих вазах и геометрическом узоре.  Об водка шаблона греческой вазы. Самостоятельное роспись греческой вазы геометрическим орнаментом, раскрашивание  цветными карандашами.

1

57

Растительный узор. Орнамент в полосе из ягод

Беседа о видах растительного узора. Орнамент в полосе из ягод. Альбомный лист, горизонтально, делим на четыре полосы и с образцов на выбор,  рисуем повторяющийся или чередующейся  орнамент из ягод. Работа в цвете, цветными карандашами.

1

58

Растительный узор. Орнамент в полосе из листьев.

Беседа о  растительном узоре - листья.  Альбомный лист, горизонтально, делим на четыре полосы и с образцов на выбор,  рисуем повторяющийся или чередующейся  орнамент из листьев. Работа в цвете, цветными карандашами.

1

59

Растительный узор. Орнамент в полосе из цветов

Беседа о  растительном узоре - цветы.  Альбомный лист, горизонтально, делим на четыре полосы и с образцов на выбор,  рисуем повторяющийся или чередующейся  орнамент из цветов. Работа в цвете, цветными карандашами.

1

60

Коллективная работа: «Роспись платья барышни растительным узором».

Беседа о сарафанах девушек  древней Руси и его украшении растительным узором. Класс делиться на две группы и каждая подгруппа выбирает, какой из растительных узоров будет использовать в украшении костюма; каждому из участников группы  выделяется элемент костюма, шаблон, который  он должен украсить, работа акварельными красками.

1

61

Орнамент в полосе из животного узора

Беседа о видах животного узора. Альбомный лист, горизонтально, делим на четыре полосы и с образцов на выбор,  рисуем повторяющийся или чередующейся  орнамент животных. Работа в цвете, цветными карандашами.

1

62

Роспись меча, кинжала.

Беседа о холодном оружии в древности и его украшении. Самостоятельная роспись  обведённого шаблона  меча, животным узором или орнаментом.

1

63

Роспись в круге

Беседа о  схемах построения орнамента в круге. Самостоятельная роспись в круге по одной из схем, одним из изученных видов узоров на выбор учащихся. Работа в цвете акварельными красками

1

64

Роспись в квадрате

Беседа о  схемах построения орнамента в квадрате. Самостоятельная роспись в квадрате по одной из схем, одним  из изученных видов узоров на выбор учащихся. Работа в цвете акварельными красками

1

65

Роспись в треугольнике

Беседа о  схемах построения орнамента в треугольнике. Самостоятельная роспись в треугольнике по одной из схем, одним из изученных видов узоров на выбор учащихся. Работа в цвете цветными карандашами.

1

66

Роспись подноса

Беседа. Самостоятельная роспись, на выбор учащихся одним из изученных  видов узора. Работа в цвете цветными карандашами.

1

67

68

Роспись разделочной доски

Беседа. Самостоятельная роспись обведенного шаблона разделочной доски, на выбор учащихся одним из изученных  видов узора. Работа акварельными красками.  Формат А3

2

ИТОГО

68

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение учебного предмета предполагает наличие:

печатных пособий:

  • портреты русских и зарубежных художников;
  • таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
  • таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
  • дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

информационно-коммуникативных средств:

  • мультимедийные обучающие художественные программы;
  • общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности технических средств обучения;

экранно-звуковых пособий:

  • аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
  • видеофильмы и презентации памятников архитектуры и художественных музеев;
  • видеофильмы и презентации видов и жанров изобразительного искусства; творчества отдельных художников;
  • видеофильмы и презентации народных промыслов; художественных стилей и технологий;

учебно-практического оборудования:

  • конструкторы;
  • краски акварельные,
  • гуашевые;
  • бумага А3, А4;
  • бумага цветная;
  • фломастеры;
  • восковые мелки;
  • кисти беличьи № 5, 10, 20;
  • кисти из щетины № 3, 10, 20;
  • стеки;
  • ножницы;
  • рамки для оформления работ;
  • тренажеры (прозрачные папки) для выработки навыков рисования;
  • шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;

моделей и натурального ряда:

  • муляжи фруктов и овощей (комплект);
  • гербарии;
  • изделия декоративно –прикладного искусства и народных промыслов;
  • гипсовые геометрические тела;
  • гипсовые орнаменты;
  • модель фигуры человека, животных, птиц, рыб;
  • керамические изделия;
  • предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз);

световой стол для рисования песком (световой стол, песок).

Список использованной литературы

  1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
  2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
  3. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
  4. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., 2002.
  5. Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ /М. : Просвещение, 1987г.
  6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
  7. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. — М.: ООО фирма «Издательство АСТ», 1998.
  8. Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22.12.2015 г. № 4/15)
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утв. Приказом  МО РФ № 1598, от 19.12.2014 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа по предмету Лепка, рисование, ручное творчество . 6-9 классы

Рабочая программа составлена для учащихся  8 вида с тяжелыми нарушениями дефекта....