Программа кружка "Волшебная кисть"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
(программа рассчитана на детей 10 -15 лет)
(срок реализации 1 год )
Программа “Волшебные кисти” предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся с 5 по 9 класс и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с новыми техниками и оформительской деятельностью, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания .
Программа кружка рассчитана на 35 часов в год, 1час в неделю.
Набор в кружок свободный. Состав группы постоянный.
Цель: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Основными задачами являются:
- эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;
- развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных конкурсах детского рисунка.
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.
Содержание программы
1. Вводное занятие “Готовимся к занятиям правильно”(1ч.)
ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.
2. “Как рассказать сказку художественным языком” – иллюстрирование любимой сказки (2 ч.)
ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.
ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.
3. “Космические миры” – работа в технике граттаж (2ч.).
ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.
Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.
4. “Чудо – куколки - матрёшки” – роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(3ч.)
ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. Д.). Роспись матрёшки. Создание собственной росписи матрешек. Выставка работ.
5. “Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования (2ч.).
ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.
ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
6. Приёмы рисования нейрографики (2ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие «нейрографики». Использование ее приёмов .
ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы.
7. Рисование с помощью мыльных пузырей (1ч.).
ТЕОРИЯ: Приемы рисования мыльными пузырями. Подготовка рабочего раствора.
ПРАКТИКА: выполнение рисунка мыльными пузырями.
8. Рисование пластилином (3ч.).
ТЕОРИЯ: Техника выполнения многослойных объемных рисунков с помощью пластилина.
ПРАКТИКА: выполнение рисунка (пейзажа) в предложенной технике.
9. Волшебные нити (2ч.).
ТЕОРИЯ: Техника выполнения рисунков с помощью окрашенных нитей.
ПРАКТИКА: Рисование абстрактной картины в указанной технике.
10. Пуантилизм. (2ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие «пуантилизм». Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Тренировка в изображении цветов и животных ватными палочками.
11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (1ч.).
ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.
ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.Средство выразительности: пятно.
12. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (1ч.).
ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.
Средство выразительности: пятно.
13. Техника рисования “Свеча + акварель” (2ч.).
ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
14. Рисование пальчиками (творческая работа). (1ч.).
ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.
15. Рисование мятой бумагой (2 часа)
Практика: выполнение рисунка животного или цветов в указанной технике.
16. Фроттаж (1 час)
ТЕОРИЯ: понятие фроттаж, основные техники. ПРАКТИКА: выполнение рисунка в данной технике
17. Рисование с помощью штампов (2 часа)
ПРАКТИКА: изготовление штампов из подручных материалов. Выполнение с их помощью рисунков
18. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов (2 часа).
ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.
ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.
19. “Я – юный художник” – самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка (2 часа).
ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.
20. Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка (1).
ПРАКТИКА: Организация выставки работ.
Требования к уровню подготовки выпускника кружка:
учащиеся должны ЗНАТЬ:
1) разные приёмы рисования;
2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – Майданскую роспись;
3) понятие “стилизация”, “пуантилизм”;
4) нетрадиционные техники рисования;
5) воздушную и линейную перспективу.
УМЕТЬ:
1) работать в различной технике рисования;
2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
4) творчески подходить к выполнению работы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Дата по плану | Дата фактическая | Количество часов | Тема занятия | Примечания |
1 | 1 | Вводное занятие “Готовимся к занятиям правильно” | |||
2-3 | 2 | “Как рассказать сказку художественным языком” – иллюстрирование любимой сказки | |||
4-5 | 2 | “Космические миры” – работа в технике граттаж | |||
6-8 | 3 | “Чудо – куколки - матрёшки” – роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью | |||
9-10 | 2 | “Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования | |||
11-12 | 2 | Приёмы рисования нейрографики | |||
13 | 1 | Рисование с помощью мыльных пузырей | |||
14-16 | 3 | Рисование пластилином | |||
17-18 | 2 | Волшебные нити | |||
19-20 | 2 | Пуантилизм | |||
21 | 1 | Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” | |||
22 | 1 | Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” | |||
23-24 | 2 | Техника рисования “Свеча + акварель” | |||
25 | 1 | Рисование пальчиками (творческая работа) | |||
26-27 | 2 | Рисование мятой бумагой | |||
28 | 1 | Фроттаж | |||
29-30 | 2 | Рисование с помощью штампов | |||
31-32 | 2 | Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов | |||
33-34 | 2 | “Я – юный художник” – самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка | |||
35 | 1 | Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка |
Литература
- Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
- Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
- А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010
- Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
- Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007
- В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
- С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
- Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007
- А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
- В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Следуя за кистью Басё..."
Интегрированный урок (литература+ изобразительное искусство) Изучение японской поэзии Конспект урока, презентации...
Дополнительная образовательная программа "Волшебная кисть"
Направленность – художественное творчество.Программа ориентирована на младшего школьника (7-10 лет). Период обучения – 72 часа. Режим работы. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебная кисть"
Программа составлена на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ;2010 г.-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « ...

План - конспект открытого урока по программе «Волшебная кисть» , возраст 9-10 лет. «Копирование пейзажа по мотивам репродукции»
На данном уроке детям предлагается выполнить коллективную работу «Панорама Павлово» по мотивам линогравюры Павловского художника Александра Михаленя «Старое Павлово».Каждый уче...

программа дополнительного образования ПФДО "Волшебная кисть"
Направленность программыПрограмма художественной направленности. Программа является общеразвивающей, познавательной, комплексной. Актуальность программы Актуальност...

Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная кисть"
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует ...