Интегрированный урок "Следуя за кистью Басё..."
материал (7 класс) на тему
Интегрированный урок (литература+ изобразительное искусство)
Изучение японской поэзии
Конспект урока, презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.rar | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Рыдова Е.В., Кузьменкова И.В.
Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 7 классе по теме:
«Следуя за кистью Басё…»
Цели урока:
1. Выявить своеобразие японской поэзии и соприкоснуться с глубинной сущностью цвета.
2. Активизировать знания детей в области изобразительного искусства и литературы, вызвать интерес к японской национальной культуре.
3. Развивать у детей способность к ощущению, восприятию, творчеству, умение работать в группах.
1.На фоне музыки две девочки в японских костюмах рассказывают:
Таннару Кантан
НИРВАНА
Странные шумы несутся со всех сторон... Это предвестники Ночи; сумерки подымаются на горизонте, и Солнце заходит за горизонт, и уже более не достигнет полюса. Монахи в храмах, назначенные следить за небом, могут теперь разбить свой астрономический круг и инструменты, ибо отныне они бесполезны.
Постепенно свет угасает, тепло уменьшается, необитаемые места умножаются на Земле, воздух становится все более и более разряженным, источники вод иссякают, мощные реки видят иссыхание волн своих, океан обнажает свое песчаное дно, и растения умирают. Люди и животные уменьшаются в росте ежедневно. Жизнь и движение теряют свою силу, планеты едва движутся в пространстве: они угасают одна за другой, подобно лампе, которую рука слуги забыла наполнить. Солнце мерцает и потухает, материя идет к Растворению, и Бог вновь погружается в Хаос, и, исполнив свою задачу, засыпает. Прошел еще один День, наступила Ночь - и она будет длиться до будущей Зари.
И вот, снова входит в Золотое Яйцо Его Мысль, семена всего, что существует, как говорит нам Древнее предание. Во время Его мирного покоя одушевленные существа, одаренные действием, прекращают свои жизни, и всякое чувство засыпает. Когда все они поглощены Высшею Душою, эта Душа всех существ спит в полном покое до Дня, когда она вновь принимает свою форму и снова пробуждается из своей начальной тьмы.
2.Учитель ИЗО:
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое - и вы увидите красивое,
Всматривайтесь в простое - и вы увидите сложное,
Всматривайтесь в малое - и вы увидите великое.
Учитель литературы:
Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку, воспевающая человечность в Природе и одухотворяющая жизнь Человека, одинокого странника в просторе Вселенной.
В лунную ночь
Загорелась на небосклоне
Среди прочих моя звезда…
3.Фронтальная беседа(учитель литературы):
Прочитанное мною трёхстишье относится к жанру японской поэзии– хокку или хайку. Что вы знаете об этом жанре и его особенностях?
(Ответы учащихся)
Главное в хокку - немногими словами сказать о многом. Давайте и мы с вами не пройдём мимо великого и радостного в малом и простом и в незаметном увидим красоту, «Следуя за кистью Басё», одного из выдающихся японских поэтов XVII века (презентация биографии, подготовленная группой учащихся)
4. Презентация уч-ся «Мацуо Басё. Биографические данные»
5. Слово учителям:
Изо: Каждое трёхстишье – это маленькая волшебная картинка. Японские поэты были хорошими художниками и часто делали иллюстрации к своим стихам. Или наоборот: нарисует художник картинку и напишет прямо на ней стихотворение.
Литературы: Японский поэт «рисует» намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в воображении.
Те образы, которые заключены в этих коротких стихах, должны вызвать у нас какие-то ассоциации, чувства, настроения. Давайте сначала попробуем к хокку Басё отнестись как к загадкам, которые нужно расшифровать, разгадать. Давайте попытаемся понять намек, данный автором, проникнуть в душу стиха.
6.Практическая работа:
1) интерпретация хокку (учитель литературы) –
Перед вами на экране текст хокку Басё, которое считается подлинным шедевром его творчества. К работе над этим стихотворением поэт возвращался в течение нескольких лет, пока не создал окончательный вариант. Это одно говорит о том, как упорно Басё работал над каждым словом, оставляя воображению читателя большой простор, как бы отворяя внутреннее зрение, скрытое в сердце каждого человека, для того чтобы в малом увидеть великое.
Внимательно прочитайте и объясните, как вы его понимаете.
На голой ветке
Ворон сидит одиноко
Осенний вечер...
-Сложно? Тогда наводящие вопросы
-Время дня? (Вечер)
-Время года? (Осень)
-Что они символизируют? (Закат жизни, старость, одиночество).
-Кто главный герой? (Человек)
- Каким вы видите героя этого стихотворения? Каково его настроение? (Одиночество, тоска, печаль)
-Вывод: Не об одиночестве ворона говорит поэт, а о своём собственном. В конце жизни человек подводит итог.
2)Учитель ИЗО :
- Поэт создает литературные образы, посредством художественного слова, вкладывая в него свою душу, а для художника инструментом, помогающим раскрыть его душевное состояние, является цвет.
Ведь именно цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски и грусти. Вы, наверное, замечали, что цветовая гамма полотен одного художника отличается от цветовой гаммы другого художника? Мацуо Басё – не исключение.
Задание: (по группам) Попробуйте найти цветовое решение рисунка к хокку, над которым вы сейчас работали. Для этого выберите цветовую гамму из предложенного набора цветов и обоснуйте свой выбор.
- А теперь давайте, сравним с оригиналом.
- Действительно, тема осени и печали, связанной с увяданием присутствует не только в самом хокку, но и в рисунке Басё, без иллюзий встречающего старость, но и не унывающего при этом. К хокку про ворона Басё создал три неповторимых автографа; каждый из них по-своему интересен и отличается цветовой гаммой. Вот два из них. Дерево и стая летящих птиц на одном, и старый нахохлившийся ворон, сидящий на ветке – на другом.
Психологи давно разгадали смысловое значение цвета, используя эти знания, художники создают неповторимые произведения искусства.
Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, синий цвета.
Волнующее воздействие - пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.
Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве принято считать, что
красный - согревающий, оживляющий, активный, энергичный;
желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный;
оранжевый - веселый, радостный, пламенный, добрый;
зеленый - спокойствие, приятное и мирное настроение;
синий - серьезный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;
фиолетовый - 1. приятный, полный жизни; 2. отталкивающий, тоска, грусть.
3) «упражнение в соавторстве»:
Учитель литературы: А теперь, представьте, что вы – ученики великого Басё. Учитель советуется с вами, он нарисовал листья и стебли мелких диких цветов на продолговатом альбомном листе, но не может найти окончание хокку, написанного к этой картине. Это хокку-загадка, а разгадка должна содержаться в третьем стихе.
Первый снег под утро...
Он едва-едва пригнул
____________________
Всмотритесь в эту удивительную картину: что-то дочувствуйте, о чём-то догадайтесь. И прежде чем начать придумывать третью строку, пронумеруйте слоги первых двух - так вы узнаете, сколько осталось до семнадцати.
(варианты детей)
Каждый дорисовывает в воображении свое, выражая, как в поэзии, так и в живописи свое душевное состояние. Так выразили вы свой внутренний мир. А так триста лет назад Мацуо Басё (представление оригинала).
Учитель ИЗО: В поэзию Японии проникает и шепот веток, и шорох песка, и рокот ветра, и журчание воды. В живописи так же присутствует образ природы. В отношении изображаемого художник также не стремится к тому, чтобы своей волей преобразовать, изменить его исходные свойства. Напротив, он стремится сохранить его особенности, стараясь выявить присущую тому природную красоту. Работая над рисунком, японские художники придерживаются “четырем мерам прекрасного” - это четыре понятия: саби, ваби, сибуй и югэн.
“Саби” - Все, что не естественно, не может быть красивым. Красив и цвет потемневшего старого дерева, и замшелый камень, и обтрепанность – следы множества человеческих рук, прикасавшихся к краю картины. Буквальный перевод “саби” - “ржавчина”.
“Ваби” Это слово очень трудно объяснить словами, его надо почувствовать. Ваби – это прелесть обыденного, мудрая воздержанность, красота простоты. Воспитывая в себе умение довольствоваться малым, японцы находят и ценят прекрасное во всем, что окружает человека в его будничной жизни, в каждом предмете повседневного быта.
“Ваби – саби” обрело еще более широкий смысл, превратившись в обиходное слово “сибуй”.
Если спросить японца, что такое “сибуй”, он ответит: то, что человек с хорошим вкусом назовет красивым. В буквальном смысле слово означает “терпкий”, “вяжущий”.
“Сибуй” - это первородное несовершенство в сочетании с трезвой сдержанностью. Это красота естественности плюс красота простоты. Сочетание этих двух качеств японцы считают идеалом. Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым.
В этой мысли коренится четвертый критерий японского представления о красоте. Он именуется “югэн” и воплощает мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности. Больше всего способно поведать о красоте то произведение, в котором не все договорено до конца. Это та красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Ее может вовсе не заметить человек, лишенный вкуса или душевного покоя, но не Басё. Его изображение цветущей ветки сакуры и хокку, написанное им, несомненно относятся к лучшим образцам каллиграфии поэта (на экране рисунок ветки сакуры).
Высокая простота, "ничего, отмеченного прихотливым вкусом"... И в то же время сколько всего угадывается за размытыми контурами цветов, в самом воздухе фона.
Как завидна их судьба!
К северу от суетного мира
Вишни расцвели в горах…
Прощайте, вишни!
Цветенье ваше мой путь
Теплом согреет…
Учитель литературы: А сейчас главной вашей задачей в выполнении творческой работы будет следовать за кистью Басё, как он сам когда-то шёл по следам Сайгё в своих поэтических странствиях.
Учитель ИЗО: Вы поэты и художники. Попробуйте сочинить собственное хокку и создать свой рисунок по заданному образу.
Учитель литературы: Сакура – японская вишня, символ Японии. Когда зацветает вишня, все, от мала до велика, целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиций японцев.
Учитель ИЗО: Японцы празднуют цветение вишни дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи. В первом случае это святая обязанность, которая никем не нарушается, во втором - настоящее удовольствие.
Учитель литературы: Считается, что вид цветущего растения оказывает на человека благотворное влияние. Потому что японская религия утверждает, что все в мире одушевлено, наделено святостью.
Древняя легенда о сакуре (рассказывает одна из девочек-японок)
А теперь вы приступаете к творческой работе. Ваш образ – сакура.
Поэты, вы работаете в мастерской писателя, где вам предлагаются практические рекомендации для реализации литературного замысла и хокку о сакуре, написанные Басё.
А для художников – на экране предлагаются примеры гравюр японских художников.
Творческая работа (представление иллюстраций и хокку).
-Давайте посмотрим, отображается ли смысл хокку в ваших иллюстрациях? Какое из этих хокку можно отнести к 1 рисунку, а какое ко второму? Работая с одним и тем же художественным образом, слушая одну и ту же информацию об этом образе, мы видим несовпадение смысла написанного и нарисованного. И это объяснимо. Ведь это творчество. А поэтому творите и дальше, следуя за кистью Басё. Те, кто рисовал – сочините хокку. А те, кто сочинял- рисуйте. Это и будет вашим домашним заданием.
Заключительное слово учителей.
Учитель литературы: Как строит душу ребёнка народная сказка, как обновляет землю первый дождь, так пусть же и поэзия будет способна пробудить, очистить нас, вернуть данное нам природой чувство прекрасного.
Учитель ИЗО: Япония – это мечта. Тонкая и непостижимая. Япония – это загадка. Тайна бытия и секрет традиций. Япония – это культура. Это красота. Красота во всём.
Япония – это, прежде всего, душа. Тонкая и ранимая, холодная и спокойная, жаждущая прекрасного и немного одинокая. Сложная и мелодичная.
Страна Восходящего Солнца.
Учитель литературы: Вот мы и познакомились еще с одной страницей в истории мировой культуры. Но точку в разговоре о прекрасном ставить рано. Ведь мы говорим о искусстве, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном…
Учитель ИЗО: Ваше творчество мы оцениваем на отлично, а оценку уроку в целом мы просим поставить вас, для этого возьмите листок и выберите цвет.
Мое отношение к уроку | |
Красный цвет | понравилось на уроке |
Черный цвет | не понравилось на уроке |
Желтый цвет | узнал новое на уроке |
Зеленый цвет | я был активен на уроке |
Синий цвет | я бы хотел, чтобы такие уроки были еще |
Зрение поэта сперва фокусируется на всеобщем: весь мир с холмами, долинами и снежными вершинами, затем великое и драматичное - как горные пики, "рушатся царства", и наконец, в третьей строке - внешне малое и незаметное, как жизнь простых крестьян, но на поверку более вечное и значительное, чем сменяющие друг друга династии... Зрение поэта сперва фокусируется на всеобщем: весь мир с холмами, долинами и снежными вершинами, затем великое и драматичное - как горные пики, "рушатся царства", и наконец, в третьей строке - внешне малое и незаметное, как жизнь простых крестьян, но на поверку более вечное и значительное, чем сменяющие друг друга династии... Зрение поэта сперва фокусируется на всеобщем: весь мир с холмами, долинами и снежными вершинами, затем великое и драматичное - как горные пики, "рушатся царства", и наконец, в третьей строке - внешне малое и незаметное, как жизнь простых крестьян, но на поверку более вечное и значительное, чем сменяющие друг друга династии... Зрение поэта сперва фокусируется на всеобщем: весь мир с холмами, долинами и снежными вершинами, затем великое и драматичное - как горные пики, "рушатся царства", и наконец, в третьей строке - внешне малое и незаметное, как жизнь простых крестьян, но на поверку более вечное и значительное, чем сменяющие друг друга династии... Зрение поэта сперва фокусируется на всеобщем: весь мир с холмами, долинами и снежными вершинами, затем великое и драматичное - как горные пики, "рушатся царства", и наконец, в третьей строке - внешне малое и незаметное, как жизнь простых крестьян, но на поверку более вечное и значительное, чем сменяющие друг друга династии... Зрение поэта сперва фокусируется на всеобщем: весь мир с холмами, долинами и снежными вершинами, затем великое и драматичное - как горные пики, "рушатся царства", и наконец, в третьей строке - внешне малое и незаметное, как жизнь простых крестьян, но на поверку более вечное и значительное, чем сменяющие друг друга династии... Зрение поэта сперва фокусируется на всеобщем: весь мир с холмами, долинами и снежными вершинами, затем великое и драматичное - как горные пики, "рушатся царства", и наконец, в третьей строке - внешне малое и незаметное, как жизнь простых крестьян, но на поверку более вечное и значительное, чем сменяющие друг друга династии... Зрение поэта сперва фокусируется на всеобщем: весь мир с холмами, долинами и снежными вершинами, затем великое и драматичное - как горные пики, "рушатся царства", и наконец, в третьей строке - внешне малое и незаметное, как жизнь простых крестьян, но на поверку более вечное и значительное, чем сменяющие друг друга династии... Зрение поэта сперва фокусируется на всеобщем: весь мир с холмами, долинами и снежными вершинами, затем великое и драматичное - как горные пики, "рушатся царства", и наконец, в третьей строке - внешне малое и незаметное, как жизнь простых крестьян, но на поверку более вечное и значительное, чем сменяющие друг друга династии... Зрение поэта сперва фокусируется на всеобщем: весь мир с холмами, долинами и снежными вершинами, затем великое и драматичное - как горные пики, "рушатся царства", и наконец, в третьей строке - внешне малое и незаметное, как жизнь простых крестьян, но на поверку более вечное и значительное, чем сменяющие друг друга династии... Зрение поэта сперва фокусируется на всеобщем: весь мир с холмами, долинами и снежными вершинами, затем великое и драматичное - как горные пики, "рушатся царства", и наконец, в третьей строке - внешне малое и незаметное, как жизнь простых крестьян, но на поверку более вечное и значительное, чем сменяющие друг друга династии... Зрение поэта сперва фокусируется на всеобщем: весь мир с холмами, долинами и снежными вершинами, затем великое и драматичное - как горные пики, "рушатся царства", и наконец, в третьей строке - внешне малое и незаметное, как жизнь простых крестьян, но на поверку более вечное и значительное, чем сменяющие друг друга династии... Конец формы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебная кисть"
Направленность – художественное творчество.Программа ориентирована на младшего школьника (7-10 лет). Период обучения – 72 часа. Режим работы. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по...
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
интегрированный урок по технологии 8кл и изобразительному искусству 7 кл"С кистью и краской готовимся к Пасхе"
интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству предполагает расширить знания об истоках народного праздника Пасха.обучить приемам переноса рисунка на выпуклую поверхность, работать с ...
«"Красною кистью рябина зажглась…": очерк жизни Марины Цветаевой»
Урок изучения нового материала....
Работая за копьютером, устали руки, болят кисти. Упражнения.
http://better-post.ru/publ/6-1-0-3...
Понимание Басё. Ворон
Впечатление Автор плэйкаста: Agsorokina Создан: 3 августа 2012 20:18Мацуо БасёНа голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер. voron_yap.jpgПеред нами словно бы монохромный рисунок тушью. ...
"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)
Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....