программа работы кружка "Волшебная кисть"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Программа
работы кружка «Волшебная кисть»
Направленность деятельности: изобразительно-художественная
Возрастная категория 9-16 лет
Срок реализации 1 год
МОУ Анненская СОШ
Педагог дополнительного образования
Остапенко Н.А.
с. Анненское
2014 год
Пояснительная записка
к программе кружковой работы
«Волшебная кисточка»
Актуальность. Наука и техника преобразили человеческий труд, но одновременно с этим предъявили повышенные требования к способностям человека, так как стали учитываться художественно-эстетические достоинства моделируемых объектов: домов, мебели, техники, одежды, обуви и др. Чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, необходимо с детства развивать способность фантазировать, открывать и познавать окружающий мир. Мы знаем, что дети изначально талантливы. Поэтому очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности, предоставить ребёнку возможность как можно раньше проявить их на практике, реализовать в реальной жизни. Не случайно важной составляющей частью современного образования являются предметы гуманитарного цикла, в том числе дисциплин, содержание которых связано с искусством. Если способность ребёнка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках. То она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом. Художественный вкус, точный глазомер, эстетическое мышление, ловкие и умелые руки пригодятся в любой деятельности и профессии.
Направленность работы кружка «Волшебная кисточка». Изобразительное искусство – это целая наука со своими законами, со своей «Азбукой» и техническими приемами , которые нужно изучать. Это особый язык , на котором нужно учиться говорить с помощью композиции, цвета, формы, ритма, линии, фактуры, движения, других средств выражения. Незнание языка изображения порой ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.
Реализация программы кружка. Организуется в школе на базе кабинета ИЗО. Изобразительная деятельность привлекает детей различных возрастов, поэтому приглашаются учащиеся 9-16 лет. Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 25 человек. Содержание занятий формируется с учетом склонностей, интересов и пожеланий обучающихся. Как правило, выполнению тематического рисунка предшествует целенаправленная подготовительная работа по заданию педагога — предварительные наблюдения, сбор иллюстративного материала, выполнение набросков и зарисовок. Тематические рисунки выполняются самыми разнообразными художественными материалами. Для поощрения интереса, самостоятельности школьников, проявления их индивидуальности предоставляется им свобода в выборе конкретной художественной техники.
Режим занятий кружка «Волшебная кисточка». Занятия проводятся во второй половине дня по 2 часа 1 раз в неделю на протяжении 1 года.
Сроки реализации программы работы кружка рассчитаны на 1 год обучения (всего 35 занятий). Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством и приобретение простейших навыков для самостоятельного творческого развития.
Форма отчетности традиционная - тематические выставки в классе, экспресс-выставки, участие в конкурсах, в проектной деятельности.
Цель :
обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры и культуры родного края.
Задачи:
1.Приобщать ребенка к различным видам искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, художественная литература) с целью формирования эмоциональной сферы.
2.Формировать нравственное отношение к окружающему миру в процессе накопления художественно познавательной информации.
3.Формировать художественную грамотность, практические умения и навыки работы.
4.Учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать красками.
5.Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
6. Познакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением
7. Познакомить с жанрами изобразительного искусства
8. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
9. Развивать фантазию, воображение.
10 Прививать навыки работы в группе.
Работа кружка базируется на следующих концептуальных принципах:
1) единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической
работы с развитием способности ориентироваться в окружающей действительности и в искусстве;
2) нравственно-духовное развитие и потребность в самовыражении личности;
3) свобода и выбор деятельности;
4) взаимопонимание между педагогом и детьми;
5) формирование контроля и оценки собственной деятельности;
6) уважение к правам ребёнка;
7) активизация творческих способностей.
Методы и приёмы работы с детьми:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент; создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Ребенок осознает, что наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия
Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Это могут быть:
занятия – вариации,
занятия – творческие портреты,
импровизация,
занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей,
занятия – эксперименты.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Привлекаются электронные наглядные материалы.
Использование художественных материалов: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные и восковые мелки, перо, кисть, бумага и др.
Предполагаемые результаты первого года обучения :
Обучаемые должны знать: названия основных и составных цветов; понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись; материалы и технические приёмы оформления; названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь: пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов, их смешением; моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
Регулятивные УУД. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности .
Познавательные УУД. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания, используя информацию, полученную на занятии.
Коммуникативные УУД. Уметь определить свою позицию и донести её до собеседника. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.Уметь совместно договариваться о правилах общения. Учиться согласованно работать в группе.
Личностные результаты освоения курса. Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства. Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей. Развитие самостоятельности.
Предполагаемые результаты второго года обучения :
Обучаемые должны знать: особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; основы графики; правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь: пользоваться гуашью, акварелью, соусом, белой и цветной бумагой; различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;рисовать кистью элементы растительного орнамента; выполнять орнамент в круге, овале, ленте; проявлять творчество в самостоятельном создании работ.
Регулятивные УУД. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы.
Познавательные УУД. Перерабатывать полученную информацию. Сравнивать и. группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т. д.). Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства; донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме. Уважать высказывания собеседников. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе.
Личностные результаты освоения курса: Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства. Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Владение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев
изобразительного искусства, народного творчества и др.
Средства контроля.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства и собственную художественно-творческую деятельность. Система диагностики для выявления уровня подготовки обучающихся :
Показатели качества | Мотивация потребности детей в общении с искусством | Развитие восприятия худ. произведений, понимание языка искусства, умение эстетически их оценивать | Уровень исполнительских художественных навыков, диапазон освоенных художественных практик | Опыт творческой деятельности. Наличие творческой продукции детей. |
Методы диагностики | Использование диагностических методик | Беседы, диалоги об искусстве | Школьные выставки (живопись, графика, композиция) | Районные, областные, российские конкурсы, фестивали и др. |
Основное содержание .
Планирование содержит три раздела: основы академического рисунка, живописи и композиции. Творческая деятельность не имеет строгих возрастных ограничений. Один и тот же учебный материал программы для различного возраста обучаемых может использоваться в различных пропорциях.
Работа кружка предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства и собственную художественно-творческую деятельность
1.Графика.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
Знакомство с мировой художественной культурой. Создание творческих работ.
2. Живопись.
Художественные материалы. Акрил, гуашь, – свободное владение ими.- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
Рисование с натуры предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Знакомство с мировой художественной культурой.
Создание образных работ с использованием знаний по цветоведению.
3. Композиция.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
« уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Композиция. Основные правила композиции: объединение по однородным признакам; соблюдение закона ограничения; руппировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками; подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь.
(Линией, пластикой, « Законом сцены».)
Знакомство с мировой художественной культурой. Создание образных работ с использованием знаний по композиции.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Колич. занятий | Колич. часов |
1 | Живопись | 13 | 26 |
2 | Рисунок | 12 | 24 |
3 | Композиция | 5 | 10 |
4 | Дизайн | 3 | 6 |
5 | Декоративное рисование | 2 | 4 |
Итого: | 35 | 70 |
Учебно-тематический план
№ | Сро ки | Тема занятия | Раздел и содержание | Методы и формы работы | Теория (час) | Практика (час) | Наглядные и технические средства |
1 | Правила техники безопасности в кабинете. Праздник красок. | Введение в программу. Живопись.Рисунок. Композиция. | развлечение с красками | 1 | 1 | презентация | |
2 | «Краски лета» | Диагностика графических и живописных навыков. | импровизация | 0 | 2 | ||
3 | «...И осень взмахнула кистью». | Живопись. Азы линейной и воздушной перспективы. Линия горизонта Живописная связь неба и земли.. | импровизация | 1 | 1 | Картина И. Левитана «Золотая осень» | |
4 | Пейзаж родной земли. | Живопись. Прием рисования по- сырому или равномерно окрашенному. | эксперимент | О,5 | 1,5 | Наглядный материал «Джабык-Карагайский бор» | |
5,6 | «Портрет друга» | Графика. Рисунок- основа графики. Свойства графических материалов. Изобразительный язык графики/штрих,пятно, точка/ | творческий компонент | 1 | 3 | Презентация | |
8,9 | Поздравительная открытка (вариант: декоративное панно). | Аэрография. Работа с природным материалом. | творческий компонент | О,5 | 3,5 | ||
9 | «Страна БезОпасности» | Самостоятельный выбор сюжета и техники исполнения. | конкурсная работа | 1 | 3 | ||
10,11 | «Рождественская сказка» | Самостоятельный выбор сюжета и техники исполнени | вариации (конкурсная работа) | О,5 | 3 | Просмотр конкурсных работ за 2013 год /в интернете/ | |
12 | «Снежные краски». | Живопись. Знакомство с палитрой холодного цвета. Рисование зимнего дерева. Смешивание красок, использование приёма «набрызг». | эксперимент | 0,5 | 1,5 | ||
13 | Рисование композиции "Новогодние фантазии" | Композиция. Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих зиму, зимнюю сказку, новогодние открытки. Обсудить композицию и сюжет темы. Учить рисовать сказочных героев, передавать сказочную атмосферу композиции. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши). | импровизация | О,5 | 1,5 | ||
14,15 | Карнавальные маски.Фантазийные шляпы. Карнавальные костюмы. | Дизайн. | вариации | О,5 | 3,5 | ||
16 | Оформление и выставка работ | отчетно-аналитический | 0 | 2 | |||
17,18 | Рисунки на снегу | Композиция. Рассмотреть примеры композиций, используя ЦОР. Разработать собственный проект. | развлечение-импровизация | 0,5 | 3,5 | ||
19,20. | «Зимняя сказка» | Живопись. Ограниченная цветовая гамма (холодная). Иллюстрация к сказкам «Морозко», «Снегурочка», «Метелица» по выбору. | практическая изо-деятельность | 0,5 | 3,5 | ||
21 | «День святого Валентина». Изготовление поздравительной открытки. | Дизайн. Декорирование по собственному замыслу, демонстрация различных вариантов. | развлечение-импровизация | ||||
22 | «Зимние забавы». | Рисование человека в движении, зимней одежде. Понятие «контраст теплых и холодных цветов». Дидактическая таблица. Схема движения человека. | практическая изо-деятельность | 0,5 | 1,5 | ||
23,24 | Рисование синички (снегиря) | Рисунок. Живопись. Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать синичку, передавать ее среду обитания; использовать разные способы работы красками. | практическая изо-деятельность | 0,5 | 3,5 | ||
25 | «Моя мама». | Рисование портрета по памяти. Передача характерных черт (форма носа, цвет волос, цвет глаз), настроения, своего отношения к изображаемому. | Выставочная работа | 0,5 | 1,5 | ||
26 | Космические дали | Рисунок. Живопись. | импровизация | 0,5 | 1,5 | ЦОР | |
27-29 | Подводное царство | Рисунок. Живопись. Рассмотреть иллюстрации обитателей подводного мира. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать дельфинов, акул, медуз, морских звёзд, передавать их строение, окраску и среду обитания; использовать разные способы работы красками. | практическая изо-деятельность | 1 | 5 | Презентация, открытки | |
30 | «Бабочка- красавица» (Монотипия.) | Декоративное рисование. Прорисовка мелких деталей украшения наряда бабочки. | практическая изо-деятельность | 0,5 | 1,5 | Презентация «Монотипия» | |
31.32 | Рисование цветов (подснежники). Венок из цветов (коллективная работа). | Рисунок. Живопись. Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на строение цветов, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами. | практическая изо-деятельность. Рисование под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов». Передача впечатлений через цвет. | 0,5 | 1,5+2 | ЦОР | |
33 | «Спасибо тем, кто подарил нам мир», | Рисунок. Живопись. Рассмотреть примеры композиций, используя ЦОР. Разработать собственный сюжет. | Конкурс рисунков, посвященный дню Победы. | 0,5 | 1,5 | Презентация | |
34 | «Весна красна». | Живопись. Рисунок на мятой бумаге. | импровизация | 0,5 | 1,5 | ||
35 | Итоговое занятие. | 2 |
Учебно-методические средства обучения
Для организации занятий :
1.Специально оформленное и оборудованное помещение.
2.Оборудованный «вернисаж», где систематически необходимо вывешивать детские творческие работы с информацией об авторе, возможность демонстрировать детские работы в интернет пространстве, создавать виртуальные галереи.
3. Натурный материал, легкий столик, к нему несколько видов драпировки, осветительная лампа.
4.Свободный доступ к изобразительным материалам.
5.Экран для демонстрации слайдов, диафильмов. Компьютер для виртуальных экскурсий по музеям мира:
http://musei-online. blogspot. com/2011/08/firenze-galleria-dellaccademia. html
http://artutil. narod. ru/p2.htm
http://www. ph4.ru/virtur_virtual-museum. ph4
Литература.
Для учителя:
1. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта.- М.: Педагогика, 1891.-
240 с.
2. Терещенко Н.А. Учебник рисования для начинающих \ Н.А.Терещенко.- Ростов н\Д: Владис:М.:РИПОЛ классик,
2012-192 с.: ил.
3. Волков И.П. Художественная студия в школе:Кн. Для учителя: Из опыта работы.-М.:Просвещение, 1993-127 с.
4. Полунина В.Н. Искусство и дети.- М.: Педагогика, 1981.
5. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке.»-М.,1985г.6
6. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М., 1999. – 220с
7. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М., 1994. – 290с.
Для ученика:
1.Алексеев С. О цвете и красках. – М.,1964 г.
2.Сокольникова Н. М. « Основы живописи». Обнинск. 1996г.
3.Сокольникова Н. М. « Основы композиции». Обнинск, 1996г.
4.Сокольникова Н. М. « Основы рисунка». Обнинск, 1996 г.
5. Стасевич В. Н. « Пейзаж: картина и действительность». М., 1978г.
6.Авсиян О. Натура. Рисование по представлению.- М., 1985.
7. Хворостов А. С. « Декоративно – прикладное искусство в школе». – М..1988г.
8. Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»
Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...
Работа с кистью ребенка и упражнения по мелкой моторике
Статья посвященна коррекционной работе с кистью ребенка и развитию мелкой моторике....
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...
Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...
Рабочая программа "Программа работы со слабоуспевающими учащимися по английскому языку"
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...
Программа кружка "Волшебная кисть"
Программа кружка изобразительногоискусства...
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...