программа работы кружка "Волшебная кисть"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Остапенко Надежда Альбертовна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

работы кружка «Волшебная кисть»

Направленность деятельности: изобразительно-художественная

Возрастная категория 9-16 лет

Срок реализации 1 год

МОУ Анненская СОШ

Педагог дополнительного образования

Остапенко Н.А.

с. Анненское

2014 год

Пояснительная записка

к программе кружковой работы

«Волшебная кисточка»

Актуальность. Наука и техника преобразили человеческий труд, но одновременно с этим предъявили повышенные требования к способностям человека, так как стали учитываться художественно-эстетические достоинства моделируемых объектов: домов, мебели, техники, одежды, обуви и др. Чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, необходимо с детства развивать способность фантазировать, открывать и познавать окружающий мир. Мы знаем, что дети изначально талантливы. Поэтому очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности, предоставить ребёнку возможность как можно раньше проявить их на практике, реализовать в реальной жизни. Не случайно важной составляющей частью современного образования являются предметы гуманитарного цикла, в том числе дисциплин, содержание которых связано с искусством. Если способность ребёнка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках. То она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом. Художественный вкус, точный глазомер, эстетическое мышление, ловкие и умелые руки пригодятся в любой деятельности и профессии.

Направленность работы кружка «Волшебная кисточка». Изобразительное искусство – это целая наука со своими законами, со своей «Азбукой» и техническими приемами , которые нужно изучать. Это особый язык , на котором нужно учиться говорить с помощью композиции, цвета, формы, ритма, линии, фактуры, движения, других средств выражения. Незнание языка изображения порой ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.

Реализация программы кружка. Организуется в школе на базе кабинета ИЗО. Изобразительная деятельность привлекает детей различных возрастов, поэтому приглашаются учащиеся 9-16 лет. Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 25 человек. Содержание занятий формируется с учетом склонностей, интересов и пожеланий обучающихся. Как правило, выполнению тематического рисунка предшествует целенаправленная подготовительная работа по заданию педагога — предварительные наблюдения, сбор иллюстративного материала, выполнение набросков и зарисовок. Тематические рисунки выполняются самыми разнообразными художественными материалами. Для поощрения интереса, самостоятельности школьников, проявления их индивидуальности предоставляется им свобода в выборе конкретной художественной техники.

Режим занятий кружка «Волшебная кисточка». Занятия проводятся во второй половине дня по 2 часа 1 раз в неделю на протяжении 1 года.

Сроки реализации программы работы кружка рассчитаны на 1 год обучения (всего 35 занятий). Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством и приобретение простейших навыков для самостоятельного творческого развития.

Форма отчетности традиционная - тематические выставки в классе, экспресс-выставки, участие в конкурсах, в проектной деятельности.

Цель :

обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры и культуры родного края. 

Задачи:

1.Приобщать ребенка к различным видам искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, художественная литература) с целью формирования эмоциональной сферы.

2.Формировать нравственное отношение к окружающему миру в процессе накопления художественно познавательной информации.

3.Формировать художественную грамотность, практические умения и навыки работы.

4.Учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать красками.

5.Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

6. Познакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением

7. Познакомить с жанрами изобразительного искусства

8. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

9. Развивать фантазию, воображение.

10 Прививать навыки работы в группе.

Работа кружка базируется на следующих концептуальных принципах:

1) единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической

работы с развитием способности ориентироваться в окружающей действительности и в искусстве;

2) нравственно-духовное развитие и потребность в самовыражении личности;

3) свобода и выбор деятельности;

4) взаимопонимание между педагогом и детьми;

5) формирование контроля и оценки собственной деятельности;

6) уважение к правам ребёнка;

7) активизация творческих способностей.

Методы и приёмы работы с детьми:

репродуктивный (воспроизводящий);

иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент; создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Ребенок осознает, что наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия

Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Это могут быть:

занятия – вариации,

занятия – творческие портреты,

импровизация,

занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей,

занятия – эксперименты.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Привлекаются электронные наглядные материалы.

Использование художественных материалов: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные и восковые мелки, перо, кисть, бумага и др.

Предполагаемые результаты первого года обучения :

Обучаемые должны знать: названия основных и составных цветов; понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись; материалы и технические приёмы оформления; названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь: пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов, их смешением; моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
Регулятивные УУД. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности .

Познавательные УУД. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания, используя информацию, полученную на занятии.

Коммуникативные УУД. Уметь определить свою позицию и донести её до собеседника. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.Уметь совместно договариваться о правилах общения. Учиться согласованно работать в группе.

Личностные результаты освоения курса. Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства. Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей. Развитие самостоятельности.

Предполагаемые результаты второго года обучения :

Обучаемые должны знать: особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; основы графики; правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь: пользоваться гуашью, акварелью, соусом, белой и цветной бумагой; различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;рисовать кистью элементы растительного орнамента; выполнять орнамент в круге, овале, ленте; проявлять творчество в самостоятельном создании работ.
Регулятивные УУД. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы.

Познавательные УУД. Перерабатывать полученную информацию. Сравнивать и. группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т. д.). Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства; донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме. Уважать высказывания собеседников. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе.

Личностные результаты освоения курса: Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства. Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Владение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев

изобразительного искусства, народного творчества и др. 

Средства контроля.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства и собственную художественно-творческую деятельность. Система диагностики для выявления уровня подготовки обучающихся :

Показатели качества

Мотивация потребности детей в общении с искусством

Развитие восприятия худ. произведений, понимание языка искусства, умение эстетически их оценивать

Уровень исполнительских художественных

навыков, диапазон освоенных художественных практик

Опыт творческой деятельности. Наличие творческой продукции детей.

Методы диагностики

Использование диагностических методик

Беседы, диалоги об искусстве

Школьные выставки (живопись, графика, композиция)

Районные, областные, российские конкурсы, фестивали и др.

Основное содержание .

Планирование содержит три раздела: основы академического рисунка, живописи и композиции. Творческая деятельность не имеет строгих возрастных ограничений. Один и тот же учебный материал программы для различного возраста обучаемых может использоваться в различных пропорциях.

Работа кружка предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства и собственную художественно-творческую деятельность

1.Графика.

Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.

Знакомство с мировой художественной культурой. Создание творческих работ.
2. Живопись.

Художественные материалы. Акрил, гуашь, – свободное владение ими.- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.

Рисование с натуры предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

Знакомство с мировой художественной культурой.
Создание образных работ с использованием знаний по цветоведению.
3. Композиция.

Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
« уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

Композиция. Основные правила композиции: объединение по однородным признакам; соблюдение закона ограничения; руппировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками; подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь.
(Линией, пластикой, « Законом сцены».)

Знакомство с мировой художественной культурой. Создание образных работ с использованием знаний по композиции.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Колич. занятий

Колич. часов

1

Живопись

13

26

2

Рисунок

12

24

3

Композиция

5

10

4

Дизайн

3

6

5

Декоративное рисование

2

4

Итого:

35

70


Учебно-тематический план

Сро

ки

Тема занятия

Раздел и содержание

Методы и формы работы

Теория (час)

Практика (час)

Наглядные и технические средства

1

Правила техники безопасности в кабинете.

Праздник красок.

Введение в программу.

Живопись.Рисунок. Композиция.

развлечение с красками

1

1

презентация

2

«Краски лета»

Диагностика графических и живописных навыков.

импровизация

0

2

3

«...И осень взмахнула кистью».

Живопись. Азы линейной и воздушной перспективы. Линия горизонта Живописная связь неба и земли..

импровизация

1

1

Картина И. Левитана «Золотая осень»

4

Пейзаж родной земли.

Живопись. Прием рисования по- сырому или равномерно окрашенному.

эксперимент

О,5

1,5

Наглядный материал «Джабык-Карагайский бор»

5,6

«Портрет друга»

Графика. Рисунок- основа графики. Свойства графических материалов. Изобразительный язык графики/штрих,пятно, точка/

творческий компонент

1

3

Презентация

8,9

Поздравительная открытка

(вариант: декоративное панно).

Аэрография. Работа с природным материалом.

творческий компонент

О,5

3,5

9

«Страна БезОпасности»

Самостоятельный выбор сюжета и

техники исполнения.

конкурсная работа

1

3

10,11

«Рождественская сказка»

Самостоятельный выбор сюжета и техники исполнени

вариации

(конкурсная работа)

О,5

3

Просмотр конкурсных работ за 2013 год /в интернете/

12

«Снежные краски».

Живопись. Знакомство с палитрой холодного цвета. Рисование зимнего дерева. Смешивание красок, использование приёма «набрызг».

эксперимент

0,5

1,5

13

Рисование композиции "Новогодние фантазии"

Композиция. Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих зиму, зимнюю сказку, новогодние открытки. Обсудить композицию и сюжет темы. Учить рисовать сказочных героев, передавать сказочную атмосферу композиции. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).

импровизация

О,5

1,5

14,15

Карнавальные маски.Фантазийные шляпы. Карнавальные костюмы.

Дизайн.

вариации

О,5

3,5

16

Оформление и выставка работ

отчетно-аналитический

0

2

17,18

Рисунки на снегу

Композиция. Рассмотреть примеры композиций, используя ЦОР. Разработать собственный проект.

развлечение-импровизация

0,5

3,5

19,20.

«Зимняя сказка»

Живопись. Ограниченная цветовая гамма (холодная). Иллюстрация к сказкам «Морозко», «Снегурочка», «Метелица» по выбору.

практическая изо-деятельность

0,5

3,5

21

«День святого Валентина». Изготовление поздравительной открытки.

Дизайн. Декорирование по собственному замыслу, демонстрация различных вариантов.

развлечение-импровизация

22

«Зимние забавы».

Рисование человека в движении, зимней одежде. Понятие «контраст теплых и холодных цветов». Дидактическая таблица. Схема движения человека.

практическая изо-деятельность

0,5

1,5

23,24

Рисование синички (снегиря)

Рисунок. Живопись.

Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать синичку, передавать ее среду обитания; использовать разные способы работы красками.

практическая изо-деятельность

0,5

3,5

25

«Моя мама».

Рисование портрета по памяти. Передача характерных черт (форма носа, цвет волос, цвет глаз), настроения, своего отношения к изображаемому.

Выставочная работа

0,5

1,5

26

Космические дали

Рисунок. Живопись.

импровизация

0,5

1,5

ЦОР

27-29

Подводное царство

Рисунок. Живопись.

Рассмотреть иллюстрации обитателей подводного мира. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать дельфинов, акул, медуз, морских звёзд, передавать их строение, окраску и среду обитания; использовать разные способы работы красками.

практическая изо-деятельность

1

5

Презентация, открытки

30

«Бабочка- красавица» (Монотипия.)

Декоративное рисование.

Прорисовка мелких деталей украшения наряда бабочки.

практическая изо-деятельность

0,5

1,5

Презентация «Монотипия»

31.32

Рисование цветов (подснежники).

Венок из цветов (коллективная работа).

Рисунок. Живопись.

Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на строение цветов, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.

практическая изо-деятельность.

Рисование под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов». Передача впечатлений через цвет.

0,5

1,5+2

ЦОР

33

«Спасибо тем, кто подарил нам мир»,

Рисунок. Живопись.

Рассмотреть примеры композиций, используя ЦОР. Разработать собственный сюжет.

Конкурс рисунков, посвященный дню Победы.

0,5

1,5

Презентация

34

«Весна красна».

Живопись. Рисунок на мятой бумаге.

импровизация

0,5

1,5

35

Итоговое занятие.

2

Учебно-методические средства обучения

Для организации занятий :

1.Специально оформленное и оборудованное помещение.

2.Оборудованный «вернисаж», где систематически необходимо вывешивать детские творческие работы с информацией об авторе, возможность демонстрировать детские работы в интернет пространстве, создавать виртуальные галереи.

3. Натурный материал, легкий столик, к нему несколько видов драпировки, осветительная лампа.

4.Свободный доступ к изобразительным материалам.
5.Экран для демонстрации слайдов, диафильмов. Компьютер для виртуальных экскурсий по музеям мира:

http://musei-online. blogspot. com/2011/08/firenze-galleria-dellaccademia. html

http://artutil. narod. ru/p2.htm

http://www. ph4.ru/virtur_virtual-museum. ph4

Литература.

Для учителя:

1. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта.- М.: Педагогика, 1891.-

240 с.

2. Терещенко Н.А. Учебник рисования для начинающих \ Н.А.Терещенко.- Ростов н\Д: Владис:М.:РИПОЛ классик,

2012-192 с.: ил.

3. Волков И.П. Художественная студия в школе:Кн. Для учителя: Из опыта работы.-М.:Просвещение, 1993-127 с.

4. Полунина В.Н. Искусство и дети.- М.: Педагогика, 1981.

5. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке.»-М.,1985г.6

6. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М., 1999. – 220с

7. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М., 1994. – 290с.

Для ученика:

1.Алексеев С. О цвете и красках. – М.,1964 г.

2.Сокольникова Н. М. « Основы живописи». Обнинск. 1996г.
3.Сокольникова Н. М. « Основы композиции». Обнинск, 1996г.
4.Сокольникова Н. М. « Основы рисунка». Обнинск, 1996 г.
5. Стасевич В. Н. « Пейзаж: картина и действительность». М., 1978г.

6.Авсиян О. Натура. Рисование по представлению.- М., 1985.

7. Хворостов А. С. « Декоративно – прикладное искусство в школе». – М..1988г.
8. Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»

Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...

Работа с кистью ребенка и упражнения по мелкой моторике

Статья посвященна коррекционной работе с кистью ребенка и развитию мелкой моторике....

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...

Рабочая программа "Программа работы со слабоуспевающими учащимися по английскому языку"

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...

Программа кружка "Волшебная кисть"

Программа кружка изобразительногоискусства...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...