Рабочая программа по ИЗО ОВЗ 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Нечупей Ольга Павловна

Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся  5 класса  с умственной отсталостью и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования (АООП)  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ

     «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального  государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599;
  • Примерной адаптированной  основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью

          (интеллектуальными нарушениями),  протокол  от 22 декабря  2015 г. №

           4/15;

  • АООП ФГОС ОО  МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5».

Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся  5 класса  с умственной отсталостью и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству;
  • Раскрытие  значения изобразительного искусства в жизни человека;
  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их  содержание и формулировать своего мнения о них.
  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
  • Обучение правилам  и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с умственной отсталостью и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Общая характеристика учебного предмета.

Изобразительное искусство, как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного,  деятельного,  дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала.

Учебным планом МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5» на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе предусмотрено 2  учебных часа в неделю в течение учебного года обучения, всего 68 уроков.

Данную рабочую программу обеспечивает УМК:

М.Ю. Рау, М.А Зыкова. Изобразительное искусство. 5 класс. -  Москва Просвещение, 2020 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Метапредметные результаты.

Формирование следующих универсальных действий:  

Регулятивные БУД:  

  – адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);  

  – принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;    

 – активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;    

– соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри-териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.  

   Познавательные БУД:

– выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;    

 – устанавливать видо-родовые отношения предметов;    

– делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;    

– пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;     – читать и выражать свои мысли вслух;    

– наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;    

– работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).    

Коммуникативные БУД:      

– вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

–использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;      

– обращаться за помощью и принимать помощь;      

– слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;      

– сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;      

– договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Изобразительное искусство 

Минимальный уровень:

знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

применение разных способов лепки;

рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Содержание учебного предмета.

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Программой предусматриваются следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
  • выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
  • проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Рисование с натуры.

Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование.

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).

Рисование на темы.

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше). Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; Выбирать в прочитанном наиболее существенное то, что можно показать в рисунке, работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве.

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Календарно – тематическое планирование

5 класс – 68 часов (2 час в неделю).

Тема и содержание занятия

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Дата

1

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

2

Самостоятельное составление узора в полосе из растительных элементов.

1

Умение  применять на практике полученные знания. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.

3

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

4

Рисование геометрического орнамента в круге (круг по шаблону).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

5

Рисование геометрического орнамента в круге .

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

6

Рисование симметричного узора по образцу.

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

7

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

8

Рисование на тему: «Осень за моим окном».

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

9

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина  «Сказка о царе Салтане».

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

10

Рисование на тему: «Цвета осенних листьев».

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

11

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (крутой спуск).

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

12

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (дорожные работы).

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

13

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Палех).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

14

Оформление пригласительного билета 15\20 см.

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

15

Рисование на тему: «Деревня.  Деревянный мир».

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

16

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская пирамидка).

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

17

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

18

Рисование симметрических форм (насекомое-бабочка).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

19

Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

20

Рисование с натуры объемного предмета (телевизор).  

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

21

Рисование фигуры человека (туловище, голова).

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

22

Рисование фигуры человека (руки, ноги).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

23

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

24

Узор в круге из стилизованных природных форм (круг по шаблону диаметр 12 см).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

25

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Жостово).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

26

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

27

Рисование карнавальных новогодних очков.

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

28

Рисование на тему: «Лес зимой».

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

29

Рисование карнавальной,  новогодней маски.

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

30

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Гжель).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

31

Рисование с натуры игрушки (грузовик).

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

32

Декоративное рисование открытки  «С новым годом!».

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

33

Рисование симметричных форм: насекомые –жук.

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

34

Рисование на тему: «Зимние развлечения».

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

35

Рисование с натуры объемного предмета (радиоприемник).  

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

36

Рисование в квадрате узора из растительных форм.

1

Умение  применять на практике полученные знания. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.

37

Беседа на тему: «Мама. Материнство».

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

38

Рисование в квадрате узора  (мамин платок).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

39

Декоративное рисование открытки  «8 МАРТА».

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

40

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (табурет, стул).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

41

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Хохлома).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

42

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина  «Сказка о золотом петушке».

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

43

Рисование с натуры объемного предмета (часы).  

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

44

Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (стрекоза и цветок тюльпана).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

45

Рисование на тему: «Моя любимая книга».

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

46

Декоративное рисование открытки  «С Новосельем».

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

47

Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

48

Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка.

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

49

Рисование на тему: «Мой герой, кумир».

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

50

Рисование с натуры игрушки (трактор).

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

51

Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (божья коровка и грибок).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

52

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Городец).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

53

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

54

Рисование на тему: «Народные праздники».

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

55

Рисование симметричных форм: насекомые –стрекоза.

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

56

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (коробка).

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

57

Рисование на тему: «Удивительный транспорт».

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

58

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Дымково).

1

Умение  повторять и чередовать  элементы. Коррекция и формирование ручной умелости.

59

Рисование на тему: «Весна красна!»

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

60

Декоративное рисование открытки  «День Победы!».

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

61

Беседа на тему: «Великая Отечественная война – в картинах художников».

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

62

Рисование на тему: «Мы за мир!».

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

63

Беседа на тему: «Мудрость старости».

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

64

Рисование на тему: «Портрет моего дедушки».

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

65

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

1

Познакомить  с  произведениями народных мастеров  и искусством народных промыслов.

66

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина  «Сказка о попе и его работнике Балде».

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

67

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

1

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания.

68

Рисование на тему: «Я и мои друзья».

1

Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...