"Цвет в произведениях живописи"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Развитие художественной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Связь живописи с музыкой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по изобразительному искусству "Цвет в произведениях живописи" 6 класс

Цель:

- развитие художественной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- формирование эмоционально-целостного отношения к явлениям действительности и искусства;

-  формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

 - развитие способностей воспринимать произведения искусства как проявления духовной деятельности человека;

- формирование целостного представления о национальной художественной культуре.

Оборудование: репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», портрет А. Чехова, «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень. Слободка», «Осенние листья», Поздняя осень», «Осенний пейзаж с церковью», В. А. Серов «Портрет И. И. Левитана», диск с записью музыки П. Чайковского «Времена года».

Содержимое разработки

  

Тема: «Цвет в произведениях живописи»

Цель: развитие художественной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

  • формирование эмоционально-целостного отношения к явлениям действительности и искусства;
  • формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
  • развитие способностей воспринимать произведения искусства как проявления духовной деятельности человека;
  • формирование целостного представления о национальной художественной культуре.

Оборудование: репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», портрет А. Чехова, «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень. Слободка», «Осенние листья», Поздняя осень», «Осенний пейзаж с церковью», В. А. Серов «Портрет И. И. Левитана», диск с записью музыки П. Чайковского «Времена года».


Октябрь серебристо-ореховый,

Блеск заморозков оловянный.

Осенние сумерки Чехова,

Чайковского и Левитана.

Б. Пастернак

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


  1. Беседа по теме урока.

     В книге Дмитрия Борисовича Кабалевского есть такие слова «…русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни…».

    Художник Исаак Ильич Левитан и композитор Петр Ильич Чайковский – теснейшим образом сблизили музыку с живописью.

    А если вспомнить, как виделась и слышалась та же русская природа Антону Павловичу Чехову, то три искусства – музыка, литература и живопись, воплощение в творчестве трех гениев, предстанет перед нами как сердечная песнь о неповторимо скромной красоте русской природы. В чем мы сегодня убедимся.

   Самые мягкие и трогательные стихи, книги, картины и музыка написаны русскими поэтами, писателями, художниками и композиторами об осени.

   Исаак Ильич Левитан также как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые краски лета, смывала дождями зелень.

   Рощи становились сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.

    Изменялся не только цвет земли, но и сам воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

   Осень на картинах Левитана очень разнообразна. В своих произведениях он воспевал красоту и величие русской природы. Удивительный дар был у Левитана, все, что рождалось под его кистью, начинало петь.

   Поет свою светлую, хотя и печальную песнь его «золотая осень». Когда смотришь на его картину, то можно услышать нежно звучащие тихие переливы монастырских колоколен.

Смотрим картину И. Левитана «Золотая осень». Звучат колокола.

- Как вы думаете, какой период осени изобразил художник на картине?

- Как отразил Левитан в своем произведении состояние природы?

   У А. П. Чехова в повести «Степь» есть такие строки: «Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка». Полотно «Золотая осень» это не иллюстрация к произведению Чехова. Скорее наоборот, это комментарий к полотну Левитана. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников - друзей. Их творчество близко и по своему художественному языку – простому и ясному, правдивому и поэтическому.

Много близкого в их восприятии природы, в тех глубоких душевных движениях, которые пробуждал в них родной пейзаж и которые находили выражение в сложных поэтических образах, где в звуках радости слышались ноты печали, а печаль светлела перед разлитой вокруг красотой и гармонией природы.

    Бодрое, радостное чувство пробуждает картина Левитана «Золотая осень». Празднично звучат «багрец и золото» берез на синем небе. Чист и прозрачен воздух. Холодеет в речке вода. Ярким красным костром вспыхнул прибрежный куст. А там, вдали, зеленеют всходы озимых, говоря о вечном возрождении природы.

   Русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил русскую природу, любовался ее пейзажами, подолгу гулял по лугам, лесным тропкам, собирая лесную ягоду, грибы.      Композитор сочинил много музыкальных произведений, рассказывающих о красоте природы и одно из них фортепианный цикл «Времена года», включающий в себя двенадцать пьес, каждая из которых рассказывает о каком-то месяце. 12 пьес – 12 месяцев. Одна из пьес называется «Осенняя песня» или «Октябрь».

- Ребята, а сейчас послушайте произведение и подумайте, по его звучанию, настроению, о чем оно рассказывает? Какие вызывает чувства?

Слушаем пьесу «Октябрь» из цикла «Времена года».

- Это произведение вызывает чувство грусти.

- Вы услышали только грусть и задумчивость в музыке?

- Звучала и радостная, быстрая музыка. Словно выглянуло солнышко.

Вы правильно услышали и почувствовали музыкальное произведение. Ведь у осени есть и дождливые дни и солнечные. Поэтому музыка спокойная, печальная и в тоже время светлая, нежная, как само это время – месяц октябрь.

- Ребята, какие строки из стихов созвучны осенней мелодии П. И. Чайковского?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

III. Практическая работа.

Задание. Выполните красками рисунки, изображающие различные осенние состояния в природе: ветер, дождь, яркое солнце.

Во время практической работы делаю целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов рисования; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненных рисунков.

Физкультминутка

Я вышел в сад

Осенний сад

На ветках яблоки висят

Качает ветер ветки

Я в руки яблоки беру

Красивые как лето

Закаты на одном боку, а на другом - рассветы

  1. Итог занятия.

Осень на ваших рисунках удивительно прекрасна и очень разнообразна. Многоцветные, наполненные разными чувствами рисунки получились у вас. Я довольна вашим творчеством.

А вам самим понравилось рисовать состояние природы, в которое вы вложили, и состояние вашей души, вашего чувства и настроения?

Закончить наше занятие я хотела бы стихотворением Федоровской

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лета!

Посмотрите – роща в золото одета!

Домашнее задание: собрать информацию по теме; принести репродукцию картины, описать ее, проанализировать цветовое решение и композиционное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цвет в произведениях живописи

конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе по программе Б.М. Неменского...

"Цвет в произведениях живописи"

презентация к уроку изо в 6 классе "Цвет в произведениях живописи". Учитель рассказывает учащимся как смешивать цвета для создания оттенков одного цвета и демонстрирует как пример замки...

КОЗ - Цвет в произведениях живописи.

Проверочный КОЗ для 6 класса....

"Цвет в произведениях живописи"

В помощь учителям изобразительного искусства. работающим в 6 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского....

ИЗО 7 класс тема урока "Цвет в произведениях живописи"

Тема урока "Цвет в произвелениях живописи" ИЗО 7 класс...

Открытый урок ИЗО "Цвет в произведениях живописи" 6 класс ФГОС

Материал представляет собой разработку открытого урока по ИЗО в 6 классе по теме "Цвет в произведениях живописи"Включает презентацию и технологическую карту с сценарием урока....

ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ

Данный урок разработан для учащихся 6 класса с целью:- формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве; учить активно воспринимать произв...