ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Данный урок разработан для учащихся 6 класса с целью:
- формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению;
- познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konpekt_uroka_izo_6kl.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
ТЕМА:ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ
КЛАСС 6.
Цели деятельности учителя
Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению;
Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.
Тип урока
Изучение новых знаний
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.
Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, групповая и индивидуальная
Образовательные ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ru
Оборудование Наглядно-демонстрационный материал
репродукции картин художников К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»; И. Е. Репина «Государственный совет»; репродукции с картин Васнецова; образец педагогического рисунка; таблица «Цветовой круг». Краски. Альбомы. Бумага цветная. Кисти.
Основные понятия и термины
Цветовые отношения, локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета
Содержание урока.
Этапы
урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия
Формируемые
умения
(универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный
момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы
Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:
Не можешь – узнай,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
Л. Татьяничева
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
М. Бромлей
В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Надо много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво.
Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.
Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник
по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину
на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.
О чем говорит эта легенда? С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!
Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.
История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее. (Слайды № 1-2.)
Проблемная ситуация 1: Причины изменения техники живописи .
Проблемный вопрос 1 (для всего класса) :
Сравните изображения животных в наскальной живописи первобытных людей с рисунком Е.М. Рачева Олени. Какие сходства и различия вы видите? В движении животных? В их окраске?
В передаче линий? Как фон помогает воспринимать изображение?
Фронтальная работа
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.
Личностные: осознают свои интересы (цветовые отношения, живое смешение красок)
II. Изучение нового материала
1.. Дети выполняют два задания. Первое подобрать цвета для создания композиции на тему "Огонь", другое – на тему "Ливень".
– Почему вы выбрали для первого задания данные цвета? (Синий, голубой…)
– Назовите эти цвета одним словом! (Холодные.) (Слайд № 3.)
– Почему вы выбрали для второго задания данные цвета? (Красный, желтый, оранжевый…)
– Назовите эти цвета одним словом! (Теплые.) (Слайд № 4.)
Во взаимовлияниях тонов большую роль играет принцип цветового равновесия между теплыми и холодными цветами.
Соседство теплого и холодного создает интенсивность звучания живописи. Задача живописца и состоит в том, чтобы улавливать различные цвета в ближних и в отдаленных точках картины.
Обычно цветовой тон тесно связан и с светотенью. Поэтому для верного восприятия цветовых контрастов важно правильно распределять цветовые переходы по пространству картины.
Проблемный вопрос 2 (для одаренных детей):
Как в наскальной живописи изображения связаны с фоном на котором они нарисованы? С помощью каких средств это достигается? Почему изменяется техника рисунка у художников 20 века?
Понятие о локальном цвете.
Вначале посмотрим на происхождение названия цветов.
Багровый и багряный - красную краску иногда оттенки (до коричневого) называли общеславянским словом багр. Багровым называют густой красный цвет, а багряным-чистым.
Бордовый - произносится от бордо в значении «темно-красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, «цвет вина бордо».
Голубой - цвет назван по цвету шейки голубя.
Желтый - «желто- блестящий».
Зеленый - в древнерусском языке было слово зель - «побеги озими». Ему же близки слова злак, зелень.
Коричневый – коричневый значит цвета корицы.
Красный – алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое- красный, то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас - входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.
Понятие локального цвета в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи».
Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.
Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.
Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства.
Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.(Слайды № 5.)
Делят цвета
на две группы и сравнивают их по заданным критериям. Определяют оттенки локального цвета. Знакомятся с художественными произведениями, анализируют по заданному алгоритму
Групповая и индивидуальная работа
Проблемная ситуация 2: Причины по которым невозможно использовать локальный цвет в живописи.
Проблемный вопрос 3 (для всего класса):
Посмотрите внимательно на локальные цвета. Вспомните в каких рисунках, картинах и любых других произведениях искусства вы их видели?
Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по заданным критериям.
Коммуникативные: излагают свое мнение; работают в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера; получают эстетическое наслаждение от произведений искусства
2. Художественный анализ произведений: О. Ренуар «Скалы в Эстаке», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке». (Слайд № 6.)
Алгоритм анализа:
– Какие соотношения цветов выбрал художник, чтобы передать образ осени, вечера, выразить таинственность, нежность, величие?
– Какие настроения вызывают теплые и холодные цвета?
– Зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?
Проблемный вопрос 4 (для одаренных детей):
Почему невозможно использовать локальный цвет в живописных произведениях?
III. Творческая практическая деятельность
Репродуктивный
– Рассмотрим репродукцию картины З. К. Церетели «Цветы». Какие эмоции вызвало у вас это произведение?
Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками).
Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.
Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.
Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.
Воспользуйся алгоритмом построения натюрморта:
1. Подготовительный этап – наметим контуры всех предметов светлыми линиями.
2. Первый этап – приготовление малонасыщенной смеси и нанесение на все части рисунков.
3. Второй этап – передаем освещенность и объем, прокладываем прозрачными, но темными красками.
4. Третий этап – моделируем объем и пространство более тонкими оттенками цвета.
5. Последний этап – обобщаем цвета, смягчаем контуры.
Творческий поиск на основе алгоритма. Выбор колорита в соответствии с настроением
Индивидуальная работа
Познавательные: различают цветовые отношения и их возможности.
Регулятивные:
принимают
и сохраняют учебную задачу.
Личностные: осознают свои возможности
в учении
IV. Итоги урока.
Рефлексия
Беседа
в форме «вопрос – ответ».
Выставка работ учащихся
Выставка работ. (Обсуждает с классом значение эмоционального настроя для творчества.)
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что показалось самым трудным?
– Дайте эмоциональное название созданным букетам!
Формулируют ответ, участвуют в диалоге
с учителем.
Проявляют интерес к работам своих товарищей.
Дают название букетам товарищей и сравнивают их с первоначальными названиями
Фронтальная работа
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.
Личностные:
способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи
Тесты первого уровня
1. Тесты на узнавание
- Согласны ли Вы с утверждением, что цвета делятся на основные и составные?
Да Нет
- Согласны ли Вы с утверждением, что в живописных произведениях используются составные цвета?
Да Нет
- Согласны ли Вы с утверждением, что локальным цветом невозможно написать картину?
Да Нет
- Тесты на различение
- Картину «Золотая осень» написал…
- Левитан;
- Серов;
- Айвазовский;
- Репин.
- В наскальной живописи использовались цвета...
- черный;
- охра;
- синий;
- красная охра.
- Рисунки первобытных людей и художников 20 века отличаются…
- цветом;
- материалом на котором они изображались;
- темой;
- Тесты на классификацию
Какие пары цветов являются дополнительными?
- красный; а) оранжевый
- розовый; б) зеленый;
- синий; в) салатовый;
- коричневый; г) фиолетовый;
- желтый д) малиновый.
- Какими цветами можно выразить эмоциональные состояния?
- Синий, серый; а)тихую радость;
- Голубой, красный; б) грусть, таинственность;
- Оранжевый, синий; в) бурное веселье ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цвет в произведениях живописи
конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе по программе Б.М. Неменского...
"Цвет в произведениях живописи"
презентация к уроку изо в 6 классе "Цвет в произведениях живописи". Учитель рассказывает учащимся как смешивать цвета для создания оттенков одного цвета и демонстрирует как пример замки...
КОЗ - Цвет в произведениях живописи.
Проверочный КОЗ для 6 класса....
"Цвет в произведениях живописи"
В помощь учителям изобразительного искусства. работающим в 6 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского....
ИЗО 7 класс тема урока "Цвет в произведениях живописи"
Тема урока "Цвет в произвелениях живописи" ИЗО 7 класс...
Открытый урок ИЗО "Цвет в произведениях живописи" 6 класс ФГОС
Материал представляет собой разработку открытого урока по ИЗО в 6 классе по теме "Цвет в произведениях живописи"Включает презентацию и технологическую карту с сценарием урока....
Тема урока «ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ»
конспект урока по ИЗО, 6 класс...