Урок изо в 7 классе "Буква-строка-текст. Искусство шрифта"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №10 г. Новоалтайска Алтайского края»
Технологическая карта урока изобразительного искусства
по программе Б.М. Неменского
по теме: «Буква-строка-текст. Искусство шрифта»
/ 5 урок 1 четверти 7 класса/
Разработала: Нечаева Лариса Геннадьевна,
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Новоалтайск- 2020
Тема урока: « Буква-строка-текст. Искусство шрифта».
Тип урока: комбинированный
Цель: Смысловое значение буквы и шрифта как художественный язык графического дизайна.
Задачи:
Предметные:
- понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука, а звук как изобразительно-смысловой символ;
- различать шрифты и особенности шрифтовых гарнитур;
- отрабатывать умения применять букву, печатное слово или типографическую строку в качестве элементов графической композиции;
Метапредметные:
- развивать умения самостоятельно планировать свою деятельность в процессе выполнения практической работы, выбирая наиболее эффективные приёмы и способы для достижения цели;
- развивать коммуникативные умения учащихся в групповой работе;
Личностные:
- понимать значение графического дизайна в деятельности человека;
- пробовать в практической деятельн6ости применять композиционные приёмы графического дизайна;
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур:
- уметь анализировать начертание различных шрифтов и давать им образную характеристику;
- использовать букву как элемент графической композиции в сочетании с цветовыми пятнами, строками текста.
Личностные результаты:
- учиться понимать культуру шрифта, его стиль как неотъемлемую и важную часть общей художественной культуры;
Метапредметные результаты:
- формировать умение использовать букву как знак, как эмблему(логотип), используя характер и стиль её начертания, а также добавляя стилизованное, символическое изображение:
Методы и формы, применяемые на уроке
Методы: объяснительно-иллюстративный, с элементами проектной деятельности.
Формы: фронтальнвая, индивидуальная и групповая.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Материалы: бумага белая, чёрная, цветная, клей, ножницы, вырезки из журналов, фломастеры.
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентации «Буква-строка-текст. Искусство шрифта»,.
Журналы, газеты, распечатки с различными шрифтами.
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Организационный этап. Цель:настрой учащихся на учебную деятельность. | Деление класса на 5 команд- дизайн студии, (учитель выбирает спикера команды) Проверяет готовность рабочего места к уроку. См. презентацию | Спикер набирает себе команду. Актуализация внимания. | |
2. Мотивационно-ориентировочный этап урока. Цель: через проблемную ситуацию обозначить ценность письменности для современного человека. | Рассказывает исторический факт. Существует историческое свидетельство, что греческий историк Геродот, живший в 5 в. до н. э., рассказывает о «письме» скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришёл в лагерь персов и положил перед царём подарки, «состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел». Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл «письма». -Предлагает каждой команде разгадать смысл этого письма. -Цитирует как Дарий со своими воинами понял это послание: «Мышь живёт на земле, лягушка живёт в воде, птица подобна лошади, а стрелы - военная храбрость скифов» . Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость. В результате: Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал «письмо»: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озёра, то не вернётесь назад и падёте под ударами наших стрел». Подводит итоги: Как видите, предметное письмо (рисунки) можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушёл со своим войском из скифских земель. | Слушают Обмениваются мнениями, учатся слушать друг друга. Затем каждая команда выдвигает свою версию. - Сравнивают свои версии с действительностью, делают выводы. | |
3. Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания учащихся об истории письменности и подготовка учащихся к получению новых знаний. | -Выявляет знания учащихся о том, как развивалась письменность.
Подводит к выводу: в истории развития письменности рисунки превратились в первые буквенные символы, которые стали основой написания современных букв. Буква становится изобразительно-смысловым символом звука. Через вопросы о значимости письменности в жизни современного человека учитель подходит к теме урока. | Соотнести иллюстрации с образцами письма в том порядке, как развивалась письменность в мире. | |
4. Объявление темы урока. Постановка цели и задач урока. | «Буква-строка-текст. Искусство шрифта». Корректирует и обобщает ответы учащихся. | Учащиеся пробуют определить тему урока, ставят учебную цель и задачи урока. | |
5. Усвоение новых знаний. Цель: через получение новых знаний способствовать формированию познавательной потребности у учащихся. | Объяснение новой темы начинается с того, что одно из величайших и важных достижений человечества – это обобщение при помощи письменных знаков - шрифта. Даёт информацию о значимости и разновидности шрифта в современном оформительском искусстве. Работа с учебником с.29-30. Самостоятельно в группе ознакомьтесь с текстом учебника и приготовьтесь ответить на вопросы: -Что такое шрифт? - Какую роль играют буквы и текст как элементы в графической композиции? Сравнивает вместе с учащимися линейную композицию из узорчатой полоски, прямой линии, буквенной строки и приводим к выводу, что в отличие от линии и плоскости строка имеет смысл, т. е. несёт информацию, но изобразительного отличия между линией и строкой не имеет. Предлагает определить характер шрифта и в чём их отличие? (начертание элементами, наклоном) - Где мы можем увидеть такие шрифты? | Восприятие информации. Работают с текстом учебника, находят нужную информацию, отвечают на вопросы, дополняют ответы. Определяют характер каждого шрифта ( тяжёлый, приземистый, лёгкий, ажурный, скруглённый, рубленный, ясно читаемый, декоративный). Отвечают на вопрос ( в книгах, на плакатах, афишах, рекламе, вывесках…) | |
6. Физкультминутка. Цель: укрепление здоровья учащихся | Физкультминутка для глаз. Закройте глаза. Рисуй глазами треугольник, теперь его переверни и вдоль этой линии глазами ты веди. Открываем глаза. | Выполняют физкукультминутку. | |
7. Творческая практическая деятельность. Цель: способствовать благоприятной творческой атмосферы сотрудничества в ходе выполнения практических заданий. | Задание: Создание эскиза вывески организации, на котором размещены название организации и её эмблема (логотип). Задания даны по группам: банк, швейное ателье, детское кафе, телеканал, книжный магазин. Спикер группы организовывает работу в группе. Следит за соблюдением техники безопасности во время практической работы.
| Планируют свою деятельность, распределяют роли, излагают своё мнение, выбирают средства достижения цели, оценивают этапы пр. работы. Готовые вывески размещают на доске | |
8. Рефлексия (подведение итогов) Цель: оценка полученных результатов. | Даёт возможность каждой команде представить и оценить свой результат практической деятельности на уроке. | Представляют свои результаты, обосновывают данный выбор графических средств, дают оценку своей деятельности. | |
9. Домашнее задание. | Придумать и создать эскиз своей личной печати. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкетирование учащихся 6 класса по изобразительному искусству. Тема урока "Образ человека – главная тема в искусстве".
Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и разви...
Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.
В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....
Урок в 5 классе по изобразительному искусству Подготовила учитель изобразительного искусства: Автаева Н.В., ГБОУ СОШ с. Екатериновка м.р. Приволжский Самарской области Тема урока: Рисование на тему «На морском дне»
«Рисование на тему «На морском дне» Цели: 1) усвоим и отработаем технику работы с цветом красками «по сухому», «по мокрому» (по с...
«Буква-строка-текст. Искусство шрифта».
Урок познакомит ребят с искусством и историей шрифта, научит разбираться в различных видах шрифта....
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском народном костюме, обычаях и традициях...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...