Урок изо в 7 классе "Буква-строка-текст. Искусство шрифта"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Нечаева Лариса Геннадьевна

Технологическая карта урока ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_7_b.docx542.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №10 г. Новоалтайска Алтайского края»

Технологическая карта урока изобразительного искусства

по программе Б.М. Неменского

по теме: «Буква-строка-текст. Искусство шрифта»

/ 5 урок 1 четверти 7 класса/

Разработала: Нечаева Лариса Геннадьевна,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Новоалтайск- 2020

Тема урока: « Буква-строка-текст. Искусство шрифта».

Тип урока: комбинированный

Цель: Смысловое значение буквы и шрифта как художественный язык графического дизайна.

Задачи:

Предметные:

  • понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука, а звук как изобразительно-смысловой символ;
  • различать шрифты и особенности шрифтовых гарнитур;
  • отрабатывать умения применять букву, печатное слово или типографическую строку в качестве элементов графической композиции;

Метапредметные:

  • развивать умения самостоятельно планировать свою деятельность в процессе выполнения практической работы, выбирая наиболее эффективные приёмы и способы для достижения цели;
  • развивать коммуникативные умения учащихся в групповой работе;

Личностные:

  • понимать значение графического дизайна в деятельности человека;
  • пробовать в практической деятельн6ости применять композиционные приёмы графического дизайна;

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур:
  • уметь анализировать начертание различных шрифтов и давать им образную характеристику;
  • использовать букву как элемент графической композиции в сочетании с цветовыми пятнами, строками текста.

Личностные результаты:

  • учиться понимать культуру шрифта, его стиль как неотъемлемую и важную часть общей художественной культуры;

Метапредметные результаты:

  • формировать умение использовать букву как знак, как эмблему(логотип), используя характер и стиль её начертания, а также добавляя стилизованное, символическое изображение:

Методы и формы, применяемые на уроке

Методы: объяснительно-иллюстративный, с элементами проектной деятельности.

           Формы: фронтальнвая, индивидуальная и групповая.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор.

Материалы:  бумага белая, чёрная, цветная, клей, ножницы, вырезки из журналов, фломастеры.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации «Буква-строка-текст. Искусство шрифта»,.

Журналы, газеты, распечатки с различными шрифтами.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Организационный этап.

Цель:настрой учащихся на учебную деятельность.

Деление класса на 5 команд- дизайн студии, (учитель выбирает спикера команды)

Проверяет готовность рабочего места к уроку.

См. презентацию

Спикер набирает себе команду.

Актуализация внимания.

2.

Мотивационно-ориентировочный этап урока.

Цель: через проблемную ситуацию обозначить ценность письменности для современного человека.

   Рассказывает исторический факт.

Существует историческое свидетельство, что греческий историк Геродот, живший в 5 в. до н. э., рассказывает о «письме» скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришёл в лагерь персов и положил перед царём подарки, «состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел». Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл «письма».

-Предлагает каждой команде разгадать смысл этого письма.

-Цитирует как Дарий со своими воинами понял это послание:

«Мышь живёт на земле, лягушка живёт в воде, птица подобна лошади, а стрелы - военная храбрость скифов»

. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.

В результате: Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал «письмо»: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озёра, то не вернётесь назад и падёте под ударами наших стрел».

Подводит итоги:

   Как видите, предметное письмо (рисунки) можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушёл со своим войском из скифских земель.

Слушают

Обмениваются мнениями, учатся слушать друг друга. Затем каждая команда выдвигает свою версию.

- Сравнивают свои версии с действительностью, делают выводы.

C:\Users\Владимир\Desktop\стрелы.jpg

3.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания учащихся об истории письменности и подготовка учащихся к получению новых знаний.

-Выявляет знания учащихся о том, как развивалась письменность.

   

Подводит к выводу: в истории развития письменности рисунки превратились в первые буквенные символы, которые стали основой написания современных букв. Буква становится изобразительно-смысловым символом звука.

 Через вопросы о значимости письменности в жизни современного человека учитель подходит к теме урока.

Соотнести иллюстрации с образцами письма в том порядке, как развивалась письменность в мире.

img135

4.

 Объявление темы урока.

Постановка цели и задач урока.

«Буква-строка-текст. Искусство шрифта».

Корректирует и обобщает ответы учащихся.

Учащиеся пробуют определить тему урока, ставят учебную цель и задачи урока.

F:\Мамина папка\img137.jpg

5.

Усвоение новых знаний.

Цель: через получение новых знаний способствовать формированию познавательной потребности у учащихся.

  Объяснение новой темы начинается с того, что одно из величайших и важных достижений человечества – это обобщение при помощи письменных знаков - шрифта.

Даёт информацию о значимости и разновидности шрифта в современном оформительском искусстве.

   Работа с учебником с.29-30.

Самостоятельно в группе ознакомьтесь с текстом учебника и приготовьтесь ответить на вопросы:

-Что такое шрифт?

- Какую роль играют буквы и текст как элементы в графической композиции?

  Сравнивает вместе с учащимися линейную композицию из узорчатой полоски, прямой линии, буквенной строки и приводим к выводу, что в отличие

 от линии и плоскости строка имеет смысл, т. е. несёт информацию, но изобразительного отличия между линией и строкой не имеет.

  Предлагает определить характер шрифта и в чём их отличие? (начертание элементами, наклоном)

- Где мы можем увидеть такие шрифты?

Восприятие информации.

Работают с текстом учебника, находят нужную информацию, отвечают на вопросы, дополняют ответы.

Определяют характер каждого шрифта ( тяжёлый, приземистый, лёгкий, ажурный, скруглённый, рубленный, ясно читаемый, декоративный).

Отвечают на вопрос ( в книгах, на плакатах, афишах, рекламе, вывесках…)

6.

Физкультминутка.

Цель: укрепление здоровья учащихся

Физкультминутка для глаз. Закройте глаза. Рисуй глазами треугольник, теперь его переверни и вдоль этой линии глазами ты веди. Открываем глаза.

Выполняют физкукультминутку.

7.

Творческая практическая деятельность.

Цель: способствовать благоприятной творческой атмосферы сотрудничества в ходе выполнения практических заданий.

Задание:

Создание эскиза вывески организации, на котором размещены название организации и её эмблема (логотип).

 Задания даны по группам: банк, швейное ателье, детское кафе, телеканал, книжный магазин.

Спикер группы организовывает работу в группе.

Следит за соблюдением техники безопасности во время практической работы.

 

Планируют свою деятельность, распределяют роли, излагают своё мнение, выбирают средства достижения цели, оценивают этапы пр. работы.

Готовые вывески размещают на доске

8.

Рефлексия (подведение итогов)

Цель: оценка полученных результатов.

Даёт возможность каждой команде представить и оценить свой результат практической деятельности на уроке.

Представляют свои результаты, обосновывают данный выбор графических средств, дают оценку своей деятельности.

9.

Домашнее задание.

Придумать и создать эскиз своей личной печати.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкетирование учащихся 6 класса по изобразительному искусству. Тема урока "Образ человека – главная тема в искусстве".

Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и разви...

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

«Буква-строка-текст. Искусство шрифта».

Урок познакомит ребят с искусством и историей шрифта, научит  разбираться в различных видах шрифта....

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...