Композиция в детском изобразительном творчестве
статья по изобразительному искусству (изо)

Протопопова Елена Владимировна

Композиция существует во всех видах искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и фильмов. Именно композиция всегда определяет качество картины, её успех или неудачу, поэтому любую даже самую маленькую, несложную картинку, мы начинаем с композиции. Композитор сочиняет музыку, а художник сочиняет картину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompozitsiya_v_detskom_izobrazitelnom_tvorchestve.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Композиция в детском изобразительном творчестве

«Когда деревья были большими…»

Конечно всем известно, что такое композиция и что у нее есть свои основные закономерности. Об этом можно прочитать в любом учебнике изобразительного искусства по данной теме и можно найти множество определений композиции от разных авторов разных периодов времени. Но я всё же напомню, что «композиция» в переводе с латинского (compositio) обозначает сочинение, составление, расположение.

Композиция есть во всех видах искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и фильмов.

Именно композиция всегда определяет качество картины, её успех или неудачу, поэтому любую даже самую маленькую, несложную картинку, мы начинаем с композиции. Композитор сочиняет музыку, а художник сочиняет картину.

Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определённом порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе образующих форму, которая представляет собой некое гармоничное целое.

В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, закономерности строения или конструкции предмета, симметрия – в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм – в повторяемости одного или нескольких элементов через определённые интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.

Говоря с детьми о композиции, я всегда обращаю их внимание на то, что в основе любой картины (композиции) лежит идея, над воплощением которой мы в дальнейшем и должны работать.

На начальном этапе необходимо определиться, каков творческий замысел ребёнка, какой художественный образ он хочет создать, какое настроение выразить. Для этого я прошу детей подумать и дать ответы на несколько простых вопросов и только потом приступать к работе над эскизом. Ребята отвечают на вопросы: «Где и когда?», «В какое время года?», «В какое время суток?», «В каких краях?», «В современном мире или давным-давно?», а может быть «В будущем?» происходит данное событие. «Кто главный персонаж?» «Как он одет?» «Какое место персонаж занимает в картине?» Также мы часто прибегаем к проговариванию замысла, что помогает ребенку-автору попытаться представить конечный результат. Мы определяем, что главное в картине: настроение, окружающая среда или персонаж?

Работая над заданиями, необходимо чётко формулировать композиционные задачи, а не только практические. Например, рисуя пейзаж, можно попросить ребят провести линию, горизонта значительно выше отступив от края листа, чтобы возникло пространство для последующего изображения деревьев, цветов, животных, птиц, грибов и упавших листьев (если мы изображаем осень). Затем можно нарисовать деревья разной высоты с разной шириной стволов и кроны (таким образом, знакомясь с ритмом, одной из композиционных закономерностей).

Что касается линии горизонта в построении композиции, это отдельная и, на мой взгляд, очень интересная тема. Спросите у ребёнка: «Что такое линия горизонта? Где она?» Ответ всегда будет правильным - «Это граница между небом и землёй». Дело в том, что дети рисуют то, что видят, а видят они, благодаря своему еще невысокому росту, огромное небо и лишь ощущают землю под ногами, не видя её. Именно поэтому дети строят своё изображение прямо на краю листа. Это связано с психологическими особенностями возраста ребенка. Теперь, будучи учителем, я это знаю, но когда-то простой случай помог мне разобраться в ситуации и не мучить детей своей настойчивостью. В первый год работы с детьми я пыталась добиться от ребят хотя бы немного приподнять линию горизонта от края листа, объясняла им, что тогда мы сможем поместить на первом плане много дополнительных персонажей и тому подобное, но ничего не помогало. А однажды у меня на уроке мальчик маленького роста, сидящий за первой партой, пробурчал: «Линия горизонта, линия горизонта… Зачем она нужна? Ведь небо оно везде.» Я присела к нему на корточки, чтобы было удобнее с ним разговаривать, и вдруг поняла, что мы с ним смотрим на мир с разных точек зрения. Для него, действительно, небо тогда было везде, и понять меня ему было очень сложно. Хорошо, что я его в тот момент услышала и поняла.

Я задумалась, что же можно сделать, чтобы убедить ребят изменить свою точку зрения? Тогда я придумала для своих учеников задание «Летящая птичка». Детям предлагалось представить себя птицей, взлететь высоко в небо, увидеть землю с птичьего полёта, и, вернувшись нарисовать увиденное. Многие ребята меня тогда поняли и мы все остались довольны результатом. Дальше при выполнении заданий по изображению пейзажа я всегда стала использовать этот прием и строить задания для ребят таким образом, чтобы в них была задача - изобразить происходящее с точки зрения летящей птицы. Это задание, помогло детям понять преимущества высокой линии горизонта и расширило их композиционные возможности.

Часто на своих уроках по изображению пейзажа я прибегаю к технике правополушарного рисования. Эта техника довольно новая в моей практике, но очень действенная и нравится всем детям без исключения. Эта техника позволяет не только быстро научиться рисовать, но и научиться «видеть» мир и природу. Таким образом, развивается навык, необходимый каждому художнику. Ученики начинают замечать разнообразие оттенков окружающих объектов (листвы, цветов, неба и др.), обращают внимание на причудливые формы (деревьев, камней и др.), а некоторые вообще начинают смотреть на мир совсем другими глазами!

Правополушарное рисование - это спонтанное, интуитивное рисование, где нет чётких правил, человек рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый человек способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции. Отличительной особенностью правополушарного метода рисования является то, что нет необходимости создания наброска простым карандашом, сразу начинается создание фона красками. А затем на фоне уже создаётся композиция.

Правополушарный метод рисования - современное, интересное, полезное и очень востребованное направление творчества, доступное каждому! Благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи. Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии, ведь оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.

Работая с детьми, учитель не имеет права быть равнодушным и не интересующимся, не имеет права быть неинтересным ученику. Всегда нужно стараться быть способным увлечь за собой, заинтересовать, уметь в простом рассмотреть сложное, а в сложном найти много простого. Я, как педагог, обязана развивать в своих воспитанниках одаренность, учить их творить, любить и ценить свое творчество и творчество друг друга.

Протопопова Елена Владимировна,

учитель технологии и изобразительного искусства,

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа №542 г. Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Открытый урок во 2 классе по теме "Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ТВОРЧЕСТВО И ПРИРОДА»

Доклад: "Декоративно- прикладное творчество , как средство педагогической поддержки в детском объединении "Творчество и природа"....

«Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Методические рекомендации и заметки по теме "композиция"...

«Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Методические рекомендации и заметки по теме "композиция"...

Статья "Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства в школе"

Статья " Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства" посвящена теме композиции в декоративной графике;  в статье рассказывается об основах графической ...

ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ. ПОЛОЖЕНИЕ о III районной выставке-конкурсе детского изобразительного творчества «РОДНЫЕ БЕРЕГА» (г.Александровск-Сахалинский)

ПОЛОЖЕНИЕо III районной выставке-конкурседетского изобразительного творчества «РОДНЫЕ БЕРЕГА»(дистанционный формат)...