«Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Жукова Наталья Владимировна

Методические рекомендации и заметки по теме "композиция"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Изучение основ композиции на уроках изобразительного  искусства в начальной школе»

Основные объективные законы и некоторые правила композиции.

    Объективными законами композиции следует назвать: закон цельности, закон типизации, закон контрастов. Наиболее глубоко они обоснованы и полно сформулированы академиком Е.А. Кибриком.

 Закон цельности. Все элементы композиции находятся во взаимной связи  и взаимности, подчиняясь замыслу художника. Главной чертой закона цельности является неделимость композиции. Художник создаёт центр внимания и подчиняет ему всё второстепенное. Ни форма, ни цвет не существуют сами по себе, а только в отношении к целому, как части целого. Серьёзно нарисовать что-либо можно только «построив» сначала мотив, найдя конструктивную идею (это наиболее трудоёмко).  При нахождении конструктивной идеи композиции следует вначале сочетать массы, в силуэтах которых разрабатываются многочисленные детали. Необходимо соблюдать связь и взаимную согласованность всех элементов композиции, а также важной чертой закона  является неповторимость элементов композиции (ни величины, ни пятна, ни интервалы, ни жесты).

 Закон типизации. Первоосновой закона является создание художественных образов, наличие их в композиции. Второй чертой закона принято считать движение. Под передачей движения Е.А. Кибрик понимает способность художника изображать жизнь в развитии.

 Закон контрастов. Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют её выразительность. Человек воспринимает окружающие его предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Форму предмета человек воспринимает благодаря контрасту света и тени, живопись строится на контрасте тёплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом. Существенную роль в композиции играют контрасты величин (большого и малого).

 Итак, основные законы композиции вытекают из всеобщих законов природы, мышления.

 Наряду с законами композиции существуют правила, приёмы и средства, например,  необходимость сюжетно – композиционного центра, приём симметрии или асимметрии. Формат и размер картины важны для выразительности работы и выявления замысла автора.

 Немаловажное значение для выразительности композиции имеет выбор точки зрения и уровня зрения. Линия горизонта в некоторых случаях играет исключительную роль, помогая ярче выявить замысел художника.

 Конечно, перечисленные законы вводятся  в процессе урока в самых простых и понятных формах, начиная с 1-го класса. Термины адаптируются согласно возрастным особенностям детей.

   Здесь перечислены некоторые основные законы композиции. В течение школьного курса изобразительного искусства, учитывая концентричность обучения, терминология усложняется, изучаются новые особенности на примерах классических произведений изобразительного искусства.

   Данные задания и упражнения предназначены для работы с учениками 2-го класса общеобразовательной школы. Уровень обученности детей этого возраста, предполагает, что на протяжении предыдущего периода обучения в школе на уроках ИЗО рассматриваются классические образцы художественных произведений, обсуждаются вместе с детьми. Например, такие, как «Утро в лесу» И. Шишкина, «Алёнушка» В. Васнецова, «Первый снег» А. Пластова, «Девочка с персиками» В. Серова и др.

Тип урока: развивающий, частично – исследовательский.

Цель: сформировать основы составления сюжетной композиции.

Задачи:

- ознакомить с основными законами  и правилами композиции;

- моделировать ситуации, в которых ученик должен делать выбор и вывод;

- самостоятельно составить сюжетную композицию.

Фрагменты урока:

 Учитель: Посмотрите на картину Виктора Васнецова («Иван-Царевич на сером волке»).(Не называю произведение)

Как вы думаете, какое название больше подходит: «Дремучий лес», «Верхом на волке» или «Волшебная сказка»? Почему?

(Необходимо формулировать вопросы таким образом, чтобы у ребёнка была возможность обдумать и проанализировать ответ)

Дети: «Верхом на волке». Потому что в центре картины мы видим героя, он нарисован крупно.

У.: Так что же главное в картине?

Д.: Волк несёт героев на себе по лесу.

У.: А теперь я добавлю к этой картине несколько элементов. (Я прикрепила с помощью магнитов несколько вырезанных из бумаги деревьев на изображение волка и Ивана – Царевича, как бы частично прикрывая их от зрителя.)

Что вы теперь можете сказать о картине?

Д.: Не видно героя, хочется раскрыть его и посмотреть.

У.:А сейчас я добавлю ещё несколько деревьев сверху и слева от картины, обведя в рамку получившееся изображение (так, чтобы герои  оказались в правом нижнем углу нового прямоугольника). Какие новые впечатления от картины у вас появились?

Д.: Теперь героев картины нужно поискать глазами и всё время смотришь в один угол. Леса стало много и хочется его уменьшить.

У.: А если я перекрашу костюмы героев в серо-зелёный цвет, как они будут смотреться?

Д.: Их не будет видно, и картина станет неинтересной.

У.: Хорошо, давайте скажем, какие правила помогли художнику сделать картину интересной для нас?

Д.: То, что в картине главное, - нужно нарисовать ближе к центру и крупнее;

Нельзя закрывать главные изображения чем-то, их нужно рассматривать;

Картина должна выражать её название;

Цвета главных героев на картине должны отличаться и быть ярче, привлекательнее всего остального.

 Практическое задание.

У. Вспомним сказку «Царевна – лягушка», а именно тот момент, когда лягушка поймала стрелу. Где находится героиня сказки? (На болоте.) Чтобы показать, что лягушка маленькая, окружим её болотной растительностью так, что всё пространство будет занято только болотом. (Показываю 1-й вариант работы)

Но ведь можно дорисовать и лес и небо. Как в этом случае изменится наше впечатление? (Показываю 2-й вариант работы)

Д.: В первом случае нас ничего не отвлекает, здесь - только лягушка. Похоже на сказку. Во втором случае это как будто простая картинка или фотография с натуры.

Вопросы для обсуждения с детьми по окончании урока:

1. Что такое «композиция» и зачем художнику нужно о ней знать?

1. В каком месте картины лучше изобразить главных действующих лиц?

2. Когда их можно нарисовать мельче и на дальнем плане? Как это связано с названием картины?

3. Как цвет помогает выделить главное на рисунке, и не отвлекаться на второстепенное?

5.  Зачем иногда художник поднимает линию горизонта выше рамок картины? Какой эффект этим достигается?

Таковы лишь некоторые элементы нахождения опорных точек знаний при изучении темы «композиция». Она настолько широка, что ей можно уделять внимание при изучении любой темы. Не нужно повторять само слово «композиция», необходимо просто на примерах произведений искусства побеседовать с детьми, почему это получилось удачно, почему так красиво, почему это заметно, интересно, запоминается.

 К теме урока детей подвожу постепенно, говорю об авторе (В. Васнецов) и его произведениях, как достигается «сказочность» на его картинах, обязательно сменяю вид деятельности детей каждые 7-10 минут; даже в процессе рисования могу спросить «А как выглядит лист кувшинки, на котором сидит лягушка?» Трое желающих идут к доске и рисуют мелом варианты. Остальные обычно оживлённо помогают с места. Разрядка.

 В таких работах, как сказка, портрет героя, сюжетная композиция, дети могут использовать, кроме красок, фломастер или гель для подрисовки элементов лица и др. мелких деталей.

 В своей практике я  использую некоторые приёмы (игровые моменты), которые, по моему мнению, помогают детям в усвоении материала.

1. «Угадай название». В начальных классах можно предложить варианты игры, как в примере выше. В средней школе дети смогут самостоятельно предложить название картины, необходимо только предварительно очертить контуры возможного поиска. Например, работа К.Моне «Впечатление». Поговорив о приёмах работы мазками и точками, о новом видении художника, необходимо сказать о том, что название связано не с утренней рыбалкой, а с чувствами художника.

2. «Кто прав?». Особенно приемлем этот приём в начальной школе. Я представляю 3 или больше вариантов составленной композиции. Причём, это может быть как нарисованная композиция, так и постановка натуры, что наиболее наглядно, так как дети могут здесь же изменить постановку (натюрморта). Не стоит использовать более 3-х предметов, это затрудняет детей. Ещё одним дополнением к упражнению использую рамку-видоискатель. Это может быть картонная, вырезанная из открытки, да и сложенная из пальцев рамка. Можно менять её форму: квадрат, вытянутый прямоугольник, и т. д.  Это упражнение всегда активно приветствуется детьми, очень продуктивно, наглядно, вызывает массу эмоций, пробуждает активность даже у самых скромных учащихся. Но самое важное – это результат. При вложении соответствующих усилий он проявляется практически уже на последующих уроках. Очень важно не бросать то, что изучено на предыдущем занятии. Необходимо закрепить его в той или иной форме: изменить тему задания, заинтересовать новыми задачами и т. д., например, после работы над иллюстрацией к определённой сказке, можно попросить детей сочинить собственную сказку и проиллюстрировать её. Сказка может быть совсем маленькой, из нескольких предложений, но дети с удовольствием раскрывают её сюжет на рисунке, а в конце урока рассказывают её у доски.

                            Список использованной литературы

1. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977

2. Рожкова Е.Е., Макоед Л.Л. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие.1970

3. Энциклопедический словарь юного художника/Сост. Н.И. Платонова,    В.Д. Синюков. – М., Педагогика, 1983



Предварительный просмотр:

«Изучение основ композиции на уроках изобразительного  искусства в начальной школе»

Основные объективные законы и некоторые правила композиции.

    Объективными законами композиции следует назвать: закон цельности, закон типизации, закон контрастов. Наиболее глубоко они обоснованы и полно сформулированы академиком Е.А. Кибриком.

 Закон цельности. Все элементы композиции находятся во взаимной связи  и взаимности, подчиняясь замыслу художника. Главной чертой закона цельности является неделимость композиции. Художник создаёт центр внимания и подчиняет ему всё второстепенное. Ни форма, ни цвет не существуют сами по себе, а только в отношении к целому, как части целого. Серьёзно нарисовать что-либо можно только «построив» сначала мотив, найдя конструктивную идею (это наиболее трудоёмко).  При нахождении конструктивной идеи композиции следует вначале сочетать массы, в силуэтах которых разрабатываются многочисленные детали. Необходимо соблюдать связь и взаимную согласованность всех элементов композиции, а также важной чертой закона  является неповторимость элементов композиции (ни величины, ни пятна, ни интервалы, ни жесты).

 Закон типизации. Первоосновой закона является создание художественных образов, наличие их в композиции. Второй чертой закона принято считать движение. Под передачей движения Е.А. Кибрик понимает способность художника изображать жизнь в развитии.

 Закон контрастов. Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют её выразительность. Человек воспринимает окружающие его предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Форму предмета человек воспринимает благодаря контрасту света и тени, живопись строится на контрасте тёплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом. Существенную роль в композиции играют контрасты величин (большого и малого).

 Итак, основные законы композиции вытекают из всеобщих законов природы, мышления.

 Наряду с законами композиции существуют правила, приёмы и средства, например,  необходимость сюжетно – композиционного центра, приём симметрии или асимметрии. Формат и размер картины важны для выразительности работы и выявления замысла автора.

 Немаловажное значение для выразительности композиции имеет выбор точки зрения и уровня зрения. Линия горизонта в некоторых случаях играет исключительную роль, помогая ярче выявить замысел художника.

 Конечно, перечисленные законы вводятся  в процессе урока в самых простых и понятных формах, начиная с 1-го класса. Термины адаптируются согласно возрастным особенностям детей.

   Здесь перечислены некоторые основные законы композиции. В течение школьного курса изобразительного искусства, учитывая концентричность обучения, терминология усложняется, изучаются новые особенности на примерах классических произведений изобразительного искусства.

   Данные задания и упражнения предназначены для работы с учениками 2-го класса общеобразовательной школы. Уровень обученности детей этого возраста, предполагает, что на протяжении предыдущего периода обучения в школе на уроках ИЗО рассматриваются классические образцы художественных произведений, обсуждаются вместе с детьми. Например, такие, как «Утро в лесу» И. Шишкина, «Алёнушка» В. Васнецова, «Первый снег» А. Пластова, «Девочка с персиками» В. Серова и др.

Тип урока: развивающий, частично – исследовательский.

Цель: сформировать основы составления сюжетной композиции.

Задачи:

- ознакомить с основными законами  и правилами композиции;

- моделировать ситуации, в которых ученик должен делать выбор и вывод;

- самостоятельно составить сюжетную композицию.

Фрагменты урока:

 Учитель: Посмотрите на картину Виктора Васнецова («Иван-Царевич на сером волке»).(Не называю произведение)

Как вы думаете, какое название больше подходит: «Дремучий лес», «Верхом на волке» или «Волшебная сказка»? Почему?

(Необходимо формулировать вопросы таким образом, чтобы у ребёнка была возможность обдумать и проанализировать ответ)

Дети: «Верхом на волке». Потому что в центре картины мы видим героя, он нарисован крупно.

У.: Так что же главное в картине?

Д.: Волк несёт героев на себе по лесу.

У.: А теперь я добавлю к этой картине несколько элементов. (Я прикрепила с помощью магнитов несколько вырезанных из бумаги деревьев на изображение волка и Ивана – Царевича, как бы частично прикрывая их от зрителя.)

Что вы теперь можете сказать о картине?

Д.: Не видно героя, хочется раскрыть его и посмотреть.

У.:А сейчас я добавлю ещё несколько деревьев сверху и слева от картины, обведя в рамку получившееся изображение (так, чтобы герои  оказались в правом нижнем углу нового прямоугольника). Какие новые впечатления от картины у вас появились?

Д.: Теперь героев картины нужно поискать глазами и всё время смотришь в один угол. Леса стало много и хочется его уменьшить.

У.: А если я перекрашу костюмы героев в серо-зелёный цвет, как они будут смотреться?

Д.: Их не будет видно, и картина станет неинтересной.

У.: Хорошо, давайте скажем, какие правила помогли художнику сделать картину интересной для нас?

Д.: То, что в картине главное, - нужно нарисовать ближе к центру и крупнее;

Нельзя закрывать главные изображения чем-то, их нужно рассматривать;

Картина должна выражать её название;

Цвета главных героев на картине должны отличаться и быть ярче, привлекательнее всего остального.

 Практическое задание.

У. Вспомним сказку «Царевна – лягушка», а именно тот момент, когда лягушка поймала стрелу. Где находится героиня сказки? (На болоте.) Чтобы показать, что лягушка маленькая, окружим её болотной растительностью так, что всё пространство будет занято только болотом. (Показываю 1-й вариант работы)

Но ведь можно дорисовать и лес и небо. Как в этом случае изменится наше впечатление? (Показываю 2-й вариант работы)

Д.: В первом случае нас ничего не отвлекает, здесь - только лягушка. Похоже на сказку. Во втором случае это как будто простая картинка или фотография с натуры.

Вопросы для обсуждения с детьми по окончании урока:

1. Что такое «композиция» и зачем художнику нужно о ней знать?

1. В каком месте картины лучше изобразить главных действующих лиц?

2. Когда их можно нарисовать мельче и на дальнем плане? Как это связано с названием картины?

3. Как цвет помогает выделить главное на рисунке, и не отвлекаться на второстепенное?

5.  Зачем иногда художник поднимает линию горизонта выше рамок картины? Какой эффект этим достигается?

Таковы лишь некоторые элементы нахождения опорных точек знаний при изучении темы «композиция». Она настолько широка, что ей можно уделять внимание при изучении любой темы. Не нужно повторять само слово «композиция», необходимо просто на примерах произведений искусства побеседовать с детьми, почему это получилось удачно, почему так красиво, почему это заметно, интересно, запоминается.

 К теме урока детей подвожу постепенно, говорю об авторе (В. Васнецов) и его произведениях, как достигается «сказочность» на его картинах, обязательно сменяю вид деятельности детей каждые 7-10 минут; даже в процессе рисования могу спросить «А как выглядит лист кувшинки, на котором сидит лягушка?» Трое желающих идут к доске и рисуют мелом варианты. Остальные обычно оживлённо помогают с места. Разрядка.

 В таких работах, как сказка, портрет героя, сюжетная композиция, дети могут использовать, кроме красок, фломастер или гель для подрисовки элементов лица и др. мелких деталей.

 В своей практике я  использую некоторые приёмы (игровые моменты), которые, по моему мнению, помогают детям в усвоении материала.

1. «Угадай название». В начальных классах можно предложить варианты игры, как в примере выше. В средней школе дети смогут самостоятельно предложить название картины, необходимо только предварительно очертить контуры возможного поиска. Например, работа К.Моне «Впечатление». Поговорив о приёмах работы мазками и точками, о новом видении художника, необходимо сказать о том, что название связано не с утренней рыбалкой, а с чувствами художника.

2. «Кто прав?». Особенно приемлем этот приём в начальной школе. Я представляю 3 или больше вариантов составленной композиции. Причём, это может быть как нарисованная композиция, так и постановка натуры, что наиболее наглядно, так как дети могут здесь же изменить постановку (натюрморта). Не стоит использовать более 3-х предметов, это затрудняет детей. Ещё одним дополнением к упражнению использую рамку-видоискатель. Это может быть картонная, вырезанная из открытки, да и сложенная из пальцев рамка. Можно менять её форму: квадрат, вытянутый прямоугольник, и т. д.  Это упражнение всегда активно приветствуется детьми, очень продуктивно, наглядно, вызывает массу эмоций, пробуждает активность даже у самых скромных учащихся. Но самое важное – это результат. При вложении соответствующих усилий он проявляется практически уже на последующих уроках. Очень важно не бросать то, что изучено на предыдущем занятии. Необходимо закрепить его в той или иной форме: изменить тему задания, заинтересовать новыми задачами и т. д., например, после работы над иллюстрацией к определённой сказке, можно попросить детей сочинить собственную сказку и проиллюстрировать её. Сказка может быть совсем маленькой, из нескольких предложений, но дети с удовольствием раскрывают её сюжет на рисунке, а в конце урока рассказывают её у доски.

                            Список использованной литературы

1. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977

2. Рожкова Е.Е., Макоед Л.Л. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие.1970

3. Энциклопедический словарь юного художника/Сост. Н.И. Платонова,    В.Д. Синюков. – М., Педагогика, 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение основ композиции как средство формирования учебных универсальных действий в тематическом рисовании учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ

Данная работа призвана  объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании  детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность...

«Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Открытый урок во 2 классе по теме "Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

«Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Методические рекомендации и заметки по теме "композиция"...

Методическая разработка раздела изобразительного искусства «Композиция на уроках изобразительногоискусства в современной школе»

Урок изобразительного искусства- это особый урок. И требования к нему особые. Он должен строиться по законам искусства, решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Искусство предполагает духов...

Конспект урока "Путешествие в страну дорожных знаков. (Тема: "Повторение изученного материала по орфографии, морфологии, лексике в начальной школе".)" для 5 класса

Цели урока:Повторить и закрепить полученные знания по орфографии, морфологии, лексике.Обогатить словарный запас учащихся.Формировать интерес к русскому языку....

Применение основ композиции на уроках технологии

В работе учителя технологии и изобразительного искусства постоянно прослеживается связь с понятием композиция. . На уроках технологии мы рассматриваем элементы композиции швейных изделий, в...