Методическая разработка "Рабочая программа "Изобразительное искусство" для 4 дополнительного класса"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Маслянюк Юлия Анатольевна

Данная программа предназначена для реализации в общеобразовательной школе с учащимися, имеющими особые образовательные потребности. Программа по изобразительному искусству написана на основе программы Школы Б. Неменского и предполагает, что учащиеся обучаются в 4 дополнительном классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 370

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей эстетического и спортивного цикла

Протокол № 1

от __.__. 2019 г.

Руководитель МО

_______________

Т.Н. Кудрявцева

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

И.К. Васильева

_________________

__.__. 2019 г.

ПРИНЯТО
на заседании

педагогического совета
ГБОУ  школы № 370

Протокол № 1

от  __.__. 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ГБОУ  

школы № 370

Н.М. Сергеева

___________________

Приказ №__ от __.__.2019 г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  «Изобразительное искусство»  4 «а» дополнительного класса

2019– 2020 учебный год

Ф.И.О. учителя: Ю.А. Маслянюк

Квалификационная категория: высшая

Санкт-Петербург

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
    по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
  • Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 24.04.2014 № 1826-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы общего образования, на 2014/2015 учебный год».
  • Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные программы, на 2014-2015 учебный год» от 10.04.2014 № 03-20-1424/14-0-0 
  • Устав ГБОУ школы № 370

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство: рабочие программы. 1-4 классы»  М.: «Просвещение», 2017г.

Курс изобразительного искусства направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Изобразительное искусство как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания:

  • совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Место курса  в учебном плане

Рабочая программа в 4 классе рассчитана на 34 часа в год ( 34 учебных недель), 1 час в неделю.

Общая характеристика обучающихся. 

        В 4 «А» дополнительном классе 13 учащихся. Из них 9 мальчиков и 4 девочки. Дети добрые, шумные, отзывчивые, подвижные и эмоциональные, идущие на контакт и взаимодействие. При выполнении заданий следуют инструкциям учителя. Допускают множественные ошибки наблюдаются у 3 человек из класса. Большинство творческих работ соответствуют первоначальному замыслу педагога. В классе есть дети, реализующие своё творческое видение выполняемой работы. Однако чаще всего учащиеся только повторяют образец учителя. 2 учащихся требуют повышенного внимание со стороны педагога, так как им тяжело соблюдать основные нормы поведения и дисциплину.

Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития.

  1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
  3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
  4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
  5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
  6. У детей с ЗПР вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
  7. Учащиеся  классов коррекционно-развивающей направленности  характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
  8. Дети с задержкой психического развития  вида значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того, учащиеся  классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
  9. Программа строит обучение  детей с задержкой психического развития  на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

Общая характеристика учебного предмета

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Изобразительное искусство» реализует следующую цель:

-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры  

  духовной.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические

задачи:

  • формирование у обучающихся нравственно – эстетической отзывчивости на

    прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

  • формирование художественно – творческой активности школьника;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством

   формирования художественных знаний, умений, навыков.

«Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания

Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Внесённые изменения в программу авторов –разработчиков.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана  Б.М. Неменским («Изобразительное искусство: рабочие программы. 1-4 классы»  М.: «Просвещение», 2017г.). Программа 4 класса рассчитана на изучение таких разделов как «Истоки родного искусства», «Древние города нашей земли», «Каждый народ-художник», «Искусство объединяет народы». Однако, учитывая программу Неменского Б.М. 1-4 и 1-4-4 доп. в учебном плане ГБОУ школы № 370, разработана программа изобразительного искусства для 4 классов и программа изобразительного искусства для 4 дополнительных классов. Так в 4 классах изучаются разделы программы, содержащие материал по искусству нашей Родины, России, а в 4 дополнительных классах изучаются разделы, посвящённые мировой художественной культуре.

Содержание рабочей программы (34ч)

Каждый народ — художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов нашей страны)

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов нашей Родины и о единстве представлений различных народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы своеобразия национальной культуры России. Разнообразие культур создает богатство культуры человека в целом.

Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Культуру народов нашей страны нужно доносить как «целостную художественную» базу.

Художественные представления надо давать как зримые образы. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы и труда, архитектуры и красоты человека.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также предполагают работы с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Каждый народ - художник - (8 ч)

Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и  Японии  как пример культуры Востока. Важно осознание детьми  того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся  к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Каждый народ - художник.

Свободное рисование любыми художественными материалами..

Страна Восходящего солнца.

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Японский пейзаж..

Изображение японского пейзажа. Особенности построения пейзажа.

Каллиграфия.

Разнообразие художественных материалов. Использование определённых материалов в зависимости от решения поставленных задач. Рисование иероглифов тушью и кистью.

Архитектура Японии.

Архитектурные особенности страны Восходящего солнца.

Кимоно. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Использование пластилина. Техника вымазывания. Создание женского образа.

Традиционные праздники жителей Японии.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Праздник весны и молодости.

Использование тёплых и холодных цветов для создания необходимых образов. Обобщающий урок.

Народы гор и степей – (4 часа) 

Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Уроки раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.

Народы гор и степей.

Характерные черты и своеобразие  пейзажа. Изображение гористого пейзажа , выявление его особой красоты.

Человеческий мир.

Знакомство с особенностями жизни горцев. Изображение стада овец с пастухом.

Орнаменты.

        Особенности жизни народов степей. Жильё. Орнаменты.

Образ окружающего мира.

Цветущая степь. Изображение маков.

Города в пустыне – (3 часа)

Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты различных явлений жизни.

Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.

Города в пустыне.

Вера, культура и архитектура Востока.

Орнаменты. Архитектура. Красота Востока.

Изображение образа мечети.

Древняя Эллада – (6 часов)

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Древняя Эллада.

Знакомство архитектурой Древней Грецией.

Архитектура. Храм.

Знакомство с архитектурой храмов Древней Грецией.

Торжества в Древней Греции. Закономерности пропорций.

Олимпийские игры. Соревнования. Красота человеческого тела. Изображение человека в движении. Передача настроения человека.

Греческие вазы. Роспись вазы.

Особенности росписи греческой вазы.

Европейские города Средневековья – (3 часа)

Европейские города Средневековья.

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Архитектура.

Особенности построения средневековых городов.

Витраж.

Использование витражей в Средневековой Европе.

Искусство объединяет народы – (7 часов)

Материнство. Портрет.

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.

Мудрость старости. Портрет.

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание.

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Герои-защитники.

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).

Юность и надежды.

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

РАЗДЕЛ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Раздел 1: Каждый народ - художник -

Каждый народ – художник.

Страна Восходящего солнца.

Японский пейзаж.

Каллиграфия.

Архитектура Японии.

Кимоно.

Традиционные праздники жителей Японии.

Праздник весны и молодости.

8 ЧАСОВ

2

Раздел 2: Народы гор и степей  

Народы гор и степей.

Человеческий мир.

Орнаменты.

Образ окружающего мира.

4 ЧАСА

3.

Раздел 3: Города в пустыне –

Города в пустыне.

Орнаменты.

Архитектура.

Красота Востока.

4 ЧАСА

4.

Раздел 4: Древняя Эллада.

Древняя Эллада.

Архитектура.

Храм.

Торжества в Древней Греции.

Олимпийские игры.

Закономерности пропорций.

Греческие вазы.

Роспись вазы.

8 ЧАСОВ

5.

Раздел 4: Европейский города Средневековья –

Европейские города Средневековья.

Архитектура.

Витраж.

3 ЧАСА

6.

Раздел 5: Искусство объединяет народы –

Материнство.

Портрет.

Мудрость старости.

Портрет.

Сопереживание.

Герои-защитники.

Юность и надежды.

7 ЧАСОВ

7.

ИТОГО:

34 ЧАСА

                                                                                                                                                 

                                                                                                                              Календарно-тематическое планирование

по предмету «Изобразительное искусство»

 4 дополнительный класс

2019-20120 учебный год

№ п/п

Тема урока

Тематическое планирование урока

Основные виды учебной деятельности

Универсальные учебные действия

Контроль

Каждый народ – художник – 8 часов

1.

Каждый народ – художник.

Свободное рисование.

Рисование по представлению.

готовность слушать собеседника. Уметь аргументировать свою точку зрения.

Текущий

2.

Страна Восходящего солнца.

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Тематическое рисование

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Текущий

3.

Японский пейзаж

Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл

Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.

Тематическое рисование

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Текущий

4.

Каллиграфия

Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии

Тематическое рисование.

Текущий

5.

Архитектура Японии.

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир.

Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.

Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.

Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.

Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства.

Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.

Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Задание 1. Изображение природы через характерные детали.

Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.

Задание 2. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры.

Вариант задания: выполнение в объеме или полуобъёме бумажной куклы в кимоно.

Задание 3. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж).

Материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Рисование по

представлению

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Текущий

6.

Кимоно.

Тематическое рисование

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Текущий

7.

8.

Традиционные праздники жителей Японии.

Праздник весны и молодости.

Тематическое рисование

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Текущий

Текущий

Отчётная творческая выставка индивидуальных работ.

        Народы гор и степей – 8 часов

9.

10

11

12

Народы гор и степей.

Человеческий мир.

Орнаменты.

Образ окружающего мира.

 Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира.

Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.

Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Тематическое рисование.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Отчётная творческая выставка индивидуальных работ.

Города в пустыне – 4 часа

13

14

15

16

Города в пустыне.

Орнаменты.

Архитектура.

Красота Востока

Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи.

Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.

Торговая площадь — самое многолюдное место города.

Задание: создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).

Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.

Обрывная аппликация из цветной бумаги

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Отчётная творческая выставка индивидуальных работ.

Древняя Эллада – 8 часов

17

Древняя Эллада.

Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.

Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек.

Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания.

Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.

Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.

Задание: изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги; изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия.

Материалы: различные художественные материалы: бумага, ножницы, клей; гуашь, кисти и т.д..

Рисование по памяти и представлению.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Текущий

18

Архитектура.

Тематическое рисование.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий

19

20

21

22

23

24

Храм.

Торжества в Древней Греции.

Олимпийские игры.

Закономерности пропорций.

Греческие вазы.

Роспись вазы.

Тематическое рисование

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Отчётная выставка творческих индивидуальных работ.

Европейские города Средневековья – 3 часа.

25

Европейские города Средневековья.

Европейские города Средневековья.2 часа.

Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.

Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура.

Ратуша и центральная площадь города.

Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции.

Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей.

Конструирование.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий

26

Архитектура.

Тематическое рисование.

готовность слушать собеседника и вести диалог. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Текущий

27

Витраж.

Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).

Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Создание витража.

Творческая работа.

готовность слушать собеседника и вести диалог,

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Текущий

Отчётная выставка творческих индивидуальных  и коллективных работ.

Искусство объединяет народы – 7 часов

28

Материнство.

 В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.

Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.

  Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.

Задание1: изображение (по представлению) матери.

Задание2: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.

Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага.

Рисование по представлению.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий

29

Портрет.

Рисование по представлению.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий

30

31

Мудрость старости.

Портрет.

Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека.

Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.

Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).

Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.

Тематическое рисование.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий

Текущий

32

Сопереживание.

Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.

Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.

Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).

Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.

Тематическое рисование.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий

33

Герои - защитники

Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.

Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.

Задание: лепка эскиза памятника герою.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

.

Тематическое рисование.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера,

готовность слушать собеседника и вести диалог. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Текущий

34

Юность и надежды

Тема детства, юности в изобразительном искусстве.

В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.

Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага.

Вечные темы в искусстве.

Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.

Искусство помогает людям понимать себя и других людей.

 Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

Тематическое рисование.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Текущий

Итого

часов

В том числе:

уроков с текущим контролем

контрольных работ

практических (тестовых) работ

отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

по программе

34

34

0

0

5

Результаты изучения курса

     В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

     Личностные результаты

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству,
  • Формирование представлений о добре и зле.
  • Обогащение нравственного опыта.
  • Развитие нравственных чувств.
  • Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
  • Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.
  • Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру.
  •  Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной  творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,  соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность     и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения   содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • Понимание учебной задачи.
  • Определение последовательности действий.
  • Работа в заданном темпе.
  • Проверка работы по образцу.
  • Оценивание своего отношения к работе.
  • Выполнение советов учителя по организационной деятельности.
  • Владение отдельными приемами контроля.
  • Умение оценить работу товарища.
  • Умение планировать учебные занятия.
  • Умение работать самостоятельно.
  • Умение организовать работу по алгоритму.
  • Владение пооперационным контролем.
  • Оценивание учебных действий своих и товарища.
  • Умение работать по плану и алгоритму.
  • Планирование основных этапов работы.
  • Контролирование этапов и результатов.

Познавательные

  • Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.
  • Овладение приемами работы различными графическими материалами.
  • Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.
  • Наблюдение природы и природных явлений.
  • Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве.
  • Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.

Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.

Коммуникативные

  • Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении.
  • Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.

Предметные результаты:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 дополнительного класса

Учащиеся 4 дополнительного класса должны

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
  •  простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  •  названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  •  применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой
  • деятельности;
  •  различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  •  узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  •  применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной
  • творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в
  • иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  •  добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  •  для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  •  оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
  • владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной

 Требования к оценке знаний учащихся:

Оценка "5"

  обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

 обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

  не справляется с поставленной целью урока;

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

 

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

Формы контроля.

  1. Текущий
  2. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

I. Книгопечатная продукция:

1. Программа:

- Неменского Б.М.  «Изобразительное искусство».  Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

2. Учебники:

- Неменская Л.А. под редакцией Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Учебник. 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

II. Печатные пособия:

1. Портреты художников.

III.Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Компьютер.

IV. Оборудование класса:

1. Столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

                                       

Лист корректировки рабочей программы

(календарно-тематического планирования (КТП)

рабочей программы)

Предмет

Класс

Учитель

2019-2020 учебный год

N

урока

Даты

на основании

КТП

Даты проведения

Тема

Кол-во

часов

Причина

корректировки

Способ

корректировки

По плану

Дано

«___»_____________2020 год

Учитель_____________________(_____________)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора ГБОУ школы № 370 по_УВР_________________(И.К. Васильева)

«___»_____________2019 -2020 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования УДОД по сбору и сдаче сведений для заполнения АИСУ «Параграф» в учреждениях дополнительного образования детей.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, чья деятельность связана со сбо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»

Массовые  мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...

Методические рекомендации Как разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для педагогов дополнительного образования

Методическая разработка поможет педагогам  дополнительного образования любой направленности создать  свою дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу....

Методическая разработка "Алгоритм создания учебно-методического комплекса (на примере дополнительной общеобразовательной программы "Оригами")

Методическая разработка представляет поэтапное конструирование учебно-методического комлекса к дополнительной общеобразовательной программе "Оригами....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».

При всем разнообразие программ, методы, формы, средства  должны быть разнообразными и должны учитывать особенности  программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...