Основы выразительности языка цвета
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Уроки изобразительного искусства ставят своей задачей приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры. Основными видами изобразительного искусства, изучаемых в начальной школе, являются графика и живопись. Средствами выразительности графики служат линия, пятно, точка, штрих. В живописи главным средством выразительности является цвет.
Цвет – это одно из явлений, как пространство, движение, время, которое познает человек и является одним из средств познания мира. Цвет воздействует на органы зрения, на физиологию тела человека, на его психическое состояние. Поэтому с древних времен он стал объектом исследования. Родилась наука о цвете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_vyrazitelnosti_yazyka_tsveta.docx | 576.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы выразительности языка цвета
Наука о цвете возникла давно. Как только древний человек стал пользоваться краской, тогда появились названия цветов и были замечены их свойства. Уже тогда возник определенный цветовой язык. Цвет являлся средством общения между людьми, между человеком и богами. Основная палитра красок, применявшаяся в магических целях – красный, белый, черный.
В эпоху античности цвет рассматривается с философской точки зрения. В античной культуре развивается понимание гармонии цветосочетаний. В соответствии с античной мифологией выделяются цвета, символизирующие цвета стихий, света и тьмы.
В средние века познание цвета происходит сквозь призму христианских учений. В средневековой философии цвет - это свет, поэтому «божественные» цветами считались: белый, золотой, пурпурный, красный, синий, а также – желтый. Напротив, темные цвета, такие как серый и коричневый, и другие смешанные и малонасыщенные цвета, являлись символом земным адским и в живописи вовсе не применялись. [1]
В эпоху Возрождения художники и мыслители открывают законы взаимодействия цвета и света зрительного восприятия по - новому интерпретируют эстетическое воздействие цвета. Развивается и обогащается учение о гармонии цветосочетаний. Серый, черный, коричневый цвета признаются на ровне с хроматическими.
В 1666 г. Исаак Ньютон впервые с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр, состоящий из семи простых цветов. С этого времени начинается научный период в истории цветоведения. В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль исследует проблему цветовой гармонии. Он различает виды контраста – яркостный и хроматический, изучает психологическое воздействие цвета.[2]
В XIX веке наука о свете и цвете переживает период интенсивного развития. Его открывает «Труд о природе цвета» Гете Иоганн Вольфганг.
В области физики света и цвета в этот период произошла настоящая революция. Была доказана волновая природа света, и все известные световые явления получили объяснение с этой точки зрения. Была создана электромагнитная теория света, которая используется наукой и сегодня. Изучением цвета и света занимались такие ученые как русский физик П. П. Лебедев, шотландец Д. К. Максвелл, англичанин Джон Дальтон, чех Пуркинье, французский химик Мишель Шеврёль, немецкий ученый в области физиологической оптики Герман Гельмгольц. Труд Шевреля «О законе одновременного контраста цветов» вдохновил молодого францезкого художника Эжена Делакруа. Он показал, как сделать свет более ярким в живописи. Для этого нужно писать отдельными мазками чистого цвета и позволить глазу зрителя объединить их оптически. То есть, импрессионисты и постимпрессионисты использовали эффекты оптического смешения цветов и разделяли сложные цвета на составляющие простые.
Во второй половине XX в. оптические методы исследования проникают во все области науки от медицины до искусствознания, от геологии до астрофизики. Большое развитие получила прикладная наука о цвете: физиология, психология, эргономика. И сегодня никого уже не удивляет, что цветовое изображение преобразовано в цифровое обозначение (конец XX века.).
Хроматические и ахроматические цвета.
Все цвета, которые видит человеческий глаз, делятся на- хроматические и ахроматические.
Хроматические цвета.
Хрома́тика от греческого χρῶμα - цвет; краска. К хроматическим цветам относятся цвета спектра: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый.
Ахроматические цвета – бесцветные. К ним относятся черный цвет, белый и все и все оттенки серого цвета.
Цветовой круг.
Цветовой круг — замкнутые в круг цвета видимого спектра. Моделей цветовых кругов много. Их существование связано с появлением различных теорий цвета. Существуют множество цветовых кругов. Наиболее известные среди всех это круги Гете, Ньютона, Иттена и Освальда.
Йоханесс Иттен выделил двенадцать цветов и расположил их по окружности таким образом, что максимально контрастирующие друг с другом пары оказались друг напротив друга (Рис. 1.1). В центре он расположил треугольник с тремя основными цветами - красным, синим и жёлтым (именно из них можно получить все остальные путём смешения в разных пропорциях). Этот треугольник Иттен заключил в шестиугольник, внутри которого обозначил те оттенки, которые получатся при смешении основных цветов в равных пропорциях.
Исаак Ньютон разделил цветовой круг на восемь цветов, добавив между красным и фиолетовым пурпурный. (Рис. 1.2)
Цветовой круг Вильгельма Освальда не разделен на отдельные сегменты, а имеет плавное перетекание одного цвета в другой. (Рис. 1.3)
Основные и дополнительные цвета.
Основными или первичными цветами называют те цвета, которые невозможно получить путем смешивания. Это красный, желтый, синий. Остальные цвета в круге являются дополнительными и получаются путем смешивания основных цветов. При смешивания красного и желтого получается дополнительный цвет - оранжевый. При смешивании желтого цвета и синего получается зеленый. При смешивании синего и красного - фиолетовый.
Холодная и теплая гаммы.
Чтобы распределить цвета на теплые и холодные, предлагается разделить цветовой круг Ньютона пополам, чтобы граница прошла между пурпурный и зеленым цветами. (Рис. 1.4) В теплой половине окажутся желтый красный, оранжевый, а в холодной – синий, голубой, фиолетовый, зеленый. При этом зеленый и пурпурный цвета будут «пограничными». Если зеленый образуется больше желтым цветом, то он будет считаться теплым. Если в зеленом будет присутствовать голубой, то он станет холодным. Тоже самое с пурпурным цветом. Если в нем будет больше синего, то цвет станет более фиолетовым, т.е. холодным. Если в пурпурном будет больше желтого, то цвет будет теплый. Также можно отличать цвета на теплые и холодные можно путем представления. Теплота ассоциируется с желтым цветом, огнем, солнцем, летом, с осенней листвой. Холодный цвет ассоциируется с зимой, водой, льдом.
Контрастное сочетание цветов.
Два цвета являются дополнительными, если при смешивании дают серо-черный цвет. На цветовом круге дополнительные цвета располагаются диаметрально один другому. (Рис.1.5) Расположенные рядом они усиливают друг друга. Они образуют следующие пары: жёлтый – фиолетовый, жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый, оранжевый – синий, красно-оранжевый - сине-зелёный, красный – зелёный, красно-фиолетовый - жёлто-зелёный;
Нюансное сочетание цветов.
Нюанс это едва заметный переход от одного к другому, тонкое различие в чем-либо. Нюансные цвета или родственные цвета это два цвета расположенные рядом на цветовом круге, т.е. родственные цвета располагаются в четверти цветового круга. (Рис.1.6) Родственными цветами являются: сине-красные, сине-зеленые, желто-красные и желто-зеленые цвета являются родственными.
Родственно-контрастные сочетание цветов.
Родственно-контрастными называются контрастные цвета, содержащие в себе один общий цвет, который их объединяет. Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга. (Рис.1.7) Существует четыре группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и красно-синие, красно-синие и сине-зеленые, сине-зеленые и зелено-желтые, зелено-желтые и желто-красные.
Характеристики цвета: тон, насыщенность, светлота.
Хроматические цвета имеют три характеристики: тон, насыщенность и светлота. Ахроматические цвета имеют только одну характеристику – светлоту.
Светлота для ахроматических цветов это отличие одного серого цвета относительно белого и черного. Максимальной светлотой обладает белый цвет. Минимальной светлотой обладает черный цвет. (Рис.1.8)
Цветовой тон это, то качество цвета, которое дает ему название (желтый, зеленый и т.д.) Это характеристика цвета, определяющая его положение в спектре.
Насыщенностью могу обладать только хроматические цвета, т.к. насыщенность показывает количественное присутствие хроматического цвета относительно ахроматическому цвету. Например: если синий цвет принять за 100%, то при смешении синего 80% и белого 20% его насыщенность будет равна 80%. Поэтому в ахроматических цветах нулевая насыщенность.
Светлота это степень отличия данного цвета от черного. Так желтый в спектре будет самым светлым цветом, а фиолетовый самый темный.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис.1.1 Круг Иттена
Рис. 1.2 Круг Ньютона
Рис. 1.3 Круг Освальда
Рис. 1.4 Холодная и теплая гамма
Рис. 1.5 Контрастные цвета
Рис.1.6 Нюансные цвета
Рис. 1.7 Родственно-контрастные цвета
Рис. 1.8 Светлота ахроматического ряда
Рис. 1.9 Светлота
[1] Медведев М.Ю. Цветоведение и колористика Санкт Петербург 2005
[2] https://helpiks.org/8-89594.html (дата обращения 20.05.2019)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства выразительности языка (урок подготовки к ЕГЭ)
Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, у...
Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"
Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о средствах ...
Театрализованная игра «Весенний цветок» на основе рассказа «Фея цветов»
Театрализованная игра «Весенний цветок» на основе рассказа «Фея цветов»...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)
Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....
Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе аккордеона
Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности, многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли. Интонирование- основа выразительного исполнительства.2. Ин...
Эластичность дыхательных мышц – основа выразительного эмоционального пения
Цель: Содействовать формированию вокально-хоровых навыков, певческого голосообразования.Задачи:1. Обучение правильному певческому дыханию с использованием новых нетрадиционных методов.2. Развитие и фи...
Работа над интонированием, как основы выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения
Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения. Поэтому, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей особое внимание. В работе подробно раск...