ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
статья по изобразительному искусству (изо)

Софьина Татьяна Владимировна

Интерактивные технологии  основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчестве, в рефлексии художественно-эстетической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Изменения в нашем обществе создали предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту. При обновлении содержания образования и освоении новых форм организации учебно-воспитательного процесса качественно меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью. Школа ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности ученика, способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной.

В наше время в эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства – это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:

 ▪ творческое восприятие мира;

 ▪выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;

 ▪навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;

 ▪воображение, творческое мышление.

Одним из аспектов формирования личности является, как известно, эстетическое воспитание. Осуществление процесса эстетического воспитания в общеобразовательной школе в большей мере происходит на уроках изобразительного искусства.

При интенсивном развитии информационного общества встает вопрос выбора направлений применения компьютеров, в том числе и в учебном процессе. Интернет и персональный компьютер сегодня открывают новые возможности не только на пути познания, но и для реализации творческого потенциала каждым участником воспитательного образовательного процесса через интеграцию получаемых знаний, исследование, проектирование, новаторство.

Использование информационных технологий на уроках ИЗО направленно на:

• воспитание духовно богатого и эстетически развитого человека;

• развитие способности к художественному творчеству;

• формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;

• воспитание учащихся как зрителей художественных произведений, развитии потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;

• развитие художественного вкуса;

• развитие воображения, пространственного представления, образного мышления, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно.

Одним из очевидных достоинств урока с применение ИКТ на уроках изобразительного искусства является усиление наглядности.

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», спокойно впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Большим подспорьем в работе учителя является наличие в классе интерактивной доски. Ее применение на уроке даёт учителю изобразительного искусства, ряд преимуществ:

  • можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами.
  • работая на доске электронным маркером как мышью, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работы сразу всему классу.

 Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Мультимедиа презентация может быть использована на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Она поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. Учащиеся с удовольствие готовят сами презентации и выступают с ними. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу. Использование мультипликации позволяет создать сказочную, игровую ситуации.

Большую помощь в работе оказывают мультимедийные пособия, кинофрагменты учебных фильмов. Обучающие интегрированные игры, тренажёры, тесты.

В последние годы для совершенствования и оптимизации работы педагогов, улучшения образовательного процесса Министерством образования и науки РФ создан специализированный ресурс – портал с банком готовых электронных образовательных ресурсов. Готовые модули ЭОР: это и лекции об отдельной картине, или творчестве какого-либо художника, практические задания, контрольные задания, или объяснение нового материала.

Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редакторы. Все дети работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности.

Выход в Интернет позволяет не только находить необходимую информацию, но и участвовать в различных олимпиадах.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.

Многие методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. interact – взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь как взаимодействие «учитель – ученик» или «учитель — группа учащихся (аудитория)».

При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как:

  • взаимодействие «ученик – ученик» (работа в парах);
  • «ученик – группа учащихся» (работа в группах):
  • "ученик – аудитория” или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах);
  • «ученик – компьютер»;
  • «ученик – художественное произведение» и т.д.

Интерактивные технологии по В. В. Гузееву – это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Можно выделить три основных вида (режима) информационного обмена, которые формируют определённые модели педагогического взаимодействия в учебном процессе: экстрактивный, интраактивный и интерактивный.

В экстраактивном режиме ученик выступает в пассивной роли объекта педагогического воздействия, информационные потоки направлены от учителя-субъекта к объекту обучения (ученику). Такой режим является основой пассивной (субъект-объектной) модели взаимодействия, он, не вызывает субъектной активности ребёнка.

В интраактивном режиме информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают у них активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Интраактивный режим формирует активную модель взаимодействия, он характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.

В интерактивном режиме информационные потоки вызывают активную деятельность ученика и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер. Этот режим формирует интерактивную модель взаимодействия, именно он характерен для интерактивных технологий. В интерактивной модели реализуется идея организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.

Ключевой задачей учителя в интерактивной технологии является направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; соединение теории и практики; обращение к личному опыту учащихся, поддержка их активности, поощрение творчества; взаимное обогащение опыта участников диалога; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания. Если в традиционном обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации. При этом ученики становятся полноправными участниками информационного обмена, их опыт не менее важен, чем опты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды:

 учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.;

налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.);

обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Интерактивное обучение позволяет успешно достигать цели активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечение осмысления и глубокого понимания учебного материала, обеспечения постоянной двусторонней связи в учебном процессе.

Такое обучение соответствует современным требованиям к учебному процессу. Таким образом, применение интерактивных технологий в обучении ИЗО в практике общеобразовательной школы открывает для учителя ИЗО и его учеников новые перспективы.

Внедрение интерактивных технологий требует от учителя ИЗО изменить свою роль. Так, на традиционном уроке ИЗО акцент в выполнении рисунка делается на реалистичность, хотя дети зачастую добавляют отдельные нереальные элементы, которые могут быть символически значимыми для ученика. При обсуждении с учащимся его работы, учитель становится слушателем, а не только транслятором знаний. В этом случае диалог «учитель-ученик» должен включать в себя обсуждение с учеником композиционного построения работы, общение с ним, как с художником, ведь отступления от композиционных правил могут быть умышленными, выражающими художественный замысел. Благодаря этому ученик осознает свою значимость и творческую состоятельность.

В интеракции «учитель – группа учащихся (аудитория)» организуется беседа с учащимися, в ходе которой каждый ученик озвучивает свои предложения по выполнению практической части урока. Дети защищают свой вариант выполнения картины учителю, который так же участвует в обсуждении, но в процессе создания не участвует. Дети учатся аргументировано и обоснованно предлагать идеи и воспринимать конструктивную критику, становясь наряду с учителем творцами учебного процесса. Таким образом, ученики становятся более заинтересованными в процессе учения и учатся работать в команде.

При работе в парах «ученик – ученик» возможно совместное рисование одной работы, где дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, составляют различные варианты, выбирают лучший (например, в компоновке и включении в рисунок отдельных деталей), а в конце урока защищают свой рисунок перед классом.

Модель интеракции «ученик – аудитория» может использоваться при изучении теоретического материала. В начале новой темы одному из учеников дается задание подготовить теоретический материал, например, историю возникновения какой-либо техники, а также ряд вопросов, отвечая на которые, класс должен будет проанализировать сообщенный им материал, а ученик, знающий ответы на свои вопросы может корректировать линию рассуждения одноклассников, давать подсказки. Дальнейшее развитие диалога «ученик – аудитория» может происходить как создание классом идей по использованию данной техники рисования.

Модель интеракции «ученик – компьютер» открывает возможности использования графических редакторов с использованием интерактивных панелей для рисования (при наличии всего необходимого в материальной базе школы). Современные компьютерные программы интерактивны, предполагая взаимодействия с пользователем, предоставляя ему возможность выбирать. Дети легко усваивают пользовательские навыки работы с персональным компьютером, зачастую воспринимая его как увлекательную игрушку, и будут заинтересованы открывающимися перед ними изобразительными возможностями. Это не означает, что все уроки ИЗО надо проводить в компьютерном классе (достаточно одного-двух в течение четверти), или что компьютерные программы сегодня способны полностью заменить в учебном процессе традиционные способы изображения действительности. Однако вряд ли кто будет отрицать, что владение технологиями электронных изображений сегодня востребовано ничуть не меньше, чем владение традиционными техниками ИЗО.

Наконец, в обучении изобразительному искусству важную роль играет интеракция «ученик – произведение искусства». Способность вызывать живой отклик в сознании человека – наиболее важная особенность искусства. Однако далеко не всегда ребёнок готов сам вступить в такой диалог. В инициировании этого диалога очень важна роль учителя, не просто разъясняющего идейное содержание картины, её композиционные особенности, цветовое решение и т.д., но помогающего ученикам проникнуть в замысел художника, сопереживая, домысливая и интерпретируя содержание изображённого, становясь соучастником творческого процесса.

 

Итак, главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчестве, в рефлексии художественно-эстетической деятельности.

 

Библиографический список

 Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. – 432 с.

Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.

Емелина М.В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы. – Режим доступа: / http://festival.1september.ru/articles/313034/ Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. – 2000. – №1. – С. 25-27.

Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, № 5.

Пелевина Т. И. Использование интерактивных методов обучения на уроках изобразительного искусства для развития творческих способностей обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 43. – С. 141–143. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76438.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

В статье  рассказывается об использовании интерактивных методов обучения на уроках ИЗО....

Интерактивный проверочный тест к урокам изобразительного искусства и мировой художественной культуры по теме: «Сюрреализм»

Материал создан в помощь учителю для проверки пройденного материала. Поможет сделать урок белее интересным и современным....

Технология коллективного обучения на уроках изобразительного искусства

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Для понимания и приятия чуждого эст...

Интерактивные методы обучения на уроках изобразительного искусства

Данный материал предназначен для учителей изобразительного искусства в помощь при формировании урока с использованием интекрактивных методов. Материал дан с примером урока.....

Мастер – класс на тему: «Интерактивные технологии обучения на уроке изобразительного искусства, как ресурс личностного развития обучающихся»

Сегодня, хочется пожелать Вам вдохновения, сил, хорошего настроения и новых ярких впечатлений. О том, как избавиться от пятен, о том где искать смелость, и чем обои отличаются от картин Клода Моне, ра...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА...