ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
В статье рассказывается об использовании интерактивных методов обучения на уроках ИЗО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Как хорошо учить? Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное - направленным на развитие каждого ребенка? Я понимаю, сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Меня несколько насторожило слово «технология», применительно к урокам ИЗО, ведь творческие задачи решаются на уровне чувств и всегда индивидуально. Технологизация как бы и не совместима с творчеством. Но мне, учителю изобразительного искусства, всё равно нужна продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса. И я решила, что должна из обилия концепций, теорий, технологий и методик отобрать лучшие, чтобы создать свою практическую, гибкую, авторскую интегрированную систему работы, учитывая свои индивидуальные качества, сообразуясь с особенностями доверенных мне детей, коллектива школы, реалиями современного общества. Тем более, что по проведению уроков ИЗО нигде не найдёшь готовых рецептов, да и учебников нет в школах.
Сегодня из обилия привлекательных для меня технологий я чаще использую в своей работе технологии обучения в сотрудничестве, метод проектов и «Портфель ученика».
Вместе учиться легче, интереснее, и значительно эффективнее. Дети получают не только интеллектуальное развитие, учатся творчеству, в том числе и друг у друга, но и получают нравственное развитие.
Это привело меня к мысли, что обучение в сотрудничестве является очень эффективно работающей технологией прежде всего на уроках декоративно-прикладного творчества, в выполнении коллективной и групповой работы по конструированию. Потому что данный метод позволяет осуществлять индивидуальный подход, создавать равные возможности учащихся, учитываются усилия, которые затрачивают ученики для достижения общего результата.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учимся вместе, а не что- то выполняем вместе.
Девиз обучения: «Помогая другим, учимся сами!»
Много существует вариантов в методе обучения в сотрудничестве, я выбираю те, которые наиболее мне подходят.
Чаще всего я использую метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».
Каковы же особенности метода «Учимся вместе»?
Класс разбивается на разнородные (по уровню развития) группы по 3-7 человек. При формировании групп я уделяю внимание учёту психологических особенностей каждого ученика и соответственно разработке задач для каждой группы.
Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием одного общего задания, над которым работает весь класс.
В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала и выполнение практической задачи.
ЭТАПЫ РАБОТЫ В ГРУППАХ.
Подготовка к выполнению группового задания.
Групповая работа,
Заключительная часть.
Рефлексия.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роль каждого в выполнении общего задания: отслеживание правильности выполнения задания партнёрами, отслеживание активности и культуры общения внутри группы.
Таким образом, группа имеет 2 задачи: познавательно-творческую и социальную - культура общения. По моему мнению, и то и другое одинаково значимо. Я контролирую не только выполнение творческого задания, но и характер общения, способ оказания необходимой помощи друг другу.
Ребята в группе, общаясь между собой и познавая новое, с интересом изучают темы «Украшения в жизни древних обществ», «Образы городов и исторических памятников», «Стили в искусстве» и другие.
Следует отметить, что использование технологии обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» Позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.
Я пришла к убеждению, что основными идеями технологии являются следующие:
общность целей и задач;
индивидуальная ответственность;
равные возможности успеха.
Основа обучения в группе - сотрудничество, а не соревнование. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого ученика, что предусматривает помощь для членов команды друг другу.
Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, тс будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один и другой сделал, что мог. Психологи, изучавшие данный подход к обучению, давно заметили, что когда оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех гораздо выше, чем в традиционных классах.
Методом проб и ошибок я пришла к выводу, что без этих условий технология обучения в сотрудничестве не получится.
Надо сказать, я заметила, что это очень интересный приём обучения ребёнком своего товарища по классу, часто это просто показ способа изображения возникшего у ученика на основе научных методов и приемов ранее демонстрируемых учителем. Понятную только ему, ученику, форму выражения на его детском, часто интуитивном уровне. Отчего детский рисунок не теряет той наивной привлекательности и очарования, которой «дышит» всё детское творчество. А самое главное, его рисунок, его способ изображения говорит на таком понятном и близком любому ребёнку языке. И, бывает, что именно это «научает» ученика. Учителю просто надо такое явление увидеть, почувствовать, и направить деятельность учащихся. В работе в группах такое явление происходит само по себе, часто даже непроизвольно, ведь дети работают рука об руку, видят результат работы каждого из товарищей.
Первые шаги в апробировании технологии обучения в сотрудничестве были достаточно сложными. Главная проблема заключается в том, что часто в классе нет сформированного детского коллектива, дети часто разрознены, недружелюбны, отказываются работать в определённом учителе составе (чаще в более старших классах), а в группах сформированных на добровольных началах не всегда получается слаженная работа. Надо сказать, они быстро в этом убеждаются и группы приходится переформировывать. Я считаю, что данная технология невольно затрагивает сложившуюся в классе культурную, коммуникационную, эмоциональную ситуацию. А это очень важный аспект педагогической деятельности учителя. Это педагогическая технология прекрасно «работает» в начальных классах... Приученные к коллективной работе малыши показывают очень хорошие результаты в средних и старших классах, при использовании метода работы в сотрудничестве.
Мое внимание привлекает и метод проектов. Широко известно, что этот метод был впервые применен в городе Дальтон (США) Паркхарстом, решившим заменить обычную классно-урочную систему проектной работой.
Мне интересна эта технология, потому что она включает в себя совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Привлекла моё внимание сама идея, заложенная в методе проектов. Рассматривая проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для детей, решая ее, применив имеющиеся знания и новые приобретенные, дети получают осязаемый практический результат, который можно применить в жизни.
Метод проектов я начала внедрять в преподавании изобразительного искусства. Этот метод, применительно к моим урокам является эффективным в организации творческой среды, способствующей достижению цели — развитие человека творца с развитой индивидуальностью. Метод проектов я использую как на уроке, так и во внеклассной работе. Часто урочная работа продолжается и во внеурочное время. Так произошло, когда мы с ребятами стали работать над проектом книги по искусству.
Практическим результатом нашей совместной деятельности стал проект словаря по народным помыслам. Получилась книга - плод творчества моих учеников, единственная в своём роде. И она нашла широкое применение на уроках.
Метод работы в группах по методике обучения в сотрудничестве и здесь применим.
Этапы работы над проектом:
Определение проблемы предполагаемого проекта.
Выдвижение гипотез решения основной проблемы.
Распределение задач по группам. Определение возможностей и способов их решения.
Самостоятельная работа участников по своим групповым и индивидуальным творческим заданиям.
Промежуточное обсуждение полученных данных в группах.
Защита проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, внешняя оценка выполненной работы.
Я вижу большие перспективы внедрения метода проектов в систему уроков по изобразительному искусству.
Метод проектов, технология обучения в сотрудничестве помогают мне строить учебный процесс, ориентированный на личность ученика, с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В этом случае в центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность. Роль учителя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении. Ответственность за успех учебной деятельности учащиеся берут на себя. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей, с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Чтобы эти цели были достигнуты нужно еще одно звено - формирование у учащихся способности к объективной самооценке - рефлексии. Умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимо учить.
Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства. Прежде всего, использую метод свободы в системе ограничений. Если на уроках ставится требование ограничения колорита (в холодных, теплых или 3-х цветах) или содержания, (только «украшение и фантазия» или «изображение добрых сказочных персонажей») то результат работы может быть оценен только по соответствию данному ограничению. Четкое выполнение ограничений каждого урока и их постоянной сменяемости формирует у ребенка умение сознательно направлять любую свою работу, делает творческую волю дисциплинированной, целеустремленной.
Метод диалогичности.. Учитель и ученик - собеседники. И я должна быть мастером слова. Ученик учится выражать свои мысли и в слове и практической творческой работе.
Метод сравнений как путь активизации мышления. Метод сравнений с привлечением близких и далеких ассоциаций способствует развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
Метод коллективных и групповых дел. К этому методу я прибегаю достаточно часто. Как учитель, я всегда прихожу в восторг, когда мои ребята, работая в группах, создают великолепные макеты городов и исторических памятников. Сколько фантазии, эмоций, настоящей гордости, ведь эту красоту они сделали своими руками!
Следует сказать о том, какие средства и приемы помогают мне осуществлять творческое развитие детей на уроках изобразительного искусства. Прежде всего, урок должен решать задачи нравственноэстетического воспитания. Также искусство предполагает духовное общение, только сотрудничество и сотворчество учителя и ученика дают результаты. Урок искусства немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Поэтому использую на уроке живые диалоги с учениками, музыку, зрительные образы, поэтический текст, игровые ситуации - это то, что создает увлеченность на уроке. Весь арсенал средств включаю на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят. Только тогда можно говорить о результатах художественно - творческой деятельности. Эмоциональное вхождение в тему, по моему убеждению, это самые бесценные минуты урока! Когда я сумею зажечь ученика, мне не надо держать его в своей власти, он переходит во власть искусства.
Всегда хочется, чтобы урок был для ребенка как добрый и светлый праздник в этом желании моим первым помощником становится игра. Как она необходимы на уроке изобразительного искусства! Игра намного раздвигает границы нашего общения, окрашивает его в эмоциональные тона, когда мы отправляемся с ребятами в страну художественных материалов, в долину замечательных красок. Игра-сказка всегда делает чудеса на уроке.
Даже самые непоседливые ученики сосредотачиваются, я вижу, как преображаются их лица, сколько радости и изумления в глазах ребят. А ради этого стоит перерыть гору детских книжек, по крупицам собрать нужный материал, а то и самой сочинить сказку, стихотворение.
Так в игровой форме подвожу ребят к восприятию произведений художников, которые нам предстоит рассматривать на уроке. Весь разговор, конечно, протекает при самом активном участии самих ребят. Они с удовольствием вспоминают стихи, читают их на тех уроках, где можно эти стихи применить. С возрастом игра утрачивает свое ведущее значение в том виде, в каком она проходила на уроках у малышей. Теперь ее провожу в форме викторины, отгадывания кроссвордов. Подсказывают новые идеи и современные телевизионные игры.
Каждый класс - новая ступень познания на уроках. В седьмом классе я опираюсь на уже более высокий уровень мышления ребят, на их более богатый жизненный опыт. Постепенно подвожу ребят к умению делать обобщенные выводы при рассматривании картин художников, при чтении стихов и прослушивании музыкальных произведений.
Когда мы рисуем на тему «Осень», я использую стихи Пушкина, Фета, Тютчева. Помогает музыка Чайковского, репродукции с работ художников. Они органично входят в канву урока. Причем, всегда поощряю желание ребят подобрать нужные стихи для этой темы. И обязательно обращаю внимание детей на стремление передать «настроение» в пейзаже, собственное отношение, а не бездушное аккуратное раскрашивание поверхности листа бумаги. Создаю условия для самовыражения. Старшеклассники снова встречаются с «Золотой осенью» И. Левитана, вспомнят стихи А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье...» В этих произведениях они отметят тихую печаль, задумчивость. Прекрасная мелодия П. И. Чайковского впитала в себя такое же состояние. Она помогает детям эмоциональнее воспринять образ природы.
Практическая работа выявляет целый букет образных решений. Новые знания о роли цвета и тона в передаче пространства в пейзаже помогут ребятам в работе. Несмотря на то, что ребятам приходится более основательно изучать изобразительную грамоту, все же творческое начало при выполнении практических работ остается ведущим - каждый передает в рисунке свое настроение, свое цветовое видение; находит свое композиционное решение. Детская фантазия только и ждет повода или легкого толчка, чтобы заговорить, проявиться в изобразительном порыве. А затем, при обсуждении детских работ, мы обратим внимание на композицию, пойдет, заинтересованный разговор о законах построения формы в пространстве, о ее содержании, выразительности. И первое слово в обсуждении, будет предоставлено ребятам, а я им в этом помогу.
Для меня очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние всплески души и разума.
Необходимо создавать на уроке условия, благоприятные для сопереживания, тем определеннее и устойчивее будет утверждаться нравственные начала.
Так проводя беседу по картине К.П. Брюллова « Последний день Помпеи», я не только говорю о художественных достоинствах живописного полотна, но и заостряю внимание на превосходстве силы человеческого духа над силами разбушевавшейся стихии. Подвожу ребят к выводу, что добрый человек, отзывчивый на чужую боль, в любой ситуации проявляет в себе лучшее.
И в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями и убеждениями, его собственной точкой зрения, его отношением к прекрасному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»
Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...
Интеграция знаний и развитие образного, творческого мышления на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе.
Современная школа предполагает теснейшую межпредметную связь в дисциплинах, изучаемых школьниками, а так же воспитательную функцию урока и внеурочной деятельности. Предлагаемая методическа...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
обобщение опыта работы...
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....
«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)
Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...
Статья "Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения уроков изобразительного искусства".
ФГОС требует поиска внедрений новых подходов к воспитанию и обучению учащихся. Одним из таких подходов является информация образования. Одной из эффективных форм интерактивного обучения и повыше...
Статья " Использование интерактивной доски на уроках изобразительного искусства"
Каждый ребёнок – это личность, и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом.Следовательно, необходимо выбирать такие технологии...