Технология коллективного обучения на уроках изобразительного искусства
материал

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Для понимания и приятия чуждого эстетического опыта, для адаптации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, то есть способностью к общению, в том числе и эстетической деятельности. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kollektivnogo_oucheniya.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Собашникова Татьяна Илларионовна

учитель ИЗО и черчения

МБОУ "Мало-Куналейская СОШ"

Бчурского района РБ

Технология коллективного обучения на уроках изобразительного искусства

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Для понимания и приятия чуждого эстетического опыта, для адаптации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, то есть способностью к общению, в том числе и эстетической деятельности. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения.

Групповая, коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;

- контактная – готовность к приёму и передачи информации;

- координационная – согласование действий и организация взаимодействий;

- перцептивная – восприятие и понимание друг друга;

- развивающая– изменение личностных качеств участников деятельности.

В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

- общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;

- неограниченность индивидуально – творческого проявления, наличие

условий самовыражения и самореализации каждого;

- гуманистический характер общения, составление групп на основе

добровольности и взаимной симпатии;

- доверие и взаимопомощь между членами коллектива;

- сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидера.

Таким образом, групповая деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфорта.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности (М.Н.Турро; коллектив учителей-экспериментаторов по программе Б.М.Неменского; Т.С.Комарова и А.И.Савенков).

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная деятельность предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого. Это процесс-игра, где каждый учащийся уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

  1. Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
  2. Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма организации коллективной деятельности требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников – умения общаться в процессе практической деятельности: сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.

Успех любой деятельности зависит от ее организации. Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства требует от педагога особой подготовки. А при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • Место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока;
  • Возрастные особенности учащихся;
  • Посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.

Групповая деятельность на уроках изобразительного искусства перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников.

Несмотря на разнообразие форм организации коллективной изобразительной деятельности учащихся, на уроках чаще всего используется совместно – индивидуальная форма, которая, к сожалению, в наименьшей степени способствует развитию коллективного творчества, так как не предоставляет возможности общаться в процессе самой изобразительной деятельности; высоко оценивается результат совместной изобразительной деятельности, но недооценивается воспитательный потенциал.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий при этом получает не меньшую помощь, чем «слабый», поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам

2. Групповая работа.

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б) Распределение заданий внутри группы.

в) Индивидуальное выполнение задания.

г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

е) Подведения итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке применяется для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ и работ – практикумов; при решении конструктивных задач. В ходе такой работы максимально используется коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Перечислим виды деятельности групп, которым обучаются ученики:

- Подготовка выступления перед классом, демонстрация выполненного рисунка, скульптуры и т.д.

- Коллективное обсуждение и решение поставленной задачи методом «мозговой штурма».

- Выступления учащихся внутри групп по заранее подготовленным темам. Группа отбирает лучшие сообщения для выступления перед классом.

- Подготовка учеников к взаимодействию с другими группами: придумывание вопросов для них, подготовка конкурсов и соревнований, соучастие групп в решении общей для всего класса задачи.

- Выполнение длительного творческого задания: исследование объекта,

конструирование, разработка проекта, экскурсия с подготовкой отчёта,

выполнение художественного произведения.

- Подготовка группы учеников к проведению экскурсии, викторины и т.д.

В работе групп преобладают организационные виды деятельности: учащиеся ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникшие проблемы, распределяют работу внутри группы, контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность, проводят рефлексию. Способы обсуждения в группе могут быть различны. Наиболее эффективно излагать своё мнение всем членам группы по часовой стрелке, не перебивая друг друга. Это дисциплинирует ребят, приучает следить за речью, даёт возможность проявиться каждому. Работа в группах, в парах стала привычным, традиционным элементом художественной деятельности учащихся.

Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Педагогами коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная деятельность на уроке изобразительного искусства, посвященного эпохе Петра I

Статья об использовании коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классах....

Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства

Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство,    активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующ...

«Формы организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства»

В данном матермале охарактеризовано, как  совместная эстетическая деятельность способствует формиро­ванию у обучающихся положительных взаимоотношений со сверстни­ками, умения со...

«Обучающий и воспитывающий факторы коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства»

Формы и методы коллективной работы на уроках изобразительного  искусства...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Интерактивные технологии  основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые в...

Статья "Использование коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классах.

Статья опубликована в сборнике методических материалов из опыта работы учителей городского округа Красногорск Московской области за 2019 год....

Мастер – класс на тему: «Интерактивные технологии обучения на уроке изобразительного искусства, как ресурс личностного развития обучающихся»

Сегодня, хочется пожелать Вам вдохновения, сил, хорошего настроения и новых ярких впечатлений. О том, как избавиться от пятен, о том где искать смелость, и чем обои отличаются от картин Клода Моне, ра...