Конспект урока по архитектуре
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Урок по архитектуре для 6 класса с углубленным изучением изобразительного искусства. Тема урока: "Архитектура - это застывшая музыка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по архитектуре для 6 класса | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №69им. С. Есенина г. Липецка
Урок по архитектуре
в 6 классе углубленного изучения изобразительного искусства
Тема урока:
«Архитектура - это застывшая музыка»
Педагог Сорокина Галина Липатовна
Тема урока: «Архитектура – это застывшая музыка»
Цели урока: эстетическое воспитание учащихся через взаимосвязь разных видов
искусства;
развитие абстрактного и образного мышления учащихся.
Задачи: проследить и найти взаимосвязь архитектуры и музыки;
знакомство с архитектурой разных стран.
Ход урока.
Архитектура – застывшая музыка. Эти слова принадлежат немецкому теоретику искусства Фридриху Вильгельму Йозефу Шеллингу (1775 – 1854).
Архитектура – это застывшая музыка, а архитектор, по существу это художественный руководитель «оркестра», специалистов различного уровня.
Наша с вами сегодня задача на этом уроке услышать музыку в архитектурных
сооружениях и увидеть архитектуру в музыкальных произведениях.
Как же происходит процесс рождения архитектурного проекта и музыкального произведения?
В архитектуре и музыке много одинаковых принципов. Законы гармонии – когда разные элементы собираются в единое целое, ритмические ряды, приемы синкопирования. Музыка звучит во времени, а архитектуру можно «пропеть» по вертикали и по горизонтали, приближаясь к зданию постепенно, переходя из помещения в помещение – то есть музыка архитектуры располагается в пространстве, а не во времени. А на самом деле и во времени тоже. Просто приходится двигаться зрителю, а не архитектуре.
Композитор пользуется для написания музыки 7 нотами. Мы все их хорошо знаем.
А архитектору необходимо приложить много знаний для создания архитектурного
произведения. Можно - ли их перечислить? (вопрос ученикам)
Ответы учащихся: - назначение;
-окружающее пространство;
-идея;
-образ;
-конструкция;
-цвет;
-материал.
Умея, соединить все это в гармоничное целое и тогда мы увидим, как зазвучит архитектурное сооружение, какой музыкой оно будет наполнено, и как мы все это будем
воспринимать.
Архитектор – творец! И если его творение вдохновляет всех нас с вами, то это
величайшая победа над неизведанным. Посмотрите на эти творения зодчих.
1 задание. Вглядитесь, и вы услышите музыку, какую?
(учитель показывает на фотографии, которые находятся на доске)
Ответы учеников: - торжественная;
- фантастическая;
- сказочная,
- задумчивая;
- ритмичная.
2 задание. Послушайте три музыкальных отрывка и сравните их с архитектурными
сооружениями.
(ученики слушают три музыкальные отрывка и сравнивают с архитектурой).
3 задание. Выберем один из музыкальных отрывков и создадим архитектурный образ,
используя бумагу и ножницы.
Учащиеся 1 ряда вырезают полу-объем из цветной бумаги;
Учащиеся 2 ряда вырезают макет сооружения из целого листа;
Учащиеся 3 ряда вырезают отдельные части макета из бумаги, затем соединяют из двух частей, получая одно целое.
4 задание. Посмотрите на эти две панорамы городов. Какой разный музыкальный ритм у этих городов. Послушайте музыкальный отрывок и придумайте силуэт города.
1 ряд – одинарный силуэт;
2 ряд – двойной силуэт; (наложение двух силуэтов со смещением, используя разный цвет бумаги)
3 ряд –тройной силуэт; (наложение трех силуэтов розного цвета).
5 задание. Посмотрим на образ современной архитектуры и прослушаем музыкальный отрывок. К данному отрывку выполнить объемную композицию из бумаги.
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА
Выполнить объемную композицию из картонных треугольников на
произведение Равеля «Болеро».
Музыкальная оркестровая пьеса Равеля «Болеро» написана как танец.
В этом произведении основной ритм задается боем малого барабана.
Он отбивает ритм, постепенно в этот рисунок вступают инструменты оркестра.
В конце произведения звучит весь оркестр. Происходит наложение звуков в
нескольких местах.
Для своей композиции мы выбираем основной стержень, на который будем
нанизывать модульный элемент. Цвет нам поможет создать нарастание
звуковой мощи этого произведения.
(учащиеся выполняют коллективную работу под музыку Равеля)
Подведение итогов. Рефлексия.
Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Да нет же, не застывшая! У каждого сооружения своя нота. У одного торжественная нота, у другого щемящая, у третьего пронзительная. Надо только научиться слушать эти ноты…
Сегодня на уроке мы познакомились с разными музыкальными произведениями
и придумывали к ним архитектурный образ. Скажите, что общего между ними?
Подводя итог уроку, как можно объяснить это изречение: «Архитектура – это
застывшая музыка?»
Ученики отвечают на вопрос.
Я понимаю это высказывание как связь между архитектурой и музыкой, существующая на тонком и неуловимом эмоциональном интуитивном уровне, который не объяснишь словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Культовая архитектура"
конспект урока "Культовая архитектура"...
План-конспект урока "Храмовая архитектура", ИЗО, 8 класс.
Данный материал раскрывает последовательность изучения храмовой архитектуры с включением истории храма поселка Володарского....
Конспект урока по архитектуре ЭВМ и ВС "Современные процессоры"
Данный урок проводился на 2 курсе специальности 080802 "Прикладная информатика". На данном уроке рассматривались основные современные процессоры....
конспект урока "Памятники архитектуры - наследие предков"
конспект урока "Памятники архитектуры - наследие предков"...
Конспект урока по архитектуре первой половины 19 века в России
Конспект урока по архитектуре в 8 классе "Архитектура России первой половины 19 века. Архитектор Андрей Воронихин"...
конспект урока раздела "Архитектура и дизайн"
7 класс урок №1 "Архитектура и дизайн"...