План-конспект урока «ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ. ПЕРВОЭЛЕМЕНТЪI АРХИТЕКТУРЫ»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект урока.
УРОК 2
- Тема: «ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ. ПЕРВОЭЛЕМЕНТЪI АРХИТЕКТУРЫ»
- Ц е л и:
- Познакомить учащихся с историей возникновения архитектуры.
2. Сформировать представление о памятниках мегалитического периода, их видах, функциональных особенностях.
3. Развивать ассоциативно-образное мышление, умение выделять главное, строить аналогии.
4. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие окружающего мира, умение слушать, обобщать, делать выводы
- Оборудование и материалы: репродукции древних памятников архитектуры; литературный ряд: «Великие тайны. Мифы древности. Стоящие камни» (Вайленд — Волгоград, 1995);
художественные материалы: лист А4, карандаш, ластик.
ПЛАН УРОКА
- Беседа об истоках архитектуры и строительного искусства. Знакомство с памятниками мегалитического периода.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов занятия и сообщение домашнего задания.
Ход урока
- Истоки архитектуры и строительного искусства человечества Начинаются с того времени, когда древние люди, не довольствуясь созданными природой укрытиями (пещерами, гротами), стали строить искусственные жилые сооружения. Это было связано с резким изменением климата — наступлением ледникового периода. Теплый климат раннего палеолита позволял вообще не заботиться об одежде и жилище.
- Когда же появился первый жилой дом? Как он выглядел и кто его построил? (Пещера - убежище, созданное природой).
- Древнее жилище близ Чернигова.
«Из черепов мамовтов, повернутых лбами внутрь, выкладывали «цоколь» будущего жилища — чуть выступающую наземную часть строения. Внутри образовавшегося круга устанавливали деревянные дуги. Штук 25—ЗО. Наверху, в центре, где они перекрещивались, их крепконакрепко связывали жилами. Получался купол, свод. Нижними концами деревянные дуги-арки упирались в мамонтовые черепа, закопанные до половины в землю. На дуги набрасывали шкуры зубров, мамонтов, лоцiадей. Сверху их прижимали бинвями и оленьими рогами. Но вот что интересно: тяжелая крыша давила в основном не на тонкие деревянные дуги, а на мощный костяной цоколь. По бокам будущей двери укрепляли два больших изогнутых бивня соединяли муфтой из трубчатой кости так, чтобы получилась арка. Дверь завешивали шкурой, и дом наконец был готов. Прочный, теплый благодаря своей форме выдержать любой снегопад, любой ветер. Не случайно и по сей день дома, наподобие половинки шара, строят пастухи в горах и пустынях, оленеводы и охотники на Крайнем Севере».
(Ю. Овсянников)
- Конец неолита (бронзоый век): городища, курганы (земляные холмы, где хоронили богатых умерших.)
- Мегалиты(от греч. «мегос» — большой и «литос» — камень). Эти сооружения обычно связывают с культом почитания предков огня или солнца.
Сообщения учащихся о древних памятниках архитектуры.
(Учащиеся рассказывают:
— о дольменах в Майкопе. Северный Кавказ;
— о статуях — менгирах во Франции;
— дольмене из Эшера. Абхазский музей этнографии и др.)
- Три типа мегалитических построек:
1. Менгиры — вертикально поставленные камни различной величины, стоящие отдельно или образующие длинные аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров. Менгиры бывают и едва отесанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они, как правило, не были связаны с погребениями и выполняли самостоятельную функцию (например, обозначали место проведения каких-либо ритуалов).
2. Дольмены — это сооружения из двух Вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части. Наиболее совершенный вид дольмена представляет собой четыре хорошо отесанные вертикальные плиты, образующие в плане четырехугольник и перекрытые горизонтальной плитой. Видимо, эти сооружения служили обозначением места захоронения или алтарем.
3. Кромлехи— каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложные мегалитические сооружения. Иногда кромлехи окружали курганную насыпь, иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии, около Стоунхенджа (от анг. «стоун» — камень, «хенд» — ров). Ученые еще не вполне выяснили, как появился Стоунхендж. Стоунхендж представляет собой ряд почти точных окружностей с общим центром, вдоль которых через равные интервалы поставлены огромные камни. Внешний вид камней имеет диаметр около 100 м. Их
расположение симметрично направлено на точку восхода и захода солнца в дни летнего солнцестояния. Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений, и для совершения каких-то обрядов культового характера, поскольку в те далекие времена небесным светилам приписывали божественное значение.
Центральный круг Стоунхенджа можно видеть через главный вход (каменный монумент окружен рвом и насыпью). - Практическое задание:
- зарисовать памятники мегалитического периода.
- Домашнее задание:
- подобрать материал с изображением различных монументов и места их расположения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Храмовая архитектура", ИЗО, 8 класс.
Данный материал раскрывает последовательность изучения храмовой архитектуры с включением истории храма поселка Володарского....
План-конспект урока • «Введение в искусство архитектуры. Архитектура и её функции в жизни людей»
...
Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры.
Урок ИЗО в 8 классе...
План конспект урока "Древнерусская храмовая архитектура"
План конспект урока МХК в 9 классе "Древнерусская храмовая архитектура"...
План-конспект урока "История развития компьютерной техники. Типовая архитектура персонального компьютера."
План-конспект урока содержит материал по теме "История развития компьютерной техники. ...
План-конспект урока «Архитектура современного города. Органическая архитектура» 9 класс
План-конспект урока «Архитектура современного города. Органическая архитектура» 9 класс...
План - конспект урока Тема урока: Хохлома. Истоки и современное развитие
Цель урока: дать первые сведения о хохломе;развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.формирование художественной творческой активности учащихся.развивать...