ФИЛЬМ – «РАССКАЗ В КАРТИНКАХ»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 8 класс)
ФИЛЬМ – «РАССКАЗ В КАРТИНКАХ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-n-2.docx | 52.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛЬМ – «РАССКАЗ В КАРТИНКАХ»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Методы и формы обучения: обьяснительно-иллюстративный; беседа.
Триединая цель урока:
– образовательная – исследование процесса создание фильма – сложного производственно–технологического процесса. Создание комикса и его последовательность картинок-кадров, с сопровождающимися комментариями.
– воспитательная – воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству кино.
– развивающая - развивать умения анализа содержания сценария в кино, исходя из принципов художественности, наблюдательность, терпение, внимание, полученные навыки и знания при создании раскадровки комикса
Характеристика деятельности учащихся:
- проявлять интерес к поставленной задаче,
- стремиться к приобретению новых знаний,
- мотивировать процесс становления творческих навыков,
- принимать и сохранять учебную задачу,
- оценивать свои достижения на уроке,
- уметь моделировать среду для составления комиксов,
- проявлять активность для решения задач,
- обмениваться мнениями.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент – 2 мин.
- Сообщение темы и задачи урока – 2 мин.
- Представление новых знаний – 13 мин.
- Закрепление полученных знаний – 25 мин.
- Анализ выполненных работ – 2 мин.
- Домашнее задание – 1 мин
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы и задачи урока
Действие на экране развивается во времени
и движется в пространстве. Умение соединить в единый образ
изображение, речь, музыку и составляет искусство кинокомпозиции.
И большой сложный игровой фильм, и скромное домашнее видео строятся по одним законам, если они стремятся быть искусством. Только фильм можно сравнить с большим полотном или романом, а ваше видео подобно маленькой зарисовке или небольшому рассказу. И как любой рассказ состоит из слов, фраз, отдельных фрагментов, гак и фильм говорит на языке кинослов и кинофраз.
Тема нашего урока: «Азбука киноязыка. Фильм – «рассказ в картинках». И сегодня мы попытаемся создать «рассказ в картинках», а именно – комиксы.
3. Представление новых знаний
Последовательное (и, конечно же, осмысленное) соединение кинослов в кинофразу, как вы уже знаете, называется монтаж. Монтаж — не просто технологический способ соединения кадров. Это творческий процесс, в котором путём отбора и сочетания снятого материала выявляется авторский замысел и рождается неповторимый экранный образ. Монтаж — язык киноискусства.
Термины кадр и план сложились в эпоху, когда кадр (или кадрик) понимался как единичная картинка на киноплёнке, а план характеризовал крупность изображения объекта на экране (общий, средний, крупный). Сегодня же они имеют один монтажный смысл, как наименьшие элементы кинотекста. План (наряду с кадром) обозначает длину киноплёнки между двумя монтажными склейками или непрерывное действие, запёчатлённое между пуском и остановкой кинокамеры.
фильм начинается не во время съёмки. Пришёл, снимаю — и готово! Самая простая и короткая видеозарисовка начинается с замысла. Он выражается прежде всего словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария. Поэтому можно сказать, что фильм начинается со сценария.
Сценарий за век существования кинематографа из чисто технической функции — покадровой записи снимаемого материала — превратился в самостоятельный вид искусство – кинодраматургию. Велика заслуга в этом отечественного кино. Имена виднейших советских сценаристов Ржешевского, Каплера, Габриловича, Григорьева. Арабова составляют золотой фонд нашего кино, часто сами режиссёры писали сценарии своих фильмов и были высокими мастерами кинодраматургии — это Довженко и Тарковский. Пудовкин и Иоселиани, Ромм и Козинцев.
Сценарий, кроме сюжета будущего фильма, диалогов героев, содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма. Сценарий может быть эмоциональным возбудителем фантазии режиссёра, канвой его творчества, а может быть твёрдым каркасом фильма. Недаром знаменитый французский режиссёр Р. Клер говорил: «Сценарий написан — фильм готов». На практике же режиссёры часто далеко уходят от литературного сценария и даже опровергают его.
В большом кино написание литературного сценария – дело сценариста. В авторском домашнем видео, где сценарист, режиссёр и оператор – одно лицо, используется простейшая сценарная форма – покадровая запись фильма, называемая сценарным планом или кадропланом, которая даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма. Зачем нужен кадроплан? Он выстраивает киномысль и превращает случайную сьёмку случайных объектов в сознательное достижение поставленной цели – в творчество.
На примере небольшой видеозарисовки «В жаркий день» смоделируем её разработку, подобно тому, как это было бы в кинематографе. Сперва – сценарная запись видеозарисовки:
«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» – и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».
На основе сценарной записи строится кадроплан (а затем будет создана раскадровка, см. с. 123).
Пример кадроплана:
— Двор. Общ. план. Девочки балуются с поливным шлангом.
— Средн. пл. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками.
— От средн. до крупн. Девочка со шлангом.
— Крупн. план. Лицо смеющейся девочки.
Фильм питается не только изобразительными истоками, но и литературными. Он в равной мере выткан из изобразительной и повествовательной ткани. Любой фильм, даже самый маленький, представляет собой рассказ, повествование.
4. Закрепление полученных знаний
Первое знакомство с «рассказом в картинках» обычно происходит ещё в детстве, когда вы смотрите комикс. Комикс с его последовательностью картинок-кадров, сопровождающихся комментариями, – предтеча кинораскадровки.
Сюжет повествования определяет и монтажно-изобразительное построение фильма, состоящего из кинослов и кинофраз. По аналогии с речью кинослово можно уподобить подлежащему. Это – изображение объекта (практически на одном плане и без монтажных соединений).
Продолжая сравнение с речью, кинофраза предстаёт как соединение киноподлежащего с киноглаголом, т. е. объект плюс действие. В практике кинофраза – монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу.
Кинотекст можно прочитать не только в сценарии. Любую сюжетную картину (например, «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Сватовство майора» П. А. Федотова или «Письмо с фронта» А. И. Лактионова и др.) можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Если фильм – изображения, предстающие и развивающиеся во времени, то картина показывает их одномоментно. Попробуйте записать какую-либо из предложенных картин в виде кадроплана. Это очень помогает освоению киноязыка.
Работа с учебником (с. 118-121). Создание видеоряда в следующих упражнениях:
Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»
- Выбор объекта для съёмки кинослова и создание сценарной записи или кадро-плана для съёмки видеофразы.
- Сценарная покадровая запись (кадроплан) сюжетного содержания жанровой картины (с продолжением на следующем занятии).
- Начало съёмок кинослова.
- Освоение грамоты монтажа на примере создания видеофразы (эффект Кулешова) или раскадровки комикса.
5. Подведение итогов урока.
Ответы на вопросы:
- Чем отличается композиция в живописи от композиции в кино?
- Что обозначают термины «кадр» и «план»?
- Что такое сценарий и какие его виды вы знаете? Какова роль сценария в создании фильма?
- В чём смысл и различие понятий «кинослово» и «кинофраза»?
6. Домашнее задание:
Подготовить доклады на данную тему, а также доделать, начатый на уроке, комикс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе,8 класс. «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»(технологическая карта)
Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе» Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цели урока: Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтерес...
Конспект урока для 6 «А» класса по предмету: Русский язык Тема урока: «Глагол. Составление рассказа по картинке».
Урок разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида в соответствии ФГОС...
Презентация к уроку развития речи "Рассказ по картинка Радлова"
Презентация у року развития речи в 5 классе...
Конспект урока по развитию речи 3 класс II отделение Составление рассказа по картинкам
УРОК: Развитие речиУЧИТЕЛЬ: Сивохо А.С.КЛАСС: 3 «Б» 2 отделениеДАТА: 14 марта 2018 гУЧЕБНИК: ТЕМА: Составление рассказа по картинкамТИП УРОКА: урок усвоения новых з...
Составление рассказа по картинкам с использованием информационно-коммуникационных технологий
Составление рассказа можно выполнить 3 способами...........
Методика «Составь рассказ по картинке"
Цель: Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи....
Презентация "Составление рассказа по картинке"
Тренирует составление рассказа по схеме....