Методика работы с вещью в процессе изучения жанра «Натюрморт»
статья по изобразительному искусству (изо)

Пальцева Екатерина Александровна

Данная статья посвящена знакомству с методиками работы с вещью, как частью предметного мира при  изучении жанра " Натюрморт". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_s_veshchyu_v_protsesse_izucheniya_zhanra.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы с вещью в процессе изучения жанра «Натюрморт»

Жанр «Натюрморт» является отражением предметного мира человека определённого времени. Изучая вещи, изображенные в натюрморте, мы можем определить нравы и образ жизни людей разных эпох. Для того чтобы понять «язык» вещи, необходимо овладеть определёнными умениями и развить в себе определённые качества. Умение «видеть» вещь, акцентировать своё внимание на: её фактуре, структуре, цвете, сочности, влажности и другом, слышать, обонять и прикасаться к разнообразным предметам и явлениям реального мира, является важным в развитии полноценного чувственного опыта, без которого невозможно представить духовно - нравственное развитие личности. Или способностью «быть другим», то есть чувственно проникать в иной образ, которая способствует развитию чувства сопричастности, сопереживания, сострадания. Средневековый китайский художник сказал: «Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом». Чтобы понять вещь, надо научиться: на неё смотреть, её ощущать, чувствовать, проникнуть в её суть, то есть овладеть языком, на котором с нами говорит вещный мир. Важным является приобретения навыка коммуникации с памятниками материальной и художественной культуры. Для этого существуют разработанные методики, которые включают как отдельные задания, которые могут быть включены в творческую деятельность, так и системы отдельных занятий.

Л. М. Ванюшкиной и Е. Н. Коробковой[1] была разработана методика (алгоритм) по работе с вещью. Они отмечают, что при организации взаимодействия, необходимо учитывать некоторые особенности вещи это:

  • вещь реально и достоверна. При работе с вещью необходим непосредственный контакт: её необходимо видеть, а лучше трогать, ощущать;
  • вещь существует в пространстве, она может наделяться иным, при взаимодействие со средой, которая её окружает;
  • она способна менять свои смысла в зависимости от своего расположения в пространстве.

Алгоритм исследования вещи:

Этап 1.Рассматривание вещи.

На этом этапе важно рассмотреть вещь, понять её размеры, форму, декоративное оформление, цветовое решение, отличительные особенности. Также можно предположить о характере материала, из которого она сделана, её свойствах, особенностях конструкции, насколько она соответствует собственной традиционной «архитектуре» и её утилитарное назначение. Это позволяет говорить  о времени изготовления вещи, её принадлежности, определить её художественный и символический язык, а иногда и иерархию ценностей, заложенную в неё человеком. Этот этап позволяет обнаружить культурный контекст и идентифицировать вещь, как вещь в культуре.

Этап 2. Вещь в ощущениях.

Непосредственный контакт с вещью способен дополнить визуальные впечатления. При тактильном взаимодействии  происходит процесс «личного знакомства», который способствует расширению эмоционального опыта. При подобном взаимодействии с вещью можно оценить её материальные характеристики: вес, фактуру, особенности материала (гладкая, мягкая, шершавая, холодная и др.), её удобство. Также вещь имеет своё звучание. Это вещи, наделённые человеком определённым звучанием (например: часы, колокольчик, музыкальная шкатулка и др.). Также звучание материала, из которого они сделаны (стекло, металл, фарфор и др.), или звуки, которые они могут производить, при взаимодействии с человеком (звук разрезаемой бумаги, скрип пера при письме и др.). Тактильный контакт дополняет понимание особых характеристик вещи. Также важен запах, который является немаловажным фактором восприятия мира. В результате анализа полученных ощущений расширяется понимание вещи, её назначения и свойств.

Этап 3. Экспериментирование.

На этом этапе идет более глубокое понимание свойств вещи и её характеристик. Происходит изучение отдельных деталей, их назначение, выявление свойств, возможности применения вещи в различных вариантах. Этот этап позволяет подтвердить или опровергнуть предположение о назначении вещи, формах её существования в культуре. Важно попытаться ощутить себя на месте автора вещи, представить весь творческий процесс её создания. Именно подобное сотворчество способствует формированию чувства сопричастности, сопереживания. Также подобное взаимодействие помогает понять исторические и культурные этапы развития искусства.

Этап 4. Сравнение.

На этом этапе происходит сравнение и сопоставление вещи. Вещь может стать отправной точкой для поиска её исторических аналогов в иных культурах. Сравнение вещей с одинаковым назначением, но созданных в разный период времени, позволяет сформировать представление об изменении вещи в культуре разных народов: как её внешнего облика, так и её практического применения. Также можно сравнивать вещи различные по назначению, но созданные в одном стилистическом направлении, что позволит научиться видеть стилевые особенности.

Этап 5. Привлечение иных информационных источников.

На этом этапе идёт привлечение иных источников информации для получения знаний об истории создания вещи, её бытовании, о судьбе её создателя или владельца. Этот этап важен, если вещь недостаточна «рассказала о себе». Привлечение в качестве информации  произведений искусств  позволяет вывести её за границы реального мира, открывает пути её трансформации и новые пути понимания вещи.

Этап 6. Творческая интерпретация.

На этом этапе создаётся вещь, наделённая собственным, личностным значением и смыслом, которая будет передавать определённые стилистические особенности. Также может быть создана вещь, которая творчески может преобразовать реальность. Для этого необходимо вывести вещь за пределы принятых в культуре значений, придумать ей новую жизнь, наделить её смыслами, значимыми для современной культуры. По мнению авторов, использование всех этапов,  или только некоторых из них, позволяет научиться «расшифровывать» язык вещи.

Широкий спектр занятий по развитию сенсорной сферы детей, которые могут быть использованы при изучении вещи, представлены в пособии «Развитие сенсорной сферы детей» авторов Л. А. Метиевой  и Э. Я. Удаловой.[2] Данное пособие, в первую очередь, разработано для специализированных коррекционных учреждений, но многие задания могут быть применены для работы со всеми группами детей, так как направлены на развитие важных для каждого ребёнка навыков и дают возможность понять свойства вещевого мира.

Натюрморт может содержать вещи не только созданные человеком, но и объекты, который человек присвоил себе. Это плоды, овощи, срезанные цветы и другие природные объекты. Работе с природными объектами, уделяют внимание в своей книге «Ступеньки к творчеству» А. А. Мелик – Пашаев и З. Н. Новлянская.[3] Ими представлены различные задания, которые способствуют развитию умений сравнивать природные объекты, находить их внешние различия, определять их характер, наделяя их определёнными эмоциональными качествами.

Сравнение двух одинаковых, на первый взгляд, природных объектов, нахождение их отличительных признаков, позволяет выявить их различия, что способствует формированию понимания того, что природа создаёт уникальные, неповторяющиеся живые объекты. Это формирует представление о многообразии природного мира и его уникальности. Помимо этого, подобные задания способствуют развитию наблюдательности.

Следующие задания направлены на нахождение общих характерных черт природных объектов и определение возникающих при этом ассоциаций. Например: лист дерева похож на шляпку гриба, а красные листья боярышника могут вызвать ассоциации с языками пламени. Любой предмет может стать посредником между иными предметами, соединяя в себе различные качества и свойства, присущие каждому по отдельности.

Также есть ряд занятий, направленных на развитие умений придавать предметам определённые эмоциональные характеристики и умение различать их. Например, сравнив две одинаковых, на первый взгляд, вещи необходимо определить- какое у них настроение, что характеризует их.. Это способствует формированию чувственного опыта, пониманию взаимосвязи внутреннего и внешнего миров. Здесь важным является работа с цветом, так как цвет способствует выражению определённого идейно – эмоционального содержания. Это формирует понимание, что существует связь цвета, настроения и чувств. Различные задания, такие как «Два волшебника: добрый и злой»; «Зонтики Оле Лукойе» и другие, способствуют формированию умения передавать в цвете свои эмоциональные впечатления.

Следующий ряд заданий направлен на развитие чувства сопричастности, сопереживания. Необходимо «вживаясь», проникнуть в мир другого существа и создать свой художественный образ, Например: описать аквариум от лица аквариумной рыбки, кошки, которая наблюдает за ней и девочки, которая живет в комнате, где стоит аквариум. Или представить, кто «спрятался» в плоде каштана или в куске пластилина, обращая внимания на внешние особенности и придавая соответствующий характер персонажу.

В ходе выполнения подобных заданий происходит изменение отношения ребёнка «к окружающему миру — от простого внимания к внешней стороне предметов до родственного внимания, связанного с чувством личной сопричастности с ним. Так же должно меняться и отношение ребёнка к средствам художественного изображения мира».[4] Все эти задания могут быть использованы в процессе изучения жанра «Натюрморт».

В заключении следует отметить, что жанр «Натюрморт», находя своё отражение в различных видах искусства, является коммуникативным каналом, посредством которого мы имеем возможность узнать не только об образе жизни людей разных эпох, но и понять  их отношение к миру и самому себе через их отношение к вещи. Вещь может быть создана человеком, но также может быть присвоена им из объектов природы, например: морская раковина, или срезанные цветы. Вещь является одним из главных носителей информации. Но человеку свойственно придавать вещи ещё и символическое значение. И белая лилия становится символом чистоты и непорочности, а догорающая свеча символом быстротечности жизни. Умение понимать «язык» вещи дает возможность понять этапы исторического развития культуры и роль, которую в ней играл человек. Овладение «языком вещи» возможно через пристальное её изучение. Важным является тактильный контакт с вещью. При изучении жанра «Натюрморт» мы имеем возможность не только увидеть, как та или иная вещь отображена в произведениях искусств, но имеем возможность «прямого» контакта с вещью. Понимание важности этого процесса ощущается в современном искусстве. Весной 2018 года в Санкт – Петербурге прошла выставка «Прикосновение», на которой экспонируемые предметы можно было трогать. Художники всё больше утверждаются в мысли, что для целостного восприятия искусства нужен ещё и тактильный контакт. Задания, которые способствуют формированию представлений о вещи, могут быть включены в творческую деятельность, что будет способствовать формированию чувственного опыта и личной сопричастности к окружающему миру. Все это будет благоприятно влиять на развитие и формирование личности ребёнка.


[1] Ванюшкина Л. М.,Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры. — Санкт – Петербург, 2012.

[2] Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей./ Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида . — М. : Просвещение, 2009.

[3] Мелик – Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М.:. БИНОМ. Лаборатория знаний.2012.

[4] Мелик – Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М.:. БИНОМ. Лаборатория знаний.2012. — С. 122.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрирование вопросов методики информатики и архитектуры компьютера при изучении темы «Мультимедийные проекторы, интерактивные доски в образовательном процессе»

Предмет: методика обучения информатике (тип урока: комбинированный) Продолжительность: 2 урока по 45 минут. Группа: 4 курс. Технологии: мультимедийные технологии, групповая технология обучения, акт...

Технология работы с кейсом в процессе изучения истории в старшей школе

Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания ...

Жанр натюрморт. Художники – натюрмористы. Натюрморт «Овощи».

открытый урок по изо в 5 классе по теме "Натюрморт"...

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НА НЕЙ, КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ.

Данный материал содержит краткие рекомендации по созданию экологической тропы на территории дошкольного учреждения....

"Тихая жизнь вещей" - презентация - знакомство с жанром натюрморта.

Презентация создана для использования на занятиях с целью знакомства с историей развития и тематикой жанра натюрморта....