СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НА НЕЙ, КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ.
учебно-методический материал на тему
Данный материал содержит краткие рекомендации по созданию экологической тропы на территории дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
37
СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НА НЕЙ, КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ.
Шамсутдинова Ольга Андреевна
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования Станция юных натуралистов г. Баймак муниципального района Баймакский район Республика Башкортостан.
Природное краеведение является важной частью обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Краеведение способствует формированию представлений об окружающем мире, о взаимосвязях природы и общества. Именно с любви к природе родного края начинается этап становления личности ребенка.
Одной из форм ознакомления с природой своей малой родины являются занятия на экологической тропе детского сада.
В течении пяти лет в МАДОУ ЦРР д/с «Айыукай» г.Баймак проводилось исследование, предметом которого стали занятия в форме прогулок и экскурсий в условиях экологической тропы. Его цель – определить образовательные и воспитательные возможности экологической тропы на территории дошкольного учреждения и доказать эффективность ее использования для формирования экологической культуры и как важный компонент в изучении природы родного края.
Опыт работы показал эффективность данного проекта. Воспитание положительного отношения к природе основывается на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Занятия на экологической тропе позволяют воспитывать ребенка через общение с природой. Экологическая тропа может являться средством ознакомления с природой родного края, воспитания бережного отношения к природе, пропаганде любви к родине.
Литература:
- Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников. //Дошкольная педагогика. – 2005. - №6.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. / Дошкольная педагогика. – 2006. - №3.
- Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. /М.: Карапуз, 2001.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра. Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Самара: Академия и развитие, 1998 г.
Разработка теории и практики экологического воспитания дошкольников – важная часть природоохранного просвещения, актуальность которого диктуется всей нашей жизнью.
Ознакомление детей с природой – одно из главных средств их развития, в ходе которого формируются познавательные способности, расширяются знания, воспитывается бережное отношение к природе. Трудно воспитать в маленьком человеке экологическую культуру, если он не будет знать, что такое природа, из чего она состоит, по каким законам она живет, что может привести ее к гибели. Поэтому необходимо научить детей видеть красоту и неповторимость природы, наблюдать за ней, отмечать, какие сезонные изменения происходят в природе, пользоваться дарами природы. Дети должны понять и осознать, что природу надо беречь и охранять. Только так сформируется любовь и уважительное отношение к природе, родному краю, родине. Неотъемлемой частью обучения и воспитания является природное краеведение, которое помогает формированию у ребенка общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, неповторимой природе.
Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными, растениями. Поэтому более органично ввести ребенка в «мир природы» можно через знакомство с его малой родиной. Родная природа – мощный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Природа родного края уникальна, близка ребенку и служит богатым материалом для исследования.
Работу по формированию бережного отношения к природе родного края с успехом можно проводить посредством организованной образовательной деятельности на экологической тропе, созданной на участке детского сада.
В процессе исследования установлено, что создания экологической тропы на территории детского сада возможно при определенных условиях: наличии естественного ландшафта; организации разнообразной экологически ориентированной деятельности детей: познавательной, трудовой, художественной; создании условий для экологического образования воспитателей и родителей.
Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты-схемы территории детского сада, разработки маршрута, подготовки стендов и указателей. В итоге оформляется обязательный документ – паспорт, где указываются местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута.
Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию, позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и мероприятий.
В течении пяти лет лет в МАДОУ ЦРР д/с «Айыукай» г.Баймак проводятся исследования, предметом которого стали занятия в форме прогулок и экскурсий в условиях экологической тропы. Его цель – определить образовательные и воспитательные возможности экологической тропы на территории дошкольного учреждения и доказать эффективность ее использования для изучения природы родного края, формирования экологической культуры и экологического сознания детей. Экологическая тропа заочно знакомит детей с природными объектами своего края, т.к. в своем возрасте совершать экскурсии по этим местам они еще не могут. Посещая занятия на экологической тропе, у детей пробуждается любовь к своей земле, уважение к прошлому своего района, воспитывается чувство гордости, ответственности за будущее своей малой родины.
Уникальным местом в Баймакском районе является памятник природы водопад «Гадельша». На нашей экологической тропе искусственно созданный макет водопада дополнен фигурами животных, обитающих в наших лесах ( бурый медведь, косуля, белка, лисица), разнообразными травянистыми растениями . Детям
нравятся дидактические игры «Животные нашего края», «Любимые растения», «Кто где живет», «Птицы рядом с нами» и т.д. Викторина «Мой край», загадки о животных и растениях вызывает у детей живой интерес к познанию мира природы. Экологические проекты «Лошади Зауралья», «Где растет ковыль», «Национальный напиток кумыс» по своему смыслу привязаны к природному объекту «Гадельша». Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, осознать, что в природе все взаимосвязано. В процессе работы у детей развивается любознательность, наблюдательность, общительность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности.
Уголок леса, как островок нетронутый природы, где произрастают береза, сосна, вяз, рябина, черемуха позволяет познакомиться с деревьями, произрастающими в нашем районе (для более углубленного изучения деревьев родного края нами был проведен проект «Зеленое ожерелье Баймака»). Он служит местообитанием большого количества трав, насекомых и птиц. «Зеленый класс» где дети упражняются в правилах поведения в природе, знакомятся с картой и компасом. Беседа «Мы идем в поход», дидактическая игра «Угадай правило» формирует начало экологической культуры, правильного отношения к объектам природы, приобретают навыки практических действий по охране природы. В течении лета дети с интересом участвовали в проекте «В краю дремучих трав», результатом которого стали альбом рисунков «Божья коровка и ее друзья» и мини-спектакль «Не обижайте муравья». Зимой дети принимали активное участие в экологической акции «Помоги пернатым». Совместно с родителями были изготовлены и развешаны кормушки, что позволило провести наблюдения и, узнать какие птицы зимуют в нашем районе, познакомится с их повадками и образом жизни. Важным аспектом этой работы явилось то, что детям приходит понимание необходимости зимней подкормки, что человек подкармливая птиц зимой, спасает их от гибели. Дети с удовольствием рисовали птиц, изготовили листовки. Вся эта работа послужила началу составления атласа «Птицы – наши друзья».
Станция «Зеленая аптека» создана с целью приобретения знаний лекарственных трав; расширения знаний о пользе и применении лекарственных растений; закрепления правил поведения при сборе лекарственных трав. На этой станции можно круглый год наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений, собирать гербарий, трудиться. На занятиях дети узнают, как население нашего района использовало лекарственные растения в старину и как применяют в наше время. Беседа «Добрая трава материнка» познакомила детей с одним из популярных в нашей местности лекарственным растением – душицей обыкновенной. Почему в нашем районе эта трава имеет народное название – матрешка? Каждый ребенок мог высказать свою точку зрения. Рассмотрели гербарий, сделали зарисовки. Всем очень понравился чай с душицей. Подготовили семена, чтобы весной произвести посев. В подготовительной группе имеется фитобар, где используются травы, выращенные
на участке детского сада. Дети осваивают технологию заваривания целебного чая, имеют возможность оценить его вкусовые качества.
Станции «Огород» и «Цветники» вызывают живой интерес, позволяют получать эстетическое наслаждение, любование объектами живой природы. Здесь можно вести наблюдения, изучать, трудиться и видеть результаты своего труда. Посильный труд можно превратить в игру. Познавательные игры «Для чего цветам вода?», «Где растут сорняки» сочетают в себе обучающую и практическую сторону. В течение лета ведутся наблюдения: «Сколько живет цветок», «Подсолнух – любимец солнца» и т.д. Осенью дети с интересом играют в дидактические игры: «Вершки и корешки», «Как на нашей грядке выросли загадки», «Приготовим мы салат» и т.п. Дети подготовительной группы помогали собирать урожай помидоров и принимали участие в сборе семян цветочно-декоративных культур. Наблюдая за ростом и развитием культурных растений детям даются знания о том, что большая часть людей нашего района занимается сельским хозяйством. Беседа «Как хлеб приходит к нам на стол» в полной мере раскрывает труд хлебороба, создает мотивацию уважения людей труда, наших земляков.
Метеостанция служит маленькой лабораторией под открытым небом. Дети знакомятся с такими природными явлениями как ветер, дождь, снег, иней и т.п. Используя простейшее оборудование, дети учатся определять количество выпавших осадков, направление ветра, температуру воздуха. Все эти знания помогают вести дневник наблюдения за природой и погодой. Дети старшего дошкольного возраста уже могут характеризовать климат своей местности, определять времена года. Для закрепления такого рода знаний проводятся различные экологические праздники: «Масленица», «День птиц», «Кукушкин чай», «Проказы зимушки-зимы», «В гостях у тетушки Погодушки». Все эти мероприятия тесно связаны с обычаями и традициями нашего народа.
Одним из любимых объектов экологической тропы является ель обыкновенная, которая была посажена в 1980 году, в год открытия детского сада. «Елочка – зеленая иголочка» каждый день приветствует детей у центрального входа. Часто у детей возникали вопросы, где еще растут такие деревья? Изучив литературу, вместе с детьми на карте Баймакского района отметили места произрастания ели. Стало традицией в канун нового года устраивать мероприятие «Птичья елка», украшая зеленую красавицу кормушками и угощениями для птиц. Детьми подготовительной группы были изготовлены листовки «Живи, елочка!» для защиты хвойных деревьев от вырубки.
Таким образом, совершая экскурсии по экологической тропе, дети в игровой форме знакомятся с окружающим миром, расширяют представления о животных и растениях, формируется представление о том, что природу нужно беречь.
Опыт нашей работы показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе родного края и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности. Мы уверены, что наши воспитанники сохранят и преумножат природные богатства своего края.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке, муравей на травинке.
И рядышком жук – весь покрытый загаром.
И все это – мне, и все это – даром!
Вот так – ни за что, лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по теме: «Исследовательская работа учащихся по изучению родного края »
Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.Краеведение в школе проводится в следу...
Создание экологической тропы на базе образовательного учреждения
АННОТАЦИЯ В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дис...
Программа экспериментальной работы "Разработка экологического проекта по изучению родного края"
Данная программа направлена на формирование творческой личности, способной через проектно-исследовательскую деятельность, изучать и познавать природу родного края...
Формирование интереса к изучению родного края средствами учебных предметов (ино яз) и внеурочной деятельности.
Мир вокруг нас. Организация внеурочной деятельности обучающихся в 6-9 классах....
"Создание экологической тропы"
Статья "Практика создания экологической тропы"совместно с ученицами 11 а класса Абрамовой Баярмой и Гатаповой Александрой . Виды экологических троп и из опыта создания экотропы от школы...
Методические рекомендации по созданию экологической тропы
Материал содержит информацию по созданию экологической тропы в условиях города...
Экологическая тропа как одна из форм учебно-исследовательской деятельности по изучению родного края
Эко-тропа по Московскому Парку Победы....