Технология работы с кейсом в процессе изучения истории в старшей школе
методическая разработка по теме

Баулина Татьяна Владимировна
Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №20»

 Технология работы с кейсом в процессе изучения истории в старшей школе

Баулина Татьяна Владимировна

18.10.2012


Технология работы с кейсом в процессе изучения истории в старшей школе.

Учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №20» Баулина Т.В.

                                         Скажи мне - я забуду.

                      Покажи мне, я смогу запомнить,

                                         Позволь мне сделать это,

                                         И это станет моим навсегда.

Китайская народная пословица.

 Главная идея Кейс – технологии, выражающая всю суть этого метода, заключена в китайской народной пословице…..

Кейс –технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Технология ситуационного анализа (кейс-метод) состоит в том, что обучающийся, ознакомившись с описанием представленной  проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми. Особенность метода в том, что в ходе подготовительной работы учителем ставится проблема, не имеющая однозначного и очевидного решения, подбирается и раздается материал, отражающий какой-либо вопрос. Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятие оптимального решения проблемы.

«…учебный материал подается обучаемым в виде микро- проблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений».

 В школьной практике кейс-технология или ее элементы давно  применяются на уроках экономики, права, обществознания. Целесообразность использования на уроках истории на сегодняшний день стала очевидной с переходом к итоговой аттестации выпускников с помощью ЕГЭ.   Исходя из необходимости подготовки к выпускным экзаменам (блок С) такой вид работы нам просто необходим.

Использование кейс-технологии позволяет на протяжении изучения всего курса истории научить анализировать исторический документ (С1-С3); выделять причинно-следственные связи исторических процессов и явлений (С-4); аргументировать свою позицию (С-5); обобщать, выделять главное, систематизировать исторический материал (С-6).

Выделяют следующие основные этапы работы над кейсом  учителем: 

определение целей - что я хочу получить от учащихся?

 подбор ситуации – какая ситуация носит проблемный характер?

 подбор необходимых источников информации –различных документов, карт, схем, фотографий…

 подготовка методических материалов по его использованию – вопросы к источникам, план  изучения темы.

  Для того, чтобы  все  группы  успели  представить  свои кейсы  и  чтобы  материал был усвоен лучше,   представляется  возможным  выделить на  работу по  данной  теме  одно  занятие  из двух спаренных   уроков. Функции учителя заключаются в  определении  целей  кейсов, грамотном  и  оптимальном  по  объёму  подборе  заданий,  координирующей  деятельности  во  время  подготовки  и защиты  кейсов. Завершается урок обязательным  подведением  итогов,  в  которых  обобщаются  все  выводы  по  поставленной  проблеме.

Каковы структура кейса?

Как правило, кейс состоит из трех частей:

вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;

описание конкретной ситуации;

задания к кейсу  

Каков алгоритм урока с использованием кейс- технологии?


1. Ознакомительный этап
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации

Введение в ситуацию

Описание ситуации

Информационный материал

Глоссарий

3. Основной (аналитический) этап

Вступительное слово учителя

Распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой)

Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков

4. Итоговый этап

Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы)

Обобщающее выступление учителя –  анализ ситуации

Оценивание учителем учащихся

Работать с источниками учащимся довольно сложно. Необходимо иметь достаточное представление о предмете разговора. Кейсы могут содержать либо избыточную информацию, либо ограниченную. Важно, чтобы ученики правильно воспользовались представляемой информацией, нашли практическую значимость представленного материала, ограничивая себя той проблемой, которую выбрали. Сейчас на конкретном примере Вы можете проследить все этапы работы по этой технологии на конкретном  уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания. Учитель истории МОУ «СОШ №20» Баулина Т.В. Технология работы с кейсом в процессе изучения истории в старшей школе.

Слайд 2

Скажи мне - я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить , Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда. Китайская народная пословица.

Слайд 4

Особенность метода

Слайд 5

Анализ исторического документа (С1-С3 ); Выделение причинно-следственных связей исторических процессов и явлений (С-4 ); Аргументация своей позиции (С-5); Обобщение, выделение главного, систематизация исторического материала (С-6). Использование кейс-технологии

Слайд 6

определение целей - что я хочу получить от учащихся? подбор ситуации – какая ситуация носит проблемный характер? подбор необходимых источников информации –различных документов, карт, схем, фотографий… подготовка методических материалов по его использованию – вопросы к источникам, план изучения темы. Работа над кейсом учителем

Слайд 7

вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу структура кейса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Использование новых информационных компьютерных технологий в процессе изучения физики в средней школе.

Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а...

Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида

В статье рассказывается о системе  работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Проблемно- теоретический подход в изучении истории в старшей школе

Проблемно- теоретический подход в изучении истории в старшей школе...

«Изменения в школьных учебниках по истории и концепции преподавания истории в старшей школе» Выступление на РМО

laquo;Изменения в школьных учебниках по истории и концепции преподавания истории в старшей школе»...