ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Театральная мастерская»
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_masterskaya_na_36_chasov.docx | 232.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принято на педагогическом совете Утверждено приказом директора
МБУДО Дорогобужский ДДТ МБУДО Дорогобужский ДДТ
от «__» ___ 20 __г. протокол № __ № _________ от _____20 ____г.
Принято на педагогическом совете Утверждено приказом директора
МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2
№______от «___» ______ 2022г. №______от «___» ______ 2022г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Театральная мастерская»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Березовская Ирина Васильевна, педагог
дополнительного образования
Дорогобуж,
2023
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная мастерская» составлена на основе программы « Театр – творчество – дети». Автор Н.Ф.Сорокина и разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа «Творческая мастерская» является программой художественной направленности и реализуется в сетевой форме в соответствии с договором о сетевой форме реализации программ, заключенным с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №2», по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, пгт. Верхнеднепровский, улица Комсомольская, дом 18.
МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 обязуется:
- создать необходимые условия для работы педагога дополнительного образования МБУДО Дорогобужского ДДТ;
- безвозмездно предоставить помещения (учебные кабинеты) для проведения занятий и массовых мероприятий;
- принимать участие в совместных культурно-массовых мероприятиях и акциях.
Учреждение дополнительного образования (МБУДО Дорогобужский ДДТ) обязуется:
- организовать работу педагога МБУДО Дорогобужского ДДТ с целью реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
-контролировать выполнение образовательных программ и воспитательного процесса согласно утвержденному учебному плану, учебному графику и расписанию;
- принимать участие в совместных культурно-массовых мероприятиях и акциях;
- нести ответственность за сохранность жизни и здоровья детей во время образовательного процесса с соблюдением норм санитарно-гигиенического режима, правил выполнения техники безопасности и пожарной безопасности.
Направленность программы – художественная.
Её реализация позволяет развивать индивидуальные способности учащихся в театральном творчестве, познакомить с историей театрального костюма и грима, изучить основы создания костюмов и технику гримирования, стимулировать познавательную активность, приобщать к общечеловеческим ценностям. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего развития творческого потенциала обучающихся.
Данная программа может реализовываться как самостоятельная дополнительная общеобразовательная программа, так и входить в комплексную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу театральной направленности.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что на занятиях обучающиеся знакомятся с необходимыми гримировальными средствами и принадлежностями и выполняют творческие работы в разных гримировальных техниках. Особое внимание в содержании программы уделено вопросам разработки эскиза костюма и процессу его изготовления, что способствует развитию творческой фантазии детей и формированию интереса к театральному искусству, воспитанию чувства уважения к искусству своего народа, интересу к его истории и традициям.
Актуальность
Данная программа позволяет узнать о театральном искусстве, неотъемлемой части театральных представлений. Она направлена не только на получение определённых знаний, умений и навыков театрального костюмера, гримёра, но и ориентирована на развитие самостоятельности, творческой инициативы, умения работать в коллективе.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возрастными особенностями детей младшего школьного возраста: любознательностью, увлечённостью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, узнать особенность театрального костюма, овладеть навыками гримирования, как средством достижения необходимого альянса между внутренним и внешним миром желаемого образа, развить фантазию и импровизацию, сформировать нравственно-эстетические чувства.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся и их дальнейшего самоопределения, посредством изучения профессий театрального костюмера и гримёра.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Обучающие:
- познакомить с историей и традициями театрального искусства;
- научить различным способам создания персонажей;
- обучить умению работать с эскизом костюма;
- обучить основам подбора костюма;
- обучить теоретическим основам искусства грима;
- формировать навыки применения специальных материалов и гримировальных инструментов;
- научить владению техническими приемами гримирования;
- формировать у обучающихся навыки использования знаний и умений, приобретенных во время изучения дисциплины;
- научить продумывать свою работу от задумки, до итогового (конечного) результата.
Развивающие:
- развивать художественный вкус;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- формировать способности в выборе способов и приемов для реализации декоративной творческой задачи.
Воспитательные:
- воспитывать умение видеть, чувствовать, понимать и создавать художественный образ, проявляя самостоятельность и творческую активность;
- способствовать формированию художественного вкуса;
- развивать интерес к профессии театрального костюмера и гримёра;
- воспитать навыки самоорганизации;
- воспитать чувство коллективной и личной ответственности;
- воспитание эстетической культуры обучающихся.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральная мастерская» от других программ состоят в том, что на занятиях обучающиеся получают начальные профессиональные навыки, приобщаются к культуре различных эпох через костюм и аксессуары той или иной эпохи, знакомятся не только с театральным костюмом, но и гримом.
Необходимость осуществлять роль художника – творца требует от обучающегося осмысление действительности, проявления своего собственного отношения и своей позиции к происходящему.
Всё это в процессе подготовки театрального представления даёт возможность обучающимся раскрыть себя, свои индивидуальные способности, свой творческий потенциал.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста - 7-12 лет.
Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потребностям конкретного ребёнка:
- дети с ограниченными возможностями здоровья (например, слабослышащие). Основное условие - сохранность нормального интеллекта. С данной категорией обучающихся делается акцент на применении следующих методов и технологий: игровые технологии (игровые моменты, игровые упражнения), персонализированный подход, чередование теории и практики, упражнения на снятие напряжения. Работа ведется с рекомендательной помощью педагога.
- дети, испытывающие материальные проблемы, находящиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Реализация программы помогает решить такие задачи в работе с данной категорией детей, как организация досуга, их адаптация в социуме, формирование личностных нравственных качеств, коммуникативных умений. Создание ситуации успеха для каждого, формирование позитивного отношения к себе и окружающим, творческие и дискуссионные приемы, индивидуальные консультации. Для детей, испытывающих материальные проблемы от организации предусмотрено обеспечение необходимыми материалами для занятий по программе «Театральная мастерская».
- в процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть, еще не проявилась. Выявление и развитие одаренных детей осуществляется на основе итогов конкурсов, достигнутых практических результатов в основных областях творческой деятельности.
Реализация дополнительной общеобразовательной программы возможна в форме дистанционного обучения, с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающие возможность продолжения образовательного процесса в условиях карантина, доступности дополнительного образования для детей, имеющих временные ограничения возможности здоровья, в работе с отдаленно проживающими детьми. Условия для получения оптимальных результатов дистанционного обучения: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к Интернету; систематическое проведение дистанционных занятий.
Общее количество учебных часов программы – 36.
1-й год обучения (1 группа): 1 раз в неделю по 2 часа.
1-й год обучения (2 группа): 1 раз в неделю по 2 часа.
1-й год обучения (3 группа): 1 раз в неделю по 2 часа.
Условия приема детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через АИС «Навигатор дополнительного образования Смоленской области».
Формы и режим занятий
Основной формой организации образовательного процесса являются групповое занятие (обучающиеся работают малокомплектными группами для работы над эскизом костюма и техникой гримирования) и индивидуальное занятие используется для работы с обучающимися при подготовке к показу спектакля.
В процессе обучения применяются такие виды занятий: занятие-беседа, практическое занятие.
Занятия в творческом объединении состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о роли костюма и грима в создании театрального образа. Практическая часть работы направлена на овладение навыками техники гримирования и создания эскизов театрального костюма. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Данная программа имеет базовый уровень сложности, на котором обучающиеся овладевают основами создания сценического костюма и грима для образа персонажа пьесы - сказки.
Преподавание ведётся на русском языке.
Планируемые результаты и способы их проверки.
Планируемые личностные результаты освоения программы
У обучающихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других обучающихся;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Планируемыми метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся будут уметь:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;
- выбирать материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания по разработке эскиза и техники гримирования;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль в своей творческой деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные УУД:
Обучающиеся будут уметь:
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся будут уметь:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличимые от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать собственное мнение;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.
Планируемые предметные результаты освоения программы
Обучающиеся будут знать:
- историю и особенности сценического костюма;
- основные элементы оформления театрального действия;
- виды сценического грима (старческий, сказочный, грим зверей);
- научатся планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Обучающиеся будут уметь:
- наносить грим, характерный для данного персонажа;
- создавать эскиз сценического костюма.
Формы подведения итогов реализации программы и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- начальный или входной (в начале учебного года)- определение уровня развития детей, их творческих способностей): собеседование.
- текущий (в течение всего учебного года) – определение степени усвоения обучающимися учебного материала, готовности детей к восприятию нового материала, повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении: педагогическое наблюдение.
- промежуточный (март) – определение степени усвоения обучающимися учебного материала, определение результатов обучения: занятие-игра «Театральные профессии (гримёр, костюмер)».
- итоговый (май) – проверка результатов обучения обучающимися образовательной программы, динамика усвоения практических навыков: творческая работа (постановка спектакля), мониторинг.
Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Для большинства обучающихся основным результатом является объём знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями. Педагог определяет 3 уровня усвоения программы детьми:
- Высокий уровень. Ребёнок владеет знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы, имеет определенные достижения в своей деятельности, заинтересован конкретной деятельностью, активен и инициативен. Ребёнок выполняет задания без особых затруднений.
- Средний уровень. Ребёнок владеет основными знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с программой справляется, но в чем-то испытывает трудности. Занятия для него не обременительны, занимается с интересом, но больших достижений не добивается.
- Низкий уровень. Ребёнок в полном объёме программу не усвоил. Имеет основные знания и умения, но реализовать их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса, самостоятельности не проявляет.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются: собеседование, занятие – игра «Театральные профессии (гримёр, костюмер)», постановка спектаклей с целью наглядного показа творческих достижений обучающихся.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Основы театральной мастерской | 2 | 2 | ||
1.1. | Вводное занятие. Особенности театрального костюма, грима, реквизита и декорации. | 2 | 2 | Собеседование | |
2. | Театральный костюм | 15 | 4 | 11 | |
2.1. | Персонажный костюм | 5 | 1 | 4 | Устный групповой опрос. Творческая работа |
2.2. | Игровой костюм | 6 | 1 | 5 | Устный групповой опрос. Творческая работа |
2.3. | Костюм, как одежда действующего лица | 4 | 2 | 2 | Устный групповой опрос. Творческая работа |
3. | Грим, как компонент сценического образа | 9 | 1 | 8 | |
3.1. | Техника гримирования | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
3.2. | Грим образов животных | 3 | 3 | Творческая работа | |
3.3. | Грим сказочных персонажей | 4 | 4 | Творческая работа | |
4. | Сценография | 2 | 2 |
| |
4.1. | Оформление сценического пространства | 2 | 2 | Творческая работа | |
5. | Театральный реквизит | 4 | 4 | ||
5.1. | Создание театрального реквизита | 4 | |||
6. | Промежуточная аттестация. Итоговая аттестация | 4 | 2 | 2 | Собеседование. Занятие – игра «Театральные профессии (гримёр, костюмер)». Творческая работа (постановка спектакля) |
Итого часов | 36 | 11 | 25 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного плана 1 года обучения
1.Основы театральной мастерской (2 часа)
1.1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Инструктаж по охране труда и правила поведения в творческом объединении. Особенности театрального костюма, грима, реквизита и декорации.
Литература: Алянский Ю.А. Азбука театра. Всеобщая история театра.
2. Театральный костюм (15 часов)
2.1. Персонажный костюм (5 часов)
Теория: Особенности персонажного костюма.
Практика: Создание эскизов персонажного костюма.
Литература: Градова К.В., Гутина Е.А. Театральный костюм.
Материалы и оборудование: простой карандаш, цветные карандаши, акварельные краски, альбом для рисования.
2.2. Игровой костюм (6 часов)
Теория: Особенности игрового костюма.
Практика: Создание эскизов игрового костюма.
Литература: Градова К.В., Гутина Е.А. Театральный костюм.
Материалы и оборудование: простой карандаш, цветные карандаши, акварельные краски, альбом для рисования.
2.3. Костюм, как одежда действующего лица (5 часов)
Теория: Особенности исторического и национального костюмов.
Практика: Создание эскизов исторического и национального костюмов.
Литература: Градова К.В., Гутина Е.А. Театральный костюм.
Материалы и оборудование: простой карандаш, цветные карандаши, акварельные краски, альбом для рисования.
3. Грим, как компонент сценического образа (9 часов)
3.1. Техника гримирования (2 часа)
Теория: Технические средства грима (набор необходимых гримировальных средств и принадлежностей). Гигиена гримирования (последовательность процесса гримирования, а так же разгримирования, уборка рабочего места, чистка и мытье инструментов).
Практика: Техника нанесения грима (изменение лица актера при помощи грима).
Литература: Сыромятникова И. «Искусство грима и прически». Сараева В.А. Работа над техникой грима.
Материалы и оборудование: зеркало, наборы косметики и кисточек для театрального грима,
аквакраски для создания аквагрима; полотенце.
3.2. Грим образов животных (3 часа)
Практика: Создание образа животных на бумаге (эскизы, рисунки). Влияние естественной мимики лица на создание образа. Расстановка акцентов на отдельных частях лица. Подбор и смешивание цветовой гаммы. Имитация натуральных деталей. Блики. Дополнительные средства (блестки, усы, уши, носы и.т.д.).
Литература: Сараева В.А. Работа над техникой грима.
Материалы и оборудование: зеркало, наборы косметики и кисточек для театрального грима, аквакраски для создания аквагрима; полотенце.
3.3. Грим сказочных персонажей (4 часа)
Практика: Характеристика образов. Создание образа сказочных персонажей на бумаге (эскизы, рисунки). Использование грима, играющего как основную, так и дополнительную роль. Решение цветовой гаммы. Вспомогательные материалы: парики, головные уборы, уши, бороды ит.д. Особенность гримирования для передачи натурального образа или сказочного.
Литература: Сараева В.А. Работа над техникой грима.
Материалы и оборудование: зеркало, наборы косметики и кисточек для театрального грима, аквакраски для создания аквагрима; полотенце.
4. Сценография (2 часа)
Теория: Беседа «Особенности оформления сценического пространства».
Практика: Оформление сценического пространства к празднику, к показу пьес – сказок.
Литература: Березкин В.И. Искусство сценографии театра.
5. Театральный реквизит (4 часа)
Теория: Беседа « Знакомство с театральным реквизитом».
Практика: Создание театрального реквизита, используемого на мероприятиях, праздниках и в спектакле.
Литература: Березкин В.И. Искусство сценографии театра.
Материалы и оборудование: ватманы, краски для создания декораций.
6. Промежуточная аттестация. Итоговая аттестация (4 часа)
Теория: Собеседование, занятие-игра «Театральные профессии (гримёр, костюмер)».
Практика: Творческая работа (постановка спектакля).
Литература: Сценарии пьес-сказок.
Оборудование, оснащение: Реквизит, костюмы, наборы косметики и кисточек для театрального грима, магнитофон, аудиозапись, декорации.
Календарный учебный график 1 года обучения (1 группа)
Дата проведения | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
январь | занятие-беседа | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Особенности театрального костюма, грима, реквизита и декорации. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | собеседование |
январь | занятие-беседа
| 1 1 | Особенности персонажного костюма. Входная аттестация | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос, собеседование |
январь | творческое занятие | 2 | Эскизы одежды персонажей сказки «Колобок» | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
февраль | творческое занятие | 2 | Эскизы одежды персонажей сказки «Теремок» | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа
|
февраль | занятие-беседа; творческое занятие | 2 | Особенности игрового костюма. Эскизы одежды персонажей сказки «Репка» | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос, творческая работа |
февраль | творческое занятие | 4 | Эскизы одежды персонажей сказки «Репка»; «Зеркальце» | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
март | занятие-беседа; творческое занятие | 2 | Особенности исторического костюма. Эскизы одежды исторического костюма. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос, творческая работа |
март | занятие-беседа; творческое занятие | 2 | Особенности национального костюма. Эскизы одежды национального костюма. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос, творческая работа |
март | занятие-беседа; творческое занятие | 2 | Технические средства грима. Гигиена гримирования. Техника нанесения грима. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2
| устный групповой опрос, творческая работа |
март | творческое занятие | 1 1 | Создание образа животных на бумаге (эскизы, рисунки). Промежуточная аттестация. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа занятие-игра «Театральные профессии (гримёр, костюмер)». |
апрель | творческое занятие | 2 | Создание образа животных на бумаге (эскизы, рисунки). | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
апрель | творческое занятие | 4 | Создание образа сказочных персонажей на бумаге (эскизы, рисунки). | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
апрель | занятие-беседа | 2 | Беседа «Особенности оформления сценического пространства». | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос |
апрель - май | творческое занятие | 4 | Создание театрального реквизита, используемого на мероприятиях, праздниках и в спектакле. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
май | творческое задание | 2 | Итоговая аттестация. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
Календарный учебный график 1 года обучения (2 группа)
Дата проведения | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
январь | занятие-беседа | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Особенности театрального костюма, грима, реквизита и декорации. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | собеседование |
январь | занятие-беседа
| 1 1 | Особенности персонажного костюма. Входная аттестация | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос, собеседование |
январь | творческое занятие | 2 | Эскизы одежды персонажей сказки «Колобок» | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
февраль | творческое занятие | 2 | Эскизы одежды персонажей сказки «Теремок» | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа
|
февраль | занятие-беседа; творческое занятие | 2 | Особенности игрового костюма. Эскизы одежды персонажей сказки «Репка» | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос, творческая работа |
февраль-март | творческое занятие | 4 | Эскизы одежды персонажей сказки «Репка»; «Зеркальце» | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
март | занятие-беседа; творческое занятие | 2 | Особенности исторического костюма. Эскизы одежды исторического костюма. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос, творческая работа |
март | занятие-беседа; творческое занятие | 2 | Особенности национального костюма. Эскизы одежды национального костюма. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос, творческая работа |
март | занятие-беседа; творческое занятие | 2 | Технические средства грима. Гигиена гримирования. Техника нанесения грима. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2
| устный групповой опрос, творческая работа |
март | творческое занятие | 1 1 | Создание образа животных на бумаге (эскизы, рисунки). Промежуточная аттестация. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа занятие-игра «Театральные профессии (гримёр, костюмер)». |
март | творческое занятие | 2 | Создание образа животных на бумаге (эскизы, рисунки). | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
апрель | творческое занятие | 4 | Создание образа сказочных персонажей на бумаге (эскизы, рисунки). | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
апрель | занятие-беседа | 2 | Беседа «Особенности оформления сценического пространства». | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос |
апрель - май | творческое занятие | 4 | Создание театрального реквизита, используемого на мероприятиях, праздниках и в спектакле. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
май | творческое задание | 2 | Итоговая аттестация. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
Календарный учебный график 1 года обучения (3 группа)
Дата проведения | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
январь | занятие-беседа | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Особенности театрального костюма, грима, реквизита и декорации. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | собеседование |
январь | занятие-беседа
| 1 1 | Особенности персонажного костюма. Входная аттестация | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос, собеседование |
январь | творческое занятие | 2 | Эскизы одежды персонажей сказки «Колобок» | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
февраль | творческое занятие | 2 | Эскизы одежды персонажей сказки «Теремок» | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа
|
февраль | занятие-беседа; творческое занятие | 2 | Особенности игрового костюма. Эскизы одежды персонажей сказки «Репка» | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос, творческая работа |
февраль | творческое занятие | 4 | Эскизы одежды персонажей сказки «Репка»; «Зеркальце» | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
март | занятие-беседа; творческое занятие | 2 | Особенности исторического костюма. Эскизы одежды исторического костюма. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос, творческая работа |
март | занятие-беседа; творческое занятие | 2 | Особенности национального костюма. Эскизы одежды национального костюма. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос, творческая работа |
март | занятие-беседа; творческое занятие | 2 | Технические средства грима. Гигиена гримирования. Техника нанесения грима. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2
| устный групповой опрос, творческая работа |
март | творческое занятие | 1 1 | Создание образа животных на бумаге (эскизы, рисунки). Промежуточная аттестация. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа занятие-игра «Театральные профессии (гримёр, костюмер)». |
март | творческое занятие | 2 | Создание образа животных на бумаге (эскизы, рисунки). | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
апрель | творческое занятие | 4 | Создание образа сказочных персонажей на бумаге (эскизы, рисунки). | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
апрель | занятие-беседа | 2 | Беседа «Особенности оформления сценического пространства». | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | устный групповой опрос |
апрель - май | творческое занятие | 4 | Создание театрального реквизита, используемого на мероприятиях, праздниках и в спектакле. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
май | творческое задание | 2 | Итоговая аттестация. | МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 | творческая работа |
Методическое обеспечение
Выбор методического обеспечения программы обусловлен приоритетом личностно-ориентированного подхода. Используются следующие формы занятий образовательного процесса для реализации творческого потенциала каждого ребенка:
- занятие-беседа;
- творческое занятие;
- занятие-игра.
Для достижения поставленной цели и реализации задач общеразвивающей программы используются следующие методы обучения:
- словесный (беседа, объяснение техники выполнения заданий);
- практический (упражнения, этюды, инсценирование стихотворений);
- наглядный (показ педагогом приемов исполнения; наблюдения);
- игровой метод (учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, дает возможность совершенствовать разнообразные навыки, развивает самостоятельность, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу);
- репродуктивный (экспериментирование с изобразительными материалами, создание и решение проблемных ситуаций);
- проблемный (создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи);
- методы формирования интереса к обучению (создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, ситуаций новизны, удивления).
- объяснительно-иллюстрированный метод;
- рассматривание и обсуждение;
- соревновательный метод (используется в целях совершенствования уже отработанных навыков, особенно важным является воспитание коллективизма);
- методы воспитания: пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение, мотивация, стимулирование.
В структуре занятий дети знакомятся с особенностями театрального костюма, грима, реквизита и декорации, являющихся предметом образовательной и творческой деятельности объединения. Например, с игровыми, персонажными, историческими и национальными костюмами, с гримом образа животных и сказочном гриме, с применением на практике реквизита и декорации.
Наиболее часто используемой формой занятия является беседа – целенаправленно организованный и содержательно продуманный диалог с ведущей ролью педагога на заранее запланированную тему (объяснение техники выполнения заданий). Методика проведения беседы ориентирована на включение в разговор всей группы творческого объединения. Результаты беседы должны использоваться в последующей работе и побуждать учащихся к самостоятельному поиску информации по данной теме.
В ходе практического занятия главной решаемой задачей является развитие технических навыков обучающихся в творческой деятельности.
Важное место в методах работы с детьми имеет совместное проведение воспитательной работы, которая способствует развитию интереса детей к занятиям, новому взгляду на товарищей по объединению и педагога и осознанию своего единства, развитию эмоциональной и познавательной сферы.
Необходимым средством методического обеспечения деятельности объединения является и работа с родителями.
Используются такие основные формы:
- проведение родительских собраний;
- анкетирование;
- показ спектакля, приготовленный детьми и открытые занятия для родителей;
- непосредственное участие родителей в деятельности творческого объединения.
Условиями успешности этой работы являются:
- создание заинтересованности родителей не только в продуктивном, но и в развивающем результате занятий ребёнка в творческом объединении;
- информированность родителей о процессе работы объединения, в котором занимается ребёнок;
- чёткая принципиальная позиция педагога по всем вопросам деятельности объединения и работы каждого ребенка в нём.
Современные педагогические технологии, применяемые в программе обучения:
- Групповая технология: организация совместных действий, общение, взаимопонимание, взаимопомощь (тренинги, мероприятия, праздники, игровые программы, спектакли).
- Проблемные технологии: организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения:
- создание проблемных ситуаций;
- обучение учащихся в процессе решения проблем;
- сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
- Игровые технологии - это технологии, в основу которых положена педагогическая игра:
- как средство обучения (учить, играя);
- как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя);
- как средство диагностики (раскрываемся в игре).
- Здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самого учащегося в формировании опыта ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей (физкультминутки, дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, беседы по здоровому образу жизни, по профилактике курения, алкоголизма, наркомании).
- Информационные технологии: для обеспечения наглядности, дидактического материала использование программ Microsoft Word, для создания презентаций Power Point.
- Технология коллективной творческой деятельности - совместная подготовка, осуществление и анализ театрализованных постановок, мероприятий.
Приёмы организации учебно-воспитательного процесса:
- общеразвивающие задания (чтение и обсуждение русских народных сказок и сказок народов мира);
- игровые задания и упражнения.
Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:
- организации деятельности (показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка);
- сотрудничества, позволяющего педагогу и учащемуся быть партнёрами в увлекательном процессе образования);
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- свободного выбора, когда учащимся предоставляется возможность выбирать для себя степень сложности задания.
Деятельность педагога на основе этих принципов развивает у детей художественное воображение, творческие способности.
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы являются: собеседование, занятие – игра «Театральные профессии (гримёр, костюмер)». (Приложение 1). Постановка спектаклей с целью наглядного показа творческих достижений учащихся.
Особое место в деятельности объединения занимает проведения диагностики. На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся, уровень мотивации, а также уровень творческой активности. (Приложение 2)
Изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи осуществляется с помощью методики метапредметных результатов
«Ковёр» (Овчарова Р.). (Приложение 3)
Рост творческих способностей определяется через постановку спектакля с целью наглядного показа творческих достижений учащихся.
Результаты диагностики позволяют педагогам театральных творческих объединений лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива учащихся, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
Материально-техническое оснащение
Для реализации программы «Театральная мастерская» необходимо следующее оборудование:
1. наборы косметики и кисточек для театрального грима;
2. аквакраски для создания аквагрима;
3. зеркало;
4. полотенце;
5. аудиоаппаратура;
6. фонограммы;
3.фотоаппарат;
4.столы, стулья;
5.сценические костюмы и элементы реквизита, декорации;
6.доска настенная магнитная;
8.цифровая видеокамера Canon.
Дидактический материал: Тексты (сценарий).
Диагностика личностных результатов учащихся осуществляется с помощью следующих методик: текстовая методика-опросник из книги Е.Е. Туник, В.П. Окутникова «Оценка способностей и личностных качеств дошкольников и школьников», методика «Цветик-семицветик» (И.М.Витковская), «Неоконченные предложения», «Лесенка» (Приложение 2).
Литература, используемая для составления программы:
- Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации М.: Айрик-Пресс, 2010.
- Сорокина Н.Ф. Программа « Театр – творчество – дети».
Литература, используемая педагогом:
- Березкин В.И.. Искусство сценографии мирового театра.
- Всеобщая история театра. М.: Эксмо, 2019.
- Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 1-й класс. 2-й класс. 3-й класс.4 класс. М.: Баласс, 2010.
- Генералова И.А. Театр: учебное пособие для детей / И.А. Генералова. М.: Баласс, 2012.
- Гин Анатолий. Сценарии мини-спектаклей для начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Градова К.В., «Искусство грима и прически» - М., 2020.
- Градова К.В., Гутина Е.А., Театральный костюм М.: Всероссийское театральное общество, 2018. - 316 с.
- РоготкинаА.В. Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки. Методическое пособие. М.: Владос,2015.
- Сараева В.А., Работа над техникой Грима – М, 2017.
- Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности младших школьников. М.: 2012.
Литература, рекомендуемая детям и родителям:
- Евреинов Н.Н. «Что такое театр?» Художник: Мария Рыбасова. М.: 2019
- Захаржевская Р.В. «История костюма: От античности до современности» М.: РИПОЛ классик. 2015 г.
- Рикарду Энрикеш. «Театр: театральный словарь с историями и заданиями». М.: «Самокат», 2018.- стр. 76.
Ресурсы сети интернет:
- Грачёва Л., «Актёрский тренинг – теория и практика» /Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа:http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-gracheva;
- Драматешка. http://dramateshka.ru/index.php/suits
- История костюма. http://www.costumehistory.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы для собеседования (начало года):
- Что ты знаешь о театре? Что это такое?
- Какие театральные профессии ты знаешь?
- Что такое грим? (Грим - это искусство изменять внешность артиста, путём наложения специальных красок на лицо, волосяных наклеек как усы, борода, парик в зависимости от того какую роль исполняет актёр).
- Как называют профессию человека, который накладывает грим? (художник гримёр)
- Именно художник – гримёр колдует над лицами актёров перед спектаклем, помогая создать нужный образ. Благодаря умелому наложению грима можно изменить овал лица, состарить актёра или наоборот.
5. Для чего нужен грим? (Грим помогает актёру изменить своё лицо чтобы быть похожим на своего персонажа).
- Кто такой костюмер? Что он делает? Каковы его основные задачи?
- Что такое театральный костюм? (это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя).
- Творческое задание (на фантазию и творческое мышление): рисование театрального костюма.
Рисовать мы будем сегодня цветными карандашами и акварелью.
- Костюм, для какого героя ты будешь рисовать?
- Какие цвета тебе понадобится?
- Какие материалы будут использованы для твоего костюма?
- В каком спектакле будет выступать твой актер?
Занятие – игра «Театральные профессии (гримёр, костюмер) (март):
Педагог: Был человек, а стал актер:
Его преобразил …(Гримёр)
Грим помогает артисту почувствовать характер, образ того героя, которого задумал для него режиссер. У каждого настоящего артиста есть своя гримерная комната, где он наносит грим на лицо, сидя перед зеркалом, специальными красками. С помощью грима можно превратить лицо человека в мордочку животного, молодого человека в старика, из веселого человека сделать печального, и наоборот. Гример рисует актерам «нужные лица», одевает им парики и приклеивает бороды, то есть создает тот или иной облик актера, необходимый в определенной роли.
Виды грима:
1. Портретный грим (бабушки).
2. Национальный грим.
3 Грим кино и телевидения.
4.Грим в цирке, например клоун если клоуну грустно, то кончики губ у него опушены вниз, а если клоун улыбается, то кончики губ приподняты.
5. Также существует сказочный грим. ( Кощей Бессмертный, Баба Яга).
Как накладывают грим?
1. Нанести на гримируемый участок вазелин для защиты кожи.
2. Гримируется пальчиками или кисточкой.
3. Припудриваете, чтобы не блестело.
4. Снимают грим ваткой, с любым кремом.
Задание. Давайте попробуем побыть гримерами. Мы должны наложить грим актерам. Мальчики превращают актеров в Буратино, девочки – в Мальвину.
Педагог: У костюмов есть размер
Это знает …(Костюмер)
Костюмер создает костюмы для спектакля. Для него важно, во время какой эпохи происходит действие, в какой стране, фантастика или реальность описываются в пьесе. В соответствии с этим костюмеры-дизайнеры разрабатывают эскизы костюмов, а костюмеры-портные шьют по этим эскизам костюмы для определенных актеров.
Задание. Отгадайте, костюмы, каких сказочных персонажей вы видите на рисунках.
.
Педагог: Молодцы. А сейчас мы, как в настоящем театре подготовим и разыграем небольшой спектакль по сказке «Курочка Ряба».
Задание. Дети разбиваются на группы – костюмеры, гримёры, актеры. Костюмеры подбирают костюмы (платок, передник бабке, пояс деду, серенькую жилетку мышке, пестрый передник - курочке). Гримеры подбирают маски актерам. Педагог выполняет функции режиссера. Читает текст. Ребята должны изображать то, о чем говорится в сказке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Текстовая методика – опросник из книги Е.Е. Туник, В.П.Опутникова «Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников».
Цель: выявление уровня способностей и личных качеств учащихся для успешности в театральной деятельности. (На основании педагогического наблюдения).
Опросник 1.Характеристики способностей к обучению.
Опросник включает 8 пунктов, в каждом из которых отмечены некоторые характеристики, связанные со способностями к обучению. Заполняющий анкету оценивает, используя четырехбальную систему, в какой степени каждый учащийся обладает данными характеристиками. Максимальная оценка 32 балла.
1.Имеет обширный словарный запас для своего возраста; использует термины вполне осмысленно; речевое развитие характеризуется богатством, выразительностью, разработанностью и беглостью.
2.Обладает большим запасом информации в различных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов его сверстников).
3.Может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию.
4.Способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо; задает много вопросов, вскрывающих истинный смысл (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков и мыслей людей.
5.Легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах; ищет сходство и различие между событиями и предметами.
6.Тонкий и проницательный наблюдатель, «видит больше» и «извлекает больше» из рассказа, фильма и т.д., чем остальные.
7.Любит читать или слушать, когда ему читают, обычно предпочитает книги для детей более старшего возраста; не избегает трудного материала, любит рассматривать и изучать детские энциклопедии и атласы.
8.Пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные части; делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.
Лист ответов. Характеристика способностей к обучению.
Дата ___________ Образовательное учреждение__________
Класс_______ Возраст_____
Педагог (ФИО) __________
В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики обучаемости (способности к обучению).
Возможные оценочные баллы: 4 – постоянно, 3 – часто, 2 – иногда, 1 – редко.
№ | ФИО | Номера характеристик способностей к обучению | Сумма | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 |
Опросник 2. Мотивационно - личностные характеристики.
Опросник включает 9 характеристик. Максимальная оценка – 36 баллов.
1. Глубоко и полностью погружается в интересующие его проблемы и темы, настойчив в нахождении пути решения проблемы (иногда трудно перевести его внимание на другую тему).
2. Ему быстро надоедает обычная, знакомая, однообразная, выполняемая строго по инструкции работа.
3. Мало нуждается во внешней мотивации и стимуляции при выполнении работы, которая изначально его вдохновила.
4. Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко бывает, удовлетворен своим темпом и результатом.
5. Предпочитает работать самостоятельно и независимо; от взрослых требуются лишь первоначальные инструкции, затем любит все делать сам.
6. Интересуется многими «взрослыми» проблемами в большей степени, чем сверстники.
7. Часто твердо отстаивает свое мнение (иногда даже излишне активно), упорный в своих убеждениях.
8. Любит организовывать и структурировать вещи, людей и ситуации.
9.Его всегда интересует правда и ложь, добро и зло; часто оценивает и судит в людях, событиях и предметах.
Лист ответов.
Опросник 2. Мотивационно-личностные характеристики.
Дата ___________ образовательное учреждение__________
Класс_______ Возраст_____
Педагог (ФИО) __________
В таблице под номером от 1 до 9 отмечены некоторые личностные характеристики.
Возможные оценочные баллы: 4 – постоянно, 3 – часто, 2 – иногда, 1 – редко.
№ | ФИО | Номера личностных характеристик | Сумма | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 |
Опросник 3. Творческие характеристики (креативность).
Данный опросник включает 10 пунктов. Максимальная оценка – 40 баллов.
1.Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо, и обо всем.
2.Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3.Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда эмоционален, горяч в споре; упорный и настойчивый.
4.Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает развитым воображением («интересно, что произойдет, если…»); любит заниматься применением, улучшением и изменением идей, правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Более эмоционален, импульсивен по сравнению с другими детьми; мальчики более свободно проявляют «типично женские» качества, например, чувствительность; девочки более независимы, активны и настойчивы, чем сверстницы.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Не склонен полагаться на авторитетные мнения взрослых без их критической оценки.
Лист ответов
Опросник 3. Творческие характеристики.
Дата ___________ образовательное учреждение__________
Класс_______ Возраст_____
Педагог (ФИО) __________
В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческих способностей (креативности).
Возможные оценочные баллы: 4 – постоянно, 3 – часто, 2 – иногда, 1 – редко.
№ | Ф.О | Номера личностных характеристик | Сумма | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 |
Опросник 4. Лидерские характеристики.
Данный опросник включает 10 пунктов. Максимальная оценка – 40 баллов.
1.Способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо.
2.Чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же, как со взрослыми; чувствует себя комфортно и спокойно, когда его просят показать свою работу перед группой.
3.Видно, что к нему хорошо относятся сверстники.
4.Сотрудничает со взрослыми и сверстниками; стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно.
5.Вполне способен к самовыражению; речь хорошо развита и его легко понять.
6.Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях и не выглядит обескураженным, когда привычный уклад меняется.
7.Воодушевлен, когда находится среди людей; любит общаться и не любит одиночества.
8.Стремится быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие.
9.Принимает активное участие в различных мероприятиях, можно рассчитывать, что кто и будет участвовать в подготовке к праздникам, соревноваться и т.д., то именно он и никто другой.
10.Выделяется в различных видах деятельности, обладает хорошей координацией, увлекается разнообразными видами игр.
Лист ответов
Опросник 4. Лидерские характеристики.
Дата ___________ образовательное учреждение__________
Класс_______ Возраст_____
Педагог (ФИО) __________
В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики, связанные с лидерскими способностями.
Возможные оценочные баллы: 4 – постоянно, 3 – часто, 2 – иногда, 1 – редко.
№ | ФИО | Номера личностных характеристик | Сумма | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 |
Обработка полученных данных.
Обработка полученных данных весьма проста. Для каждого ребенка суммируем баллы по всем утверждениям каждого опросника. Получаем суммарные баллы каждого ребенка. Исследования проводятся каждый год в течение всех трёх лет обучения.
32+36+40+40= 148 –максимальный результат.
От 135 до 148 – высокий уровень.
От 110 до 134 – средний уровень.
От 90 до 109 – достаточный уровень.
От 89 и ниже – низкий уровень.
По каждому опроснику:
Опросник 1. 32 балла – максимальный результат.
От 32 до 25 – высокий уровень;
От 24 до 16 – средний уровень;
От 15 до 8– достаточный уровень;
Меньше 7 – низкий уровень.
Опросник 2. 36 баллов – максимальный результат.
От 36 до 27 баллов – высокий уровень;
От 26 до 18 баллов – средний уровень;
От 17 до 9 баллов – достаточный уровень;
Ниже 8 баллов – низкий уровень.
Опросник 3. 40 баллов – максимально.
От 40 до 30 баллов – высокий уровень;
От 29 до 20 – средний уровень;
От 19 до 10 – достаточный уровень;
От 9 и ниже – низкий уровень.
Опросник 4. 40 баллов – максимально.
От 40 до 30 баллов – высокий уровень;
От 29 до 20 – средний уровень;
От 19 до 10 – достаточный уровень;
От 9 и ниже – низкий уровень.
Рекомендуемые диагностические методики определения планируемых личностных результатов младших школьников
1.Методика «Цветик - семицветик» (составлена И.М. Витковской)
Вариант №1.Назначение: данная методика позволяет оценить нравственные ориентиры младших школьников, определить доминирующие потребности воспитанника.
Инструкция: вспоминают с детьми сказку «Цветик-семицветик». Затем раздают вырезанный из бумаги цветок и просят на каждом листочке написать свое желание.
Интерпретация: все ответы учащихся педагог может разделить на:
- ответы, направленные на выполнение своих собственных желаний;
- ответы, направленные на благо других людей: сверстников, родных, друзей и т.д.
- широкие, общечеловеческие желания («чтобы никто не болел», «чтобы не убивали людей» и т.д.)
Преобладание желаний «только на благо себе», говорит о эгоцентрированности ребёнка, но желания «для себя» не должны и полностью отсутствовать у ребенка. Выделение желаний «для других» свидетельствуют о широте мотивации, выходящие за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или формировании потребности во благе для других людей.
Педагогу рекомендуется в дальнейшем выстраивать свои занятия исходя их результатов данной методики по каждому учащемуся и по всей группе в целом.
Вариант №2.
Назначение: данная методика позволяет оценить нравственные ориентиры младших школьников, определить доминирующие потребности учащегося.
Инструкция: вспоминают с детьми сказку «Цветик-семицветик». На занятии каждым ребёнком изготавливается или рисуется цветок с семью лепестками. Затем педагог предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует свои желания. По итогам проведённой методики педагогом составляется таблица.
№ п\п | Ф.И. ребёнка | своих собственных желаний | на благо других людей | широкие, общечеловеческие желания |
1. | Малькова Ирина | 1,2,3 | 4,5,6 | 7 |
Интерпретация: все ответы воспитанников педагог может разделить на:
- ответы, направленные на выполнение своих собственных желаний;
- ответы, направленные на благо других людей: сверстников, родных, друзей и т.д.
- широкие, общечеловеческие желания («чтобы никто не болел», «чтобы не убивали людей» и т.д.)
Преобладание желаний «только на благо себе», говорит о эгоцентрированности ребёнка, но желания «для себя» не должны и полностью отсутствовать у ребенка. Выделение желаний «для других» свидетельствуют о широте мотивации, выходящие за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или формировании потребности во благе для других людей.
По итогам данной методики проводится родительское собрание, на котором все желающие могут познакомиться с результатами. (Цветики-семицветики вывешиваются на доске).
2. Методика «Неоконченные предложения»
Назначение: данная методика позволяет оценить мотивационную сферу воспитанника, уровень его конфликтности, отношение к учебно-воспитательному процессу.
Инструкция: ребятам раздаются предложения, которые они должны будут закончить. Ребятам необходимо пояснить, что вопросы касаются занятий в Доме творчества.
Стимульный материал:
1. Я думаю, что настоящий друг - это тот, кто...
2. Я думаю, что плохие друзья – это те, кто...
3. Больше всего я люблю, когда педагог...
4. Больше всего я не люблю, когда педагог...
5. Я посещаю занятия в доме творчества потому, что…
6. Если необходимо выполнить какое-то задание в коллективе, то я …
7. Если у меня не получается выполнить задание самостоятельно, то я …
8. Мне всегда интересно, когда на занятиях…
9. Мне неинтересно, когда на занятиях...
10. Если на занятиях в Доме творчества у меня что-то не получается, то я ...
11. Когда на занятиях меня хвалят, то я…
12. Когда я вижу, что другие ребята начинают спорить, то я…
13. Если меня обозвали, то я…
14. Если я считаю, что другой воспитанник творческого объединения не прав, то я…
Интерпретация: каждое предложение оценивается с точки зрения выражения воспитанником положительного или отрицательного отношения к заданной в предложении теме.
1-2, 6-7 предложения – направлены на оценку значимых качеств у сверстников, позволяют понять педагогу, верно ли сформированы у воспитанников понятия дружба, друг, отношение к работе в коллективе (к мониторингу личностного развития ребенка п. 3.2, тип сотрудничества).
3-4 предложения направлены на оценку взаимоотношений между воспитанником и педагогом Дома творчества (к мониторингу личностного развития ребенка п.2.2.интерес к занятиям в творческом объединении).
5, 8-9 предложения направлены на определение преобладающей мотивации воспитанников к посещению занятий в доме творчества (общение с друзьями, новые знания), отношение к занятиям (интерес к занятиям).
10-11 предложения направлены на оценку отношения воспитанников к занятиям в Доме творчества, отношение к успеху и неудачам (к мониторингу личностного развития ребенка п.3.1, конфликтность).
12-14 предложения направлены на оценку уровня конфликтности воспитанника (12 – отношение к конфликтам; 13 – избегание конфликтов, 14 - инициирование конфликтов; к мониторингу личностного развития ребенка п.3.1. конфликтность).
3. Методика определения самооценки "Лесенка" (к мониторингу личностного развития ребенка п.2.1.)
Назначение: позволяет определить самооценку дошкольника и младшего школьника
Инструкция: педагог рисует на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показывает воспитаннику лесенку и говорит, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемые диагностические методики определения планируемых метапредметных результатов младших школьников
1. Методика «Ковёр» Овчарова Р. (для 2-4 классов)
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и регулятивные
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Проводится коллективно при проведении занятия. Педагог делит детей на произвольные команды (но не более 5 человек), которые работают за отдельными столами.
На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.
Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:
а) наличие центрального рисунка;
б) одинаковое оформление углов;
в) симметричное расположение деталей относительно центра.
Инструкция: «Для того чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».
Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.
По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: на ковре нет ни одного, либо отмечается только один оцениваемый признак;
2. Средний уровень: на ковре присутствуют два из оцениваемых признака.
3. Высокий уровень: наличие трёх из оцениваемых критериев.
Результаты проведения диагностики «Ковёр» могут быть отражены в таблице:
Группа | Наличие центрального рисунка | Одинаковое оформление углов | Симметричное расположение деталей | Уровень |
1 группа | + | - | - | низкий |
2 группа | + | + | - | средний |
3 группа | + | + | + | высокий |
4 группа | + | - | - | низкий |
5 группа | + | + | + | высокий |
6 группа | + | + | - | средний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная мастерская»
Программа «Волшебная мастерская»Возраст обучающихся: 11 – 14 лет. Срок реализации: 2 года.Для детей инвалидов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Театральный"
Театральные дисциплины помогают ребенку учиться тренировать свое поведение, видеть в каждом интересного человека, товарища, учиться общению. Занятия способствуют расширению кру...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА художественной направленности "Театральная мастерская"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Театральная мастерская"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная студия МаSка
Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа художественной направленности "Яркие ладошки"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Яркие ладошки» направлена на изучение изобразительного искусства.Программа ориентирована на форм...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Театральные ступеньки»
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: Обучающие: • формировать навыки актёрского мастерства...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Секреты актёрского мастерства»
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами театрального искусства. В соответствии с целью, поставленной данной образовательной общеразвивающей программой, выделяется ряд...