Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка художественного лоскутного шитья "Цветная сказка"
рабочая программа на тему
В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Поэтому необходимо своевременное выявление творческого потенциала личности.Лоскутное шитьё - один из видов народного творчества. Это направление декоративно-прикладного искусства становится очень популярным и в наше современное время. С помощью многоцветных лоскутов тканей можно выполнить панно, коврики, покрывала, подушки и многое другое. Любое из этих изделий станет отличным дополнением к интерьеру квартиры,сделает его более красивым и уютным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tsvetnaya_skazka.docx | 134.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Воротынского муниципального района Нижегородской области
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом Учреждения Директор ДДТ Воротынского района
Протокол от 11.09.2015 № 1
______________________ Н.Ф.Парфёнова
«12» сентября 2015 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
кружка художественного лоскутного шитья
«Цветная сказка»
срок реализации 3 года
возраст обучающихся с 8 –11 лет
Автор-составитель программы:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Морозова Анна Владимировна
р.п.Воротынец
2015 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1 | Название программы | Дополнительная общеобразовательная программа кружка художественного лоскутного шитья «Цветная сказка» |
2 | Сведения о педагоге | Морозова Анна Владимировна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории |
3 | Направленность | художественная |
4 | Вид образовательной деятельности | Декоративно – прикладное творчество: работа с тканью (шитьё из лоскутков), аппликация из ткани, бисероплетение, вышивание |
5 | Срок реализации | 3 года обучения |
6 | Базовый возраст детей | с 8 – 11 лет |
7 | Цель программы | Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий |
8 | Задачи программы | - Научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники лоскутного шитья; - Развить образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, эстетический и художественный вкус; - Воспитывать бережливость, аккуратность в труде, терпение экологическую сознательность; |
9 | Планируемые результаты | - Выполнять традиционные и свободные приёмы шитья из лоскута, используя разные техники лоскутного шитья; - Применять полученные знания, умения и навыки на практике при создании изделий; - Сформировать бережливость, аккуратность в труде, терпение экологическую сознательность; |
10 | Статус программы | модифицированная |
11 | Особенности программы | Программа позволяет параллельно осваивать несколько направлений декоративно-прикладного искусства (лоскутное шитьё, основы бисероплетения и вышивку),что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся. |
12 | Форма проведения занятий | Беседа, рассказ, практическая работа,демонстрация,иллюстрация, проблемное изложение материала, игра – конкурс,игра – путешествие, игра – викторина и т.п. |
13 | Условия приема учащихся | На все года обучения принимаются дети по заявлению от родителей. При переводе на вторую и третью ступень обучения учитывается уровень усвоения учебного материала, а вновь прибывшие детипринимаются только после входной аттестации. |
14 | Система контроля за усвоением программы | Контроль проводится с целью выявления усвоения учебного материала в процессе обучения и в конце прохождения каждого блока программы. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вступление
В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Поэтому необходимо своевременное выявление творческого потенциала личности.Лоскутное шитьё − один из видов народного творчества. Это направление декоративно-прикладного искусства становится очень популярным и в наше современное время. С помощью многоцветных лоскутов тканей можно выполнить панно, коврики, покрывала, подушки и многое другое. Любое из этих изделий станет отличным дополнением к интерьеру квартиры,сделает его более красивым и уютным.
Занятия лоскутным шитьем благотворно влияют на развитие детской фантазии, пробуждают заложенное в человеке от природы чувство прекрасного, развивают творческие способности.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками.
Умение изготовить своими руками модную и красивую вещь помогает детям самоутвердиться в глазах сверстников, что особенно важно в период нравственного становления личности подростка сначала в детском объединении, а затем и в окружающем мире.
Весь внутренний мир человека проявляется в деятельности и общении. На занятиях обучающиеся не только достигают высоких результатов в шитье, но и учатся общению, учатся развивать в себе положительные черты и искоренять отрицательные, давать нравственную оценку своим поступкам, стремятся к достижению нравственного совершенства, т.е. работают над собой.
Работа в объединении декоративно-прикладного направления представляет большие возможности для профессиональной ориентации учащихся, где они получают не только первые навыки мастерства, но и первое представление об истинной красоте народного искусства, неутомительном труде и талантливости русского народа. Обществу нужны люди таких профессий, как художники и мастера в легкой промышленности, по пошиву изделий, мастера ручного художественного рукоделия, художники-дизайнеры, модельеры.
Развитию творческих способностей учащихся способствует коллективная деятельность, проводимая на основе умений самостоятельно действовать, применять знакомую технику шитья из лоскутков.
Настоящая дополнительная образовательная программа предназначена для развития творческих задатков детей в художественно-эстетической деятельности.
Нормативная база
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг. (Указ президента РФ от 01.06.2012 № 761)
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012г.№ 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020гг. (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 295)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726)
- Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года.
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Государственная программа «Развитие образования Нижегородской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2022 года» (Постановление Правительства Нижегородской области от 31 октября 2013 г. №802)
Образовательная деятельность по программе направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
Актуальность
Дополнительная общеобразовательная программа кружка художественного лоскутного шитья «Цветная сказка» способствует изучению особенностей традиционной лоскутной техники, знакомству с секретами лоскутного мастерства.В рамках программы учащиеся приобретают практические навыки создания лоскутных изделий с учетом возможных художественных средств, навыки работы на ножной и электрической швейных машинах, осознанию красоты, неповторимости изделий, выполненных своими руками. По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует расширению кругозора, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса. По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности).
Новизна
Программа позволяет параллельно осваивать несколько направлений декоративно-
прикладного искусства (лоскутное шитьё, основы бисероплетения и вышивку),что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся, чем типовая программа по одному виду деятельности.
Целесообразность в том, что программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Изготовление изделий из лоскутов ткани большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.
Направленностьданной программыхудожественная.
Цель
Развитие творческой личности, овладение практическими умениями и навыками обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.
Задачи
Обучающие:
- формировать знание о декоративно-прикладном творчестве.
- научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные
техники лоскутного шитья;
Развивающие:
- формировать и развить интерес к выбранному виду деятельности;
- развить образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности,
эстетический и художественный вкус,
Воспитательные:
- прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к
другу;
- воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
- формировать технологическую культуру;
- формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
Планируемые результаты
Учащиеся должны уметь:
- выполнять традиционные и свободные приёмы шитья из лоскута, используя разные
техники лоскутного шитья;
- выполнять различные виды лоскутных сборок вручную и при помощи швейной машины;
- выполнять различные виды стежек вручную и на швейной машине;
- проводить сборку и окончательную обработку лоскутного изделия.
- применять полученные знания, умения и навыки на практике при создании изделий;
- формировать эстетический и художественный вкус; качества личности – терпение, аккуратность, бережливость.
Учащиеся должны знать:
- виды декоративно – прикладного творчества;
- техники лоскутного шитья и технологию выполнения и применения для изготовления изделия;
- способы построения композиции лоскутного изделия;
- различные виды стежек и особенности их исполнения вручную и при помощи швейной машины;
- технику создания, оформления и отделки изделий;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Характерные черты и особенности программы
В основу образовательного процесса положен принцип доступности, адаптивности к уровню подготовки и развития ребёнка, свободы выбора и самореализации, единства обучения, воспитания и развития личности, приоритета практической деятельности, сотрудничества педагога и детей. Важный аспект – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности детей.
Методика проведения занятий с обучающимися, особенно с детьми младшего школьного возраста, строится на тематическом разнообразии. Решение творческих и технических задач не слишком трудоёмки и утомительны. Как правило они выполняются в течение 1 – 2 занятий. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех обучающихся.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Структура занятия включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Программные материалы подобраны так, чтобы поддержать постоянный интерес к заданиям у всех детей. Теоретический материал даётся в начале занятия и преподносится в форме рассказа, беседы, сопровождаемой вопросами детей. Использование наглядного пособия на занятиях повышает интерес к изученному материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Раскрытию у обучающихся творческого потенциала способствует создание неформальной обстановки на занятиях, сочетание различных форм работы. Свои личностные качества обучающиеся проявляют в различных воспитательных и культурно -массовых мероприятиях, проводимых в рамках данной программы. Данная деятельность способствует развитию у детей инициативу, коммуникативные качества, формирует чувство ответственности, воспитывает коллективные качества. Благодаря этому повышается мотивация личности к познавательной деятельности и творчеству.
Тематические блоки раздела программы расположены в определённой системе: от более простых к более сложным. Учебный материал каждого последующего года обучения направлен на расширение, углубление знаний обучающихся, совершенствуя навыки поэтапно. Дети постоянно овладевают всё более сложными приёмами лоскутного шитья. Всё это происходит с учётом возрастных особенностей и способностей каждого. Построение тематики занятий второго и третьего года обучения строится по принципу спирали: обучающиеся возвращаются к пройденному материалу, повторяют его, занятия ориентированы на углубление уже имеющихся знаний и получение новых навыков и умений. Содержание позволяет максимально разнообразить творческую деятельность обучающихся, в результате не наступает переутомление, интерес к творчеству не угасает.
Для развития индивидуальных познавательных способностей обучающихся, для их активного включения в процесс поиска необходимой информации, для формирования умений самостоятельно добывать новые знания используется метод проектов.
Для обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и работоспособности, проявляющим стойкий интерес к данному профилю деятельности разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, опирающиеся на содержание базовой программы. Работа педагога по индивидуальным образовательным маршрутам строится с учётом индивидуальных способностей обучающихся и использованием различных форм и методов с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребёнку.
Планируя выполнение программы в течение учебного года допускается изменения в содержании тем занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала, в зависимости от контингента учащихся, от условий работы, имеющейся материальной базы.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с учащимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности учащихся.
Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном искусстве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.
Реализация программы осуществляется на основе принципов обучения, сформулированных А.Я.Каменским и в дальнейшем усовершенствованных Е.Н.Медынским:
принцип научности | направлен на то, чтобы учащиеся получали достоверные знания, соответствующие тематической направленности программы. Этот принцип является основным. Его осуществление происходит с учётом развития обучающихся и их возраста |
принцип систематичности и последовательности | заключается в том, что знания, умения и навыки должны усваиваться в определённом порядке, поэтому учебный материал в программе расположен в логической последовательности и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего |
принцип доступности | заключается в простоте изложения и понимания учебного материала и соответствии содержания, характера и объёма учебного материала степени подготовки обучающихся и развитию их познавательных способностей |
принцип наглядности | даёт возможность обучающимся приобретать знания осознанно, при использовании познавательной активности. Реализуется путём использования технических средств обучения и наглядных пособий (авторские плакаты, образцы изделий, компьютерные презентации и т.д.) |
принцип прочности усвоения знаний | реализуется путём систематического повторения учебного материала, закрепления, проверки и оценки знаний, применения различных методов и форм контроля знаний |
принцип сознательности, активности и самостоятельности | основывается на осознанном выборе и интересе обучающихся к одному из видов декоративно - прикладного творчества - вязанию. Реализацией данного принципа является сохранность контингента обучающихся. |
принцип открытости | участие в образовательном процессе родителей, администрации ДДТ |
Педагогические технологии, используемые в учебно – воспитательном процессе:
Технология личностно - ориентированного обучения – позволяет максимально развивать индивидуальные познавательные способности ребёнка на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Основу данной технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Технология разноуровневого обучения – позволяет создать условия для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую уровню его развития (разноуровневые задания, индивидуальные образовательные маршруты)
Технология проектного обучения – ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся. В основе метода проектов лежит развитие познавательныхнавыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Игровые технологии включают методы и приёмы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: ролевые игры, дидактические игры, коммуникативные, познавательные игры.
Здоровьесберегающие технологии – направлены на сохранение здоровья, создание максимально возможных условий для развития духовного, эмоционального, личностного здоровья, повышения работоспособности обучающихся (чередование различных видов деятельности, физкультминутки, комплекс упражнений на снятие усталости, положительный психологический климат на занятии)
Технология педагогики сотрудничества включает систему методов и приёмов обучения и воспитания, основанную на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности, обучение без принуждения. Процесс обучения – это творческое взаимодействие педагога и обучающегося. Совместно вырабатываются цели, содержание занятий, даётся совместная оценка деятельности обучающегося на занятии.
Программой предусмотрены следующие методы обучения:
- Словесный (устное изложение, беседа);
- Наглядный (демонстрация образцов изделий, иллюстраций, слайдов, фотографий, презентаций к занятиям);
- Практический (упражнения по наработке навыков вязания, самостоятельная работа,
подготовка и участие в выставках, конкурсах различного уровня);
- Объяснительно-иллюстративный (объяснение учебного материала, правил и алгоритма выполнения работы, показ приемов исполнения, правил работы по технологическим
картам, показ моделей);
- Репродуктивный (работа по образцам, схемам, технологическим картам);
- Частично-поисковый (выполнение вариативных, разноуровневых заданий);
- Исследовательский (творческие задания, проекты).
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей:
- познавательная компетентность (знание истории вязания и развитие вязания на современном уровне, овладение опытом самопознания);
- организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью по изготовлению вязаного изделия, владение навыками контроля и оценки собственной и совместной деятельности в процессе выполнения проекта);
- информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения вязаного изделия);
- коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию);
- социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе);
Объем программы:
Программа разработана на 3 года обучения,включает в себя 144 учебных часа для группы первого года обучения и 216 часов для группы второго и третьего года обучения. Занятия ведутся в трех разновозрастных группах два раза в неделю. Продолжительность занятий для первого года обучения составляет 2 раза в неделю по 2 астрономических часа; для второго и третьего года обучения 3 раза в неделю по 2 астрономических часа с обязательными 15-ти минутным перерывам.
Основное содержание программы
Введение. Понятие – лоскутное шитьё, лоскутная мозаика, аппликация, коллаж, стёжка, фактура, декоративная вышивка. О развитии лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитьё России. Ткань как материал для творчества. ТБ.Характеристика тканей.
Основы цветовой грамоты. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Основные цвета. Производные или дополнительные цвета. Гармоничное сочетание цветов.
Оборудование. Виды стежков и строчек.Инструменты и приспособления. Швейная машинка. Работа на швейной машинке. Ручные и машинные стежки и строчки.
Блоки. Понятия о техниках лоскутного шитья. Техника «полоска», «ляпочиха», «йо-йо», оригами по ткани. Диагональная раскладка, прямая раскладка, «колодец», «изба», «русский квадрат». Свободная техника. Сборка от середины основы. Сборка от краёв основы.
Лоскутные изделия. Выполнение лоскутных изделий.
Рукоделие.Основы бисероплетения. Плетение и вышивка бисером. Вышивка атласными лентами и мулине.
Участники образовательного процесса
Дополнительная общеобразовательная программа кружка художественного лоскутного шитья «Цветная сказка» рассчитана на работу с детьми 8 – 11 лет. Обучающиеся сформированы в три возрастные группы по годам обучения.
1 группа, первый год обучения 8 - 9 лет;
2 группа, второй год обучения 9 - 10 лет;
3 группа, третий год обучения 10 - 11 лет;
Состав группы первого года обучения 10 человек, второго и третьего года обучения по 8 человек. При переводе на вторую ступень обучения и последующую учитывается уровень усвоения учебного материала учащимися по данному виду творчества. Вновь прибывшие дети на вторую или третью ступень обучения, поступить могут только при наличии у них определенного уровня знаний и умений (входной аттестации).
Формы и методы
Работа с учащимися при организации образовательного процесса предусматривает групповую, парную и индивидуальную форму работы на занятиях и предполагает использование следующих методов и приемов:
Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа.
Наглядные методы: наблюдение, демонстрация образцов изделий, иллюстраций, слайдов, фотографий, презентаций к занятиям.
Практические приемы: работы по образцу, индивидуальные и коллективные работы
обучающихся.
Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка. Объяснение
сопровождается демонстрацией наглядного материала.
Репродуктивные:учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности.
Игровые:метод использования различных игровых формв организации деятельности;ваттестационных занятий или усвоения нового материала.Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, объяснениями, пояснениями, показом и т.д.
Частично-поисковый: выполнение вариативных, разноуровневых заданий.
Исследовательский: творческие задания, проекты.
Формы проведения промежуточной аттестации
В процессе реализации программы предусмотрена система контроля ЗУН, которая позволяет определить эффективность обучения по программе.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные методы и способы:
- наблюдения при последовательности выполнения работ
- тестовые задания
- участие в выставках, конкурсах
- творческие проекты
- игровые занятия
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить, что отдельные результаты работы хорошо просматриваются на выставках, конкурсах и т.д. Но это не даёт полной картины работы обучающихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все, а в основном способные дети, занимающиеся вязанием не первый год. Чтобы увидеть полную картину результатов обучения ребёнка по данному разделу дополнительной образовательной программы, проводятся зачётные занятия, на которых обучающиеся выполняют контрольные тестовые задания, включающие в себя теоретические вопросы и выполнение практических заданий. Данные зачётные занятия выявляют степень усвоения учебного материала.
Проводятся выставки работ обучающихся внутри коллектива, в конце учебного года организуется итоговая выставка работ обучающихся. Итоговым заданием для учащихся каждого года обучения является выполнение творческой работы в соответствии с тематикой образовательной программы. В процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе обучающиеся выполняют творческие проекты, при выполнении которых закрепляются и углубляются имеющиеся знания, умения и навыки. При этом проводятся исследовательская работа. Тема проекта выбирается учащимися самостоятельно.
С целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной образовательной программы проводится аттестация:
- входной контроль (для учащихся первого года обучения или вновь поступающих учащихся);
- текущая аттестация (в течение учебного года по разделам дополнительной общеобразовательной программы);
- промежуточная аттестация (завершает обучение за 1 полугодие и по итогам года);
- итоговая аттестация (завершает полный курс обучения по дополнительной общеобразовательной программе).
Кроме этого 2 раза в год проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся, при помощи которой отслеживается диагностика личностного развития детей.
Система оценки знаний, умений, навыков
Общий уровень оценки знаний, умений, навыков учащихся определяется на основе среднеоценочного балла.
Оценка результатов проводится по пятибалльной шкале.
«0» - свойство не проявляется;
«1» - свойство слабо проявляется;
«2»-«3» - проявляется на среднем уровне;
«4» - «5» - проявляется на высоком уровне.
Средний балл:
4,0 – 5,0 высокий уровень;
2,6 – 3,9 среднийуровень;
0 – 2,5 низкий уровень
Все результаты заносятся в сводную таблицу, где проставляются баллы и высчитывается средний балл и является условным определением уровня ЗУН.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела (модуля, предмета, дисциплины) | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | Итого по программе | |||
Часы по темам | Аттестация | Часы по темам | Аттестация | Часы по темам | Аттестация | |||
1 | Основы ремесла. Вокруг цвета, ткани. | 6 | 2 | 6 | 2 | 4 | 2 | 22 |
2 | Оборудование. Виды стежков и строчек. | 6 | 2 | 12 | 2 | 16 | 2 | 40 |
3 | Блоки | 12 | 2 | 22 | 2 | 24 | 2 | 64 |
4 | Лоскутные изделия | 84 | 2 | 126 | 2 | 102 | 2 | 318 |
5 | Рукоделие | 22 | 2 | 34 | 2 | 46 | 2 | 108 |
6 | Подготовка выставочных работ к итоговой выставке | 2 | 2 | 4 | 2 | - | - | 10 |
7 | Выполнение творческого проекта | - | - | - | - | 12 | 2 | 14 |
Итого: | 144 | 216 | 216 | 576 |
Календарный учебный график
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего учебных часов/ недель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.09 – 06.09 | 07.09. – 13.09 | 14.09. – 20.09 | 21.09. – 27.09 | 28.09 – 04.10 | 05.10 – 11.10 | 12.10 – 18.10 | 19.10 – 25.10 | 26.10 – 01.11 | 02.11 – 08.11 | 09.11 – 15.11 | 16.11 – 22.11 | 23.11 – 29.11 | 30.11 – 06.12 | 07.12. – 13.12 3.12 | 14.12. – 20.12 | 21.12. – 27..12 | 28.12.- 03.01 .12 – 04.01 | 04.01 – 10.01 | 11 .01 – 17.01 .01 | 18.01 – 24.01 | 25.01 – 31.01 | 01.02 – 07.02 | 08.02 – 14.02 | 15.02 – 21.02 | 22.02 – 28.02 | 29.02 – 06.03 | 07.03 – 13.03 | 14.03 – 20.03 | 21.03 – 27.03 | 28.03 – 03.04 | 04.04 – 10.04 | 11.04 – 17.04 | 18.04 – 24.04 | 25.04 – 01.05 | 02.05 – 08.05 | 09.05 – 15.05 | 16.05 – 22.05 | 23.05 – 29.05 | 30.05. – 05.06 | 08.06 – 14.06 | 15.06 – 21.06 | 22.06- 28.06 | 29.06 – 05.07 | 06.07 – 12.07 | 13.07 – 19.07 | 20.07 – 26.07 | 27.07 – 02.08 | 03.08 – 09.08 | 10.08 – 16.08 | 17.08 – 23.08 | 24.08 – 30.08 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | ||
1 год обучения | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 144/38 | ||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 год обучения | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 216/38 | ||||||||||||||
3 год обучения | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 216/38 |
(рабочая программа)
1 год обучения
Сентябрь
№ | раздел | тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
1. | Основы ремесла | Вводное занятие. История развития ремесла. | Занятие 1 Знакомство. Экскурсия по ДДТ. Правила поведения и ТБ. Презентация о развитии лоскутного ремесла. | 2 |
Материаловедение | Занятие 1 Виды тканей.Определение по внешнему виду и на ощупь вида ткани, рассказ о её характерных особенностях и свойствах. | 2 | ||
Закон цветоведения | Занятие 1 В мире цвета. Цветовой круг. Сочетание цветов. | 2 | ||
Аттестационное занятие | Занятие 4 Игра по станциям. | 2 | ||
2. | Виды стежков и строчек. Оборудование. | Виды швов | Занятие 1 Беседа «Шкатулка – Город швейных принадлежностей». Ознакомление с основными видами швов: «вперёд иголку», «назад иголку», «через край», «петельный», «потайной» | 2 |
Занятие 2 Упражнение: выполнение шва «вперёд иголку», «назад иголку» | 2 | |||
Занятие3 Упражнение: выполнение шва «через край» | 2 | |||
Аттестационное занятие | Занятие 4 Игра «Встреча с королевой Иголкой» | 2 | ||
3. | Блоки | Блок в технике «Ляпочиха» | Занятие 1 История происхождения техники. Технология выполнения техники «Ляпочиха». Презентация. | 2 |
Итого в сентябре | 18ч. |
Октябрь
№ | раздел | тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
Блоки | Занятие 2 Изготовление образца блока. Нарезание полос и прикрепление их к основе. | 2 | ||
Блок «Йо-йо» | Занятие 1 Изготовление образца блока. Вырезание кружочков по шаблону. Сшивание образую форму. Просмотр презентации. | 2 | ||
Занятие 2 Складывание и сборка круговдообразование различных форм изделия. | 2 | |||
Узоры из ромбов и шестигранников | Занятие 1 Подбор ткани, раскрой деталей по шаблонам. Натягивание ткани на основу и скрепление деталей между собой. | 2 | ||
Техника складывания из квадратов | Занятие 1 Выкраивание квадратов из ткани. Складывание в разных формах. Варианты сборки: первый вариант сборки квадратов. | 2 | ||
Аттестационное занятие | Занятие 1 Тестирование. Наблюдение. | 2 | ||
4. | Лоскутные изделия | Коврик из блока «Ляпочиха» | Занятие 1 Подбор ткани. Раскрой полос. Подготовка основы для коврика. | 2 |
Занятие 2 Пришивание полосок к основе ручным способом. | 2 | |||
Занятие 3 Пришивание полосок к основе ручным способом. | 2 | |||
Итого за октябрь | 18ч |
Ноябрь
№ | раздел | тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
Лоскутные изделия | Занятие 4 Пришивание полосок к основе ручным способом. | 2 | ||
Занятие 5 Пришивание полосок к основе машинным способом или привязыванием на сетку. | 2 | |||
Занятие 6 Обработка внутренней стороны коврика и края. | 2 | |||
Лоскутные куклы | Занятие 1 Лоскутная кукла «Куватка». Подбор ткани. Раскрой лоскутков. Скручивание лоскутков и соединение друг с другом. | 2 | ||
Занятие 2 Лоскутная кукла «Колокольчик». Подбор ткани. Раскрой лоскутков. Скручивание лоскутков и соединение друг с другом. | 2 | |||
Занятие 3 Лоскутная кукла «Кубышка». Подбор ткани. Раскрой лоскутков. Скручивание лоскутков и соединение друг с другом. | 2 | |||
Занятие 4 Лоскутная кукла «Травница». Подбор ткани. Раскрой лоскутков. Скручивание лоскутков и соединение друг с другом. | 2 | |||
Занятие 5 Лоскутная кукла «Домовушка». Подбор ткани. Раскрой лоскутков. Скручивание лоскутков и соединение друг с другом. | 2 | |||
Итого в ноябре | 16ч. |
Декабрь
№ | раздел | тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
Лоскутные изделия | Подставка из квадратиков | Занятие 1 Подбор ткани. Выполнение шаблона. Раскрой квадратиков. | 2 | |
Занятие 2 Выполнение заготовок: Складывание квадратиков в зубчики. Приутюживание заготовок на утюге. | 2 | |||
Занятие 3 Выкраивание основы, укладывание зубчиков по рядам. Пришивание к основе. | 2 | |||
Занятие 4 Укладывание зубчиков рядами и пришивание к основе. | 2 | |||
Занятие 5 Обработка низа подставки и окантовка края изделия. | 2 | |||
Картина в технике «йо-йо» | Занятие 1 Подбор ткани. Обдумывание эскиза картины. Вырезание кругов из ткани. | 2 | ||
Занятие 2 Сшивание кружочков по краю швом «вперед иголкой». Выполнение заготовок. | 2 | |||
Занятие 3 Сшивание кружочков по краю швом «вперед иголкой». Выполнение заготовок. | 2 | |||
Промежуточная аттестационное занятие за 1 полугодие | Занятие 4 Сшивание кружочков по краю швом «вперед иголкой». Выполнение заготовок. | 2 | ||
Итого в декабре | 18ч. |
Январь
№ | раздел | тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
Лоскутные изделия | Картина в технике «йо-йо» | Занятие 5 Сшивание кружочков по краю швом «вперед иголкой». Выполнение заготовок. | 2 | |
Занятие 6 Подготовка основы для картины. Прикрепление заготовок к основе. Декорирование картины. | 2 | |||
Игрушки из лоскутков | Занятие 1 Игольница «мышка». Подбор ткани. Раскрой деталей по выкройке. Сшивание мелких деталей. | 2 | ||
Занятие 2 Соединение мелких деталей с крупными. Набивание изделия. Декоративное оформление. | 2 | |||
Кукла Малыш | Занятие 1 Подбор ткани. Выкраивание деталей для изделия. Изготовление головы для куклы. | 2 | ||
Занятие 2 Сшивание деталей туловища из лоскутков ткани. Набивание и формирование рук и ног. | 2 | |||
Итого за январь | 12ч. |
Февраль
№ | раздел | тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
Лоскутные изделия | Занятие 3 Пришивание головы к туловищу. Пошив колпачка и декоративное оформление куклы. | 2 | ||
Джинцевые фантазии | Занятие 1 Плоская аппликация. Вырезание формы для подставки. Пришивание аппликации на основу. | 2 | ||
Занятие 2 Мышка – соше. Выкраивание деталей по выкройке. Обработка края деталей. Сшивание и набивание изделия. Декорирование. | 2 | |||
Занятие 3 Органайзер под канцелярские товары. Вырезание основы. Изготовление цилиндров из картона. | 2 | |||
Занятие 4 Обтягивание всех деталей тканью. Прикрепление деталей к основе. Декорирование изделия. | 2 | |||
Занятие 5 Обтягивание всех деталей тканью. Прикрепление деталей к основе. Декорирование изделия. | 2 | |||
Занятие 6 Оформление фото рамки из джинцевых ткани. Нарезание полос из ткани. Скручивание полос до образования нужной формы. | 2 | |||
Занятие 7 Изготовление основы рамки. Наклеивание элементов на фото рамку. Декорирование. | 2 | |||
Итого за февраль | 16ч. |
Март
№ | раздел | тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
Изделия из тканевых салфеток | Занятие 1 Подставка по чашку в технике «Квилинг из ткани». Нарезание полос и скручивание элементов. Соединение элементов в изделие. | 2 | ||
Занятие 2 Цветы «Фиалки» в горшке. Выкраивание по шаблону деталей цветов. | 2 | |||
Занятие 3 Скрепление элементов с помощью проволоки. Формирование цветков. Вырезание лепестков и прикрепление к цветкам. | 2 | |||
Занятие 4 Изготовление и декорирование горшка. Заливка букета цветов в горшок. | 2 | |||
Изделие из полосы | Занятие 1 Подбор остатков ткани. Сшивание остатков ткани в единую полосу. | 2 | ||
Занятие 2 Сшивание остатков ткани в единую полосу. | 2 | |||
Занятие 3 Скручивание полос в круглые элементы. | 2 | |||
Занятие 4 Сборка элементов в единое изделие. | 2 | |||
Итого за март | 16ч |
Апрель
№ | раздел | тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
Аттестационное занятие | Занятие 1 Наблюдение. Оценка качества выполненных работ. Выставка. | 2 | ||
5. | Рукоделие | Основы бисероплетения | Занятие 1 История бисероплетения. Просмотр презентации. Материалы и инструменты. | 2 |
Занятие 2 Плетение на проволочной основе. Техника петельного плетения. Цветок «Фиалка» | 2 | |||
Занятие 3 Техника параллельного плетения. Цветок «Колокольчик» | 2 | |||
Занятие 4 Продолжение плетения цветка «Колокольчик» в технике параллельного плетения. | 2 | |||
Вышивка лентами | Занятие 1 Исторический очерк. Инструменты, приспособления, материалы. | 2 | ||
Занятие 2 Перевод рисунка на ткань через копировальную бумагу, при помощи сколка. Завязывание узелков и закрепление швов. | 2 | |||
Занятие 3 Выполнение швов (тамбурный шов, полупетельки с прикрепом», «узелки») | 2 | |||
Занятие 4 Вышивка элемента из лент используя тамбурный шов, полупетельки с прикрепом», «узелки») | 2 | |||
Итого за апрель | 18ч. |
Май
№ | раздел | тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
Вышивка мулине | Занятие 1. Исторический очерк. Инструменты и приспособления. Виды швов. Технология вышивки крестом. | 2 | ||
Занятие 2 Работа со схемой. Вышивка фрагмента рисунка по канве. | 2 | |||
Занятие 3 Вышивка фрагмента рисунка по канве. Работа со схемой. | 2 | |||
Аттестационное занятие | Занятие 1 Игра | 2 | ||
Подготовка выставочных работ к итоговой выставке | Занятие 1 Отбор работ. Оформление выставочных работ и выставки. | 2 | ||
Промежуточное аттестационное занятие за год | Занятие 2 Проведение выставки. | 2 | ||
Итого за май | 12ч. | |||
Итого по программе | 144ч. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
Сентябрь
№ | раздел | тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
1. | Основы ремесла. Вокруг цвета, ткани. | Вводное занятие | Занятие 1 Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по программе. Игра на знакомство, анкетирование. Экскурсия по ДДТ. Инструктажи по ТБ. | 2 |
Материаловедение. Законы цветоведения. | Занятие 1 Классификация волокон натурального происхождения. | 2 | ||
Занятие 2 Группы холодных и теплых тонов. | 2 | |||
Аттестационное занятие | Занятие 1 Тестирование. Практическое задание: Определение ткани по свойствам, лицевой и изнаночной стороны, долевой и уточной нити. | 2 | ||
2. | Оборудование. Виды стежков и строчек | Швейная машинка, утюг. | Занятие 1 Инструменты и оборудование. Техника безопасности. Устройство. | 2 |
Занятие 2 Работа на швейной машине. Заправка верхней и нижней нитки. | 2 | |||
Занятие 3 Виды машинных швов. Прямые и декоративные. | 2 | |||
Ручные стежки и строчки | Занятие 1 Стежки постоянного и временного назначения. Применение в работе. | 2 | ||
Занятие 2 Применение стежков временного назначения. Технология выполнения. | 2 | |||
Занятие 3 Применение стежков постоянного назначения. Технология выполнения. | 2 | |||
Аттестационное занятие | Занятие 1 Кроссворд. Оценка качества выполненных работ. | 2 | ||
3. | Блоки | Блок «Полоса» | Занятие 1 История происхождения. Подбор ткани. Раскрой полос. | 2 |
Итого за сентябрь | 24ч. |
Октябрь
Блок «Квадрат» | Занятие 1 История происхождения техники. Подбор ткани. Технология сборки квадратов в блок» | 2 | ||
Блок «Узоры из ромбов и шестиугольников» | Занятие 1 Зарисовка ромбов и шестиугольников. Технология сборки деталей. | 2 | ||
Блок «Розетка» | Занятие 1 Блок «Розетка». Зарисовка эскиза. Раскрой деталей из ткани. Технология сборки. | 2 | ||
Занятие 2 Способы пришивания деталей к основе. | 2 | |||
Блок «Аппликация» | Занятие 1. Зарисовка эскиза аппликации. Раскрой деталей. Технология соединения. | 2 | ||
Блок «Квадрат в квадрате» | Занятие 1. Зарисовка простого блока. Технология сборки квадратов. | 2 | ||
Занятие 2 Сборка блока на основе и без основы. | 2 | |||
Блок «Свободная сборка лоскутков» | Занятие 1 Подбор ткани. Технология сборки и обработки лоскутков. | 2 | ||
Занятие 2 Технология сборки и обработки лоскутков. | 2 | |||
Техника «Синель» | Занятие 1 Подбор ткани. Технология правильной сборки ткани. | 2 | ||
Занятие 2 Выполнение образца в технике «Синель». Наметывание ткани на основу и наметить линии для стежки. | 2 | |||
Занятие 1 Разрезание ткани между строчек. Создание бахромы. | 2 | |||
Итого за октябрь | 24ч |
Ноябрь
4. | Лоскутные изделия | Лоскутные игольницы | Занятие 1 «Шляпка» Раскрой деталей. Сборка деталей. Придание изделию объёмной формы. Декорирование. | 2 |
Занятие 2 «Подсолнух» Раскрой деталей. Сборка деталей. Придание изделию объёмной формы. Декорирование. | 2 | |||
Прихватки | Занятие 1 Прихватка из полос. Раскрой полос. Сметывание и сшивание полос. | 2 | ||
Занятие 2 Раскрой основных деталей прихватки. Соединение деталей прихватки. | ||||
Занятие 3 Раскрой основных деталей прихватки. Соединение деталей прихватки. Обработка края прихватки. | 2 | |||
Занятие 4 Прихватка «Курочка». Раскрой деталей по выкройке. Приметывание и пришивание мелких деталей на крупные. | 2 | |||
Занятие 5 Соединение крупных деталей и обработка края изделия. | 2 | |||
Картина из лоскутков ткани | Занятие 1 Зарисовка эскиза картины. Изготовление шаблонов- выкроек деталей картины. Подбор ткани. Раскрой деталей. | 2 | ||
Занятие 2 Изготовление основы для картины. Соединение деталей с основой сметочными стежками. | 2 | |||
Занятие 3 Пришивание деталей картины к основе обмётачным ручным швом. | 2 | |||
Занятие 4 Пришивание деталей картины к основе обмётачным ручным швом. | 2 | |||
Занятие 5 Пришивание деталей картины к основе обмётачным ручным швом. | 2 | |||
Занятие 6 Пришивание деталей картины к основе обмётачным ручным швом. Закрепление картины на жесткую основу. | 2 | |||
Итого за ноябрь | 26ч. |
Декабрь
Подушка «Мяч» из шестигранников | Занятие 1 Черчение шестиугольников. Изготовление выкройки. Подбор ткани. Раскрой деталей. | 2 | ||
Занятие 2 Сметывание и стачивание шестиугольников. Разутюживание швов. | 2 | |||
Занятие 3 Сметывание и стачивание шестиугольников. Разутюживание швов. | 2 | |||
Занятие 4 Сметывание и стачивание шестиугольников. Разутюживание швов. | 2 | |||
Занятие 5 Набивание изделия для придания объёмной круглой формы. Применение потайного стежка для скрепления шва | 2 | |||
Подушка «Подсолнух» | Занятие 1 Зарисовка эскиза цветка. Изготовление выкройки. Выкраивание основы и лепестков по выкройке. | 2 | ||
Занятие 2 Заметывание края у лепестков. Приметывание на основу. | 2 | |||
Занятие 3 Заметывание края у лепестков. Приметывание на основу. | 2 | |||
Занятие 4 Заметывание края у лепестков. Приметывание на основу. | 2 | |||
Занятие 5 Заметывание края у лепестков. Приметывание на основу. | 2 | |||
Занятие 6 Заметывание края у лепестков. Приметывание на основу. | 2 | |||
Занятие 7 Заметывание края у лепестков. Приметывание на основу. | ||||
Занятие 8 Сметывание и стачивание двух деталей подушки. Набивание. Декорирование. | 2 | |||
Итого за декабрь | 26ч. |
Январь
Плоские лоскутные изделия | Занятие 1 Изготовления комплекта по тарелки. Выкраивание и вырезание мелких и крупных деталей изделия. Наметывание мелких деталей на крупные. | 2 | ||
Занятие 2 Пришивание мелких деталей на крупные используя обметочный шов. | 2 | |||
Занятие 3 Сметывание и сшивание основных деталей изделия. Декорирование. | 2 | |||
Занятие 4 Изготовления декоративного подарка «Сердечко». Выкраивание и вырезание мелких и крупных деталей изделия. Наметывание мелких деталей на крупные. | 2 | |||
Занятие 5 Сметывание и сшивание основных деталей изделия. Декорирование. | 2 | |||
Коврик из лоскутной косы | Занятие 1 Подбор ткани. Раскрой ткани на полосы. Сшивание полос в единую полосу. | 2 | ||
Занятие 2 Плетение косы из полос ткани. | 2 | |||
Занятие 3 Плетение косы из полос ткани. | 2 | |||
Занятие 4 Плетение косы из полос ткани. | 2 | |||
Итого за январь | 18ч. |
февраль
Занятие 5 Скручивание кос в круги с последующим скреплением их. | 2 | |||
Занятие 6 Скручивание кос в круги с последующим скреплением их. | 2 | |||
Занятие 7 Скручивание кос в круги с последующим скреплением их. | 2 | |||
Бижутерия из ткани. Заколка | Занятие 1 Просмотр презентации. Подбор ткани. Изготовление выкройки. | 2 | ||
Занятие 2 Выкраивание брошки из заготовок по выкройке. Сметывание деталей до образования формы. Декорирование брошки. | 2 | |||
Занятие 3 Изготовление заколки. Скручивание полосы ткани в цветок и прикрепление к основе заколки. Декорирование. | 2 | |||
Занятие 4 Бусы из ткани. Выкраивание из ткани кругов разной формы. Сшивание кругов. | 2 | |||
Занятие 5 Набивание кругов и придание формы цветка. | 2 | |||
Занятие 6 Складывание из полос плоских бантов и объёмных роз. | 2 | |||
Занятие 7 Складывание из полос плоских бантов и объёмных роз. | 2 | |||
Занятие 8 Сшивание из полосы основу для бус. Пришивание деталей к веревке. | 2 | |||
Занятие 9 Декорирование бус. Пришивание кружева, бусин, бисера. | 2 | |||
Итого за февраль | 24ч. |
Март
Объёмная игрушка из лоскутков | Занятие 1 Подбор ткани. Изготовление выкройки. Раскрой деталей по выкройке. | 2 | ||
Занятие 2 Сметывание и стачивание мелких деталей. Разутюживание швов. | 2 | |||
Занятие 3 Сметывание и стачивание крупных деталей игрушки. Разутюживание швов. Соединение деталей. | 2 | |||
Занятие 4 Набивание деталей. Соединение их между собой потайным стежком. | 2 | |||
Занятие 5 Набивание деталей. Соединение их между собой потайным стежком. Декорирование игрушки. | 2 | |||
Занятие 6 Набивание деталей. Соединение их между собой потайным стежком. Декорирование игрушки. | 2 | |||
Новогодние украшения | Занятие 1 Игрушка Дед Мороз. Выкраивание деталей по выкройке. Сметывание деталей по кругу, стягивание с последующим набиванием. | 2 | ||
Занятие 2 Выполнение мелких деталей и прикрепление к крупным деталям. | 2 | |||
Занятие 3 «Ангел» из декоративных лент. Отрезание деталей нужной длины. Складывание гармошкой. Скрепление деталей и головы. | 2 | |||
Занятие 4 Новогодние игрушки в различных техниках лоскутного шитья. Ёлочка в технике «йо-йо» | 2 | |||
Занятие 5 Новогодние игрушки из ткани. Звездочка, сапожок, елочка. Декорирование. | 2 | |||
Сумка | Занятие 1 Подбор ткани. Выкраивание основы для сумки. Приметывание основной ткани. | 2 | ||
Итого за март | 24ч |
Апрель
Занятие 2 Разметка линий для стежки. Прокладывание стежки по намеченным линиям. | 2 | |||
Занятие 3 Прокладывание стежки по намеченным линиям. | 2 | |||
Занятие 4 Разрезание верхней ткани между швами.Создание бахромы. | 2 | |||
Занятие 5 Сметывание и стачивание деталей сумки. Обработка края сумки. Изготовление ручек и прикрепление к основе. | 2 | |||
Аттестационное занятие | Занятие 1 Наблюдение. Оценка качества выполненных работ. Выставка работ. | 2 | ||
5. | Рукоделие | Бисероплетение | Занятие 1 Основы бисероплетения. Историческая справка. Инструменты и материалы, приспособления для работы с бисером. Презентация. | 2 |
Занятие 2 Техника параллельного низания. Плетение плоской фигуры по схеме. | 2 | |||
Занятие 3 Техника параллельного низания. Плетение плоской фигуры по схеме. | 2 | |||
Занятие 4 Объёмные фигурки на проволоке. Плетение брошки «Скорпион» по схеме. | 2 | |||
Занятие 5 Объёмные фигурки на проволоке. Плетение брошки «Скорпион» по схеме. | 2 | |||
Занятие 6 Вышивка бисером мини- картины по схеме. | 2 | |||
Занятие 7 Вышивка бисером мини- картины по схеме. | 2 | |||
Занятие 8 Создание композиции. Оформление в рамку. | 2 | |||
Итого за апрель | 26ч. |
Май
Вышивка лентами | Занятие 1 Выполнение швов (вытянутый стежок с прикрепами, вытянутые стежки, петельки, петельки по кругу). | 2 | ||
Занятие 2 Выполнение швов (намётка зигзагом, петелька с глазком, петельки с прикрепом, узор «роза»). | 2 | |||
Занятие 3 Вышивка картины с использованием пройденных швов. Нанесение рисунка на ткань. Подбор лент. | 2 | |||
Занятие 4 Вышивка картины с использованием пройденных швов. | 2 | |||
Вышивка мулине | Занятие 1 | 2 | ||
Занятие 2 | 2 | |||
Занятие 3 | 2 | |||
Занятие 4 | 2 | |||
Занятие 5 | ||||
Аттестационное занятие | Занятие 1 Наблюдение. Оценка качества выполненных работ. | 2 | ||
6. | Подготовка выставочных работ к итоговой выставке | Занятие 1 Отбор работ. Оформление выставки. | 2 | |
Занятие 2 Проведение выставки. | 2 | |||
Итого за май | 24ч. | |||
Итого по программе | 216ч. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
Сентябрь
№ | раздел | тема | Содержание занятий | Кол-во часов |
1. | Основы ремесла. Вокруг цвета, ткани. | Вводное занятие | Занятие 1 Введение в раздел программы 3 года обучения. Правила поведения. ТБ. | 2 |
Материаловедение.Цветоведение. | Занятие 1 Свойства синтетических и искусственных тканей. Хроматические и ахроматические цвета. | 2 | ||
Аттестационное занятие | Занятие 1 Тест. Практическое задание. | 2 | ||
2. | Оборудование. Виды стежков и строчек. Отделка. | Декоративные машинные швы. Работа на швейной машине. | Занятие 1. Выполнение декоративных швов на швейной машине. Применение швов. | 2 |
Занятие 2 Работа на швейной машине. | 2 | |||
Отделочные швы | Занятие 1 Выполнение отделочных швов (стебельчатый шов, шов «валик», тамбурный шов, шов «козлик») | 2 | ||
Занятие 2 Выполнение отделочных швов (шов «узелок», соединительный шов на основе «козлик». | 2 | |||
Стёжка | Занятие 1 Виды стёжки. Способы ручной стёжки. | 2 | ||
Занятие 2 Выполнение образцов стежёк. Стёжка «Трапуэнто», «Сашико». | 2 | |||
Кайма | Занятие 1 Кайма «внахлест». Измерение ширины и длины изделия. Выкраивание полос для каймы. Правильное соединение с изделием. | 2 | ||
Занятие 2 Кайма со скошенным углом. Вырезание полос для каймы. Технология соединения и оформления углов. | 2 | |||
Аттестационное занятие | Занятие 1 Тест. Практическое занятие:Определение ткани по свойствам. | 2 | ||
Итого за сентябрь | 24ч. |
Октябрь
3. | Блоки | Блок «Мельница» | Занятие 1 Зарисовка блока и выполнение выкройки. Технология сборки блока. | 2 |
Блок «Изба» | Занятие 1 Виды блоков «Изба». Технология сборки блоков. Выполнение выкройки. | 2 | ||
Занятие 2 Раскрой ткани по выкройке и правила сборки блока. | 2 | |||
Блок «Сборка по спирали» | Занятие 1 Зарисовка рисунка блока. Правила сборки. Раскрой деталей. | 2 | ||
Занятие 2 Сборка блока по рисунку. | 2 | |||
Блок в технике «Зигзаг» | Занятие 1 Подбор ткани. Нарезание полос и сшивание полос. | 2 | ||
Занятие 2 Разрезание полотна из полос. Сшивание полотен по направлению рисунка. | 2 | |||
Техника лоскутного шитья без нитки и иголки. | Занятие 1 Исторический очерк. Инструменты и материалы для выполнения блока. Правила выполнения блока. Нанесение рисунка на основу. | 2 | ||
Занятие 2 Раскрой деталей из ткани. Выполнение блока. | 2 | |||
Техника «Витраж» | Занятие 1 Зарисовка эскиза. Изготовления шаблонов по эскизу. Выкраивание деталей на ткани. | 2 | ||
Занятие 2 Укладывание деталей на эскиз. Приметывание и пришивание беек. | 2 | |||
Блок «Крейзи» | Занятие 1 Подбор лоскутков различной величины.Укладывание лоскутков и пришивание к основе. | 2 | ||
Итого за октябрь | 24ч. |
Ноябрь
Аттестационное занятие | Занятие 1 Наблюдение.Определение качества выполненных работ. | 2 | ||
4. | Лоскутные изделия | Коллективная работа. Изготовление панно из блока «Изба» | Занятие 1 Подбор ткани. Зарисовка рисунка блока. Выкраивание деталей. | 2 |
Занятие 2 Сшивание полос и заутюживание в одну сторону. | 2 | |||
Занятие 3 Сшивание полос и заутюживание в одну сторону. | 2 | |||
Занятие 4 Сшивание полос и заутюживание в одну сторону. | 2 | |||
Занятие 5. Соединение блоков по схеме в полосы. Проглаживание припусков. Сшивание полос в полотно. | 2 | |||
Занятие 6 Пришивание разделительной полосы и каймы. | 2 | |||
Занятие 7 Простегиваниеизделия художественной стежкой произвольными волнистыми линиями. | 2 | |||
Занятие 8 Простегиваниеизделия художественной стежкой произвольными волнистыми линиями. | 2 | |||
Занятие 9.Оформление изделия руликом. | 2 | |||
Изготовление набора для кухни из блока "Мельница" | Занятие 1 Подбор ткани для набора. Раскрой основы для прихватки и элементов блока. Сметывание и сшивание элементов . | 2 | ||
Занятие 2 Соединение деталей прихватки, простёгивание и обработка края. | 2 | |||
Занятие 3 Чехол на чайник. Выкраивание деталей чехла. Сметывание и стачивание деталей. | 2 | |||
Итого за ноябрь | 26 ч. |
Декабрь
Занятие 4 Соединение деталей, стежка и обработка низа изделия. Декорирование. | 2 | |||
Занятие 5 Изготовление выкройки и раскрой фартука. Обработка карамана. | 2 | |||
Занятие 6 Соединение кармана с основной деталью. Обработка пояса. | 2 | |||
Занятие 7 Обработка боковых сторон и низа. Соединение пояса с основной деталью. | 2 | |||
Занятие 8. Обработка нагрудника и соединение с основной деталью фартука. | 2 | |||
Подушка в лоскутной технике «Сборка по спирали» | Занятие 1 Подбор ткани. Зарисовка рисунка и нанесение линий. Раскрой ткани по рисунку. | 2 | ||
Занятие 2 Соединение деталей по зарисованным линиям. | 2 | |||
Занятие 3 Соединение деталей по зарисованным линиям. | 2 | |||
Занятие 4 Соединение деталей по зарисованным линиям. | 2 | |||
Занятие 5 Соединение деталей по зарисованным линиям. | 2 | |||
Занятие 6 Соединение деталей по зарисованным линиям. | 2 | |||
Занятие 7 Соединение деталей подушки, выворачивание, набивание. | 2 | |||
Занятие 8 Оформление края подушки. Декорирование. | 2 | |||
Итого за декабрь | 26ч |
Январь
Панно в технике лоскутного шитья без нитки иголки на пенопласте | Занятие 1 Зарисовка рисунка и перенос на пенопласт. Выкраивание ткани по шаблонам. Надрезание контуров макетным ножом. | 2 | ||
Занятие 2 Закрепление кусочков ткани на основе. | 2 | |||
Занятие 3 Закрепление кусочков ткани на основе. | 2 | |||
Занятие 4 Закрепление кусочков ткани на основе. | 2 | |||
Занятие 5 Закрепление каймы на основе, оформление краев панно. | 2 | |||
Занятие 6 Декорирование панно. Оформление обратной стороны. | 2 | |||
Цветы из различных видов ткани | Занятие 1 Цветок «Роза» из органзы. Вырезание кругов, обжигание и сшивание образовывая цветок. | 2 | ||
Занятие 2 Цветок «Лилия». Раскрой кругов по выкройке. Складывание и сшивание деталей до образования формы. Сшивание деталей. Декорирование. | 2 | |||
Занятие 3 Цветок «Гортензия». Подбор ткани. Наметить круги на ткани. Прокладывание шва по намеченной линии до образования формы цветка. | 2 | |||
Итого за январь | 18ч |
Февраль
Занятие 4 Изготовление листьев к цветку. Раскрой листьев по выкройке. Сшивание швов с последующим выворачиванием. Пришивание листьев к цветку. | 2 | |||
Занятие 5 Цветы из лент. 1- й способ. Выполнение цветов из лепестков. Раскрой лепестков, обжигание краёв и скрепление всех лепестков до образования формы. | 2 | |||
Занятие 6 Цветы из лент. 2-й способ. Изготовления цветка с помощью сборки по намеченным линиям. | 2 | |||
Сумка из джинсовой ткани в технике «Крейзи» | Занятие 1 Зарисовка эскиза сумки. Подбор ткани. Выполнение выкройки и раскрой сумки. | 2 | ||
Занятие 2 Выполнение рисунка в технике «Крейзи». Прикрепление лоскутков к основе. | 2 | |||
Занятие 3 Прокладывание декоративных швов по краям лоскутков ткани. | 2 | |||
Занятие 4 Прокладывание декоративных швов по краям лоскутков ткани. | 2 | |||
Занятие 5 Соединение двух основ сумки. Изготовление подкладки и соединение с сумкой. | 2 | |||
Занятие 6 Изготовление ручек для сумки и соединение их с сумкой. Декорирование. | 2 | |||
Мини-картина | Занятие 1 Выкраивание полос. Складывание полос и сшивание, стягивание до образования формы. | 2 | ||
Занятие 2 Вырезание основы для картины. Изготовление рамки. Оформление основы. | 2 | |||
Занятие 3 Прикрепление элементов к основе. Декорирование. | 2 | |||
Итого за февраль | 24ч |
Март
Бижутерия из ткани | Занятие 1 Изготовление браслета. Подбор ткани и декора. Раскрой деталей. На основу браслета накручиваем декоративную ленту. Сшиваем из кружков элементы в технике «йо-йо». | 2 | ||
Занятие 2 Прикрепление элементы цветков и декорирование браслета (бусинами, пуговицами и т.д.) | 2 | |||
Занятие 3 Брошка из джинцевой ткани. Выкраивание деталей. Накладывание деталь на деталь со скреплением. | 2 | |||
Занятие 4 Создание бахромы по краям брошки. Декорирование. | 2 | |||
Занятие 5 Изготовление колье. Нарезание полос, скручивание и формирование элемента. Соединение элементов и пришивание атласной ленты. Декорирование. | 2 | |||
Аттестационное занятие | Занятие 1 Наблюдение. Оценка качества выполненных работ. Выставка. | 2 | ||
5. | Рукоделие | Бисероплетение | Занятие 1 Повторение техник. Плетение объёмных фигур по схеме. | 2 |
Занятие 2 Плетение объёмных фигур по схеме. Скрепление деталей в единое изделие. | 2 | |||
Занятие 3 Дерево из бисера. Подбор нужных материалов, инструментов. Плетение элементов по схеме. | 2 | |||
Занятие 4 Плетение элементов по схеме. | 2 | |||
Занятие 5 Плетение элементов по схеме. | 2 | |||
Занятие 6 Плетение элементов по схеме. | 2 | |||
Итого за февраль | 24ч |
Апрель
Занятие 7 Плетение элементов по схеме. | 2 | |||
Занятие 8 Формирование ствола из проволоки и нанесение жидкого гипса на проволоку для создания ствола | 2 | |||
Занятие 9 Нанесение жидкого гипса на проволоку для создания ствола и веток. Заливка дерева в подставку. | 2 | |||
Занятие 10 Раскрашивание ствола и веток дерева и декорирование. | 2 | |||
Объёмная вышивка из лент | Занятие 1 Повтор швов. Приемы, швы и узоры. Выполнение объёмных швов. | 2 | ||
Занятие 2 Приемы, швы и узоры. Выполнение объёмных швов. | 2 | |||
Занятие 3 Приемы вышивки объёмных элементов. Рельефные стебли. Набивные формы. | 2 | |||
Занятие 4 Работа с бусинами. Декорирование бусин лентами. Прикрепление отдельных предметов к рисунку. | 2 | |||
Занятие 5 Вышивка цветка. Листья и стебли. | 2 | |||
Занятие 6 Вышивка цветка. Листья и стебли. Сердцевинки. | 2 | |||
Вышивка мулине | Занятие 1 Объём нитками мулине. Вышивка гладильным швом с набиванием. | 2 | ||
Занятие 2 Объём нитками мулине. Вышивка гладильным швом с набиванием. | 2 | |||
Занятие 3 Объём нитками мулине. Вышивка гладильным швом с набиванием. | 2 | |||
Итого за апрель | 26ч |
Май
Занятие 4 Цветок вышитый гладильным швом. Вышивка лепестков. | 2 | |||
Занятие 5 Цветок вышитый гладильным швом. Вышивка лепестков. | 2 | |||
Занятие 6 Вырезание лепесточков и соединение в цветов. | 2 | |||
Занятие 7 Прикрепление цветка и лепестков на основу. | 2 | |||
Аттестационное занятие | Занятие 1 Контрольные вопросы. Практическое задание. | 2 | ||
6. | Выполнение творческого проекта | Занятие 1 Поэтапное выполнение творческого проекта. | 14 | |
Итого за май | 24ч | |||
Итого по программе | 216ч |
Методическое обеспечение программы
1.Перечень технических средств обучения (специального оборудования):
- швейная машинка, утюг, гладильная доска;
- ноутбук, мультимедийный пректор, экран.
2.Инструменты и материалы, приспособления:
- Ткани разных структур, расцветок;
- Швейные иголки, булавки, нитки, сантиметровая лента, мел, линейка, ножницы, наперсток, бисер, проволока, леска, атласные ленты (разных расцветок и разной ширины), канва – ткань, мулине, пяльцы.
3. Методические разработки:
- Методическая разработка с компьютерной презентацией на тему: Сувенир-игольница «шляпка»
- Методическая разработка «Лоскутная открытка»
- Методическая разработка «Коврик в технике Ляпочиха»
- Методическая разработка «Цветы из ткани»
- Методическое пособие «Виды стежек»
4. Альбомы:
- Альбом для наглядного пособия «Материаловедение. Виды ткани»
- Альбом с образцами простых и отделочных швов
- Альбом с образцами ручной вышивки
5. Технологические карты:
- Технологические карты по изготовлению «Бусы из ткани»
- Технологические карты по технике: «Ляпочиха»
- Технологические карты по технике: «Йо-Йо».
6. Шаблоны:
- Выкройки и шаблоны для изготовления изделий
7. Образцы работ и выставочные изделия.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.-192 с.: ил. – (Энциклопедия).
2. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА.- 96 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений)
3. Диван Никерк Объёмная вышивка. Самая полная энциклопедия: Техника. Приемы. Изделия.-М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010. -160 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
4. Стэнли И. Лоскутное шитье. Большая иллюстрированная энциклопедия / Изабель Стэнли, Дженни Уотсон; (пер. с англ. Е. Полянской). – М.: Эксмо, 2013. -256 с.: ил.
5. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия/ Пер. с ит. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.-160с.: ил.- (энциклопедия)
6. СьюзанБрискоСашико. Японское искусство вышивки. Узоры, Образцы, Изделия: АРТ-РОДНИК, 2007. – 128с.: ил.
7. Митителло К.Б. Картины в технике аппликации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 64 с.: ил.
8. Капитонова Г. Бисероплетение: Практическое руководство. – М.:АСТ; СПб.: Астрель-СПб.
9. Пэчворк. Учебный курс. Издательство АРТ-РОДНИК, 2008г.
10. Каминская Е. Лоскутное шитье. Красивые вещи своими руками / Е.А.Каминская и др. – Ростов н/Д: Владис: М.:РИПОЛ классик, 2010
11. Каминская Е. Лоскутное шитье. Чудеса из кусочков ткани / Е.А.Каминская и др. – Ростов н/Д: Владис: М.:РИПОЛ классик, 2011
12. Зайцева А.А. Лоскутное шитье без нитки и иголки /Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.
13. Нестерова Д.В. Лоскутные фантазии. Лоскутное шитье/ Д.В. Нестерова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
14Спец. выпуск газеты Рукоделие: модно и просто – стильные фантазии № 9, октябрь, 2012 г.
15. Никки ТинклерКвилтинг. Энциклопедия. Издательство АРТ-РОДНИК, 2007
16. Гандертон Л. Энцоклопедия рукоделий / Пер. с англ. А. Дергача. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 192 с.: ил.
17. Капитанова Г. Бисероплетение: Практическое руководство/М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2008.
18. Игрушки из бисера. Издательство «Культура и традиции» Москва, 2006.
19. Гусеева Н.А. 365 фенечек из бисера.-М.: Айрис-пресс, 2004.
20. Джин Кэмбелл. Бисероплетение. Кольца 30 различных дизайнов. Изд. «КРИСТИНА-НОВЫЙ ВЕК», 2005.
21. Золотая коллекция идей. Модные украшения из природных материалов. «АСТ-ПРЕСС КНИГА».
22. Хананова И.Н. Соленое тесто.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2006.
23. Майорова Ю.А. ПОДЕЛКИ. Мастерим вместе с детьми. Н.Новгород ЗАО «Издательство «Доброе слово» 2010.
24. Павлова О.В. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, игры и т.д. Волгоград: Учитель, 2007.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Агентство «Ниола-Пресс». Аксессуары домашнего интерьера
2.Гандерсон Л. Энциклопедия рукоделий
3. Купер Д. Лоскутное шитье. – Москва, Мир книги, 2006г
4. Останина С. Лоскутное шитье. – М., 2004.
- 5. Банакина Л. Лоскутное шитье: техника, приемы, изделия. - М. 2006 г.
- 6. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия. – М. 2003 г.
7. Зайцева А. Лоскутное шитье без нитки и иголки. – М. 2010 г.
8. Митителло К.Б. Картины в технике аппликации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 64 с.: ил.
9. Журнал. Делаем сами. 2010г.
10. Бисероплетение. Спец. выпуск «Вышивка бисером» 2010, 2011г.
11.Мастерим лоскутный мир. Мастер – класс. Н.Новгород 2013: ООО «Педагогические технологии Н.Н.», 2013.
12. Бисероплетение + уроки техники «Кирпичный стежок»
13.Спец. выпуск газеты «Рукоделие: модно и просто» 2011г. Мастерим своими руками.
14.Спец. выпуск газеты «Рукоделие: модно и просто» 2012г. Стильные фантазии «В
технике лоскутного шитья».
15. «Лена-рукоделие», ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2009г.
16. «Лена-рукоделие», ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2008г.
17. «Лена-рукоделие», ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2010г.
18. Вышиваю крестом. Лучшие схемы. Спец. выпуск. 2008г., 2010г.
19. Вышиваю картины. 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «Основы православной культуры»
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации посещении музеев, храмов, церквей способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитан...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лоскутная фантазия"
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству учащихся начального звена. В содержание программы включены основы ручного шитья и лоскутной пласти...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Альтернатива»
Программа для детей с ТМНР (обучающиеся по основной адаптированной общеобразовательной программе для детей со сложными дефектами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Музей в чемодане» 1-й год обучения "Русская изба"
Программа кружка "Музей в чемодане" 1-й год обучения «Русская изба» является программой нравственно-патриотической направленности. Программа создана на основе результатов с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «МИНИ-ФУТБОЛ»
Актуальность программы «Мини-футбол» в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, твор...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Цветные ладошки»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа художественной направленности «Цветные ладошки»...