Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Рагозина Татьяна Викторовна

Рабочая учебная программа

по изобразительному искусству для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вороковская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:

на заседании МО

«____»____ 2019 г.

Протокол № ____

 

Согласовано:

Заместитель директора

 по УВР

 «____ » ___________ 2019  г.

_______ Н.А.Алексеева.

 

Утверждено:

Директор школы:

«___»_________ 2019 г.

______ Л.Н.Лазарева.

 

Рабочая учебная программа

по изобразительному искусству для 5 класса

основного общего образования

на 2019-2020 учебный год.

        

Составлена на основе примерной программы Б.М. Неменского.

Программы  общеобразовательных  учреждений. Изобразительное искусство и

 художественный труд,1-9 классы.  Москва, «Просвещение», 2017 год.

Составитель программы:

учитель  изобразительного искусства ,Рагозина Т.В.

квалификационная категория: высшая

с. Вороковка

2019 г.

Пояснительная записка

Статус документа        

Рабочая программа сформирована на основании следующих документов:

-Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»;

-Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 г. сайт: http://standart.edu.ru);

-Программа для общеобразовательных  учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»-1-9классы под руководством Б.М. Неменского , Москва «Просвещение», 2017  год.

2.Общая характеристика учебного предмета 

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвященная изучению группы декоративного искусства связанного фольклором. Здесь наиболее полно раскрывается свойственный         детям наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера.

Основной целью изучения данного предмета является развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Развитие осуществляется в результате применения практической, деятельностной формы обучения, в процессе личностного художественного творчества.

Задачи:

  • Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений  искусства;
  • Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
  • Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
  • Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным  действиям в ситуации неопределенности;
  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
  • Развитие способности ориентироваться  в мире современной художественной культуры;
  • Овладение средствами художественного изображения;
  • Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями, программой для общеобразовательных  учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд»-1-9классы под руководством Б.М. Неменского , Москва «Просвещение», 2017 год

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.        

В  Федеральном базисном учебном плане в 5 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часов. Программа  предназначена  для проведения уроков ИЗО по учебно-методическому комплексу в 5  классе и рассчитана на  35   часов (1 час в неделю).

. Данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения изобразительному искусству и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. Тесты, контрольные работы, практические работы- предусматривающие контроль и оценку знаний по основным темам курса, в течение четвертей и полугодий.

Таким образом, программа создает условия для реализации системно- деятельностного подхода к изучению технологии в школе.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты: 

–  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

                

                5.Содержание  учебного курса        

Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено собственно изучению декоративно-прикладного и его значения в жизни человека.

В основу тематического деления года положен принцип поэтапного освоения материала. В первом разделе рассматриваются традиционные образы в народном искусстве, далее дети включаются в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России, знакомятся с социальной ролью декоративного искусства. Каждый вид декоративно-прикладного искусства рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя того или иного промысла.

 Тематический план

Содержание

Кол-во часов

Отчетная выставка

Древние корни народного искусства. Древняя Русь

8

1

Связь времен в народном искусстве

8

1

Декор-человек, общество, время

12

    1

Декоративное искусство в современном мире

7

1        

Всего

35

    4

Содержание тем учебного предмета.

Древние корни народного искусства. (8часов)

Древние образы в народном искусстве (1 час)

Традиционные образы народного (крестьянского )прикладного искусства –солярные знаки, конь, мать-земля, древо жизни-как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа.

Беседа с показом репродукций и фото древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде вышитых полотенцах.

Зарисовки древних образов в резьбе и росписи по дереву ,в орнаментах народной вышивки.

Декор русской избы (1 час)        

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Беседа с показом репродукций и фото.

Зарисовки фасадов русской избы

Внутренний мир русской избы (1 час).

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Конструкция и декор предметов народного быта и труда(2 часа).

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Вырезание из картона форм различных предметов народного быта. Роспись орнаментом.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки (1час).

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифоэпических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно - символический характер.

Импровизации на тему: «Древние образы».

Выполнение узоров на полотенцах, подзорах, росписях и резьбе по дереву.

Народный  праздничный костюм (1 часа).

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах  России.

 Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Конструирование из бумаги предметов одежды. Украшение элементов костюма орнаментом.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)(1 час).

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике.

Выполнение эскиза праздничных народных гуляний «Ярмарка», «Посиделки», «Колядки» и т.д.

Связь времен в народном искусстве (8часов)

Древние образы в современных народных игрушках. (1 часа).

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Лепка из пластилина народной игрушки. Роспись игрушек.

Искусство Гжели, Городца, Жостова. Истоки и современное развитие промысла (6 часов).

Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка, особенности формы, цветовая гамма, органичное единство формы и декора. Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Работа над проектами импровизациями по мотивам народных промыслов.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)(1 час).

Итоговый урок в форме беседы, викторины с интересными заданиями, загадками. Выступления поисковых групп об истории возникновения того или иного промысла, задаются вопросы о символике языка в народном искусстве. Выставка выполненных за 2 четверть работ.

Зарисовка кружев (белым по черному фону).

Декор, человек, общество, время (12 часов)

Зачем людям украшения (1 час).

Роль декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого

коллектива, грамотное  использование в своей жизни предметов декоративного искусства.

Создание поисковых групп для сбора материала по декоративному искусству Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма.

Беседа с показом репродукций.

Декор и положение человека в обществе (4 часа).

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества.

Изготовление из соленого теста макетов украшений (ожерелья, браслеты, подвески).

Изготовление из пластилина, с применением пластмассовых готовых форм, греческих ваз. Роспись формы

Одежда говорит о человеке (3 часа).

Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, определенной страны; строгая регламентация одежды для людей разных сословий, например, эпоха средневековья, когда по внешнему виду (прежде всего, по одежде) легко определить и конкретное занятие человека, и его место в иерархической структуре общества. Закрепить эмоциональный интерес к стилевому единству декоративного искусства

Коллективное панно: «Бал во дворце», «Три толстяка», «Золушка на балу».

О чём рассказывают гербы и эмблемы (3 часа).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого  сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

 Части  классического герба, изобразительные формы. Взятые из жизни и мифологии,  их символическое значение, символика цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.  

Эскиз герба или эмблемы: «Эмблема класса», «Герб семьи», «Герб города», «Герб клуба».

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)(1 час).

Итоговая игра – викторина по теме четверти. Обращается внимание на чувство времени в декоративном искусстве. Работы детей выполненные в течении четверти, выступления поисковых групп с включением собранных поисковыми группами открыток, репродукций.

Выставка детских работ. Игра-викторина.

Декоративное искусство в современном мире (7часов)

Современное выставочное искусство. (3 часа).

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен и т. д.). новое понимание красоты современными мастерами декоративно – прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.

Наброски интерьеров школы по памяти. Эскиз панно для украшения интерьера школы.

Ты сам -мастер  декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.(4 часа).

Обсуждение идеи художественного оформления интерьера школы декоративным панно обсуждение высказываемых предложений. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров.

Эскиз витража. Изготовление из бумаги витража (имитация).

Реализация выбранного замысла в определенном материале. Технология работы с выбранными материалами. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Расчленение композиции на фрагменты. Монтаж декоративной работы.

Изготовление декоративной работы для украшения интерьера.

Перечень обязательных практических работ:

-отчётная выставка № 1 по теме: Древние корни народного искусства. Древняя Русь

-отчётная выставка № 2 по теме: Связь времен в народном искусстве.

отчётная выставка № 3 по теме: Декор-человек, общество, время.        

-отчётная выставка № 4 по теме: Декоративное искусство в современном мире.

6.Тематическое планирование

    7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  •         Для реализации целей и задач обучения иобразительному искусству по данной программе используется УМК

Библиотечный фонд.

 Для учителя:

1.Программы общеобразовательных учреждений. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 2-е издание, М. Просвещение 2015.

2.Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл.общеобразоват. учреждений  / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред.Б.М. Неменского,-4-е изд.-М.: Просвещение, 2005.-176 с.:

3.Изобразительное искусство.5класс:поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт. сост.О.В.Свиридова. Волгоград: Издательство «Учитель»,2007.-170 с.

Для учащихся:

        

1.Рабочая тетрадь-к  учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека»,;под ред.Б.М. Неменского для 5 класса

Методическая литература:

Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл.. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 142 с.

Л.А. Неменская. Каждый народ художник: учебник для 4 кл., – М.: Просвещение, 2000. – 144 с.

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство.  Часть первая. 3 – 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 1997. – 112 с.

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство.  Часть вторая. 3 – 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 1997. – 128 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2007. -170 с.

Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

По окончании основной школы учащиеся должны: 5 класс

Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов. Мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 8 класс. С УУД. Предметная линия Б.М. Неменского 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа по изобразительному искусству. 8 класс ФГОС. С УУД. Предметная линия Б.М. Неменского. 2016-2017 учебный год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 7 класс

Рабочая программа по ИЗО  7 класс (Б. Неменский) с календарно-тематическим планированием....

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса (ФГОС 2021)

Рабочая учебная программа по изобразительному ускусству по обновленному ФГОС 2021...