РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО 7 класс (Б. Неменский) с календарно-тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ИЗО 7 класс (Б.Неменский) | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Дмитряшевка
Хлевенского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрено на заседании Утверждено
Педагогического совета приказом по школе
протокол №_____от «___»_______2016 № от 2016
Директор_______ С.А.Дедов
Рассмотрено на МО учителей…….
и рекомендовано к утверждению
Протокол № от
Руководитель МО Артамонова ВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу)
«Изобразительное искусство»
7 класс
на 2016-2017 учебный год
Смирнова Надежда Викторовна
Учитель изобразительного искусства
Высшая категория
с. Дмитряшевка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о программе
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 – 9 классы под редакцией Б.М.Неменского, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации 2009 года
Изучение изобразительного искусства на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Основными задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования являются:
- формирование у учащихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно - творческой активности учащихся;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Нормативные правовые документы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями).
Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Обоснования выбора программы
Причиной выбора этой программы послужило следующее: «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
В авторскую программу изменения не внесены.
Место и роль предмета
Предмет «Изобразительное искусство» представляет собой один из базовых курсов образовательной области «Искусство». Его роль в системе школьного образования обусловлена значением искусства в познании окружающей действительности и взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства, прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ с.Дмитряшевка рассчитана на 35часов в год (из расчёта 1час в неделю). В разделе «Учебно – тематический план» (Таблица 1) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы.
В приложениях к рабочей программе «Календарно – тематический план» (Таблица 2) конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Технологии обучения
При изучении нового материала используются элементы технологии проблемного и модульного обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.
Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей.
Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.
Элементы технологии уровневой дифференциации используются при обобщении и систематизации знаний учащихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение; работать с дополнительной литературой, источниками (энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные продукты); умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Виды и формы контроля
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль знаний – проверка знаний учащихся через опросы, практические работы в рамках урока.
Промежуточная аттестация по итогам учебного периода– контроль результативности обучения учащегося, осуществляемый по окончании триместра, полугодия на основе результатов текущего контроля.
Периоды промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком.
Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончании учебного года в соответствии с локальным актом учреждения.
Формами контроля являются: дифференцированный индивидуальный опрос, практическая работа.
Контрольно-измерительный материал (Таблица 3)
Результаты изучения предмета «Изобразительное искусство» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса».
Учебник для общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А.Горяева, О.В.Островская/ под редакцией Б.М.Неменского г. Москва «Просвещение» 2012
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
7 класс
Раздел 1.Древние корни народного искусства (9 ч)
Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Орнамент как основа декоративного украшения. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Учащиеся должны знать/понимать:
знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства, основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства, отличительные особенности различных видов изобразительного искусства.
уметь: различать виды изобразительного искусства без помощи учителя, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий.
Раздел 2.Связь времён в народном искусстве(7 ч)
Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Истоки и современное развитие народных промыслов России: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Учащиеся должны знать/понимать:
знать: о существовании изобразительного искусства во все времена, должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видение мира в разные эпохи; истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов; ряд выдающихся художников и произведений искусства в различных жанрах в мировом и отечественном искусстве.
уметь: пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов - Майдан, Жостово, а также местные приёмы); пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники.
Раздел 3. Декор – человек, общество, время (10ч)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
знать: о существовании изобразительного искусства во все времена, должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видение мира в разные эпохи; истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства.
уметь: пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (7ч)
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
знать: о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; несколько народных художественных промыслов России; о различных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
уметь: различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно – прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.); выявлять в произведениях декоративно- прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора; различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён.
Резерв (2 часа)
Учебно-тематический план
Таблица 1 - Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Древние корни народного искусства | 9 |
2 | Связь времён в народном искусстве | 7 |
3 | Декор – человек, общество, время | 10 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 7 |
5 | Резерв | 2 |
6 | Итого | 35 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств.
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция).
-виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка.
- понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ;
- иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.
- иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.
- знать несколько художественных промыслов России.
- понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая.
- понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения.
- понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.
Учащиеся должны уметь:
- видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора;
- применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности;
- ориентироваться в основных явлениях русского искусства, узнавать изученные произведения;
- создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом в художественно-творческой работе.
- передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например Древнего Египта, Древней Греции. Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
–восприятия и оценки произведений искусства;
– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера)
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЬЕКТОВ И СРЕДСТВ
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на ступени основного общего образования, необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения.
1. Специализированная мебель: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., доска с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления иллюстративного материала;
2. Технические средства обучения: демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
3. Экранно-звуковые пособия: передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
4.Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
5.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
Учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Изобразительное искусство» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
Специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по изобразительному искусству, книги для учителя по истории, мировой художественной культуре, окружающему миру, литературе и др.);
Научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
Хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
Энциклопедическая и справочная литература;
Художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
Печатные пособия, в т.ч. иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей искусства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.:Каро, 2010
3.Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2011
4. Лупоядова Л.Ю, Лупоядов В.Н.В гостях у истории. – Русич, 2011
5. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – М.: Просвещение, 2012
6. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 2012
7. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2010
8. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2010
9. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты – Волгоград: Учитель, 2011
10. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе– Волгоград: Учитель, 2013
Интернет - ресурсы:http://www.prosv.ru/ebooks/Goryaeva_prikladnoe_isskustvo/05.htm
http://dekor.nm.ru/Ved/Ved.htm
http://school22.tomsk.ru/files/img/1petrova.doc
http://www.embroiders.ru/MainPage/history.htm
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/39c181fe-1da2-49ee-97f2-eafb9e536b2b/?interface=teacher
http://www.perunica.ru/2009/10/06/vnutrennee-ubranstvo-russkoj-izby.html
http://dymkovo-toys.ru/
http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/filimonovckaa_igru6ka.htm
http://www.igrushkin.ru/filim.php
http://www.rapps.ru/main.mh
http://gold01.narod.ru/index.files/Page863.htm
http://www.ruspromysel.ru/zhostovo/product.html
http://domovenok.kz/2009/02/26/xoxlomskaya-rospis
http://www.narodko.ru/article/teatpko/egypt
http://www.planetashkol.ru/articles/20401
http://www.art.ioso.ru/seminar/2009/projects13/vazopis/page/page3.htm
http://www.excurs.ru
Приложение к рабочей программе
учебного предмета «Изобразительное искусство»
на 2016/2017 учебный год
Календарно – тематический план 7 класса
1 четверть Тема: «Древние корни народного искусства»
№ | Тема урока | Кол-во часов | сроки | примечания | |
план. | факт. | ||||
1 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы | 1 | |||
2 | Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. | 1 | |||
3 4 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 2 | |||
5 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | |||
6 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома | 1 | |||
7 | Народная праздничная одежда | 1 | |||
8 9 | Праздничные народные гулянья | 2 |
2 четверть. Тема: «Связь времен в народном искусстве»
10 11 | Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки | 2 | |||
12 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 1 | |||
13 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 | |||
14 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | 1 | |||
15 | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла | 1 | |||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни нашего города | 1 |
3 четверть. Тема: «Декор – человек, общество, время»
17 | Введение в проблематику раздела. Зачем людям украшения | 1 | |||
18 | Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.) | 1 | |||
19 | Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг | 1 | |||
20 | Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции | 1 | |||
21 | Легенды и мифы Древней Греции. | 1 | |||
22 | Греческая керамика. Живопись на вазах | 1 | |||
23 24 | Одежда говорит о человеке | 2 | |||
25 26 | О чём рассказывают гербы и эмблемы | 2 | |||
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 |
4 четверть «Декоративное искусство в современном мире»
28 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 | |||
29 30 31 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале | 3 | |||
32 33 34 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале | 3 | |||
35 | резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о Рабочей программе по учебному предмету (курсу)
Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения Рабочей программы учебного предмета (курса)....
УЧЕБНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ)« АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 5-9 класс УМК "Forward"
Программа курса английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 5-6 класс ( Б. Неменский)
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 класс ФГОС (Б.Неменский)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 8 класс (с липецким компонентом)
Рабочая программа 8 класс по ИЗО с календарно-тематическим планированием (Б.Неменский) с добавлением липецкого компонента....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 9 класс (Б.Неменский)
Рабочая программа по ИЗО 9 класс на 18 часов с календарно-тематическим планированием. (Б.Неменский)...
Программа по учебному предмету "История изобразительного искусства" на 5 лет
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "История изобразительного искусства" 5 лет....
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 10 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря...