тематическое рисование
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

 урок  ИЗО на темуПолет в космос ко  Дню космонавтики в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Полет на другую планету»

Цель: Формирование знаний учащихся об освоении космоса советскими учеными.

Задачи:

1. Образовательные: 

- проследить путь советских ученых в освоении космоса;

- развитие навыков выполнения симметричных и асимметричных композиций.

-воспитание последовательности и аккуратности в работе.

2. Развивающие:

- развивать познавательные способности через самостоятельную работу с источниками;

- развивать умение слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе.

-Развивать творческую фантазию, эстетическое восприятие действительности, вкус;

-развивать графические навыки, навыки ровной заливки цветом в пределах заданного контура.

3. Воспитательные:

- вызвать у учащихся чувство гордости мужеством и смелостью первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина.

Методы:

Словесный – рассказ

Наглядный – презентация, видеоролик

Практический – самостоятельная работа

Основные знания: 1957 г. – запуск искусственного спутника Земли; Белка и Стрелка – первые живые существа в космосе; 12 апреля 1961 г. – первый полет в космос человека, первый космонавт – Ю. А. Гагарин.

Средства обобщения знаний:

- Ноутбук;

- Проектор;

- Презентация «Полет на другую планету»

- Видеоролик «Первый полет в космос»;

- Карточки с заданиями.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок-путешествие во времени.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

В начале урока, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, после просмотра которого, вы поймете, о чем пойдет разговор на уроке.

Просмотр видеоролика «Первый полет в космос».

? - О чем этот видеоролик? (ответы детей)

2. Актуализация новых знаний, сообщение темы урока:

Учитель:

С древних времён люди стремились узнать то, что лежит за пределами нашей планеты. Открывались новые планеты, звезды и другие тайны космоса. Сегодня стали возможны полеты людей в космос.

Я предлагаю нам отправиться вместе в путешествие во времени. Согласны? Тогда «Поехали!»

Задание «Кластер» (групповое – 2 человека). Сейчас мы с вами находимся в космосе. А что такое космос? Что вам о нем известно? Для того, чтобы, вам легче было вспомнить, давайте выполним задание. У вас на партах лежат  карточки, в центре находится слово «Космос», я предлагаю вам по стрелочкам записать все, что вы знаете о космосе. (выполняют)

Проверка выполненного задания:

- Давайте проверим, какие знания о космосе у вас есть? (ответы детей)

Учитель:

Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. Но прежде чем отправиться дальше, мы должны узнать тему урока, все буквы разлетелись в космическом пространстве, наша задача собрать их.

на   По    ю      не     лет      гу       пла    дру    ту

3      1        6         8        2         5        7       4       9

Правильно «Полет на другую планету». – Тема нашего урока.

? - Какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля?

   - Как называется этот день?

   - Почему День космонавтики отмечают именно 12 апреля?

Сообщение целей и задач урока:

Цель нашего урока – получить знания об освоении космоса советскими учеными.

Задача – для достижения цели, нам необходимо проследить путь советских ученых в освоении космоса.

3. Изучение нового материала:

Продолжаем наше путешествие в космос. Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут (вывешивается на доску)

План-маршрут:

1. Основоположники космонавтики;

2. Первые полеты в космос;

3. Космос сегодня.

4. Практическая работа

В конце нашего путешествия во времени мы узнаем, «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»

- Как вы понимаете слово «космос»? (ответы детей)

Словарная работа: Космос – (греч) строй, порядок, мир, Вселенная как стройная организованная система в противоположность хаосу беспорядочному нагромождению материи.

- Исходя из расшифровки слова «освоение», как можно объяснить тему урока? (ответы детей)

Первая остановка в нашем маршруте: Основоположники космонавтики.

Сообщение ученика (, портрет К.Э Циолковского): 

Константин Эдуардович Циолковский  (1857-1935), российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 самостоятельно сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику. Он разработал теорию ракетостроения.

 В 1903 году К. Э. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. В статье был предложен и первый проект ракеты дальнего действия. 

Слово учителя:

- Исследованием космоса велись давно многими учеными мира. Ракетостроением также занимались немецкие и американские ученые. Однако и здесь советские ученные оказались первыми.

- Группу ученных, которые стали заниматься ракетостроением возглавил Сергей Павлович Королев.

Сообщение ученика: (Слайд 8: портрет С.П. Королева).

Королев Сергей Павлович (1906/07-1966), российский ученый и конструктор. Под руководством Королева созданы ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход », на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

Запись в словарь: Октябрь 1957 г. - впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли.

Рассказ учителя:

- Королев вместе с другими ученными начал создавать ракеты, в которых могли бы летать в космос люди. Но ученые не знали, выдержит ли живой организм космический полет.

? – Как вы думаете, как ученые решили узнать выдержит живой организм или нет? (ответы детей)

Правильно, было решено сначала отправить собак.

Сообщение ученика: (Слайд 10)

Лайка (1954 — 3 ноября 1957) - собака-космонавт, первое животное, выведенное на орбиту Земли.

Была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет.

Возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось. Собака погибла во время полёта - через 5-7 часов после старта, от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт около недели.

Сообщение ученика:

Белка и Стрелка - советские собаки-космонавты, первые животные, совершившие орбитальный космический полёт и вернувшиеся на Землю невредимыми.

Полёт проходил на корабле «Спутник-5».

Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли.

Основной цель запуска второго космического корабля-спутника, было исследование влияния космического полёта на организм животных (перегрузка, длительная невесомость, переход от перегрузок к невесомости и обратно).

Белка и Стрелка являлись дублёрами собак Чайки и Лисички, которые погибли в катастрофе такого же корабля при неудачном старте 28 июля 1960 года. На 19-й секунде полёта у ракеты-носителя разрушился боковой блок первой ступени, в результате чего она упала и взорвалась.

Рассказ учителя:

- После удачного испытания с Белкой и Стрелкой началась подготовка космонавтов. В небольшом городе Чкаловске, недалеко от Москвы был создан Центр подготовки космонавтов. Был построен космодром.

Словарная работа: Космодром – специальное место для запуска космических кораблей (дети записывают в словарь).

Рассказ учителя:

- Несколько самых лучших военных летчиков были отобраны в первый отряд космонавтов. С утра до позднего вечера будущие космонавты тренировались и учились управлять космическим кораблем. Только один – самый лучший должен был стать первым космонавтом. Это был…

Ю.А. Гагарин. 

А первым человеком вышедшим в открытый космос был Алексей Леонов, он был не только космонавтом, но и прекрасным художником? Он изображал космос таким, каким видел его сам. Художник Соколов в космосе никогда не был но его картины о космосе также удивительно красивы.

(демонстрация  репродукций картин «Посадка на Марс», «На лунном космодроме», «Через кратер»).

Посмотрите внимательно на красоту космических далей, великолепие и разнообразие красок, необычность космических пейзажей, на их композиционное и цветовое решение. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях космонавт- художник  Алексей Леонов: 

«Особенно красиво выглядит горизонт Земли. Он делится на несколько ярких слоев. У самой Земли – ярко – красная линия. Потом идет теплых тонов палевая линия с желтизной. Следующая голубая лента, которая переходит в темно-фиолетовую и затем в черное, бархатное небо». Какая красота! Звезды малые и большие, просто росинки ярких холодных звезд, так и хочется протянуть руку и схватить их, а вот летят  маленькие частицы: синие, красные; метеориты, как мелкие камешки пролетают мимо, а вот окольцованная планета Сатурн –спутник Земли;  а рядом еще какие-то планеты. И все это на фоне необыкновенной голубизны неба.

    Так и хочется сказать: «Остановись мгновенье! Ты прекрасно!».

А вот перистые серебристые облака, которые плывут высоко и рядом мягкой новогодней ватой, так и хочется окунуть руку в эту молочную реку.

     Смотрите вниз, а там наша матушка Земля! Какая красота! И кажется такой маленькой. А вот перед нами река, луга. Смотрите, смотрите –вот дома, целый город. Зрелище великолепное!

      Мы летим уже 10 минут, вернее не летим, а парим в небе как орлы. И снова голубизна неба, ореол радуги и вся ее цветовая гамма от красного до фиолетового. А какие яркие лучи идут от  Солнца к Земле неся ей тепло и жизнь. А вот там вдалеке спрятался месяц, но зато хвостатая комета несется почти рядом с кораблем.

       Самочувствие прекрасное. Мы увидели космос и его обитателей.

Рассказ учителя:

- На космические исследования тратятся огромные средства. Это связано с огромными трудностями и опасностями.

- Для чего необходимо осваивать космос? (ответы детей)

- Космонавты изучают из космоса звезды, планеты, следят за состоянием Солнца, проводят опыты с растениями. Есть спутники – разведчики. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, др. полезных ископаемых. Спутники также следят за погодой. Благодаря спутникам мы с вами имеем сотовую связь, спутниковое телевидение. Изображение различных современных спутников).

 Физкультминутка

 А сейчас мы с вами дети,

Полетаем на ракете.

На носки поднимись,

Раз, два, три, четыре-

Вот летит ракета ввысь.

А теперь мои юные художники изобразите на своих листах то, что вы увидели. 

Что такое композиция?
Обратите внимание - главные фигуры располагаем в центре, на переднем плане крупные объекты, вдали – более мелкие объекты. Не используйте более 3-х фигур.

Основные сюжеты композиции:

1. Полет в космос.

2.Космонавт вышел в открытый космос.

3.Космические пейзажи.

(практическая работа, звучит легкая музыка)

План выполнения рисунка.
1. Выполнение элементов в карандаше
2. Прорисовка деталей космического корабля, планет.
3. Заливка фона (космического пространства).
4. Прорисовка основных деталей в цвете.

4. Закрепление изученных знаний:

Пришло время нам вернуться на Землю из нашего космического полета, и ответить на вопрос: «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»

Карточка с заданием:

Установите последовательность событий, объясните:

  1. Полет Ю.А. Гагарина в космос
  2. Запуск искусственного спутника Земли
  3. Полет Белки и стрелки
  4. Полет Лайки

5. Рефлексия.

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я приобрёл…

Мне захотелось…

6. Подведение итогов:

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.

Объявление оценок за урок.

7. Домашнее задание:

Космос                                            Космос

Космос                                             Космос                  

Космос                                              Космос


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Быть может, уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих ночных светил заставляли его уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания. Шли века, человек приобретал все большую власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полете к Луне, Солнцу и звездам. Средства для таких полетов, предлагавшиеся народной фантазией, были примитивны: колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека. Назад в прошлое…

Слайд 2

Задание «Кластер» (групповое – 2 человека). Сейчас мы с вами находимся в космосе. А что такое космос? Что вам о нем известно? Для того, чтобы вам легче было вспомнить, давайте выполним задание. У вас на партах лежат карточки, в центре находится слово «Космос», я предлагаю вам по стрелочкам записать все, что вы знаете о космосе.

Слайд 3

«ПОЛЕТ НА ДРУГУЮ ПЛАНЕТУ». на По ю не лет гу пла дру ту 3 1 6 8 2 5 7 4 9

Слайд 4

Константин Эдуардович Циолковский Ровно за сто лет до того, как над Землей появился первый искусственный спутник, в сентябре 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский. Работая учителем провинциальной школы, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса. Своим мысленным взором он смотрел сквозь целое столетие и видел многоступенчатые ракеты, автоматическое управление космическими кораблями, солнечную систему, ориентации межпланетного корабля в космическом пространстве.

Слайд 5

Чтобы расчеты и формулы воплотились в космические аппараты, чтобы человек смог действительно оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, должен был прийти генеральный конструктор космических кораблей, человек необычайной энергии, творческого и организационного таланта, координирующий работу крупнейших коллективов, создающих ракетно-космические системы. Таким конструктором был Сергей Павлович Королев.

Слайд 6

Искусственный спутник Земли 4 октября 1957 года считается началом космической эры. В этот день был осуществлен запуск первого космического аппарата — искусственного спутника Земли.

Слайд 7

Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первой в космос отправилась собака Лайка. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.

Слайд 8

Через 3 года после неудачного полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю.

Слайд 9

Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. В Москве открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке.

Слайд 10

Кроме России космосом интересовались так же и американцы. Они так же использовали животных для испытания новой ракетной техники. Первой в Америке, на ракете « Рэд-Стоун », в космос полетела обезьянка.

Слайд 11

После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка , в космос отправился и человек. 12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Восток«. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.

Слайд 12

12 апреля – День космонавтики 12 апреля 1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут.

Слайд 13

Первый космонавт планеты

Слайд 14

Открытие космической эры Ю. А. Гагарин и С. П. Королев

Слайд 15

Первый выход человека в космос Во время полета космического корабля «Восход-2» на втором витке вокруг Земли А.А. Леонов в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения впервые в мире вышел из корабля в космическое пространство.

Слайд 16

Космос глазами А.А.Леонова

Слайд 17

Алексей Архипович Леонов- художник

Слайд 20

Исследование Луны Самым популярным космическим автоматом стал «Луноход-1» - первый в истории передвигающийся аппарат, доставленный на Луну станцией «Луна-17».

Слайд 21

Первые люди на Луне

Слайд 22

КОСМИЧЕСКИЕ ПРИШЕЛЬЦЫ: БЫЛИ ИЛИ НЕБЫЛИЦЫ? У этой задачи два ответа: 1) пришельцы из космоса были на нашей планете, 2) никаких пришельцев не было, и все связанное с ними — сказки, небылицы.

Слайд 26

Исследования в космосе Биологические(выращивают растения, проводят различные опыты). Медицинские наблюдения(влияние космоса на организм); Технические наблюдения(обеспечивают космическую и радио-телевизионную связь, изучает поверхность земли, сообщают о местах где обнаружены полезные ископаемые).

Слайд 27

Космонавты сообщают о стихийных бедствиях: о пожарах в лесах

Слайд 28

О местах в горах, где могут произойти снежные обвалы.

Слайд 29

О штормах на морях

Слайд 30

Уточняют прогноз погоды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое рисование на уроках ИЗО в 6 кл. по теме "Изображение дракона в культурах запада и востока".

Данный урок представляет собой интерес прежде всего для тех,кто любит использовать межпредметные связи. Развивает образное мышление, фантазию, интерес к общечеловеческим ценностям и национальным культ...

Изучение основ композиции как средство формирования учебных универсальных действий в тематическом рисовании учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ

Данная работа призвана  объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании  детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность...

Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.

При иллюстрировании   русских народных сказок  учащиеся в 1 классе в состоянии усвоить понятие рав­новесия, найти гармоничное соотношение фигуры и фона на листе, а также осознать ...

Статья "Изучение особенностей тематического рисования младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"

Данная статья кратко отражает мое изучение тематического рисования младших школьников. Обработанные результаты отражены в пяти уровнях сформированности, каждому из которых соответствует своя качествен...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ...

Особенности тематического рисования

Виды тематического рисования....

Конспект урока по изобразительному искусству в разделе: тематическое рисование : «Каменный цветок»

Тематическое рисование в программе средней школы является одним из основных  направлений деятельности учащихся.  При выполнении заданий на  темы, в частности , при иллюстрировании...