Зимний пейзаж - нетрадиционное рисование в технике «набрызг многослойный».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Цель : научить и выполнить практическую работу композиции ( «Зимний пейзаж»), соблюдая определённые этапы работы: нетрадиционного приема рисования «набрызг многослойный»;
Задачи:
-познакомить учащихся с новой нетрадиционной техникой рисования – «набрызг многослойный»,
-научить составлять законченную композицию по инструкционным картам;
• Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и синей гуаши;
• Формировать умение учащихся рисовать нетрадиционным способом;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._zima-netraditsionnoe_risovanie.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по изобразительному искусству в -6 классе.
«Формирование УУД, через освоение новой техники рисования»
Зимний пейзаж - нетрадиционное рисование в технике «набрызг многослойный».
Цель : научить и выполнить практическую работу композиции ( «Зимний пейзаж»), соблюдая определённые этапы работы: нетрадиционного приема рисования «набрызг многослойный»;
Задачи:
Образовательные: :
-познакомить учащихся с новой нетрадиционной техникой рисования – «набрызг многослойный»,
-научить составлять законченную композицию по инструкционным картам;
• Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и синей гуаши;
• Формировать умение учащихся рисовать нетрадиционным способом;
Развивающие:
• Развивать у учащихся эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы;
• Развивать познавательный интерес к природе, творческие способности.
Воспитательные:
• Воспитывать у учащихся любовь к природе, аккуратность в работе.
• Воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования; аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалами;
Материал к уроку: слайд – шоу с зимними пейзажами;, зубные щётки, гуашь фиолетового, синего, голубого и белого цвета; силуэты деревьев, шаблоны сугроба, животных, палитры, белые листы, салфетки.
Предварительная работа: рисование и вырезание трафаретов-шаблонов «вытынанки»
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие
темы;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной
работы, на восприятие и понимание предложений и оценки учителя и
товарищей.
- духовно-нравственное развитие учащихся посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
- учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых
контрастах;
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои
действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;
- вырабатывать навыки оценивания своей работы.
Познавательные УУД:
- развивать творческую фантазию и чувство гармонии;
- развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения
различных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
- адекватно оценивать свою роль в групповой (парной) творческой
деятельности.
Планируемые результаты.
Личностные
∙ сформированность эстетических потребностей :
- в общении с искусством, природой,
- в творческом отношении к окружающему миру,
- в самостоятельной практической творческой деятельности;
∙ умение:
- сотрудничать с одноклассниками; вести диалог.
- обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки
зрения содержания и средств его выражения;
∙ пополнение готовыми работами наглядно-иллюстративной копилки
класса.
Предметные . использование художественных приемов нетрадиционного рисования в технике «набрызг многослойный»
Метапредметные
∙ овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Готовность слушать собеседника и вести диалог, анализ картин и создание сюжетной композиции
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: беседа и нетрадиционный вид рисования.
Вид деятельности: нетрадиционное рисование - рисование зубной щёткой и щетинной кистью.
Продукт деятельности: Сюжетная композиция «Зимний пейзаж»
Основные термины, понятия (теория): пейзаж, «вытынанка», «набрызг»
Практическая художественно-творческая деятельность: Выполнить живописный пейзаж рисунка в технике «набрызг многослойный».
Метод обучения: нетрадиционный (введение коллективных заданий; отказ
от традиционной работы с предварительным подбором материала,
замена кисточки щёткой; применение метода набрызга в живописи);
словесный, наглядный, творческий, интегрированный, практический.
Форма организации деятельности: фронтальная, групповая, парная,
индивидуальная.
Оборудование:
Зрительный и музыкальный ряд: репродукции картин «Зима», музыка П.И. Чайковского “Времена года – декабрь”
-экран, мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки,
для учителя: конспект урока, презентация с демонстрацией репродукций картин «Зима», музыка П.И. Чайковского “Времена года – декабрь”, презентация «Набрызги»-этапы выполнения творческой работы, доска, материалы –силуэты для набрызга, краски, палитра, бумага, щётки.
для учащихся:
краски, кисти-щётки, палитра, бумага, материалы –силуэты для творческой работы набрызга, тряпочки, баночки с водой.
Оформление классной доски: карточка-понятие «набрызг; силуэты пейзажа.
Структура урока:
I. Организационная часть
II. Актуализация знаний
III. Сообщение новых знаний
IV. Практическая деятельность учащихся
V. Итог урока
План урока:
1. Организационная часть- 2-3 мин.
2. Актуализация знаний -2 мин.
3.Мотивация познавательной деятельности-5 мин.
4. Сообщение новых знаний .-постановка учебной задачи – 3-5 мин
///Физкультминутка///
5.Практическая деятельность учащихся - первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала через показ учителя и тренировочные упражнения учеников;
- приёмы повторения ранее усвоенных учебных действий необходимых и
достаточных для восприятия;
Самостоятельная творческая работа учащихся в группах.
- инструктаж о последовательности работы;
(Организационные виды деятельности в группе: постановка цели,
планирование работы, распределение работы, обсуждение проблем и выход
из них, анализ, контроль и самоконтроль, рефлексия.
Учитель: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы,
порядок работы и в случае крайней необходимости
оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом).
6. Итог урока. Рефлексия. Анализ работ. – 3-5 мин.
7.Завершение занятия. Уборка рабочих мест. - 2-3 мин.
Ход урока:
- Организационная часть.
Проверить готовность рабочих мест к уроку. Перечислить принадлежности, которые должны лежать на парте .
2.Актуализация знаний.
Ребята:. Что является выразительным средством в живописи? (Цвет)
– Что такое живопись? (Изображение красками на плоскости).
Эпиграф: Так вот ребята …нужно видеть прекрасное там, где мы хотели бы, его показать. Эжен Делакруа.
3.Мотивация познавательной деятельности.
СЛАЙД №1 Стихотворение: Если видишь- на картине нарисована река, или ель и белый иней, или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш- обязательно картина называется… пейзаж! -показ на экране - пейзажа.
Повторение пройденного урока: Ребята, давайте повторим- тему прошлого урока.
СЛАЙД №2 Что такое пейзаж? (Пейзаж- это жанр изобразительного искусства, предметом которого является природа) –понятие на доске.
Слово «пейзаж» в переводе с франц. Означает «вид местности», «ланшафт»
Учитель: А где впервые появился «пейзаж»?
Учащиеся: в Древнем Китае ещё в 6 в. Пейзажи рисовали тушью на шёлковых свитках. Художники показывали вечно обновляющуюся природу, одухотворяя и поэтизируя её образ.
Но впервые как самостоятельный жанр пейзаж сформировался в Голландии к 17 веку.
Учитель: Какие вы знаете виды пейзажа?
СЛАЙД № 3 Виды пейзажа- городской пейзаж, сельский пейзаж, морской пейзаж, индустриальный пейзаж, парковый пейзаж, архитектурный пейзаж.
Учитель: Конечно, во все времена природа и помогала человеку познать окружающий мир и самого себя и вдохновляла его на создание прекрасного в этом мире.
4. Сообщение новых знаний
СЛАЙД № 4 Вступительная беседа –эмоциональный настрой, с музыкальным сопровождением.- показ на экране -зимнего пейзажа.
Учитель: Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Учитель: – О каком времени года говорится в этой загадке? (О зиме)
Зимушка-зима всегда очаровывает своей красотой каждого человека . Своё восхищение о зиме передают нам: поэты – в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках.
Учитель: -Ребята? Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока – “Зимний пейзаж”.
Ознакомление с зимним пейзажем на примере картин.( Просмотр слайдов (“Зимние пейзажи”)
Учитель: – Какие цвета преобладают в зимнем времени года? (Холодная гамма)
Учитель: -Ребята – посмотрите на творческие работы: Чем они отличаются друг от друга?- показ на доске творческих работ
Можно ли нарисовать рисунок красками не имея кисти? Если да, то чем можно заменить кисть?
Учащиеся: Да, руками…Можно рисовать руками, ватной палочкой, мятой бумагой.
СЛАЙД №5-6 Учитель: Сегодня, мы познакомимся с новой необычной нетрадиционной техникой рисования – «набрызг многослойный», то есть будем не краской рисовать, а разбрызгивать её по листу бумаги Вместо кисти мы будем применять зубные щётки-понятие на доске.
Учитель: Но прежде, чем приступим к работе, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка. Снег
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
5. Практическая деятельность учащихся
Учитель: Для работы нам необходимы следующие художественные материалы: бумага А-4, ; гуашь ( акварель) ; зубная щётка; палитра; кисточки; непроливайка; клеёнка или газета; салфетки сухие и влажные
СЛАЙД №7 Учитель: Какую цель мы поставим на уроке.
Постановка художественной задачи : научиться рисовать с помощью нетрадиционного приема рисования «набрызг многослойный»
Учитель: Для этого сначала, мы составим композицию рисунка на ваших листах.
Учитель: Ребята, при рисовании пейзажа необходимо , соблюдать законы перспективы. Какие?
Учащиеся: ЛИНЕЙНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ- понятие на доске.
Предметы расположенные на переднем плане, т.е ближе к нам изображаются более крупными, а на дальнем плане более мелкими.
Учитель: да ребята, в зависимости от расположения линии горизонта будет зависеть как расположить наши предметы. Чем предмет ближе к линии горизонта, тем он меньше для наших глаз.- показываю на творческих работах линию горизонта.
- И наоборот, чем ближе предмет к нам, тем больше его размеры.
СЛАЙД №8 Для того, чтобы получился многослойный "набрызг", нам понадобятся трафареты –шаблоны- ВЫТЫНАНКИ –понятие на доске. Это древний славянский вид декоративно- прикладного искусства. Ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, дерева. В России - вырезка.
СЛАЙД №9-10 Учитель: Мы с вами предварительно подготовили элементы пейзажа- вытынанки: деревья и кустарники.
А теперь выберите себе для составления композиции элементы пейзажа
Приступаем к работе: индивидуальная работа и работа в парах .Скажите, какие цветом краски нам сегодня понадобятся? (фиолетовая, синяя, голубая( и по необходимости белая).
Практическая часть (сопровождается мастер-классом учителя) Учитель в процессе урока помогает ребятам, если это необходимо.
СЛАЙД №11 Учитель: проведение инструктажа
1. Приступаем к работе в технике «набрызг». » Смачиваем щетку водой. Стряхиваем лишнюю воду, чтобы не было клякс. Щётка не должна быть слишком влажной.
2. Набираем немного краски на зубную щетку. Берём щетку в одну руку, а стеку (карандаш или расческу) в другую. Держим щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводим стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх).
3. Брызги летят сразу на бумагу. Напыление брызгами, должно быть легкое.
4. Стараемся направить брызги в нужном направлении и тонируем ими конкретный участок рисунка.
Этапы выполнения творческой работы –(показ на экране)
-Показываю как разбрызгивать краску на листе
Учитель: Рассмотрим с вами- как рисовать пейзаж поэтапно в технике «набрызг многослойный»-демонстрация презентации
СЛАЙД №12 Первый этап: Начинаем с линии горизонта. У нас она будет чуть выше середины листа.
-На чистый лист бумаги кладутся шаблоны-силуэты, которые должны остаться белыми (их не убираем до конца рисования). (пусть это будут избушка, дерево, ель, животное)
-Первый слой должен быть бледно – голубым, как нам его получить? (ответы учащихся).
Ученики: Для того, чтобы получить светлые оттенки цвета акварельные или гуашевые краски надо разбавить водой.
СЛАЙД №13 Учитель: Используя щётку наносим первый, самый светлый слой. Равномерно набрызгайте слой краски по всей поверхности листа.
Учитель: Не забываем о «Законе воздушной перспективы» -понятие на доске.
Учитель: Отдалённые детали пейзажа кажутся голубоватыми и нечеткими, а контуры ближних предметов смотрятся выразительно и сами предметы – объемные, многоцветные.
СЛАЙД №14 Второй этап: Поверх первых трафаретов, накладываем вторые трафареты. И наносим второй слой краски, более тёмной. Показываем лес вдали, стволы деревьев, сугробы, к домику нарисуем дорожку. Не забудьте, что уходя вглубь, дорожка визуально сужается. Применяем цвет- двух синих оттенков
СЛАЙД №15 Заключительный этап. Поверх вторых трафаретов, накладываем третьи трафареты. Третий слой краски должен быть самый тёмный. Сделайте набрызг краской фиолетового цвета. Оттеняем местами снег.
Учитель: А вам нравиться зима? (Ответы учащихся)
Учитель: Как можно веселиться зимой? ….
Ученики: лепить снеговика, снежки, кататься на санках с горки, кататься на коньках.
Учитель: Закончили набрызг. Общий фон должен быть достаточно темным. Начинаем снимать все трафареты-шаблоны.
СЛАЙД №16 Суть многослойного набрызга в том, что под шаблонами- трафаретами, силуэты окажутся разных цветов- оттенков.
6. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: вместе с учениками анализирует творческие работы, выставляет оценки за работу на уроке .
Молодцы, ребята! Очень красивые пейзажи у вас получились- прикрепляем пейзажи на доску.
Итак, ребята:
- Какую цель мы поставили сегодня на уроке? (научиться рисовать в нетрадиционной технике-«набрызг многослойный»
-Удалось нам достичь цель?( Да) Каким способом? (Способом живописной техники «набрызга многослойного»
-Какой жанр изобразительного искусства, мы сегодня с вами учились рисовать? (пейзаж)
-Какое время года на ваших рисунках? (зима)
Учитель: Ребята! Что мы ждём самого главного от зимы? Конечно же, это снега. Как называется явление, когда идёт снег? ( снегопад)
Учитель : девочки , я предлагаю вам оценить свою деятельность. На столе у меня лежат снежинки-по количеству набранных вами снежинок мы определим , на сколько продуктивно вы работали на уроке и понравился ли вам урок)
СЛАЙД №17 Учитель: У нас получился СНЕГОПАД!!!
6. Домашнее задание. Написать зимний тематический акварельный этюд.
На этом наш урок окончен, желаю вам творческих успехов.
Учитель: А теперь, уберите свои рабочие места.
Этапы работы в технике “набрызг многослойный”
- Смочить щетку водой.
- Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.
- Набрать немного краски на зубную щетку.
- Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.
- Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.
- Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.
Этапы работы в технике “набрызг многослойный”
- Смочить щетку водой.
- Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.
- Набрать немного краски на зубную щетку.
- Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.
- Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.
- Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок"Эстетическое восприятие пейзажной лирики"Сочинение и декламирование поэтических строчек. Рисование по теме "Зимний пейзаж".
Интересно совмещение разнообразного материала на уроке и творческой работы учащихся....
Рисование в средней группе «Осенний пейзаж». Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями».
Рисование в средней группе «Осенний пейзаж».Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»....
Мастер-класс по нетрадиционному рисованию в технике "Монотипия"
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования "монотипия"Монотипия относится к разновидности плоской печати.Ее можно выполнять различными материалами (акварель, гуашь, маслом ). Оттиски монотипии в...
Зимний пейзаж - нетрадиционное рисование в технике «набрызг многослойный».
Цель : научить и выполнить практическую работу композиции ( «Зимний пейзаж»), соблюдая определённые этапы работы: нетрадиционного приема рисования «набрызг многослойный»...
План-конспект занятия по рисованию «Александро-Невская лавра в зимнем пейзаже»
Комбинированное занятие, направленное на решение нескольких задач: овладение новыми знаниями, проверка знаний (вопросно-ответная беседа), закрепление умений и навыков (выполнение практического творчес...
Мастер-класс по рисованию "Зимний пейзаж" в нетрадиционной технике.
Поэтапное рисование "Зимнего пейзажа" для 5 класса. Нетрадиционная техника с использование акварели и соли....