Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 6 классе «Цвет. Основы цветоведения».
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Технологическая карта урока по изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_6_kl._tsvetovedenie._malahova.docx | 51.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Ставропольское президентское кадетское училище»
Технологическая карта урока
Преподаватель изобразительного искусства: Малахова Е.А
Класс: 6 _______
Тема урока: «Цвет. Основы цветоведения».
Тип урока: изучения новых знаний.
Учебник (УМК): Изобразительное искусство. 6 класс. Учебник. ФГОС. Неменский Б.М
Материалы: художественные материалы: карандаши, бумага, маркер, черная ручка.
Наглядные пособия: презентация.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Задачи:
1. Когнитивные: познакомить кадет с основами цветоведения; дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов, цветового контраста, насыщенности цвета.
2. Операциональные: научить показывать вариативные возможности цвета ограниченной палитрой; научить находить гармоничные цветовые сочетания;
3. Аксиологические:, передавать красоту окружающего мира через рисунок.
Методы: наглядные методы обучения.
Форма урока: урок-практикум.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Сформировать понятия цветовой круг, основные составные цвета, ахроматические и хроматические цвета, контрастные цвета, тёплые и холодные цвета; научить кадет ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета | 1 уровень — узнавание |
Регулятивные | Ставить цель и определять пути достижения, творчески подходить к решению поставленной самостоятельно задачи, осуществлять поиск информации, оформлять и доносить до слушателей. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Познавательные | Сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике; | 2 уровень — умение выражать структуру задачи разными средствами |
Коммуникативные | Умение формулировать собственную позицию относительно предмета изучения | 1 уровень — уметь формулировать и задавать вопросы, владеть вербальными и невербальными способами общения |
Личностные | - активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал воспитанников; - создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей кадет; - продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности; | 2 уровень — чувство необходимости учения, осознание необходимости самосовершенствования |
Конспект урока
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодей-ствия | Деятельность учителя | Деятельность воспитанников | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап | Орг. момент 2 мин. | Организовать самоопределение кадет к деятельности на уроке. | фронтальная | Приветствует воспитанников. Проверяет готовность к уроку. Начинает урок со стихотворения: | Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. | Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. Регулятивные: уметь организовать место занятий; правильность выбора учебных принадлежностей |
Актулиза-ция знаний | Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у кадет знания | Беседа по уточнению и конкретиза-ции меющихся у кадет знаний | Фронтальная и групповая | - Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (О цвете) - Почему вы так решили? - Какую роль играет в нашей жизни цвет, как он влияет на наше восприятие окружающего мира? - Что вы можете рассказать о цвете? - Почему же автор стихотворения рассказывает о цвете, как наделенном различными характеристиками? (Именно через цвет человек чувствует все краски жизни, находит самые обыденные вещи красивыми, понимает их красоту). - Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы красные, другие зеленые, а третьи синие? Кто может дать ответ? Подводит к правильному формулированию темы и цели урока через наводящие вопросы: - На какой вопрос мы не можем ответить сегодня по данной теме? Проблема: какова природа цвета, основные свойства цвета. Самостоятельно формулируют тему, цели урока выбор материалов план пути достижения цели. | Организация поискового решения выдвинутых познавательных задач. Слушают, отвечают на поставленный вопрос, осмысливают цель урока. Проблема: какова природа цвета, основные свойства цвета? | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Осознание необходимости получения новых знаний. Познавательные: целеполагание, Умение анализировать, выделять и формулировать учебную задачу; Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание. |
Изучение новых знаний | Подготовка кадет к получению новых знаний | Рассказ учителя о различных видах народных промыслов, показ учителя способов изображения эскиза по мотивам народной росписи | фронтальная | 1.Рассказ преподавателя на тему: «природа цвета с точки зрения физики». Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. - Что же такое цвет? Какова его природа? Почему разные предметы имеют разный цвет? Оказывается, цветность предметов мы воспринимаем только благодаря солнечным лучам, ведь в темноте мы этого не видим. Все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы: 1. Ахроматические цвета: черный, белый и все серые. Это нейтральные цвета. 2. Хроматические цвета: цвета спектра, которые располагаются всегда в одной и той же последовательности, это основа восприятия цвета через органы зрения. Сегодня мы поговорим о цветоведении. Цветоведение - наука о цвете, которая изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. Свойства цвета. Цвета подразделяют на ахроматические (белые, черные и все серые) и хроматические, т. е. цветные. Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к ахроматическим цветам. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой. Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например трехгранной стеклянной призме. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон в 1666 г. В своих опытах он наблюдал дисперсию света, разложив видимое излучение (солнечный свет, белый свет) с помощью призмы. В качестве основных спектральных цветов Ньютоном определены семь (цвета радуги). Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета цветового спектра — красный и фиолетовый — более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу. Посмотрите, как это красиво! В учебных целях очень удобно пользоваться таким цветовым кругом, мы с вами еще убедимся в этом много раз. Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цвета в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Холодные цвета: Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. К цветам, кажущимся ближе фактического расположения — выступающим, относятся главным образом теплые цвета, а к отступающим, кажущимся дальше своего фактического положения на плоскости,— холодные цвета. Художники используют это явление и создают впечатление глубин плоскости с помощью цвета. Как вы помните, что основные цвета - это цвета, которые нельзя получить путём смешивания каких либо красок. Какие же это основные три цвета? Это: Красный, жёлтый, синий. Они расположены в центре цветового круга и образуют треугольник. Составные цвета. Следующие цвета получаются благодаря смешиванию основных цветов попарно. Из них получаются зеленый, фиолетовый и оранжевый. Это видно на цветовом круге. Дополнительными (контрастными) цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга. Например, напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет, у красного цвета дополнительным будет зеленый, у желтого — фиолетовый. И наоборот, конечно же. Таким образом, легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. Если помнить об этих цветах и при рисовании пользоваться этими сочетаниями, то картины получатся более живыми и гармоничными. Каждый из встречающихся в природе цветов, как и цвета красок, обладает тремя основными свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Насыщенность – это степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность. Светлота (яркость) – свойство, выражающее близость ахроматических и хроматических цветов к белому или черному. Светлота – единственная характеристика ахроматических цветов. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий — голубым, зеленый — салатовым и т. д. Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название. Физкультминутка (динамическая пауза). | Воспринимают на слух информацию. Кадеты рассматривают презентацию, записывают важные моменты и определения в рабочую тетрадь, делают зарисовки, задают вопросы. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Рефлексивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; Коммуникативные: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; |
Практическая работа | Здоровье сберегающие технологии знания | Практически закрепить полученные кадетами знания | индивидуальная | Преподаватель раздает карточки с индивидуальными заданиями. Преподаватель наглядно показывает технику выполнения цветовой композиции, предупреждает ошибки. | Кадеты самостоятельно выполняют черно-белые зарисовки; работают над овладением приемами работы в графике ее художественными средствами выразительности . | Познавательные: классифицируют по заданным основаниям учебный материал, сравнивают по заданным критериям, делают выводы. Личностные: самоорганизация, осознание своих возможностей. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; |
Закрепление материала | Рефлексия | Устный опрос кадет. Проверка систематизации учебного материала кадетами в рабочих тетрадях | фронтальная | Учитель задает вопросы: Что нового вы сегодня узнали? - Кто из ученых открыл разложение цвета на спектр? - Кто придумал цветовой круг? - Зачем художнику столько разных оттенков цвета? - Для чего он их использует? Что было интересно? Что теперь помимо учебного задания вы можете изобразить? Какие новые графические приемы вы приобрели? Какие практические знания для жизни дал вам урок ? | Кадеты отвечают на вопросы учителя и товарищей: Я сегодня я узнал… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… мне захотелось… | Коммуникативные: умение аргументированно защитить свою точку зрения; |
Подведение итогов урока | Технология критического мышления | фронтальная | Анализ ошибок кадет и подведение итогов урока. Выставление оценок. Заканчивает урок стихотворением: Фрида Дроздова Какое в белом цвете множество оттенков, Весь спектр цветов содержит он в себе, Вот бело-голубой, холодный, самый светлый, Как снег, мороз и лёд в моей судьбе. Вся жизнь – как белый цвет, пропущенный сквозь призму Условий, обстоятельств, сердца и ума. Какого ж цвета будет основной мой признак, За то я отвечаю лишь сама. | Кадеты осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, сопоставляют цель и результаты, степень их соответствия. Сравнивают, что сделали за отведенное время, оцениваем по следующим критериям: целостность композиции; выразительность исполнения цвета, рисунка, объема; умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль; декоративность композиции; аккуратность. исполнения | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регелятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Умение соотносить результаты собственной деятельности Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость; приобретение ценностно-смысловых ориентиров | |
Домашнее задание | Учебно- познавательная компетенция. | фронтальная | Прочесть в учебнике стр. 30-33. Ответить на вопросы в учебнике. Спасибо за работу. | Запись домашнего задания уборка рабочих мест, художественных инструментов | Кадеты выстраивают самостоятельно траекторию самостоятельной учебной деятельности. |
Преподаватель: Малахова В.М.
Руководитель ОД (Искусство, МХК и технология) Катаева В.М.
Как основа камуфляжа,
Он в военном деле важен,
И его на свой манер
Носят танк и БТР.
(Цвет хаки)
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.
(Желтый цвет)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.
(Зелёный цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.
(Красный цвет)
Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе.
(Рыжий цвет)
Снегом он лежит на крыше,
Чертят по нему и пишут,
Он в коровьем молоке
И в сметане, и в муке.
(Белый цвет)
Хоть таится в дымоходе,
У пантер он вечно в моде,
Да и негр его любой
Носит каждый день с собой.
(Черный цвет)
Он на небе в день погожий
И на незабудках тоже,
А на крыльях мотылька,
Может он взлететь с цветка.
(Голубой цвет)
Он в асфальте и бетоне,
В теплом пухе на вороне,
В волке и его хвосте
И у кошек в темноте.
(Серый цвет)
Есть он в кофе, в чечевице,
В медвежонке и корице,
В шоколаде тоже есть –
Без него его не съесть.
(Коричневый цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом.
(Синий цвет)
Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы.
(Фиолетовый цвет)
Скажет каждый мальчик зрячий
Про него, что он девчачий,
Если ж аиста макнем,
Станет, как фламинго, в нем.
(Розовый цвет)
Признак рыбы говорящей,
Он пиратом спрятан в ящик,
Есть в короне и в кольце,
И на сказочном крыльце.
(Золотой цвет)
Есть в малине. Без сомненья,
Есть в малиновом варенье,
А в банты и провода
Попадает иногда.
(Малиновый цвет)
Как основа камуфляжа,
Он в военном деле важен,
И его на свой манер
Носят танк и БТР.
(Цвет хаки)
Хоть безмерный и безвесный,
Говорят, что он телесный,
Но порою тело то –
Сумка, шарф или пальто.
(Бежевый цвет)
Светлана Городецкая
Гордость - белая королева,
Стены замка её высоки.
Гордость - белая королева,
Никому не подаст руки.
Честь сверкает мечом на троне -
Белоснежный король её.
Честь, сверкая мечом на троне
Королевство хранит своё.
Принцев четверо возле трона.
Свой у каждого цвет плаща.
Принцев четверо возле трона,
Служат слуги им, трепеща.
Верность - сын в голубом камзоле
И в плаще голубых шелков.
Верный сын родительской воле,
Самый старший из всех сынов.
Принц Отвага в костюме алом,
Плащь горит, как в мае заря.
Принц Отвага - бесстрашный малый,
Два меча у него не зря.
В тёмно-синем стоит Правосудье.
Плащь расшит алмазами звёзд.
Неподкупный принц - Правосудье,
Не спасуться плут и прохвост.
И чернее осенней ночи,
Ликом строг, как дурная весть,
Прячет в маске горящие очи
Сын четвёртый - Чёрная Месть.
Трон владыки, замка ступени,
Стены крепости, речка, плёс...
Королевские бродят олени
У источника Вечных Грёз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 1 классе "Начало зимы"
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 1 классе "Начало зимы"...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству 6 класс
"Реальность и фантазия в творчестве художника"...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству 6 класс 1 четверть
На первом уроке изобразительного искусства учащиеся познакомятся со значением искусства в жизни человека, видами искусства, получат представления о пластических видах искусства и их деление на г...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству 7 класс (учебник Кашекова) "Гончарной промысел"
На данном уроке обучающиеся познакомятся с гончарным промыслом, с историей развития гончарного искусства, мотивами и элементами росписи....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА Тема урока: Линия и её выразительные возможности
Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получи...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА Тема урока: Конструкция: часть и целое
Сегодня в современном мире каждый день создаются новые и новые технологии.При этом красота здания зависит не от сложности форм, а от их гармонии и единства стиля всех элементов. Большинство зданий отл...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА Тема урока: Русская красавица
В каждом произведении, в каждой картине были отражены традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому наци...