Интегрированный урок в 5 классе по изобразительному искусству и информатике и ИКТ.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Тема урока: Единство формы и декора игрушек.
В программе "Изобразительное искусство" в разделе «Язык изобразительного искусства и художественный образ» учащиеся продолжают знакомиться с многообразием народных промыслов и ремесел России, создают творческие композиции, знакомятся с конструкцией и декором предметов, символикой цвета. В результате чего формируются и закрепляются навыки декоративной работы, овладения техникой работы гуашевыми красками, кистями и т.д.
В курсе «Информатика и ИКТ» при изучении раздела «Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала» учащиеся знакомятся с назначением и возможностями графического редактора, назначением объектов интерфейса графического редактора, осваивают основные приемы работы в данной программе. В результате учащиеся овладевают навыками умения работать с инструментами и палитрой цветов,
создавать графический объект из типовых фрагментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока | 720.71 КБ |
Презентация для детей | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 5 классе по изобразительному искусству и информатике и ИКТ.
МБОУСОШ №7 имени Героя России Марка Евтюхина г. Североморск Мурманской области
Учитель технологии и изобразительного искусства Гродь С.К.
Учитель информатики и ИКТ Гончаренко И. В.
Изобразительное искусство и информатика
Тема урока: Единство формы и декора игрушек.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: интегрированный.
Продолжительность занятия: 45 минут
Место темы урока в предметной учебной программе:
В программе "Изобразительное искусство" в разделе «Язык изобразительного искусства и художественный образ» учащиеся продолжают знакомиться с многообразием народных промыслов и ремесел России, создают творческие композиции, знакомятся с конструкцией и декором предметов, символикой цвета. В результате чего формируются и закрепляются навыки декоративной работы, овладения техникой работы гуашевыми красками, кистями и т.д.
В курсе «Информатика и ИКТ» при изучении раздела «Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала» учащиеся знакомятся с назначением и возможностями графического редактора, назначением объектов интерфейса графического редактора, осваивают основные приемы работы в данной программе. В результате учащиеся овладевают навыками умения работать с инструментами и палитрой цветов,
создавать графический объект из типовых фрагментов.
Обоснование актуальности интегрированного урока:
В современном мире становится актуальным активное использование информационных технологий во многих сферах жизнедеятельности человека. Активно используется компьютерный дизайн в рекламе, оформлении книг и журналов, открыток и прочих творческих работах. Очень важно развить у учащихся представления о значимости для человека информации не только в символьном, но и графическом виде.
Цель урока (системно-деятельностный подход):
формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний народных промыслов России; знакомство обучающихся с техникой промысла Дымковской росписи; уметь выполнять композиции росписи, работать открытым мазком без предварительного рисунка; закрепление навыков работы в графическом редактореKolourPaint;
Задачи урока:
Личностные:
осознанно относиться к сохранению традиций народного искусства, уважать культуру народа, понимать ценность произведений декоративно-прикладного искусства. Постигать значимость отношения к собственной творческой деятельности, развивать способность к созданию художественного образа, уметь давать оценку произведениям народных художников, своих рисунков и анализировать их. Воспитание чувства патриотизма.
Метапредметные (УУД):
регулятивные - уметь выполнять действия по образцу. Проявлять творческую и познавательную инициативу. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
Учить представлять результат своей работы. Формировать умение объективно и грамотно оценивать свою работу и работу других учеников. Учить сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Предметные:
актуализировать знания и представления о значимости для человека информации не только в символьном, но и графическом виде; дальнейшее формирование композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения, развитие творческого воображения, пользовательских навыков учащихся (работа с мышью, клавиатурой, меню), самостоятельности и умения ставить цели, планировать свои действия и осуществлять их.
Оборудование:
компьютерный класс, имеющий локальную сеть и установленными офисными программами, цветной принтер, проектор с экраном, презентация «Единство формы и декора игрушек ».
Методы:
Исследовательский: метод направлен на формирование у обучающихся самостоятельно выполнять творческое задание, развивает фантазию и креативное мышление. Обучающийся в большей степени выполняет работу самостоятельно.
Программное обеспечение:
Операционная система ALTLinux
Зрительный ряд: презентация «Единство формы и декора игрушек », рисунки обучающихся, таблицы «Дымковская игрушка».
Музыкальный ряд: русские наигрыши.
План урока:
1. Организационный момент - 1 мин.
2. Постановка целей и задач (учитель ИЗО и информатики) –по 1,5 мин.
3. Повторение (учитель ИЗО) – 12 мин.
4. Практическая работа (учитель информатики) - 25 мин.
5. Подведение итогов - 1 мин.
6. Домашнее задание - 1 мин
7. Рефлексия - 2 мин.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих на уроке.
2. Постановка целей и задач (учитель ИЗО и информатики) – по 1,5 мин.
Учитель ИЗО. На прошлом уроке изобразительного искусства мы с вами познакомились с одним из самых знаменитых промыслов России – Дымковская игрушка. Сегодня на уроке мы еще раз поговорим об истории появления дымковской игрушки, основных правилах ее росписи. После чего вы приступите к работе на компьютере.
Учитель информатики: В нашей жизни мы часто встречаемся с компьютерной графикой. Примерами компьютерной графики являются мультфильмы, кинофильмы, реклама, клипы. Рисунок, созданный при помощи компьютера, это тоже компьютерная графика.
Сегодня мы с вами вспомним основные приемы работы в графическом редакторе KolourPaint. С помощью этой программы вы будете создавать рисунок Дымковской игрушки. 1,5 минуты
3.Повторение (учитель ИЗО) – 12 мин.
Слайд №3. Рассказ учителя ИЗО сопровождается музыкальным оформлением. Звучат русские народные наигрыши.
Хороша игрушка расписная,
Вся поет бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая
Ставшего искусством ремесла
Слайд №4.
Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, выразительных по пластике и цвету фигурок людей, животных и птиц (учитель демонстрирует игрушки на слайде и несколько игрушек держит в руках).
Вопрос: Где находится Дымковская слобода? Какими праздниками она славилась?
Слайд №5.
Предполагаемый ответ учащихся: дымковские игрушки родились болеет 400 лет назад в Дымковской слободе(неподалеку от современного города Киров).
Слайд№6.
Предполагаемый ответ учащихся:дымковская слобода славилась в старину своими праздниками – ярмарками, которые назывались «свистопляской». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки. Все посетители ярмарки, от мала до велика, свистели в глиняную свистульку.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о технологии изготовления и росписи дымковской игрушки.
Слайд№7 , 8.
Предполагаемый ответ учащихся: дымковские глиняные игрушки составляют вручную из глины, перемешанной с мелким речным песком. Сначала лепят отдельные части, соединяя их позднее в определенной последовательности, затем обжигают в муфельных печах, покрывают темперными белилами (в старину белили меловым грунтом на молоке) и расписывают.
Для росписи целесообразно использовать круглые беличьи кисти, колонковые плоские и маленькую печатку-тычок, которую можно легко скрутить из бумаги. Печатка-тычок изготавливается для каждой краски отдельно (можно использовать ватные палочки). На уроке мы расписывали гуашью, а мастера используют анилиновые краски. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Нет двух одинаковых игрушек. Их производство уникально.
4. Практическая работа (учитель информатики) - 25 мин.
А теперь положите рядом с собой учебники по изобразительному искусству и рисунки, на которых вы на прошлом уроке нарисовали дымковскую игрушку гуашью. Ваша работа будет для вас сегодня служить образцом при выполнении работы на компьютере.И я передаю слово Ирине Викторовне.
Ребята, сначала давайте вспомним основные инструменты графического редактора KolourPaint и приемы работы с ними. Запустим графический редактор KolourPaint. В открывшемся окне вы видите основные элементы программы, которые представлены на слайде. (Слайд 11)
Первая строка- строка заголовка и кнопки минимизации (закрыть, развернуть, свернуть).
Вторая строка – строкаМеню.(Команды Меню:«Файл», «Правка» для копирования, вставки и перемещения изображений, «Отменить», «Очистить» и др.)
Слева от рабочей области – Панель инструментов. Набор инструментов содержит инструменты для рисования и выполнения операций над рисунком. Выбор инструмента осуществляется щелчком мыши.
Внижней части экрана – палитра, с помощью которой можно выбирать цвет для рисования и цвет фона, а также шаблон заливки, доступные для рисования в выбранном режиме.
И в самом низу - строка состояния.
Вспомним приемы работы с инструментами. (Слайд 12)
С помощью инструмента «перо» и «кисть» можно рисовать произвольные линии, точки и др.
Инструмент «заливка» – используется для закраски замкнутой области. Выбираем инструмент, устанавливаем курсор в выбранную область и выполняем щелчок (левой или правой кнопкой мыши).
Инструмент «распылитель» - имитирует разбрызгивание краски из баллона.
Инструменты «ластик» и «очистка цвета»– применяют для устранения ошибок. Изображение стирается протягиванием.
Геометрические фигуры рисуем с помощью инструментов «округленный прямоугольник», «прямоугольник», «эллипс», «многоугольник».Для рисования правильных фигур используем клавишу Shift.
Плавные соединительные линии рисуем с использованием инструмента «кривая».
Для копирования фрагментов рисунка используем инструменты «свободное выделение»,
«прямоугольное выделение», «эллиптическое выделение».
Отменить выполненное действие можно с помощью команды: ПРАВКА – ОТМЕНИТЬ или «Отменить действие».
После того как ваш рисунок будет закончен, сохраните его в «Папке обмена» для того, чтобы мы смогли вместе посмотреть ваши работы. Итак, приступили к выполнению задания.
Контроль:
Учителя ИЗО и информатики совместно проводят анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся.
Просмотр всеми учащимися лучших эстетически выполненных работ.
Анализ допущенных ошибок (если они есть).
Оценивание учащихся.
Рефлексия:
Учащиеся выбирают одно слово на листе бумаги, характеризующее впечатление ребенка от прошедшего урока и прикрепляют его на магнит к доске.
Предлагаемые слова для рефлексии: радость, отдых, разочарование, красота, восторг, уныние, злость, грусть, веселье, опыт, умение.
Анализ и оценка урока.
Вопросы для закрепления нового материала:
1.Чему вы сегодня научились? Что нового узнали на уроке?
2. Какие образы используют мастера для создания дымковской игрушки?
3.Какие элементы декора используются в дымковской росписи?
4.Какие новые термины узнали на уроке?
5.Какие инструменты графического редактора использовали для создания рисунка?
Домашнее задание: для работы на следующем уроке ИЗО приготовить гуашь, кисти №1, №2, №3, палитру, альбомы.
Для урока информатики приготовить информацию о графических редакторах - Paint.NET,Paint XP,TuxPaint,Gimp.
Литература и другие источники:
- Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства. Г.А.Величкина, - Москва «Мозаика- синтез». -2004.
- Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений Н.А.Горяевой, О.В.Островской под редакцией Б.М. Неменского. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
- Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн. Н.М. Сокольникова. – 2-издание, Москва «Academia». – 2003.
- Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. Л.Д.Рондели.- М.: Просвещение, 1994.
- http://www.liveinternet.ru/users/3864871/post138250259
- http://900igr.net/prezentatsii/iskusstvo/Dymkovskaja-igrushka.files/005-Takoj-Dymkovskaja-sloboda-mesto-gde-delali-glinjanye-igrushki-byla-v.html
- http://dymka.teploruk.ru/article/books/nasha_derevushka.html?template=115&Image=82
- http://ikthelp.ru/nekotorye-priyomy-raboty-v-rastrovom-graficheskom-redaktore-8-klass
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: Личностные : осознанно относиться к сохранению традиций народного искусства, уважать культуру народа, понимать ценность произведений декоративно-прикладного искусства. Постигать значимость отношения к собственной творческой деятельности, развивать способность к созданию художественного образа, уметь давать оценку произведениям народного искусства. Воспитание чувства патриотизма . Метапредметные (УУД): регулятивные - уметь выполнять действия по образцу. Проявлять творческую и познавательную инициативу. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные : Учить представлять результат своей работы. Формировать умение объективно и грамотно оценивать свою работу и работу других учеников. Предметные : актуализировать знания и представления о значимости для человека информации не только в символьном, но и графическом виде; дальнейшее формирование композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения, развитие творческого воображения, пользовательских навыков учащихся (работа с мышью, клавиатурой, меню), самостоятельности и умения ставить цели, планировать свои действия и осуществлять их.
Хороша игрушка расписная, Вся поет бесхитростно светла. И видна мне радость молодая Ставшего искусством ремесла.
Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, выразительных по пластике и цвету фигурок людей, животных и птиц.
Дымковские игрушки родились болеет 400 лет назад в Дымковской слободе(неподалеку от современного города Киров)
Дымковская слобода славилась в старину своими праздниками – ярмарками, которые назывались «свистопляской». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки. Все посетители ярмарки, от мала до велика, свистели в глиняную свистульку.
Дымковские глиняные игрушки составляют из отдельных частей, соединяя в определенной последовательности, затем обжигают, белят меловым грунтом на молоке и расписывают.
Для росписи целесообразно использовать круглые беличьи кисти, плоские колонковые и маленькую печатку-тычок, которую можно легко скрутить из бумаги. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. печатка-тычок изготавливается для каждой краски отдельно
Основные элементы дымковской росписи – это круги, линии прямые и извитые, пятна-тычки.
Преемственность поколений.
Использованные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ: http :// www.liveinternet.ru/users/3864871/post138250259 http:// 900igr.net/prezentatsii/iskusstvo/Dymkovskaja-igrushka.files/005-Takoj-Dymkovskaja-sloboda-mesto-gde-delali-glinjanye-igrushki-byla-v.html http:// dymka.teploruk.ru/article/books/nasha_derevushka.html?template=115&Image=82
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".
На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...
Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству «Их беда - наша вина» 9 класс (может использоваться как внеклассное мероприятие)
Данный урок направлен на достижение основных дидактических целей социализации личности, воспитание толерантности, патриотизма, сопереживания через использование интегративных методов метапредметных и ...
Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 4 классе
Воспитание у детей интереса и любви к животным, чувства доброты, эмоциональной отзывчивости...
Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 6 классе по теме "Еда. Натюрморт."
Интегрированный урок по теме "Еда. Натюрморт" разработан для учащихся 6 класса(второй год обучения). На уроке используются информационно-компьютерных технологии, а именно компьютер и проектор, а так...
Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"
Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на п...
Интегрированный урок английский язык и изобразительное искусство. 7 класс. Тема "Весна"
Здесь представленны технологическая карта урока, конспект урока, презентация....
Интегрированный урок по математике и изобразительному искусству для обучающихся 5-9 кл "Математика и мир искусства"
Данный интегрированный урок по математике и искусству посвящен математикам, которые были связаны с миром искусства: это Пифагор, Архимед, Лобачевский, Софья Ковалевская и художникам Леонардо да Винчи,...