«Прикладная композиция» Дополнительная общеразвивающая образовательная программа.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
«Прикладная композиция»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа.
Выполнила:
Кускунова Людмила Владимировна
(ФИО)
преподаватель изобразительного искусства
(должность)
НГ МБОУ ДОД "Детская школа искусств"
(место работы)
Пояснительная записка
Данная образовательная программа имеет художественную направленность и составлена в соответствии с письмом №06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и приказом Минобрнауки от 29.08.2013 1008 и правилами персонифицированного финансирования.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р содержание данной дополнительной образовательной программы ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Программа учебного предмета «Прикладная композиция» направлена на создание условий для освоения учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа является интегрированным курсом, который включает в себя различные вида изобразительного творчества: рисунок, живопись, прикладную композицию и работу в различных материалах. Данные дисциплины взаимосвязаны в рамках каждого отдельного задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна,
линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.
Применение технологии работы с одаренными детьми и личностно-ориентированной технологии обучения, основанной на принципах сотрудничества и свободы выбора, позволит дифференцированно подойти к каждому ребенку и создать оптимальные условия для его развития.
Актуальность программы заключается в формировании основных знаний, умений и навыков учащихся в прикладном искусстве.
Новизна программы заключается в определенном подборе тем и изучаемых техник исполнения творческой работы с уклоном на изучение материального и культурного наследия народного искусства России.
Основной целью обучения по программы является оптимальное раскрытие творческих возможностей учащихся, формирование у них способности художественного видения, образного, объемно - пространственного мышления.
Цель учебного предмета: научить использовать основные правила, приемы композиции в практической работе.
Для реализации цели программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
- создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- научить практическим навыкам создания объектов в разных видах прикладного творчества;
Развивающие:
- развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности;
- эстетическое восприятие художественных образов - в произведениях народного искусства и предметов – явлений окружающего мира как эстетических объектов.
Воспитательные:
- пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.
- воспитать уважительное отношение к материальному и культурному наследию народного искусства России.
- воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
Адресат программы. Условия реализации программы.
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Данная образовательная программа рассчитана на 136 часов обучения (9 месяцев, 34 учебные недели). Учитывая рекомендации по организации режима занятий детей в организациях дополнительного образования (СанПиН 2.4.4.3172-14, раздел 8, пункт 8.2), занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с десятиминутным перерывом, согласно утвержденного расписания.
Возраст обучающихся - 8-11 лет.
Наполняемость группы –10 человек.
Основной формой учебной и воспитательной работы является групповой урок. Учитывая рекомендации по организации режима занятий детей в организациях дополнительного образования, уроки проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего136 часа.
Режим занятий – первая смена.
Вид детских групп - профильный, состав - постоянный. Урок проводится в форме группового занятия (10 человек). Состав групп может быть смешанным (девочки и мальчики).
На уроках используются методы:
- наглядно-зрительные, словесные, рассматривание наглядных пособий, схем, таблиц, работ из фонда, анализ работ, диагностика развития учащегося.
Формы контроля:
Творческий показ (выставка детских работ).
Планируемые результаты:
В конце года учащиеся должны владеть начальными знаниями и навыками прикладной композиции.
Должны знать:
систему теоретических основ (законы и закономерности композиции), особенности построения прикладной плоскостной и объемно-пространственной композиции.
Должны уметь:
самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа, выражать индивидуальное отношение к изображаемому, уметь технически реализовать замысел.
Учебный план
по дополнительной общеразвивающей образовательной программе
в области изобразительного искусства
«Прикладная композиция»
№ п./п. | Наименование учебной области/предмета | Количество учебных часов в неделю | Формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации | |
I | ||||
Форма аттестации | Четверть | |||
1. | Учебные предметы художественно-творческой подготовки | 4 | ||
1.1 | Прикладная композиция | 4 | Выставка, творческий показ | IV |
Всего | 4 |
Примечания к учебному плану.
На обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе со сроком обучения 9 месяцев (136 часов) принимаются дети в возрасте с 8-11 лет.
При реализации общеразвивающей образовательной программы устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность учащихся: мелкогрупповые занятия —10 человек.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки учащихся планируется следующим образом: «Прикладная композиция» - 4 часа.
Периодичность оценки результатов программы
По программе «Прикладная композиция» форма промежуточной и итоговой аттестации: выставка, творческий показ, просмотр. Промежуточная аттестация проводится в рамках аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании изучения учебного предмета выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.
Учебно-тематическое планирование по предмету
«Прикладная композиция»
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Виды изобразительного искусства. Прикладная композиция. | 2 | 1 | 1 | Просмотр |
2. | Сказочное животное. | 4 | 1 | 3 | Просмотр |
3. | Пейзаж - настроение. | 4 | 1 | 3 | Просмотр |
4. | Натюрморт из фруктов и овощей. Мозаика из бумаги. | 6 | 1 | 5 | Просмотр |
5. | Зарисовки осенних листьев. Стилизация природных форм. | 4 | 1 | 3 | Просмотр |
6. | Орнамент в полосе. | 2 | 1 | 1 | Просмотр |
7. | Орнамент в круге, квадрате. | 4 | 1 | 3 | Просмотр |
8. | Украшение из кожи | 4 | 1 | 3 | Просмотр |
9. | Дом – буква. | 4 | 1 | 3 | Просмотр |
10. | Буквица к сказке. | 4 | 1 | 3 | Просмотр |
11. | Эскиз маски. | 2 | 1 | 1 | Просмотр |
12. | Маска в технике «Папье- маше» | 6 | 1 | 5 | Просмотр |
13. | Декоративные фактуры. | 2 | 1 | 1 | Просмотр |
14. | Декоративная композиция в технике аппликация «Зима» | 8 | 1 | 7 | Просмотр |
15. | Новогодний сувенир. Снеговик. | 2 | 1 | 1 | Просмотр |
16. | Елочка. | 2 | 1 | 1 | Просмотр |
17. | Народные промыслы. Кистевая роспись. | 2 | 1 | 1 | Просмотр |
18. | Эскиз росписи доски. | 6 | 1 | 5 | Просмотр |
19. | Эскиз народного костюма. | 4 | 1 | 3 | Просмотр |
20. | Кокошник. | 6 | 1 | 5 | Просмотр |
21. | Эскиз кружева. « Цветок» | 6 | 1 | 5 | Просмотр |
22. | Зарисовки элементов деревянной резьбы. Наличники. | 6 | 1 | 5 | Просмотр |
23. | Имитация гобелена « Лето» | 8 | 1 | 7 | Просмотр |
24. | Композиция в технике трафарета. « Море» | 4 | 1 | 3 | Просмотр |
25. | Рельефная композиция из бумаги. | 2 | 1 | 1 | Просмотр |
26. | Декоративная решетка. | 4 | 1 | 3 | Просмотр |
27. | Композиция в технике бумагопластика. | 8 | 1 | 7 | Просмотр |
28. | Декоративный натюрморт. | 10 | 1 | 9 | Просмотр |
29. | Композиция по сказке. | 10 | 1 | 9 | Выставка, творческий показ |
Итого | 136 | 27 | 108 |
Содержание программы.
Содержание данной Программы организовано по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности – «Стартовый». Данная Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
1.Тема: «Виды изобразительного искусства. Прикладная композиция»
Теория: Знакомство с видами изобразительного искусства, с особенностями прикладной композиции и выразительным средством изобразительного и прикладного искусства – линией.
Практика: Выполнить линии различного вида и характера начертания.
Материал: бумага, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: Составить не сложный узор из линий.
2. Тема: «Сказочное животное»
Теория: Знакомство с понятием реалистичное изображение и декоративное.
Практика: Придумать необычное животное. Применить навыки выполнения различных линий в декоративной композиции.
Материал: бумага, карандаши.
Самостоятельная работа: Выполнить зарисовки животных.
3.Тема: «Пейзаж-настроение».
Теория: Понятие «пейзаж» и виды пейзажа.
Практика: Выполнить композицию на передачу эмоционального состояния природы с помощью ритмически организованных пятен. Работа выполняется из осенних листьев, цветной мозаики на картоне.
Материал: бумага формата А3, гуашь, осенние листья, кисти.
Самостоятельная работа: Нарисовать осенний пейзаж.
4.Тема: « Натюрморт из фруктов и овощей. Мозаика из бумаги»
Теория: Знакомство понятием «натюрморт», « мозаика».
Практика: Рисунок с натуры натюрморта из фруктов и овощей. Выполнение натюрморта из бумаги в технике мозаика.
Материал: бумага, карандаш, цветная бумага, клей, ножницы.
Самостоятельная работа: Выполнить зарисовки фруктов.
5.Тема: «Зарисовки осенних листьев. Стилизация природных форм».
Теория: Знакомство понятием «стилизация», «силуэт».
Практика: Рисунок с натуры природного мотива из гербария. Выполнение силуэтного изображения. Передача характерных особенностей. Изменение силуэтной формы предмета за счет изменения пропорций объекта. Материал: Формат А4, карандаш, гелиевая ручка, кисть, акварель.
Самостоятельная работа: Выполнить зарисовки осенних листьев.
6.Тема: «Орнамент в полосе».
Теория: Знакомство учащихся с видами орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный), национальными признаками и символикой. Знакомство с принципами построения линейного орнамента: повторение; инверсия (обратное расположение); чередование; симметрия.
Практика: Учащиеся фиксируют основные схемы построения орнамента. Выполнение схем построения орнамента условно. Создание орнаментальной композиции. Выбор схемы для построения орнамента. Соответствие схемы мотиву. Материал: бумага, карандаш, фломастер.
Самостоятельная работа: Составить не сложный орнамент из геометрических фигур.
7.Тема: «Орнамент в круге, квадрате».
Теория: Знакомство с принципами построения орнамента в замкнутой форме.
Практика: Создание мотива для орнамента. Мотив выбирается из ранее стилизованных растительных форм. Мотив цветка корректируется и масштабируется для данной работы. Материал: бумага А4, карандаши. Самостоятельная работа: Выполнить орнамент в круге.
8.Тема: «Украшение из кожи»
Теория: Знакомство с техникой выполнения художественных изделий из кожи.
Практика: Составить эскиз небольшого изделия (украшения), и выполнить работу в материале. Материал: бумага, карандаш, кожа различных цветов, ножницы, клей.
Самостоятельная работа: Выполнить эскиз кулона.
9.Тема: «Дом - буква».
Теория: Знакомство с понятием «шрифт».
Практика: Выполнить букву, в которой заложен изобразительный элемент; архитектурные мотивы. Материал: бумага, карандаш, фломастер.
Самостоятельная работа: Выполнить зарисовки архитектурных элементов.
10.Тема: «Буквица к сказке».
Теория: Знакомство с понятием «буквица».
Практика: Выполнить буквицу для сказки народов России.
Материал: бумага, карандаш, фломастер.
Самостоятельная работа: Выполнить эскиз буквицы.
11.Тема: «Эскиз маски».
Теория: Познакомиться с техникой прикладного творчества папье-маше.
Практика: Выполнить эскиз маски. Материал: бумага, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: Рисунок маски.
12.Тема: «Маска в технике «Папье- маше»
Теория: Познакомить с последовательностью выполнения работы в технике «Папье- маше».
Практика: Выполнить основу формы из пластилина, послойно оклеить ее мелко порванной тонкой бумагой. После полного застывания объемную форму расписать, украсить декоративными элементами.
Материал: бумага, пластилин, клей ПВА, мелко порванная газета, гуашь.
Самостоятельная работа: Продумать цветовое решение маски.
13.Тема: «Декоративные фактуры».
Теория: Познакомить с понятием «Декоративные фактуры».
Практика: Выполнить ряд упражнений для получения различных графических фактур, применяя различные технические приемы работы: монотипия, набрызг, печать. Материал: бумага, акварель, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: Выполнить декоративные фактуры.
13.Тема: «Декоративная композиция в технике аппликация «Зима»
Теория: Познакомить с понятием « контраст» и « нюанс».
Практика: Используя навыки, приобретенные на предыдущих уроках, выполнить декоративную композицию с помощью контрастных или нюансных цветовых отношений, в технике аппликации.
Материал: бумага, графические фактуры выполненные на предыдущем уроке, карандаш, цветная бумага, клей, ножницы, гуашь.
Самостоятельная работа: Выполнить эскиз зимнего пейзажа.
14.Тема: «Новогодний сувенир. Снеговик».
Теория: Знакомство с особенностями выполнения сувениров.
Практика: Выполнить из текстильных материалов новогодний сувенир в объеме. Развить навыки работы с различными материалами.
Материал: текстиль, синтепон, ножницы, клей, бусины, пуговицы.
Самостоятельная работа: Придумать новогодний сувенир.
15.Тема: «Елочка».
Теория: Знакомство с понятием «коллаж».
Практика: Выполнить плоскостную декоративную работу в материале по шаблону в технике коллажа. Материал: картон, ножницы, клей, бусины, пуговицы, нитки шерстяные.
Самостоятельная работа: Выполнить эскиз в цвете.
16.Тема: «Народные промыслы. Кистевая роспись».
Теория: Беседа о народных промыслах и истории возникновения и развития росписи.
Практика: Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором. Виртуальная экскурсия в музей народного искусства.
Материал: бумага, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: Выполнить элементы кистевой росписи.
17.Тема: «Эскиз росписи доски».
Теория: Знакомство с ее орнаментальными мотивами кистевой росписи, видами узоров, и способами их нанесения на поверхность.
Практика: Создать композицию с использованием характерных образов выбранной росписи. Используя основные элементы, цветовые сочетания, композиционные особенности выбранной росписи создать свой эскиз, выполнить роспись на тонированной бумаге. Материал: бумага, гуашь.
Самостоятельная работа: Придумать растительный орнамент.
18.Тема: «Эскиз кружева. « Дерево»
Теория: Знакомство с основными видами кружевоплетения.
Практика: Выполнение эскиза кружева по мотивам орнамента «Древо жизни». Виртуальная экскурсия в музей народного искусства.
Материал: бумага, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: Выполнить зарисовки элементов кружева.
19.Тема: Эскиз народного костюма.
Теория: Знакомство с особенностями, характерными чертами и элементами народного костюма, народного костюма.
Практика: Выполнить зарисовку народного костюма. Виртуальная экскурсия в музей народного искусства. Материал: бумага, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: Выполнить зарисовки народного костюма.
20.Тема: «Кокошник».
Теория: Знакомство с особенностями, характерными чертами и элементами народного женского головного убора.
Практика: Выполнить эскиз и модель в материале кокошника. Виртуальная экскурсия в музей народного искусства.
Материал: бумага, карандаш, картон, ножницы, клей, бисер, бусины, пуговицы, нитки, ленты, текстиль.
Самостоятельная работа: Выполнить эскиз кокошника.
21.Тема: «Зарисовки элементов деревянной резьбы. Наличники».
Теория: Знакомство с конструктивными особенностями, характерными чертами и декоративными элементами русской деревянной избы. Понятия: фронтон, причелина, полотенце наличник, лобовая доска.
Практика: Выполнить эскиз наличника. Виртуальная экскурсия в музей народного искусства. Материал: бумага, карандаши, сангина, акварель.
Самостоятельная работа: Выполнить эскиз наличника.
22.Тема: «Имитация гобелена « Лето»
Теория: Познакомить с техникой ручного ткачества.
Практика: Выполнить эскиз и гобелен в технике аппликации из шерстяных ниток. Материал: картон, шерстяные нити, ножницы, клей.
Самостоятельная работа: Зарисовки цветов.
23.Тема: «Композиция в технике трафарета. « Море»
Теория: Познакомить с техникой трафаретной печати.
Практика: Выполнить композицию, применяя навыки стилизации природных форм. Материал: бумага, гуашь, кисти, ножницы, поролон.
Самостоятельная работа: Зарисовки морских обитателей.
24.Тема: «Рельефная композиция из бумаги».
Теория: Познакомить с приемами конструирования из бумаги на плоскости.
Практика: Выполнить рельефную композицию из бумаги на плоскости.
Материал: бумага, ножницы, клей.
Самостоятельная работа: Зарисовки бабочек.
25.Тема: «Композиция в технике бумагопластика».
Теория: Познакомить с приемами конструирования из бумаги в объеме.
Практика: Выполнить эскиз и объёмную конструкцию из бумаги.
Материал: бумага, ножницы, клей.
Самостоятельная работа: Зарисовки птиц.
26.Тема: «Декоративная решетка».
Теория: Познакомить с приемами выполнения ажурной работы из бумаги.
Практика: Выполнить эскиз декоративной решётки в технике бумагопластики. Материал: бумага, ножницы, клей.
Самостоятельная работа: Выполнить эскиз линейного узора.
27.Тема: «Декоративный натюрморт».
Теория: Познакомить с законами и правилами составления декоративной композиции.
Практика: Создание декоративной композиции на основе работы с натуры. Использование полученных знаний и умений по пройденному материалу: стилизация, орнамент творческой работе. Материал: бумага формата А3, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: Выполнить эскиз натюрморта.
28.Тема: «Композиция по сказке».
Теория: Познакомить с анималистическим жанром в декоративно - прикладном искусстве.
Практика: Выполнить иллюстрацию к сказке народов Севера в технике коллажа из кусочков рваной цветной бумаги и текстиля. Найти выразительное решение композиции, выполнить силуэтное изображение животного. Материал: бумага ф Ф-3, цветная бумага, текстиль, клей, ножницы.
Самостоятельная работа: Выполнить эскиз к сказке.
Формы аттестации обучающихся по программе.
С целью отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы предусмотрены следующие формы аттестации:
*промежуточный контроль – выставка работ обучающихся,
*итоговый контроль – итоговая выставка работ обучающихся, просмотр, в соответствии с установленным графиком и расписанием.
Помимо этого, предусмотрен текущий поурочный контроль.
Методическое обеспечение программы.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
Список литературы.
1.Андреева, А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг / А. Андреева. - М.: Паритет, 2014. - 136 c.
2. Безбородова, М. А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности / М.А. Безбородова. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 176 c.
3. Вихрев Палех. Вторая композиция / Вихрев, Ефим. - М.: Художественная литература, 2018. - 412 c.
5. Гизе, М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII-начала XX века / М.Э. Гизе. - Л.: Ленинградский Университет, 2017. - 280 c.
6. Дулькина, Т.И. Керамика гжели / Т.И. Дулькина. - М.: Художник РСФСР, 2017. - 212 c.
7. Дурасов, Г.П. Каргопольская глиняная игрушка / Г.П. Дурасов. - М.: Художник РСФСР, 2018. - 248 c.
8. Иглина, О. Две столицы. Современное ювелирное искусство / ред. А. Карпун, О. Иглина. - М.: Белый город, 2017. - 157 c.
9. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Л.Д. Рондели. - М.: Просвещение, 2015. - 144 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Программа по рукопашному бою (далее – РБ) направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в обла...
Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...
Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...
Конспект отрытого занятия по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Бытовая самостоятельность» (с использованием здоровьесберегающих и личностно-ориентированных образовательных технологий) тема: «Новая расческа!»
Материал предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «…ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ…»
Рабочая программа разработана к дополнительной общеразвивающей образовательной программе дополнительного образования «…Великий, могучий, правдивый и свободный...» Программа им...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Химия: трудные места школьной программы"
Программа предназначена для детей, испвтывающих сложности в изучении курса химии основной школы. Предполагается изложение основополагающих вопросов школьного курса простым языком , выяление логических...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...