Открытый урок по ИЗО в 3 классе "Маски и куклы".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Открытый урок по ИЗО для 3-го класса по теме "Маски и куклы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maski_i_kukly_konspekt_uroka.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока "Маски и куклы". 3-й класс
Класс: 3 класс, по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Тема четверти: “Художник и зрелище”
Тема урока: “Маски и куклы”
Тип урока: комбинированный: проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями (презентация к уроку), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).
Форма проведения: мини-лекция с практической работой.
Цель урока. Ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.
Задачи урока.
- Обучающие: познакомить учеников с календарными русскими народными праздниками (святки); ознакомление с работой художника при создании масок и кукол.
- Развивающие: развитие знаний о театре как искусстве; знакомство с древними русскими обычаями; развитие творческих способностей при создании масок, кукол; развитие воображения и творческих способностей в литературном творчестве.
- Воспитательные: воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, воспитание любви и уважения к зрелищным видам искусства, к истокам русской культуры.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;
- овладеют умением вести диалог, работать коллективно;
- сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;
- сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Личностные:
- сформируют уважительное отношение к культуре и искусству своей страны и мира в целом;
- продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.
Предметные:
- познакомятся с масками разных народов, как способом перевоплощения;
- познакомятся с терминологией зрелищных искусств.
- Познакомятся с народными праздниками, древнерусскими обычаями.
Зрительный ряд: образцы масок из различных материалов; изображения сказочных героев; работы учащихся.
ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку “Маски и куклы”
Литературный ряд: Н.А. Горяева “Стихи о театре”; учебник “Искусство вокруг нас” - 3 класс.
Музыкальный ряд:
Инструменты и материалы: для создания маски - рисовальная бумага, карандаш, кисти, гуашь, вода, палитра, влажные салфетки, ножницы, тесьма, отделочный материал; для создания куклы-ангела- салфетки, ножницы, тесьма (скотч),нитки, степлер, цветная бумага.
План урока
- Организационный момент - 2 мин.
- Сообщение темы, постановка цели - 2 мин.
- Мини – лекция (с презентацией) - 10 мин.
- Физминутка – 2 мин.
- Практическая работа - 20 мин.
- Рефлексия
- Домашнее задание.
Ход урока
1этап.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы, постановка цели.
Мы продолжаем тему «Театр». Давайте вспомним, где он появился, кто играл в театре? Как актеры меняли свою внешность?
Отгадаете загадку:
Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой.
(Маска)
Ребята, актер в театре играет разные роли.
-Что помогает ему постоянно перевоплощаться?
Ответы учащихся (маски, костюмы, грим.)
3. Мини – лекция.
Искусство перевоплощения встречается не только в театре, но и в жизни. Особенно это встречалось в древние времена. На Руси в народных праздниках тесно переплетаются древние языческие представления и православная вера. Мы начинаем 3 четверть в интересную и загадочную пору - идут Святки. На Руси они продолжались от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). В это время не работали, а веселились и угощались, чтобы не накликать несчастья. С зимним солнцестоянием был связан и праздник Коляды. Коляде оказывали почести, ее боялись – она была олицетворением самой зимы. С этим праздником связан обычай колядования. Группа людей переходила от избы к избе и пела заклинательные песни-колядки, желая хозяевам здоровья, счастья, богатства, обильного урожая. Выслушав колядующих, хозяйка одаривала чем-нибудь съестным, поэтому заканчивались колядки напоминанием:
Пришла Коляда На Петровом на дворе!
Накануне Рождества! Подай Коляде
Мы ходили, мы искали Блин да лепешку
Коляду святую В заднюю окошку,
По всем дворам, Еще того мало -
По проулочкам. Дайте сала!
Нашли Коляду
Во время Святок существовал такой обычай, очевидно появившийся после принятия христианства, ходить по домам, перенося с собой вертеп, и исполнять песни, прославляющие Христа.
Вертеп – переносной кукольный театр в форме двухъярусного ящика-домика с куклами из дерева или ткани. С помощью этих кукол разыгрывали сценки, связанные с рождением Христа: поклонение пастухов и волхвов, избиение вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода.
Мы можем создать фигурку Рождественского Ангела, который прилетает в этот праздник ко всем людям на земле с добрыми вестями.
Существовал обычай рядиться (переодеваться) во время Святок. Это связано с древними обрядами обновления природы. Считалось, чтобы освободиться от нечисти внутри себя, надо эту нечисть изобразить, для этого переодевались, мазали лицо сажей или одевали личину (маску).
Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях . У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.
Ряженые танцевали, пели, баловались, а остальным надо было отгадать, кто спрятался под маской. В это время люди стремились узнать свою судьбу при помощи гадания. Гадали о жизни и смерти, о любви и дальней дороге. Самые популярные гадания были такие: в миску наливали холодную воду и лили растопленный воск свечи. По фигуркам определяли будущее.
Мы можем погадать, используя лист бумаги, смоченный водой. Лить будем тушь и дуть на кляксу из трубочки.
Демонстрационная практическая работа, выполняется учителем и учащимся.
4.Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире, развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Практическая работа.
Сегодня мы будем выполнять два вида работ: изготовление маски сказочного героя и рождественского ангела. Вам предлагается распределиться на группы по 2,3 человека и распределить работу.
Маска сказочного героя.
Вам предлагается самим выбрать образ сказочного героя.
Баба-Яга. У древних славян Баба-яга считалась прародительницей и хранительницей рода и традиций. Образ этот неоднозначный. Часто она изображается злой, старой и страшной колдуньей. В других сказках она дарительница. Она представительница загробного мира, но и хранительница мира живых.
Кощей Бессмертный. Во всех сказках он отрицательный персонаж: хитрый, неблагодарный, коварный и злой. Владыка зимних стуж и мрака каждый раз погибает, чтобы вновь возродиться и овладеть миром – вот почему он бессмертный.
Змей Горыныч. В сказках это чудовищный зверь или великан. На плече сидит черный ворон, похититель живой и мертвой воды, а позади, бежит собака-ветер.
Василиса Прекрасная. В русских народных сказках олицетворяет образ добра и солнечный свет. Тип Чудесной невесты, отличающийся умом и особой женской хитростью, а также владеет волшебными предметами, пользуется чудесной силой.
На предыдущем уроке мы познакомились с процессом изготовления маски из цветной бумаги при помощи сгибания листа и вырезания отверстий для глаз и рта. Сегодня мы усложним работу: добавим объем при помощи складок, сделаем прорезь для носа, выполним головной убор. В завершении работы прикрепим тесьму (резинку) чтобы маска держалась на лице.
Второй вид работы – изготовление Рождественского ангела.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Доска/экран |
1.Разварачиваем салфетку 2.Вторую салфетку комкаем, крутим между ладошек и кладем в центр первой салфетки. 3.Складываем салфетку пополам, чтобы образовался прямоугольник и собираем салфетку по центру, чтобы образовалась голова ангела. 4.Тесьмой (тонкая резинка) завязываем, обрезаем концы. 5.Соединяя нижние углы, отворачиваем их назад. 6.Скрепляем стэплером по диагонали от нижнего правого угла вверх к голове. 7.Отворачиваем получившиеся крылья вниз и расправляем центральную часть в виде платья-рубахи. 8.Рисуем глаза, рот фломастером. 9.Оформляем куклу-ангела: делаем из ниток нимб, можно сделать волосы, можно оформить рубаху узорами по желанию.
| Учащиеся повторяют за учителем все действия. Учащиеся самостоятельно оформляют куклу-ангела, проявляя свою фантазию. | 1.Схема выполнения работы. 2.Играет музыка |
Рефлексия.
Вопросы:
- Что такое Святки?
- Что такое Колядки?
- Для чего рядились (меняли облик) во время колядок?
Домашнее задание на выбор:
1.Придумать сказку или короткий рассказ, где действующие лица сказочные герои и Рождественский ангел.
2.Создать синквейн по теме урока.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Памятка для синквейна и опорные слова у вас на столах.
Прошу привести в порядок рабочие места.
Спасибо за внимание и до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по технологии "Игровая кукла"
Данная тема урока не входит в программу по технологии 5 класса, но его можно использовать на уроках технологии, как внеклассное мероприятие перед праздником Нового года и Рождества. Это практиче...
Открытый урок-творческая мастерская. Изготовление куклы Куватки.
Данный материал подходит для работы с девочками 7-8 классов при изучении раздела "Материаловедение" или "Рукоделие", как на уроках технологии, так и во внеурочное время. В рамках предмета «Технол...
Открытый урок по технологии "Куклы-Обереги"17.12.2015
Открытый урок по технологии "Куклы-Обереги"17.12.2015...
Открытый урок "Изготовление обрядовой и игровой куклы".
Урок проводился с целью ознакомления с истоками русской культуры и традициями русского народа и быта. Обучающимся было рассказано об истории появления первой куклы (кукла-колода), ...
Открытый урок «Кукла - оберег».
Составила преподаватель дополнительного образования «Введение в хендмейд» и «Хендмейд» МАУ ЦДОД «СИБ» Винтартас Н.Ю.Цель: •познакомить с куклой-оберегом;Задачи:•научить изготовлять куклу-оберег;•разви...
Открытый урок по В.Г. Короленко "В дурном обществе".Анализ главы "Кукла"
Использовала на уроке в 5 классе. Ребята прониклись сочувствием и состраданием....
Технологическая карта открытого урока в 6 классе по предмету технология (ДПИ) на тему: Кукла военных лет "Фронтовая кукла"
Предмет: Технология (ДПИ)Класс 6 .Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Куклы военных лет. «Фронтовая сестра».Цель урока: формирование: представления о кукле, ценностного отношения к исто...