Развитие познавательного интереса обучающихся в области искусства кино с использованием технологии создания видеоролика
статья по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Герасимова Оксана Александровна

   На данной статье мне хотелось поделиться полученным опытом и результатами работы учащихся 8-х классов ГБОУ 405 Красногвардейского района г. Санкт-Петербург в области искусства кино и создания видеороликов. Думаю, для многих - это будет интересно, возможно кто-то будет использовать полученный мной опыт, например, в качестве средства для проектной деятельности очень актуальной на сегодня, кто-то подскажет новые пути и возможности развития данного направления…

Прошу принять во внимание, что 8-е классы достаточно сложный возраст, у них как правило, плотный график, большая занятость и ИЗО - они считают не обязательным и не серьёзным предметом, отвлекающим от основных уроков.  Многих учащиеся привыкли выполнять задания на уроках ИЗО связанные лишь с процессом изображения и предложить сделать что-то не изобразительное - воспринимается сложно. А в программе автора Питерских А.С. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018» множество моментов не привычных для учащихся, так как тема театра, фотографии и кино гораздо шире рамок изобразительного искусства. Я искала пути решения этой проблемы.

 

Идеей послужила, выложенная в интернет кавер-версия видеоклипа, который снимали молодые люди 7-го класса нашей гимназии и принимали в нём участие. Тогда я удивилась, что дети интересуются созданием видеороликов и это вызывает большой эмоциональный отклик у их сверстников. И я решила применить это на уроке Изобразительного искусства. Таким образом, я предположила, что через создание видеоролика учащиеся постигают азбуку искусства кино, пробуют себя в нём и становятся более художественно подготовленными зрителями, ценителями и творцами.

Вот, что из этого вышло.

Была проведена следующая работа в течении четверти:

   Комикс «Как я провёл новогодние каникулы» - Что такое раскадровка. Раскадровка сцены любимого кинофильма. Работа с учебником и др. источниками на тему Киноискусства: пространство и время, художник – режиссёр – оператор, азбука киноязыка, «рассказ в картинках» ... Обсуждение. Написание сценария для своего видеоролика. Раскадровка своего видеоролика. Освоение приложения для монтажа видеоролика. Работа над видеороликом. Съёмка. Монтаж. Презентация.

На уроках использовались такие технологии как;

- технология развития критического мышления;

              - проблемно-поисковая.

Сами видеоролики выкладываю в разделе видеозаписей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие познавательного интереса обучающихся в области искусства кино с использованием технологии создания видеоролика"

Герасимова Оксана Александровна,

учитель изобразительного искусства,

педагог дополнительного образования

ГБОУ Гимназия № 405 Красногвардейского района

   Сегодня жизнь учащегося нельзя представить без просмотра телевизора и похода в кино. В основном, к сожалению, это носит развлекательный характер и мало кто задумывается о духовной, культурной, эстетической, образовательной ценности этого синтетического вида искусства.

   Опыт работы в 8-х классах позволяет сделать следующие выводы:

- не все учащиеся средней школы могут проанализировать фильм, выразить в полной мере, что им понравилось, сформулировать все те моменты, которые их привлекли;

- в основном, учащиеся ограничиваются описанием сюжета и каких-то ярких моментов с применением спецэффектов, необычных тем и т.п.;

- учащиеся не выделяют режиссерскую, операторскую работу и не берут во внимание сценарий;

- хотя, если кто-то читал книгу, а потом смотрел фильм – отмечают некоторые несоответствия текста и сценария;

- иногда учащиеся выделяют актёрскую игру (но их больше привлекают яркие персонажи).

   Подмечено, что учащимся тяжело перенести правила и законы литературы и изобразительного искусства на кинофильм – правила построения Сюжета (Экспозиция-завязка- кульминация-развязка) фильма и изобразительного искусства – Композиция кадра. Работа художника. Художественная и стилистическая концепция фильма.

Идея фильма упускается из виду. О сверхзадаче многие просто не знают.

Работа в данной теме была начата с самого доступного и понятного для возраста учащихся – это комиксы. В которых события новогодних каникул были переведены в данную доступную для них форму. Так началось постижение языка киноискусства и перевод историй на этот язык.

   На сегодняшний день существует большое множество приложений, которые в бесплатном доступе и ими могут пользоваться учащиеся. Тем более, им это очень интересно, и они их изучают быстро и тут же самостоятельно осваивают. Учащиеся работали в таких мобильных приложениях (видео редакторах) как: Movie Maker, Movavi, iMovie, inShot. Всё это может быть под рукой у каждого в телефоне.

   Перед учащимися была поставлена задача – на любую интересующую их тему нужно было снять видеоролик с условием: «Ролик не должен превышать более 2-х минут по длительности. Должен строиться по всем правилам и этапам развития действия (сюжета). Должен быть основан на авторском сценарии и раскадровке. Музыка, песни, танцы, стихи, спецэффекты и т. п. приветствуются!
Работать над одним видеороликом могут 2 человека. В съемке видеоролика могут принимать участие не ограниченное количество человек. Могут быть задействованы животные, птицы и т.д., не причиняя им вреда и без угрозы для их жизни. И обязательно - должно быть указанно авторство! В ролике не должно быть ненормативной лексики, призыва к насилию, сцен насилия, разжигания межнациональной розни и т.п. Он должен быть снят в рамках приличия.»

Выбор темы ролика был свободным, это могла быть вымышленная или реальная история, обзор чего либо, школьная жизнь и т. п.

    В основном были выбраны темы: вымышленные истории, школьная жизнь, любимое место в городе. Длительность около 2-3 мин.Учащиеся делали это задание в парах и, в основном дома (имеется ввиду - монтаж), но консультации и поиск информации по теме вёлся на уроке.

В данной практической работе было важно, чтобы, те кто сделали видеоролики получили при этом положительные эмоции, им было интересно и приятно выразить себя в новом качестве и языке, тем самым в дальнейшем лучше понимать и разбираться в подобном и идти дальше. Продемонстрировать на что они способны. Суметь проанализировать новинку кино, составить не только эмоциональное поверхностное впечатление, но и структурное, стилистическое, вычленить идею и прийти к сверхзадаче. Что бы они придумали новое использование полученным навыкам и опыту. Например, в семейном архиве, в различных поздравлениях. А может кто-то найдёт себя, и решит связать свою жизнь с этим направлением.

   Итогом работы должен был стать урок по данной теме, на котором бы состоялся просмотр всех видеороликов, созданных учащимися 8 класса (в каждом классе свой). На котором был бы выбран лучший. Который бы участвовал в дальнейшем в конкурсах, как вариант. Но, к сожалению, такого не случилось.

   Были просмотрены только те видеоролики, авторы которых дали разрешение на демонстрацию, так как многие учащиеся не хотели афишировать итог своей работы среди одноклассников, стеснялись или просто боялись насмешек. (Их работы были просмотрены только учителем и оценены).

   Просмотр конечного продукта вызвал большой интерес и бурю эмоций у одноклассников, если возникал вопрос «что имел ввиду автор?» - авторы с удовольствием рассказывали о смысле, заложенном в ролике и очень радовались, когда их идею поняли правильно.

   Некоторые ролики получились не очень удачными, авторы скорее всего не совсем понимали, что нужно делать или просто делали это для «галочки», примеров на которые стоило опереться не было. Теперь у нас есть достойные видеоролики, на которые будут ровняться следующие классы в данной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов обучающихся через проблемное обучение.

Методическая статья по приемам применения проблемного обучения на уроках физики....

Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ.

Обобщение опытом работы по теме самообразования "Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ"...

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся"

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школь...

« Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках физической культуры через использование информационно-коммуникационных технологий"

Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках физической культуры через использование информационно-коммуникационных технологий...

«Развитие познавательного интереса обучающихся через использование активных форм обучения на уроках химии»

Статья раскрывает значение использования активных форм обучения в развитии познавательной активности обучающихся....