Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса МАОУ «КСОШ - ДС» разработана на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_5-7.docx | 75.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ________/____________ «___» ___________201 г. | Рассмотрено на методическом объединении Руководитель МО ____________/__________ Протокол № ___от 201 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «КСОШ – ДС» __________/К.Е.Данилов/ Приказ №______ от «___» ____________201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 5-7 классов
.
г. Пыть-Ях
2018
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса МАОУ «КСОШ - ДС» разработана на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. искусства.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
2.Общая характеристика учебного предмета.
- Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
- Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
- Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
- Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
- Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
- Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
- Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
- Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.
3. Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения содержания курса 5-7 кл.
В соответствии с принципиально новыми положениями и требованиями к результатам общего образования изучение содержания курса «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» направлено на освоение учащимися личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражают индивидуальные, личностные качества и потребности учащихся, нравственно-ценностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса:
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному художественному наследию России, к художественным традициям;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включенности в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);
- формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства; осознание включенности произведений крестьянского искусства в высокий порядок мира Природы и Космоса, выраженный символической трёх частностью (небо, земля, недра) через восприятие рукотворных предметов крестьянского творчества в цепочке познания (Природа — Человек — Культура);
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре; воспитание способности находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с декоративно-прикладным искусством;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе художественно-познавательной и художественно-практической деятельности, умения применять в общении со сверстниками и взрослыми (на итоговых занятиях, в процессе организации выставок детских работ, в совместных проектах, на праздниках и т. д.) навыки сотрудничества, создавать атмосферу доброжелательно-делового продуктивного взаимодействия, преодолевая ситуации возможных напряжений и конфликтов;
- формирование эстетического сознания (эстетические потребности, художественный вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение художественного наследия народов России и мира (декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII в. и т. д.).
Мета предметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел — вариативный поиск образа в эскизах — выбор материала, техники исполнения — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
- умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);
- умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
- умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
- умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);
- умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой декоративной работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументировано отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
- восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
- диалогический подход к освоению произведений искусства;
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).
Планируемые результаты изучения учебного курса «Изобразительное искусство»
По окончании основной школы учащиеся должны:
- знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;
- знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
- понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
- знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
- знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
- называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культурно-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;
- иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
- получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.
4. Место предмета в учебном плане.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
- Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю в 5-7 классе - 105 часов в год.
5. Тематическое планирование.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 35 часов
№п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | «Древние корни народного искусства» | 8 |
2 | «Связь времен в народном искусстве» | 14 |
3 | «Декор - человек, общество, время» | 6 |
4 | «Декоративное искусство в современном мире». | 7 |
Всего | 35 |
6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 10 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж | 9 |
Всего | 35 |
7 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Изображение фигуры человека и образ человека | 9 |
2 | Поэзия повседневности ( | 7 |
3 | Великие темы жизни | 10 |
4 | Реальность жизни и художественный образ | 9 |
Всего | 35 |
6. Содержание учебного предмета.
5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 35 часов
Раздел I: Древние корни народного искусства — 8 ч
- Древние образы в народном искусстве (1ч.).
- Убранство русской избы (1ч.).
- Внутренний мир русской избы (1ч.).
- Конструкция и декор предметов народного быта (1ч.).
- Русская народная вышивка (1ч.).
- Народный праздничный костюм (2 ч.).
- Народные праздничные обряды (1ч.).
Раздел II: Связь времен в народном искусстве — 14 ч
- Древние образы в современных народных игрушках (1ч.).
- Искусство Гжели (2ч.).
- Городецкая роспись (2ч.).
- Хохлома (2ч.).
- Жостово. Роспись по металлу (2ч.).
- Щепа. Роспись по лубу и дереву (2ч.).
- Тиснение и резьба по бересте (2ч.).
- Роль народных художественных промыслов в современной жизни (1ч.).
Раздел III: Декор — человек, общество, время — 6 ч
- Зачем людям украшения (1ч.).
- Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (2ч.).
- Одежда «говорит» о человеке (1ч.).
- О чём рассказывают нам гербы и эмблемы (2ч.).
Раздел IV: Декоративное искусство в современном мире — 7 ч
- Современное выставочное искусство (3ч.).
- Ты сам — мастер (4ч.).
6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.
Раздел I: Виды изобразительного искусства и основы образного языка — 8 ч
- Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств (1ч.).
- Рисунок — основа изобразительного творчества (1ч.).
- Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий (1ч.).
- Пятно как средство выражения. Ритм пятен (1ч.).
- Цвет. Основы цветоведения (1ч.).
- Цвет в произведениях живописи (1ч.).
- Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения (1ч.).
- Основа языка изображения (1ч.).
Раздел II: Мир наших вещей. Натюрморт — 8 ч
- Реальность и фантазия в творчестве художника (1ч.).
- Изображение предметного мира — натюрморт (1ч.).
- Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира (1ч.).
- Изображение объема на плоскости и линейная перспектива (1ч.).
- Освещение. Свет и тень (1ч.).
- Натюрморт в графике. (1ч.).
- Цвет в натюрморте (1ч.).
- Выразительные возможности натюрморта (1ч.).
Раздел III: Вглядываясь в человека. Портрет — 10 ч
- Образ человека — главная тема в искусстве (1ч.).
- Конструкция головы человека и ее основные пропорции (1ч.).
- Изображение головы человека в пространстве (1ч.).
- Портрет в скульптуре (1ч.).
- Графический портретный рисунок (1ч.).
- Сатирические образы человека (1ч.).
- Образные возможности освещения в портрете (1ч.).
- Роль цвета в портрете (1ч.).
- Великие портретисты прошлого (1ч.).
- Портрет в изобразительном искусстве XX века (1ч.).
Раздел IV: Человек и пространство. Пейзаж —9ч
- Жанры в изобразительном искусстве (1ч.).
- Изображение пространства (1ч.).
- Правила построения перспективы. Воздушная перспектива (1ч.).
- Пейзаж — большой мир (1ч.).
- Пейзаж настроения. Природа и художник (1ч.).
- Пейзаж в русской живописи (1ч.).
- Пейзаж в графике (1ч.).
- Городской пейзаж (1ч.).
- Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (1ч.).
7 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» — 35 ч
Раздел I: Изображение фигуры человека и образ человека — 9 ч
- Изображение фигуры человека в истории искусства (2ч.).
- Пропорции и строение фигуры человека (3ч.).
- Красота фигуры человека в движении (1ч.).
- Набросок фигуры человека с натуры (2ч.).
- Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (1ч.).
Раздел II: Поэзия повседневности — 7 ч
- Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов (1ч.).
- Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры (1ч.).
- Сюжет и содержание в картине (2ч.).
- Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве (1ч.).
- Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) (1ч.).
- Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) (1ч.).
Раздел III: Великие темы жизни — 10 ч
- Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох (1ч.).
- Тематическая картина в русском искусстве XIX века (1ч.).
- Процесс работы над тематической картиной (2ч.).
- Библейские темы в изобразительном искусстве (2ч.).
- Монументальная скульптура и образ истории народа (2ч.).
- Место и роль картины в искусстве XX века (2ч.).
Раздел IV: Реальность жизни и художественный образ — 9 ч
- Искусство иллюстрации. Слово и изображение (1ч.).
- Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве (1ч.).
- Зрительские умения и их значение для современного человека (1ч.).
- История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм) (1ч.).
- Стиль и направление в изобразительном искусстве (реализм) (1ч.).
- Личность художника и мир его в произведениях искусства (1ч.).
- Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (1ч.).
- Художественно-творческие проекты (2ч.).
6. Календарно-тематическое планирование
5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
№п/п | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты) | Домашнее задание | Дата проведения |
Раздел I: Древние корни народного искусства — 8 ч | |||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Подбор материала о русской избе | |
2 | Убранство русской избы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. ЛР: ценностное отношение к культуре своего края. | Подбор иллюстративного материала | |
3 | Внутренний мир русской избы | 1 | Урок комплексного применения знаний | Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Материал об орнаментальных символах | |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Познавательные: использовать общие приемы задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: ценностное отношение к природному миру. | Материал о вышивках | |
5 | Русская народная вышивка | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | подбор иллюстративного материала о народном костюме | |
6-7 | Народный праздничный костюм. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. | Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме. Регулятивные: определять последовательность действий. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | 1. подбор материала по теме. 2. Выставка работ | |
8 | Народные праздничные обряды. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Повторить все о народном искусстве. | |
Раздел II: Связь времен в народном искусстве — 14 ч | |||||||
9 | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Адекватно использовать речь; Составлять план работы по достижению планируемого результата. ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. | 1. Подбор материала 2.выставка работ | |
10-11 | Искусство Гжели. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к народным традициям. | Подбор материала о городецкой росписи | |
12-13 | Городецкая роспись | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к народным традициям. | Подбор материала о хохломе | |
14-15 | Хохлома. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: ценностное отношение к природному миру. | Подбор материала о жостовских подносах | |
16-17 | Жостово. Роспись по металлу. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме. Регулятивные: определять последовательность действий. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Подбор материала о росписи по лубу и дереву | |
18-19 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения росписи по лубу и дереву. Осваивать основные приемы росписи по лубу и дереву. Иметь представление об изготовлении из щепы и бересты посуды, обладающие чудесными свойствами. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к народным традициям и мастеров своего края. | Подбор материала о тиснение и резьбе по бересте | |
20-21 | Тиснение и резьба по бересте. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения тиснение и резьбе по бересте. Создавать фрагмент мезенской росписи, включив в композицию образ птицы, конька или оленя, растительные мотивы, солярные знаки и мелкие элементы декора в процессе выполнения творческой работы. Иметь представление о теснении и резьбе по бересте. | Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: ценностное отношение к природному миру. | Повторить все о народных промыслах | |
22 | Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. ЛР: отношение к труду и культуре своего народа. | Выставка работ | |
Раздел III: Декор — человек, общество, время — 6 ч | |||||||
23 | Зачем людям украшения. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего, как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | Подбор материала по теме | |
24-25 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Урок обобщения и систематизации знаний | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы. | Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; Коммуникативные: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий; адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей; вносить необходимые изменения в действие. ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности. | принести иллюстративный материал по теме | |
26 | Одежда «говорит» о человеке. | 1 | Урок - практикум | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | 1.Подобра ть иллюстративный материал по теме 2.выставка работ | |
27-28 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | 2 | Урок изучения и закрепления знаний | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов Ростова и Ростовской области. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Подбор материала о ДПИ | |
Раздел IV: Декоративное искусство в современном мире — 7 ч | |||||||
29-31 | Современное выставочное искусство. | 3 | Урок закрепления новых знаний | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. | Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства; Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую. ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности. | Подбор материа ла о витражах | |
32-35 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. | 2 часа | Урок комплексного применения знаний | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | Подбор материала о мозаичном панно |
6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности | Виды контроля- измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата
| |||||||||||
личностные | метапредмет ные | предметные | ||||||||||||||||
Раздел I: Виды изобразительного искусства – 8 ч. | ||||||||||||||||||
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств | 1 | Найти и разобрать открытки по видам искусства Виды пластических искусств Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности. | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. | Ознакомление с видами искусства | Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. | Принести природный материал. Веточки, колоски, зонтичные растения. | |||||||||||
2 | Рисунок - основа изобразительного творчества | 1 | Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер | Фронтальный опрос. Сравнение и анализ работ обсужден. | Принести травянистые растения. | |||||||||||||
3 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | 1 | Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий Карандаш, уголь. | Анализ результатов собственной художественной деятельности | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | Привитие любви к произведениям искусства. | Подобрать репродукции графических работ А. Матисс, П. Пикассо, В Серов | |||||||||||
4 | Пятно, как средство выражения. Ритм пятен | 1 | Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа. | Сравнение и выбор лучших работ | Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка. | Умение отличать и выполнять тональные соотношения. | Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы. | Вырезать из картона форму посуды, расписать | ||||||||||
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной палитрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца» | Просмотр и обсуждение выполненных работ | Создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка | Знать основы языка изобразительного искусства (тон, выразительные возможности тона. | Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. | Подобрать листья осенние разных цветов и форм. | ||||||||||
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий). | Понятие «колорит», «гармония цвета» Механическое смешивание цветов. Сравнить умение и оценить. | Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение. | Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. | Принести книжки о животных с яркими иллюстрациями, можно фотографии. | |||||||||||
7 | Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения | 1 | Изображение объемных изображений животных. Материал- пластилин и стеки | Опрос, просмотр и анализ работ. | Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры. | Связь объема с окружающим пространством и окружением | Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. | Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти. | ||||||||||
8 | Основы языка изображения | 1 | Выполнение конкурсных заданий | Подведение итогов конкурса. | Знать виды пластических и изобразительных искусств. | Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличать работы по видам искусства. | Составить кроссворд (5-6 слов), используя приобретенные знания. | |||||||||||
Раздел II: Мир наших вещей. Натюрморт – 8 ч. | ||||||||||||||||||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему. | Оценить творчество рассказа об окружающем мире и умение передать это в рисунке. | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества. | Формирование представлений о ритме и цвете. | Привитие любви к произведениям искусства. | Суметь выразить свою твор фантазию в худ. воплощение. | ||||||||||
10 | Изображение предметного мира | 1 | Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм Материалы: А4, цветная бумага, ножницы, клей. | Особенности пластической формы выполнить так, чтобы было разумно видно все предметы, оценить это умение. | Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта | Натюрморт в живописи, графике, скульптуре | Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта. | Подобрать иллюстрации с гжельскими узорами. | ||||||||||
11 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 1 | Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб). | Вырезание из бумаги геометрических форм и оценивание их. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. | Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. | Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. | «Народные промыслы- Гжель» Гжель. Посуда и игрушки. | ||||||||||
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел Карандаш Формат А-4. | Просмотр и анализ работ. | Знать правила объемного изображ. геометрических тел с натуры, основы композиц. на плоскости. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. | Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры. | ||||||||||
13 | Освещение. Свет и тень. | 1 | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. | Фронтальный опрос(устно) Самоанализ работ учащихся. | Знать выдающихся художников- графиков.Творчество Ф. Дюрера. В. Фаворского. | Знать основы изобразительной грамоты: светотень | Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. | Сбор материала на тему «Выдающ художники и их произвед. натюрмортного жанра» | ||||||||||
14 | Натюрморт в графике. | 1 | Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) | Просмотр и анализ работ | Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его. | Понимать роль языка изобразит.искусства в выражении худож.своих переживаний. | Уметь составлять натюрмотрную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики. | Продолжение работы над проектом. | ||||||||||
15 | Цвет в натюрморте | 1 | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный. | Анализ и оценка процесса и результатов собствен. художественного творчества. | Знать выразительные возможности цвета. | Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы» | Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок. | Завершение работы над проектом. | ||||||||||
16 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии | Анализ и оценка результатов проектной деятельности | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. | Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. индивидуальность художника. | Знать жанр изобразительного искусства(натюрморт).Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. | Закончить дома натюрморт, если не успели выполнить на уроке. | ||||||||||
Раздел III: Вглядываясь в человека. Портрет – 10 ч. | ||||||||||||||||||
17 | Образ человека, главная тема искусства | 1 | Беседа Портрет, как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. | Оценить внимание и эрудированное участие в беседе, Фронтальный устный опрос. | Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора. | Великие портретисты: Рембрандт, И. Репин. Рокотов Ф. В Боровиковский. | Знать жанры изобразительного искусства | Подобрать зрительный ряд с изображением портретов. | ||||||||||
18 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции. | 1 | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм). | Просмотр и анализ работ. | Понимать смысл слов: образный смысл вещи, (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) | Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ. | Найти и прочитать материал в исторической литературе. | В/ф «Великие творения людей» по теме Автопортрет. | ||||||||||
19 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 | Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага. | Просмотр анализ и оценка. | Поиск информации, создание алгоритма деятельности. | Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. | Воспитание любви и интереса к произведениям Художественной литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. | Подобрать литературные фрагменты, характеризующие человека по его предметному окружению | ||||||||||
20 | Портрет в скульптуре. | 1 | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга Кошей бессмертный, Домовой | Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного героя. Анализ и оценка | Знать материалы и выразительные возможности. | Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете | Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры. Уметь передать пропорции лица. | Мультимедийная презентация | ||||||||||
21 | Графический портретный рисунок. | 1 | Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь. | Выборочный просмотр | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | Творческое обсуждение работ | Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей. | Автопортрет: история возникновения и развития. Граф. портрет Дюрера, Леонардо да Винчи. | ||||||||||
22 | Сатирические образы человека. | 1 | Изображение сатирических образов литературных героев. Материалы: черная акварель, черная гелиевая ручка. | Тест. Просмотр и анализ работ. | Понимание правды жизни и язык искусства. | Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. | Уметь работать графическими материалами. | Найти в интернете сообщение о современных видах шуточных изображений. | ||||||||||
23 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении. | Просмотр и анализ работ. | Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия. | Понимать роль света в разных видах искусства. Театр. кино | Уметь применять полученные знания при выполнении работы. | Подобрать репродукции (фото) с изображением человека в различном освещении. | ||||||||||
24 | Роль цвета в портрете. | 1 | Анализ цветового решения образа в портрете. Материалы: гуашь, кисть. | Ответить на вопрос «Кому из известных тебе художников ты заказал бы себе портрет? | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры. | Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства. | Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. | Завершение работы над проектом. | ||||||||||
25 | Великие портретисты прошлого. | 1 | Повторяем и обобщаем. | Презентация проектов. | Выражение творческой индивидуальности. | Личность героев портрета и творческая интерпретация ее художником. | Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. | Подведение итогов завершение работ. | ||||||||||
26 | Портрет в изобразительном искусстве ХХ века. | 1 | Беседа «Индивидуальность образного языка в произведениях художников ХХ века». | Представление работ. Анализ и оценивание. | Уметь активно работать в технике коллажа. | Знать художников ХХ века. | Роль живопис. портрета в истории искус Композиция в портрете. | Работа над проектом. | ||||||||||
Раздел IV: Человек и пространство в изобразительном искусстве - -8ч. | ||||||||||||||||||
27 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | Просмотр презентации на тему Жанры. дискуссия | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам. | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль. Специфика языка художественных материалов. | Развитие интереса к предмету изобразительного искусства. Фронтальный опрос. | Работа в художественно-конструктивной деятельности. | Подобрать материалы для работы | ||||||||||
28 | Изображение пространства. | 1 | Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. | Подобрать репродукции или фото, отображающие законы перспектив. | Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. | Уметь использовать выразительные возможности материала. Роль выбора формата. | Древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией, византийская мозаика. | Репродукции и фото разобрать и составить выставку из пейзажей | ||||||||||
29 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной перспективы. Карандаш, акварель. | Соотнести репродукции произведений разных жанров с фамилиями авторов. Просмотр, анализ и оценка. | Знать правила воздушной перспективы. | Уметь организовать пространство на листе бумаги. Выделить горизонт и точку зрения. | Уметь использовать правила воздушной перспективы | Сбор материала для кроссворда. | ||||||||||
30 | Пейзаж- большой мир. Организация пространства. | 1 | Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти | Подобрать репродукции или фото, отображающие законы линейной перспективы. | Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. | Уметь использовать выразительные возможности материала. Роль выбора формата. | Творческое обсуждение раб Принять участие в беседе. Уметь отличать работы Рериха от Левитана. | Репродукции и фото разобрать и составить композицию- выставку из пейзажей | ||||||||||
31 | Пейзаж- настроение. Природа и художник. | 1 | Создание пейзажа-настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы. | Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят «Мало нот - много музыки?» Оценить ответы и рассуждения | Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет. | Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности. | Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами. Творчески подойти к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, и перспективой. | Наброски с натуры городских пейзажных набросков. | ||||||||||
32 | Пейзаж в русской живописи. | Создание пейзажа «Дали моей Родины». Акварель, гуашь. | Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности. | Уметь выбирать настроение, состояние в природе, колорит в разное время года. | Понимать роль колорита, основные средства художественной выразительности.. | Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами. Творчески подойти к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, и перспективой. | Наброски с натуры пейзажа родной земли. | |||||||||||
33 | Пейзаж в графике. | 1 | Работа над графической композицией «Весенний пейзаж». Простой карандаш, уголь, тушь. | Просмотр и анализ работ. | Определить мотив, состояние и настроение композиции. | Уметь чувствовать ритм основных пропорций. | Знакомство с художественными образцами. Творчески подойти к составлению композиции, работе с перспективой. | Наброски с натуры пейзажа родной земли весной. | ||||||||||
34 | Городской пейзаж | 1 | Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь. | Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности. | Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в шестом классе. | Эстетическая оценка результатов. | Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году. | Выставка лучших работ , выполненных в течении учебного года. | ||||||||||
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | Поставить оценки за конкурсные задания. | Беседа. | Знать виды и жанры художественной деятельности | Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров. | Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике. |
7 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.
№ п/п | Название раздела, темы урока | Цель раздела, занятия | Вид практической деятельности | Вид контроля | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание |
Раздел I: Изображение фигуры человека и образ человека — 9 ч | |||||||
1-2 | Изображение человека в истории искусства. | Познакомить с представлениями о красоте человека в истории искусства. | Урок-созерцание, мини-сочинения. | Мини-сочинения «Красота это…». | 2 | Подобрать репродукции с изображением фигур разных эпох. | |
3-5 | Пропорции и строение фигуры человека. | Познакомить, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека. | Выполнение пропорции мужской, женской и детской фигуры человека. | Рисунок, фронтальный опрос. | 3 | Доработать рисунок. | |
6 | Красота фигуры человека в движении. | Развивать творческую и познавательную активность, воспитывать любовь и интерес к искусству и его истории. | Набросок фигуры человека в движении (работа, спорт). | Рисунок, фронтальный опрос. | 1 | Доработать рисунок, подобрать репродукции художников. | |
7-8 | Набросок фигуры человека. | Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнения. | Набросок фигуры человека. | Рисунок; фронтальный опрос. | 2 | Подобрать иллюстрированный материал о «человеке труда». | |
9 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | Вывести на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение. | Рисование на тему. | Рисунок, фронтальный опрос. | 1 | Доработать рисунок. | |
Раздел II: Поэзия повседневности — 7 ч | |||||||
10 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | Сформировать понятие повседневности в изобразительном искусстве разных народов. | Рисование на тему. | Изображение мотивов из жизни разных народов. | 1 | Подобрать репродукции в бытовом и историческом жанре. | |
11 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | Сформировать представления о тематической картине в бытовом или историческом жанре. | Рисунок крестьянской семьи. | Рисунок; фронтальный опрос. | 1 | Подобрать репродукции или фото с сюжетом из жизни. | |
12-13 | Сюжет и содержание в картине. | Сформировать представления о сюжетной картине. | Выполнение зарисовок для будущей картины. | Рисунки для будущей картины; фронтальный опрос. | 2 | Подобрать репродукции или фото из жизни моей семьи. | |
14 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. | Познакомить с произведениями графики и живописи российских художников ХХ века со сценами из жизни села, города. | Урок - конференция. | Домашнее задание; фронтальный опрос. | 1 | Бытовой жанр в искусстве России. | |
15 | Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | Познакомить с произведениями П. Федотова «зарисовка жизни города». | Наброски или зарисовки «Во дворе», «У витрины магазина». | Домашнее задание, фронтальный опрос. | 1 | Подбор материала для работы над сюжетной картиной. | |
16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). | Сформировать представление темы праздника в бытовом жанре. Познакомить с произведениями К. Сомова и М. Врубеля. | Рисование на тему. | Рисунок, фронтальный опрос. | 1 | Зарисовки праздника в семье. | |
Раздел III: Великие темы жизни — 10 ч | |||||||
17 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | Сформировать представление об исторической и мифологической теме в искусстве разных эпох. Познакомиться с творчеством В.И. Сурикова | Беседа, демонстрация слайдов, репродукций. | Выступления. | 1 | Подбор и осмысление материала. Ответить на вопросы. | |
18 | Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века. | Сформировать представление о тематической картине в русском искусстве ХIХ века. Познакомить с произведениями К. Брюллова «Последний день Полмпеи», И. Репина «Бурлаки на Волге». | Рисование на тему. | Рисунок, фронтальный опрос. | 1 | Зарисовки тематической картины ХIХ века. | |
19-20 | Процесс работы над тематической картиной. | Сформировать представления о тематической картине, о реальности жизни и художественного образа. | Беседа «Понятие темы, сюжета и содержания. Реальность жизни и художественный образ». | Рисунок, фронтальный опрос. | 2 | Эскизы из истории нашей Родины. | |
21-22 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | Сформировать представление о библейской живописи в Западной Европе и в русском искусстве. Познакомить с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». | Беседа по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Зарисовки композиций на библейские темы. | Рисунок, фронтальный опрос. | 2 | Создание композиции «Рождество». Подобрать рисунки Ю. Долгорукого. | |
23-24 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности. Познакомить с памятником С. Орлова Юрию Долгорукому. | Создание проекта памятника, исторического события или героя. | Рисунок, фронтальный опрос. | 2 | Доработать проект. | |
25-26 | Место и роль картины в искусстве ХХ века. | Сформировать понятие о современном искусстве. Познакомить с произведениями художников ХХ века, например П. Пикассо «Герника», серия панно «Херасимо». | Беседа и дискуссия о современном искусстве. | Рисунок, фронтальный опрос. | 2 | Подобрать материал о современных художниках. | |
Раздел IV: Реальность жизни и художественный образ — 9 ч | |||||||
27 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | Сформировать представление об основных элементах книги, познакомить с искусством иллюстрации. | Выполнение эскизов обложки и титульного листа, иллюстрации, страниц книги по произведениям детских писателей. | Рисунок, фронтальный опрос. | 1 | Иллюстрация к литературному произведению. | |
28 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | Сформировать представление о конструктивном анализе произведений изобразительного искусства. | Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. | Рисунок, фронтальный опрос. | Подобрать репродукции передвижников. | ||
29 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности. Познакомить с произведениями искусства передвижников. | Беседа, созерцание, эссе. | Рисунок, фронтальный опрос. | 1 | Подобрать репродукции импрессионистов. | |
30 | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм). | Сформировать представление о стиле импрессионизм и направление импрессионизм в изобразительном искусстве. Познакомить с репродукциями художников импрессионистов. | Беседа о художниках импрессионистах. | Рисунок, фронтальный опрос. | 1 | Подобрать репродукции реалистов. | |
31 | Стиль и направление в изобразительном искусстве (реализм). | Сформировать представление о стиле реализм и направление реализм в изобразительном искусстве. Познакомить с репродукциями художников реалистов | Беседа о художниках реалистах. | Рисунок, фронтальный опрос. | 1 | Подобрать репродукции П. Пикассо. | |
32 | Личность художника и мир его в произведениях искусства. | Познакомить с произведениями великого художника П. Пикассо. | Беседа «Произведения великих художников». | Рисунок, фронтальный опрос. | 1 | Подобрать подробный материал об Эрмитаже. | |
33 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | Сформировать представления о художественных музеях и их типах. | Беседа, выступление учащихся. | Выступления. | 1 | Подготовиться к проекту. | |
34-35 | Художественно – творческие проекты. | Обобщить знания по теме года. | Викторина. |
7. Результаты (в рамках ФГОС общего образования- личностные, предметные и метапредметные) освоения учебного предмета и система их оценки
5-7 класс.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно - ориентационной сфере:
- Осмысленное и эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
- Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:
- Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
В познавательной сфере:
- Овладение средствами художественного изображения;
- Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
- Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
- Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
- Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
В трудовой сфере;
- Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
- Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
- Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
- Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
- Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
В познавательной сфере;
- Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
- Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:
- Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
- Диалогический подход к освоению произведений искусства;
- Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;
- Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно - творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно - прикладного искусства).
Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности:
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству.
В связи с тем, что практическая часть урока составляет 15-20 минут критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
- "отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
- "хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
- "удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
- "неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями
8. Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред.Б.М. Неменского. – 9 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. –192 с.: ил.
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Передметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2011.
- Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.— М.: «Просвещение», 2012. — (Работаем по новым стандартам).
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л. А. Неменская; под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2012.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить/Б. М. Неменский. — М.: «Просвещение», 2012.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.— М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: «Просвещение», 2011.— (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5—7 классы. Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
- Поурочные планы по изо 5, 6, 7 класс под редакцией Б. Неменского г.Волгоград «Учитель» 2010г.
- Поурочные планы по изо 5, 6, 7 класс под редакцией Б. Неменского г.Волгоград «Учитель» 2010г.
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» с краткими методическими рекомендациями; 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения). М., 2003.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 1987.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства/Б. М. Неменский. — М., 2007. — (Серия «Библиотека учителя. Изобразительное искусство»).
- Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. — М., 2000г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы. Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Список литературы для учителя:
- Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
- Алёхин А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. М.: Просвещение,1993.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1991.
- Искусство и школа / Сост. А.К. Василевский. М., 1981.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: просвещение, 2007.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М.: Просвещение, 1991.
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству. М., 1977
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 5 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 7 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искус...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-9 классов
Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 5-9 классов, раскрывает специфику и своеобрази...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 -9 классов.
Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 5-9 классов, раскрывает специфику и своеобрази...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» ФГОС , 5-8 классы
Основное общее образование Предметная область «Искусство»...
Методическая разработка "Рабочая программа "Изобразительное искусство" для 4 дополнительного класса"
Данная программа предназначена для реализации в общеобразовательной школе с учащимися, имеющими особые образовательные потребности. Программа по изобразительному искусству написана на основе программы...
Рабочая программа изобразительного искусства для 5-7 классов
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов 0,5 часа в неделю 17часов в год....