Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Газизова Энже Маратовна

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса МАОУ «КСОШ - ДС» разработана на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izo_5-7.docx75.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________/____________

 «___» ___________201 г.

 Рассмотрено                                                            

на методическом

объединении                                                            

Руководитель МО                                             ____________/__________ Протокол № ___от 201 г.                                          

«Утверждаю»

Директор МАОУ  «КСОШ – ДС»

__________/К.Е.Данилов/

Приказ №______

от «___» ____________201  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 5-7 классов

.

г. Пыть-Ях

2018

Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса МАОУ «КСОШ - ДС» разработана на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. искусства.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;  
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

2.Общая характеристика учебного предмета.

  • Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
  • Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
  • Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
  • Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
  • Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
  • Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
  • Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
  • Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.

3. Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения содержания курса 5-7 кл.

В соответствии с принципиально новыми положениями и требованиями к результатам общего образования изучение содержания курса «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» направлено на освоение учащимися личностных, мета предметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражают индивидуальные, личностные качества и потребности учащихся, нравственно-ценностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса:

  • формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному художественному наследию России, к художественным традициям;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включенности в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);
  • формирование  целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства; осознание включенности произведений крестьянского искусства в высокий порядок мира Природы и Космоса, выраженный символической трёх частностью (небо, земля, недра) через восприятие рукотворных предметов крестьянского творчества в цепочке познания (Природа — Человек — Культура);
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре; воспитание способности находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с декоративно-прикладным искусством;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе художественно-познавательной и художественно-практической деятельности, умения применять в общении со сверстниками и взрослыми (на итоговых занятиях, в процессе организации выставок детских работ, в совместных проектах, на праздниках и т. д.) навыки сотрудничества, создавать атмосферу доброжелательно-делового продуктивного взаимодействия, преодолевая ситуации возможных напряжений и конфликтов;
  • формирование эстетического сознания (эстетические потребности, художественный вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение художественного наследия народов России и мира (декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII в. и т. д.).

Мета предметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел — вариативный поиск образа в эскизах — выбор материала, техники исполнения — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
  • умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);
  • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
  • умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
  • умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);
  • умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой декоративной работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументировано отстаивать своё мнение.

Предметные результаты:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
  • диалогический подход к освоению произведений искусства;
  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).

Планируемые результаты изучения учебного курса «Изобразительное искусство»

По окончании основной школы учащиеся должны:

  • знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;
  • знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
  • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
  • знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
  • чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
  • знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
  • знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
  • называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культурно-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;
  • иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
  • иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
  • получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

4. Место предмета в учебном плане.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
  • Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю в 5-7 классе - 105 часов в год.

5. Тематическое планирование.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 35 часов

№п/п

Содержание

Кол-во часов

1

«Древние корни народного искусства»

8

2

«Связь времен в народном искусстве»

14

3

«Декор - человек, общество, время»

6

4

«Декоративное искусство в современном мире».

7

Всего

35

6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

3

Вглядываясь в человека. Портрет

10

4

Человек и пространство. Пейзаж

9

Всего

35

7 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Изображение фигуры человека и образ человека

9

2

Поэзия повседневности (

7

3

Великие темы жизни

10

4

Реальность жизни и художественный образ

9

Всего

35

6. Содержание учебного предмета.

5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 35 часов

Раздел I: Древние корни народного искусства — 8 ч

  • Древние образы в народном искусстве (1ч.).
  • Убранство русской избы (1ч.).
  • Внутренний мир русской избы (1ч.).
  • Конструкция и декор предметов народного быта (1ч.).
  • Русская народная вышивка (1ч.).
  • Народный праздничный костюм (2 ч.).
  • Народные праздничные обряды (1ч.).

Раздел II: Связь времен в народном искусстве — 14 ч

  • Древние образы в современных народных игрушках (1ч.).
  • Искусство Гжели (2ч.).
  • Городецкая роспись (2ч.).
  • Хохлома (2ч.).
  • Жостово. Роспись по металлу (2ч.).
  • Щепа. Роспись по лубу и дереву (2ч.).
  • Тиснение и резьба по бересте (2ч.).
  • Роль народных художественных промыслов в современной жизни (1ч.).

Раздел III: Декор — человек, общество, время — 6 ч

  • Зачем людям украшения (1ч.).
  • Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (2ч.).
  • Одежда «говорит» о человеке (1ч.).
  • О чём рассказывают нам гербы и эмблемы (2ч.).

Раздел IV: Декоративное искусство в современном мире — 7 ч

  • Современное выставочное искусство (3ч.).
  • Ты сам — мастер (4ч.).

6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.

Раздел I: Виды изобразительного искусства и основы образного языка — 8 ч

  • Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств (1ч.).
  • Рисунок — основа изобразительного творчества (1ч.).
  • Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий (1ч.).
  • Пятно как средство выражения. Ритм пятен (1ч.).
  • Цвет. Основы цветоведения (1ч.).
  • Цвет в произведениях живописи (1ч.).
  • Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения (1ч.).
  • Основа языка изображения (1ч.).

Раздел II: Мир наших вещей. Натюрморт — 8 ч

  • Реальность и фантазия в творчестве художника (1ч.).
  • Изображение предметного мира — натюрморт (1ч.).
  • Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира (1ч.).
  • Изображение объема на плоскости и линейная перспектива (1ч.).
  • Освещение. Свет и тень (1ч.).
  • Натюрморт в графике. (1ч.).
  • Цвет в натюрморте (1ч.).
  • Выразительные возможности натюрморта (1ч.).

Раздел III: Вглядываясь в человека. Портрет — 10 ч

  • Образ человека — главная тема в искусстве (1ч.).
  • Конструкция головы человека и ее основные пропорции (1ч.).
  • Изображение головы человека в пространстве (1ч.).
  • Портрет в скульптуре (1ч.).
  • Графический портретный рисунок (1ч.).
  • Сатирические образы человека (1ч.).
  • Образные возможности освещения в портрете (1ч.).
  • Роль цвета в портрете (1ч.).
  • Великие портретисты прошлого (1ч.).
  • Портрет в изобразительном искусстве XX века (1ч.).

Раздел IV: Человек и пространство. Пейзаж —9ч

  • Жанры в изобразительном искусстве (1ч.).
  • Изображение пространства (1ч.).
  • Правила построения перспективы. Воздушная перспектива (1ч.).
  • Пейзаж — большой мир (1ч.).
  • Пейзаж настроения. Природа и художник (1ч.).
  • Пейзаж в русской живописи (1ч.).
  • Пейзаж в графике (1ч.).
  • Городской пейзаж (1ч.).
  • Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (1ч.).

7 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» — 35 ч

Раздел I: Изображение фигуры человека и образ человека — 9 ч

  • Изображение фигуры человека в истории искусства (2ч.).
  • Пропорции и строение фигуры человека (3ч.).
  • Красота фигуры человека в движении (1ч.).
  • Набросок фигуры человека с натуры (2ч.).
  • Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (1ч.).

Раздел II: Поэзия повседневности — 7 ч

  • Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов (1ч.).
  • Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры (1ч.).
  • Сюжет и содержание в картине (2ч.).
  • Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве (1ч.).
  • Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) (1ч.).
  • Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) (1ч.).

Раздел III: Великие темы жизни — 10 ч

  • Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох (1ч.).
  • Тематическая картина в русском искусстве XIX века (1ч.).
  • Процесс работы над тематической картиной (2ч.).
  • Библейские темы в изобразительном искусстве (2ч.).
  • Монументальная скульптура и образ истории народа (2ч.).
  • Место и роль картины в искусстве XX века (2ч.).

Раздел IV: Реальность жизни и художественный образ — 9 ч

  • Искусство иллюстрации. Слово и изображение (1ч.).
  • Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве (1ч.).
  • Зрительские умения и их значение для современного человека (1ч.).
  • История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм) (1ч.).
  • Стиль и направление в изобразительном искусстве (реализм) (1ч.).
  • Личность художника и мир его в произведениях искусства (1ч.).
  • Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (1ч.).
  • Художественно-творческие проекты (2ч.).


6. Календарно-тематическое планирование

5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

№п/п

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика видов  деятельности учащихся

Планируемые результаты (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)

Домашнее задание

Дата проведения

Раздел I: Древние корни народного искусства — 8 ч

1

Древние образы в народном искусстве.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых

знаний

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Подбор материала о русской избе

2

Убранство русской избы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Познавательные:  рассуждать о характерных признаках  народного жилища.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ЛР: ценностное отношение к культуре своего края.

Подбор иллюстративного материала

3

Внутренний мир русской избы

1

Урок комплексного применения знаний

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Материал об орнаментальных символах

4

Конструкция и декор предметов народного быта

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.

Материал о вышивках

5

Русская народная вышивка

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. 

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

подбор иллюстративного материала о народном костюме

6-7

Народный праздничный костюм.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

1. подбор материала по теме.

2. Выставка работ

8

Народные праздничные обряды.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Повторить все о народном искусстве.

Раздел II: Связь времен в народном искусстве — 14 ч

9

Древние образы в современных народных игрушках.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

Коммуникативные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

1. Подбор материала

2.выставка работ

10-11

Искусство Гжели.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского

кистевого мазка - «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традициям.

Подбор материала о городецкой росписи

12-13

Городецкая роспись

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к народным традициям.

Подбор материала о хохломе

14-15

Хохлома.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.

Подбор материала о жостовских подносах

16-17

Жостово. Роспись по металлу.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

ЛР:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Подбор материала о росписи по лубу и дереву

18-19

Щепа. Роспись по лубу и дереву.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения росписи по лубу и дереву.

Осваивать основные приемы росписи по лубу и дереву.

Иметь представление об изготовлении из щепы и бересты посуды, обладающие чудесными свойствами.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. 

ЛР: уважительное отношение к народным традициям и мастеров своего края.

Подбор материала о тиснение и резьбе по бересте

20-21

Тиснение и резьба по бересте.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения тиснение и резьбе по бересте.

Создавать фрагмент мезенской росписи, включив в композицию образ птицы, конька или оленя, растительные мотивы, солярные знаки и мелкие элементы декора в процессе выполнения творческой работы.

Иметь представление о теснении и резьбе по бересте.

Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: ценностное отношение к природному миру.

Повторить все о народных промыслах

22

Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

ЛР: отношение к труду и культуре своего народа.

Выставка работ

Раздел III: Декор — человек, общество, время — 6 ч

23

Зачем людям украшения.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего, как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения,

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

Подбор материала по теме

24-25

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своих действий;

адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей;

вносить необходимые изменения в действие.

ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

принести иллюстративный материал

 по теме

26

Одежда «говорит» о человеке.

1

Урок - практикум

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению.

1.Подобра

ть иллюстративный материал по теме

2.выставка работ

27-28

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

2

Урок изучения и закрепления знаний

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов Ростова и Ростовской области.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Подбор материала о ДПИ

Раздел IV: Декоративное искусство в современном мире — 7 ч

29-31

Современное выставочное искусство.

3

Урок закрепления новых знаний

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Регулятивные:

преобразовать познавательную задачу в практическую.

ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

Подбор материа

ла о витражах

32-35

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

2 часа

Урок комплексного применения знаний

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

ЛР: уважительное отношение к иному мнению

Подбор материала о мозаичном панно

6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности

    Виды    контроля-

измерители

            Планируемые результаты освоения

                              материала

  Домашнее

    задание

Дата

 

личностные

метапредмет

ные

предметные

Раздел I: Виды изобразительного искусства – 8 ч.

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

1

Найти и разобрать открытки по видам искусства Виды пластических искусств Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности.

Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли.

Ознакомление с видами искусства

Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.

Принести природный материал. Веточки, колоски, зонтичные растения.

2

Рисунок - основа изобразительного творчества

1

Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер

Фронтальный опрос.

Сравнение и анализ работ обсужден.

Принести травянистые растения.

3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

1

Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий Карандаш, уголь.

Анализ результатов собственной художественной деятельности

Освоение основ декоративно-прикладного искусства.

Привитие любви к произведениям искусства.

Подобрать репродукции графических работ А. Матисс, П. Пикассо, В Серов

4

Пятно, как средство выражения. Ритм пятен

1

Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа.

Сравнение и выбор лучших работ

Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка.

Умение отличать и выполнять тональные соотношения.

Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы.

Вырезать из картона форму посуды, расписать

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной палитрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»

Просмотр и обсуждение выполненных работ

Создание

проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка

Знать основы языка изобразительного искусства (тон, выразительные возможности тона.

Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому.

Подобрать листья осенние разных цветов и форм.

6

Цвет в произведениях живописи

1

Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий).

Понятие «колорит», «гармония цвета» Механическое смешивание цветов. Сравнить умение и оценить.

Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение.

Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи.

Принести книжки о животных с яркими иллюстрациями, можно фотографии.

7

Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения

1

Изображение объемных изображений животных. Материал- пластилин и стеки

Опрос, просмотр и анализ работ.

Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры.

Связь объема с окружающим пространством и окружением

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.

Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти.

8

Основы языка изображения

1

Выполнение конкурсных заданий

Подведение итогов конкурса.

Знать виды пластических и изобразительных искусств.

Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличать работы по видам искусства.

Составить кроссворд (5-6 слов), используя приобретенные знания.

Раздел II: Мир наших вещей. Натюрморт – 8 ч.

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему.

Оценить творчество рассказа об окружающем мире и умение передать это в рисунке.

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества.

Формирование представлений о ритме и цвете.

Привитие любви к произведениям искусства.

Суметь выразить свою твор фантазию в худ. воплощение.

10

Изображение предметного мира

1

Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм

Материалы: А4, цветная бумага, ножницы, клей.

Особенности пластической формы выполнить так, чтобы было разумно видно все предметы, оценить это умение.

Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта

Натюрморт в живописи, графике, скульптуре

Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта.

Подобрать иллюстрации с гжельскими узорами.

11

Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.

1

Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб).

Вырезание из бумаги геометрических форм и оценивание их.

Иметь представление о многообразии и выразительности форм.

Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности.

Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.

«Народные промыслы- Гжель» Гжель. Посуда и игрушки.

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел Карандаш Формат А-4.

Просмотр и анализ работ.

Знать правила объемного изображ. геометрических тел с натуры, основы композиц. на плоскости.

Творческое обсуждение выполненных работ.

Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.

Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры.

13

Освещение. Свет и тень.

1

Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Фронтальный опрос(устно) Самоанализ работ учащихся.

Знать выдающихся художников- графиков.Творчество Ф. Дюрера. В. Фаворского.

Знать основы изобразительной грамоты: светотень

Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.

Сбор материала на тему «Выдающ художники и их произвед. натюрмортного жанра»

14

Натюрморт в графике.

1

Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

Просмотр и анализ работ

Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его.

Понимать роль языка изобразит.искусства в выражении худож.своих переживаний.

Уметь составлять натюрмотрную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики.

Продолжение работы над проектом.

15

Цвет в натюрморте

1

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный.

Анализ и оценка процесса и результатов собствен.

художественного творчества.

Знать выразительные возможности цвета.

Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы»

Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок.

Завершение работы над проектом.

16

Выразительные возможности натюрморта.

1

Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии

Анализ и оценка результатов проектной деятельности

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника.

Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. индивидуальность художника.

Знать жанр изобразительного искусства(натюрморт).Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра.

Закончить дома натюрморт, если не успели выполнить на уроке.

Раздел III: Вглядываясь в человека. Портрет – 10 ч.

17

Образ человека, главная тема искусства

1

Беседа Портрет, как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох.

Оценить внимание и эрудированное участие в беседе, Фронтальный устный опрос.

Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора.

Великие портретисты: Рембрандт, И. Репин.

Рокотов Ф. В Боровиковский.

Знать жанры изобразительного искусства

Подобрать зрительный ряд с изображением портретов.

18

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

1

Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм).

Просмотр и анализ работ.

Понимать смысл слов: образный смысл вещи, (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)

Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ.

Найти и прочитать материал в исторической литературе.

В/ф «Великие творения людей» по теме Автопортрет.

19

Изображение головы человека в пространстве.

1

Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага.

Просмотр анализ и оценка.

Поиск информации, создание алгоритма деятельности.

Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.

Воспитание любви и интереса к произведениям

Художественной литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства.

Подобрать литературные фрагменты, характеризующие человека по его предметному окружению

20

Портрет в скульптуре.

1

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга Кошей бессмертный, Домовой

Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного героя. Анализ и оценка

Знать материалы и выразительные возможности.

Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете

Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры. Уметь передать пропорции лица.

Мультимедийная презентация

21

Графический портретный рисунок.

1

Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь.

 Выборочный просмотр

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов

Творческое обсуждение работ

Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей.

Автопортрет: история возникновения и развития. Граф. портрет Дюрера, Леонардо да Винчи.

22

Сатирические образы человека.

1

Изображение сатирических образов литературных героев. Материалы: черная акварель, черная гелиевая ручка.

Тест. Просмотр и анализ работ.

 Понимание правды жизни и язык искусства.

Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

 Уметь работать  графическими материалами.

Найти в интернете сообщение о современных видах шуточных изображений.

23

Образные возможности освещения в портрете

1

Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении.

Просмотр и анализ работ.

Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия.

Понимать роль света в разных видах искусства. Театр. кино

Уметь применять полученные знания при выполнении работы.

Подобрать репродукции (фото) с изображением человека в различном освещении.

24

Роль цвета в портрете.

1

Анализ цветового решения образа в портрете.

Материалы: гуашь, кисть.

Ответить на вопрос «Кому из известных тебе художников ты заказал бы себе портрет?

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры.

Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства.

Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.

Завершение работы над проектом.

25

Великие портретисты прошлого.

1

Повторяем и обобщаем.

Презентация проектов.

Выражение творческой индивидуальности.

Личность героев портрета и творческая интерпретация ее художником.

Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.

Подведение итогов завершение работ.

26

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.

1

Беседа «Индивидуальность образного языка в произведениях художников ХХ века».

Представление работ. Анализ и оценивание.

Уметь активно работать в технике коллажа.

Знать  художников ХХ века.

Роль живопис. портрета в истории искус Композиция в портрете.

 Работа над проектом.

Раздел IV: Человек и пространство в изобразительном искусстве - -8ч.

27

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Просмотр презентации на тему Жанры. дискуссия

Сгруппировать предложенные произведения по жанрам.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль. Специфика языка художественных материалов.

Развитие интереса к предмету изобразительного искусства. Фронтальный опрос.

Работа в художественно-конструктивной деятельности.

Подобрать материалы для работы

28

Изображение пространства.

1

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве.

Подобрать репродукции или фото, отображающие законы перспектив.

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа.

Уметь использовать выразительные возможности материала.

Роль выбора формата.

Древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией, византийская мозаика.

Репродукции и фото разобрать и составить выставку из пейзажей

29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной перспективы. Карандаш, акварель.

Соотнести репродукции произведений разных жанров с фамилиями авторов. Просмотр, анализ и оценка.

Знать правила воздушной перспективы.

Уметь организовать пространство на листе бумаги. Выделить горизонт и точку зрения.

Уметь использовать правила воздушной перспективы

Сбор материала для кроссворда.

30

Пейзаж- большой мир. Организация пространства.

1

Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти

Подобрать репродукции или фото, отображающие законы линейной перспективы.

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа.

Уметь использовать выразительные возможности материала. Роль выбора формата.

Творческое обсуждение раб Принять участие в беседе. Уметь отличать работы Рериха от Левитана.

Репродукции и фото разобрать и составить композицию- выставку из пейзажей

31

Пейзаж- настроение. Природа и художник.

1

Создание пейзажа-настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы.

Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят «Мало нот - много музыки?» Оценить ответы и рассуждения

 Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет.

Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности.

Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами.

Творчески подойти к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, и перспективой.

Наброски с натуры городских пейзажных набросков.

32

Пейзаж в русской живописи.

Создание пейзажа «Дали моей Родины».

Акварель, гуашь.

Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности.

Уметь выбирать настроение, состояние в природе, колорит в разное время года.

Понимать роль колорита, основные средства художественной выразительности..

Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами.

Творчески подойти к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, и перспективой.

Наброски с натуры пейзажа родной земли.

33

Пейзаж в графике.

1

Работа над графической композицией «Весенний пейзаж».

Простой карандаш, уголь, тушь.

Просмотр и анализ работ.

Определить мотив, состояние и настроение композиции.

Уметь чувствовать ритм основных пропорций.

Знакомство с художественными образцами.

Творчески подойти к составлению композиции, работе с перспективой.

Наброски с натуры пейзажа родной земли весной.

34

Городской пейзаж

1

Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь.

Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности.

Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в шестом классе.

Эстетическая оценка результатов.

Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году.

Выставка лучших работ , выполненных в течении учебного года.

35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

Поставить оценки за конкурсные задания.

Беседа.

Знать виды и жанры художественной деятельности

Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.

Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике.

7 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.

№ п/п

Название раздела, темы урока

Цель раздела, занятия

Вид практической деятельности

Вид контроля

Кол-во

часов

Дата

Домашнее задание

Раздел I: Изображение фигуры человека и образ человека — 9 ч

1-2

Изображение человека в истории искусства.

Познакомить с представлениями о красоте человека в истории искусства.

Урок-созерцание, мини-сочинения.

Мини-сочинения «Красота это…».

2

Подобрать репродукции с изображением фигур разных эпох.

3-5

Пропорции и строение фигуры человека.

Познакомить, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека.

Выполнение пропорции мужской, женской и детской фигуры человека.

Рисунок, фронтальный опрос.

3

Доработать рисунок.

6

Красота фигуры человека в движении.

Развивать творческую и познавательную активность, воспитывать любовь и интерес к искусству и его истории.

Набросок фигуры человека в движении (работа, спорт).

Рисунок, фронтальный опрос.

1

Доработать рисунок, подобрать репродукции художников.

7-8

Набросок фигуры человека.

Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнения.

Набросок фигуры человека.

Рисунок; фронтальный опрос.

2

Подобрать иллюстрированный материал о «человеке труда».

9

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Вывести на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение.

Рисование на тему.

Рисунок, фронтальный опрос.

1

Доработать рисунок.

Раздел II: Поэзия повседневности — 7 ч

10

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Сформировать понятие повседневности в изобразительном искусстве разных народов.

Рисование на тему.

Изображение мотивов из жизни разных народов.

1

Подобрать репродукции в бытовом и историческом жанре.

11

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Сформировать представления о тематической картине в бытовом или историческом жанре.

Рисунок крестьянской семьи.

Рисунок; фронтальный опрос.

1

Подобрать репродукции или фото с сюжетом из жизни.

12-13

Сюжет и содержание в картине.

Сформировать представления о сюжетной картине.

Выполнение зарисовок  для будущей картины.

Рисунки для будущей картины; фронтальный опрос.

2

Подобрать репродукции или фото из жизни моей семьи.

14

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

Познакомить с произведениями графики и живописи российских художников ХХ века со сценами из жизни села, города.

Урок - конференция.

Домашнее задание; фронтальный опрос.

1

Бытовой жанр в искусстве России.

15

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Познакомить с произведениями П. Федотова «зарисовка жизни города».

Наброски или зарисовки «Во дворе», «У витрины магазина».

Домашнее задание, фронтальный опрос.

1

Подбор материала для работы над сюжетной картиной.

16

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Сформировать представление темы праздника в бытовом жанре.

Познакомить с произведениями К. Сомова и М. Врубеля.

Рисование на тему.

Рисунок, фронтальный опрос.

1

Зарисовки праздника в семье.

Раздел III: Великие темы жизни — 10 ч

17

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Сформировать представление об исторической и мифологической теме в искусстве разных эпох.

Познакомиться с творчеством В.И. Сурикова

Беседа, демонстрация слайдов, репродукций.

Выступления.

1

Подбор и осмысление материала. Ответить на вопросы.

18

Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века.

Сформировать представление о тематической картине в русском искусстве ХIХ века. Познакомить с произведениями К. Брюллова «Последний день Полмпеи», И. Репина «Бурлаки на Волге».

Рисование на тему.

Рисунок, фронтальный опрос.

1

Зарисовки тематической картины  ХIХ века.

19-20

Процесс работы над тематической картиной.

Сформировать представления о тематической картине, о реальности жизни и художественного образа.

Беседа «Понятие темы, сюжета и содержания. Реальность жизни и художественный образ».

Рисунок, фронтальный опрос.

2

Эскизы из истории нашей Родины.

21-22

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Сформировать представление о библейской живописи в Западной Европе и в русском искусстве.

 Познакомить с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Беседа по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Зарисовки композиций на библейские темы.

Рисунок, фронтальный опрос.

2

Создание композиции «Рождество».

Подобрать рисунки Ю. Долгорукого.

23-24

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности.

Познакомить с памятником С. Орлова Юрию Долгорукому.

Создание проекта памятника, исторического события или героя.

Рисунок, фронтальный опрос.

2

Доработать проект.

25-26

Место и роль картины в искусстве ХХ века.

Сформировать понятие о современном искусстве.

Познакомить с произведениями художников ХХ века, например П. Пикассо «Герника», серия панно «Херасимо».

Беседа и дискуссия о современном искусстве.

Рисунок, фронтальный опрос.

2

Подобрать материал о современных художниках.

Раздел IV: Реальность жизни и художественный образ — 9 ч

27

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Сформировать представление об основных элементах книги, познакомить с искусством иллюстрации.

Выполнение эскизов обложки и титульного листа, иллюстрации, страниц книги по произведениям детских писателей.

Рисунок, фронтальный опрос.

1

Иллюстрация к литературному произведению.

28

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

Сформировать представление о конструктивном анализе произведений изобразительного искусства.

Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства.

Рисунок, фронтальный опрос.

Подобрать репродукции передвижников.

29

Зрительские умения и их значение для современного человека.

Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности.

Познакомить с произведениями искусства передвижников.

Беседа, созерцание,

эссе.

Рисунок, фронтальный опрос.

1

Подобрать репродукции импрессионистов.

30

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм).

Сформировать представление о стиле импрессионизм и направление импрессионизм в изобразительном искусстве.

Познакомить с репродукциями художников импрессионистов.

Беседа о художниках импрессионистах.

Рисунок, фронтальный опрос.

1

Подобрать репродукции реалистов.

31

Стиль и направление в изобразительном искусстве (реализм).

Сформировать представление о стиле реализм и направление реализм в изобразительном искусстве.

Познакомить с репродукциями художников реалистов

Беседа о художниках реалистах.

Рисунок, фронтальный опрос.

1

Подобрать репродукции П. Пикассо.

32

Личность художника и мир его в произведениях искусства.

Познакомить с произведениями великого художника П. Пикассо.

Беседа «Произведения великих художников».

Рисунок, фронтальный опрос.

1

Подобрать подробный материал  об Эрмитаже.

33

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Сформировать представления о художественных музеях и их типах.

Беседа, выступление учащихся.

Выступления.

1

Подготовиться к проекту.

34-35

Художественно – творческие проекты.

Обобщить знания по теме года.

Викторина.


7. Результаты (в рамках ФГОС общего образования- личностные, предметные и метапредметные) освоения учебного предмета и система их оценки

5-7 класс.

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

В ценностно - ориентационной сфере:

  • Осмысленное и эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
  • Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
  • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

В трудовой сфере:

  • Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

В познавательной сфере:

  • Овладение средствами художественного изображения;
  • Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
  • Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
  • Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

В трудовой сфере;

  • Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

В познавательной деятельности;

  • Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
  • Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
  • Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  • Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

В познавательной сфере;

  • Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
  • Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

В коммуникативной сфере:

  • Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
  • Диалогический подход к освоению произведений искусства;
  • Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

В трудовой сфере;

  • Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно - творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно - прикладного искусства).

Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.
  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  • Самостоятельность.
  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности:

  • Викторины
  • Кроссворды
  • Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  • Тестирование

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству.

В связи с тем, что практическая часть урока составляет 15-20 минут критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

  • "отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую  и, – или практическую направленность для современного общества.        
  • "хорошо"  - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
  • "удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема,  выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое  и, – или практическое значение.
  • "неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями

8. Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).
  3. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений  /Под ред.Б.М. Неменского. – 9 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. –192   с.: ил.
  4. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
  5. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Передметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2011.
  6. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.— М.: «Просвещение», 2012. — (Работаем по новым стандартам).
  7. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л. А. Неменская; под. ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2012.
  8. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить/Б. М. Неменский. — М.: «Просвещение», 2012.
  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.— М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
  10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: «Просвещение», 2011.— (Стандарты второго поколения).
  11. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5—7 классы. Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
  12. Поурочные планы  по изо 5, 6, 7  класс под редакцией Б. Неменского г.Волгоград  «Учитель» 2010г.
  13. Поурочные планы  по изо 5, 6, 7  класс под редакцией Б. Неменского г.Волгоград  «Учитель» 2010г.
  14. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» с краткими методическими рекомендациями; 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).
  16. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения). М., 2003.
  17. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 1987.
  18. Неменский Б. М. Педагогика искусства/Б. М. Неменский. — М., 2007. — (Серия «Библиотека учителя. Изобразительное искусство»).
  19. Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. — М., 2000г.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы. Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

Список литературы для учителя:

  1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
  2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. М.: Просвещение,1993.
  3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1991.
  4. Искусство и школа / Сост. А.К. Василевский. М., 1981.
  5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: просвещение, 2007.
  6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.
  7. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  9. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству. М., 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 5 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I.                  Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 7 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI.                  Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искус...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-9 классов

Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 5-9 классов, раскрывает специфику и своеобрази...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 -9 классов.

Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 5-9 классов, раскрывает специфику и своеобрази...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» ФГОС , 5-8 классы

Основное  общее образование Предметная область «Искусство»...

Методическая разработка "Рабочая программа "Изобразительное искусство" для 4 дополнительного класса"

Данная программа предназначена для реализации в общеобразовательной школе с учащимися, имеющими особые образовательные потребности. Программа по изобразительному искусству написана на основе программы...

Рабочая программа изобразительного искусства для 5-7 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов 0,5 часа в неделю 17часов в год....