Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Статус документа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для пятого класса создана на основе:
= Закона «Об образовании» РФ;
= Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004года;
= Образовательной программы МБОУ «СОШ №5»;
= Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2012г и учебно – методического комплекса Б. М. Неменского, издания «Просвещения», 2010 год;
= Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО № 1276);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit.zap_5.docx | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол № 2 Протокол № 2 приказ №
от 12.09.2013г от 12.09.2013г. от 12.09.2013г.
Руководитель ШМО Председатель ШМС Директор МОУ «СОШ №5»
Л.В.Гаевская Т.В. Толмачева Т.А.Лукина
Рабочая программа
«Изобразительное искусство»
для обучающихся 5 класса
Образовательная область: искусство
Разработала: Микеладзе Светлана Сергеевна
учитель изобразительного
искусства и черчения,
первой квалификационной
категории.
Братск 2013 г.
- Статус документа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для пятого класса создана на основе:
= Закона «Об образовании» РФ;
= Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004года;
= Образовательной программы МБОУ «СОШ №5»;
= Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2012г и учебно – методического комплекса Б. М. Неменского, издания «Просвещения», 2010 год;
= Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО № 1276);
- Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с Окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Цель обучения - развитие визуально пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, умения лаконично и строго излагать мысли и формировать общеучебные компетенции
Задачи обучения:
= Формирование универсальных учебных действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном общем образовании, обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач, умения самообразования;
= Формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира, к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
= Развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития умения сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры, развития воображения;
=Овладение навыками работы красками, графическими материалами, навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объемного моделирования из бумаги.
=Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа, продолжительность изучения изобразительного искусства в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ «СОШ №5», темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Любая тема по изобразительному искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
V. Содержание учебного предмета
Содержание обучения изобразительного искусства представлено основными содержательными линиями, реализующими концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
В результате освоения предметного содержания изобразительного искусства у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.
В процессе изучения изобразительного искусства осуществляется освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративного - прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, обучающиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитее навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладение навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Изобразительное искусство предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
В 5 классе тема года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» раскрывается в разделах:
- Древние корни народного искусства.
- Связь времен в народном искусстве.
- Декор-человек, общество, время.
- Декоративное искусство в современном мире.
VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
VIII. Методическое и материально-техническое сопровождение программы
1. Программа. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 класс автор Б. М. Неменский, издательство «Просвещение», 2012.
2.Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, издательство «Просвещение», 2012.
3. И.Д.Агеев Занимательные материалы по изобразительному искусству, издательство «Творческий центр», 2009.
4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, издательство «Просвещение», 2010.
5. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины, издательство «Учитель», 2010.
6. Туманова Е.С. Изобразительное искусство. 4-8 классы. Уроки, внеклассные мероприятия, издательство «Учитель», 2010.
7. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги, издательство «Просвещение», 2009.
8. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты, издательство «Учитель», 2009.
9. Неменский Б. М. Педагогика искусства, издательство «Просвещение», 2010.
10. Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
11. Живопись акварелью. Базовый уровень (CD).
12. Искусство Древнего Египта (CD).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-7 классы с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 7 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искус...
Рабочая программа "Изобразительное искусство 5-7 класс" (Б.М.Неменский, ФГОС)
Рабочая программа по изобразителному искусству для 5-7 классов (Б.М.Неменский, ФГОС) + календарно-тематическое планирование для 5 класса...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5-6 класс
Программа составлена в соответствии с общим учебным планом гимназии....
Рабочая программа "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" 5-7 класс
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству для V -VII классов составлена на основе:- фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результа...
Рабочая программа "Изобразительное искусство. Практикум. 7 класс". Основное общее образование.
Рабочая программа факультативного курса «Изобразительное искусство. Практикум.» для учащихся 7-х классов разработана в соответствии с требованиями:Федерального государственного образовател...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5-9 класс ФГОС
Программа курса по изобразительному искусству 5 – 9 классы создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает ...