Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-9 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 5-9 классов, раскрывает специфику и своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества и обобщает на содержательном уровне имеющиеся у учащихся представления о различных видах искусства в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 -9 классов | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 5-9 классов, раскрывает специфику и своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества и обобщает на содержательном уровне имеющиеся у учащихся представления о различных видах искусства в целом. Документ разработан на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству
- Примерной программы «Искусство» 5-9 классы, М.: Просвещение, 2010
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
- «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
- Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
Интегрированный учебный предмет «Искусство» в школьной программе разделён на два предмета: предмет «Музыка» и предмет «Изобразительное искусство».
Уроки проводятся в специально оборудованном кабинете, материально-техническое обеспечение которого соответствует стандарту.
- Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 -9 классов среднего (полного) общего образования составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
- Образовательная программа образовательного учреждения МБОУ СОШ №2
- Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: М.: Просвещение, 2010. -176 с.
- Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1 – 9 классы» под редакцией Т. Я. Шпикалова. / сост. Т. Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2010. – 140 с.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я.Шпикалова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я.Шпикалова]. — М.: Просвещение, 2010. — 129 с
Рабочая программа направлена на:
1) формирования УУД (Личностные, метапредметные, предметные результаты) для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования
2) реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательногопроцесса, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Цель курса «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения;
- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Специфика предмета
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 20%): сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований госстандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).
В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классе предусмотрено 35 часов, то одна из тем выносится на внеклассную работу – это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.
Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.
Требования к уровню подготовки учащихся
В конце 5 класса обучающиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка ДПИ;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
В конце 5 класса обучающиеся должны уметь:
- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, , а также местные
промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён ( например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды ДПИ
(художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д. );
- выявлять в произведениях ДПИ (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы, декора.
В конце 6 класса обучающиеся должны знать:
- отдельные виды изобразительных (пластических) искусств (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)
- жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр);
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, светотень, пространство, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
- значение изобразительного искусства в художественной культуре
В конце 6класса обучающиеся должны уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, светотень, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
В конце 7 класса обучающиеся должны знать:
- имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
- жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;
- отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII- XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;
- зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;
-произведения современных художников – фантастов и космонавтов на космическую тему;
- правила линейной перспективы в построении интерьера (различные точки схода);
- локальные школы народного мастерства в таких видах народного искусства, как роспись по дереву, вышивка, глиняная игрушка, ювелирное искусство;
- символику орнаментальных мотивов;
- основы построения фигуры человека в движении с учётом пропорций частей тела и их взаимосвязи;
- проявление синтеза искусств на примере праздника весенней ярмарки как торжества народного мастерства и творчества
В конце 7 класса обучающиеся должны уметь:
-проявлять зрительную компетентность при восприятии произведений искусства разных эпох и народов;
- выполнять конструктивное построение формы, объёма предметов, их содержательной связи в натюрморте, посвящённом миру увлечений (профессии) человека;
- применять линию горизонта, разные точки схода в зарисовке интерьера;
- передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;
- выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);
- передавать движение фигуры человека в пространстве;
- проявлять творческую активность художественно- практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусства;
- выполнять план проектируемого объекта;
- выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;
- участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ оформление ярмарки и выполнение плакатов с надписями отделов ярмарки;
- применять полученные знания и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни;
- проявлять зрительную компетентность в эмоционально- эстетическом восприятии художественных произведений и заключённых в них духовно- нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;
- использовать свою художественно- практическую компетентность- владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно- прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего села, родного края.
В конце 8 класса обучающиеся должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива,
пространство, объем, ритм, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные
произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре
В конце 8 класса обучающиеся должны уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные
материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой дея
тельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобрази
тельного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем,
светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные
произведения
В конце 9 класса обучающиеся должны знать:
- социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца 19 начало 20 века (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;
- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности-по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;
- простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция)
В конце 9 класса обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно проводить относительно развёрнутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;
- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы и иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);
- самостоятельно применять художественно выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции, перспективы и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла
2. Учебно- тематический план
п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
5 класс | ||
1 | Раздел 1: «Образ родной земли в изобразительном искусстве» | 9 |
2 | Раздел 2: «Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» | 8 |
3 | Раздел 3: «Мудрость народной жизни в искусстве» | 11 |
4 | Раздел 4: «Образ единения человека с природой в искусстве» | 7 |
Итого: | 35 | |
6 класс | ||
1 | Раздел 1: «Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве» | 6 |
2 | Раздел 2: «Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур» | 10 |
3 | Раздел 3: «Исторические реалии в искусстве разных народов» | 10 |
4 | Раздел 4: «Образ времени года в искусстве. Весна – утро года» | 9 |
Итого: | 35 | |
7 класс | ||
1 | Раздел 1: «Человек и его окружение в изобразительном искусстве» | 8 |
2 | Раздел 2: «Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве» | 8 |
3 | Раздел 3: «Народный мастер – носитель национальной культуры» | 10 |
4 | Раздел 4: «Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство» | 9 |
Итого: | 35 | |
8 класс | ||
1 | Раздел 1: «Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств» | 10 |
2 | Раздел 2: «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» | 7 |
3 | Раздел 3: «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека» | 9 |
4 | Раздел 4: «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» | 9 |
Итого: | 35 | |
9 класс | ||
1 | Раздел 1: «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна» | 12 |
2 | Раздел 2: «Изобразительное искусство в жизни людей» | 9 |
3 | Раздел 3: «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» | 8 |
4 | Раздел 4: «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» | 6 |
Итого: | 35 |
3.Содержание тем программы
5 класс
Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Многообразие форм окружающего мира. Изображение предмета на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта
Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве
Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве
Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Народный праздничный костюм. Русский костюм и современная мода. Народные праздничные обряды.
Раздел 4:Образ единения человека с природой в искусстве
Современное выставочное искусство. Ты сам – мастер. Декоративное панно. Ты – дизайнер. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
6 класс
Раздел 1. Образ цветущей природы - вечная тема искусства.
Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).
Раздел 2. Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур
Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.
Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов
Архитектура Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, Рафаэль, Ф. Гойя, Рембрандт, Ф. С. Рокотов, В. Суриков.
Раздел 4. Образ времени года в искусстве. Весна – утро года
Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея). Музеи города Кирова и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.
7 класс
Раздел 1. Человек и его окружение в изобразительном искусстве
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека
Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве
Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Жизнь в моем селе в прошлых веках. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве
Раздел 3. Народный мастер – носитель национальной культуры.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX в. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ в.
Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества.
Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства
8 класс
Раздел 1. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств
Основы композиции в конструктивных искусствах. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Искусство шрифта.
основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна
Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
Объект и пространство. Архитектура - композиционная организация пространства. Конструкция: часть и целое. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь: красота и целесообразность.
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека
Город сквозь времена и страны. Город сегодня и завтра. Дизайн – средство создания интерьера.
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Дизайн и архитектура моего сада. Конструктивные принципы дизайна одежды Сфера имидж-дизайна
9 класс
Раздел 1. В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. Сценография - вид художественного творчества. Средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Театр кукол
Раздел 2. Изобразительное искусство в жизни людей
Фотография-расширение изобразительных возможностей. Грамота фотокомпозиции и съемки. Фотография-искусство светописи. Натюрморт и пейзаж-жанровые темы фотографии. Человек на фотографии. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа
Раздел 3. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. Сценография - вид художественного творчества. Средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Театр кукол
Раздел 4. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств
Синтетическая природа фильма и монтаж. Художник и художественное творчество в кино. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка
Бесконечный мир кинематографа. Фотография и компьютер.
4.Перечень основной и дополнительной литературы
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 5 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 7 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искус...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 -9 классов.
Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 5-9 классов, раскрывает специфику и своеобрази...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса МАОУ «КСОШ - ДС» разработана на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, &laq...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» ФГОС , 5-8 классы
Основное общее образование Предметная область «Искусство»...
Методическая разработка "Рабочая программа "Изобразительное искусство" для 4 дополнительного класса"
Данная программа предназначена для реализации в общеобразовательной школе с учащимися, имеющими особые образовательные потребности. Программа по изобразительному искусству написана на основе программы...
Рабочая программа изобразительного искусства для 5-7 классов
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов 0,5 часа в неделю 17часов в год....