Программа кружковой работы " Мир искусства"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Программа по дополнительному образованию детей составлена с учетом требований к содержанию кружковой работы в школе, а также компетенциям, которые осваивают в процессе обучения ученики.
Данная программа расчитана на 1 календарный год, но может меняться и дополняться в зависимости от требований
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружковой работы " Мир искусства" | 615.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 города Аши Челябинской области
(с профессиональным обучением)»
РАССМОТРЕНО На заседании школьного методического совета Протокол № 1 от «01» сентября 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)» ____________С.Н. Коваленко «01» сентября 2016 г. | |
Приказ № 89\2 от «01» сентября 2016 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
дополнительного образования детей
«Мир искусства»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей, на которых рассчитана
дополнительная образовательная программа: 11-14 лет
Автор: Быкова В.В. - учитель МКОУ «СОШ № 9 г. Аши
(с профессиональным обучением)»
г. Аша
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр. 3
1. РАЗДЕЛ I «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка стр. 5
1.2. Цели и задачи программы стр. 10
1.3. Содержание программы стр. 11
1.4. Планируемые результаты стр. 15
2. РАЗДЕЛ II «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график стр. 17
2.2. Условия реализации программы стр. 23
2.3. Формы аттестации стр. 24
2.4. Оценочные материалы стр. 24
2.5. Методические материалы стр. 26
2.6. Список литературы стр. 29
ВВЕДЕНИЕ
Процесс обучения в школе ставит перед современным педагогом задачи научить учащихся пользоваться знаниями, развивать свои умения и навыки, применять их при решении конкретных творческих задач, учиться самостоятельно изучать новый материал, ставить цели и предлагать способы их решения, раскрывая свой творческий потенциал, развивая воображение. В процессе реализации этих задач у ученика формируется креативное мышление, ценностные ориентации, происходит развитие и саморазвитие личности, личностное становление и самоопределение.
Кружок по изобразительному искусству – это один из видов дополнительного образования, являющийся ключом к успешному и всестороннему развитию школьников. В кружке изобразительного искусства приобретаются знания, есть возможность реализовать свои мечты и интересы, получить опыт творчества и общения с миром прекрасного, погрузиться в историю искусства и культуры нашей страны. Каждый участник кружка, независимо от своей роли и рода деятельности, не только информационно, но и внутренне приобщается к культуре, обретает ценностные ориентации. Программа занятий в кружке развивает творческую активность, различные виды деятельности способны увлечь школьника, дать не только поток новой информации, но и помочь личностно освоить ее.
Нормативно-правовым основанием проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей «Мир искусства» являются следующие документы федерального и регионального уровня:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 26.12.2012 г. с изменениями и дополнениями (ст.10 п. 6, 7; ст. 12 п. 4, 5; ст. 23; ст. 75; ст. 79) [Электронный ресурс] — URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/
2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] — URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
4. Методические рекомендации по разработке и реализации программ дополнительного образования «Московский городской педагогический университет» /Составители М.М. Шалашова, Д.А. Махотин и др. – Москва, ГБОУ ВО МПГУ 2016.
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» /Составители И.Н. Попова, С.С. Славин. – Москва, ГБОУ ВО МПГУ 2015.
6. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного детей и взрослых»»
8. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 г. «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.10.2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам».
РАЗДЕЛ I
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Мир искусства» отвечает следующим классификационным характеристикам программ дополнительного образования детей:
- по степени авторства: модифицированная программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству;
- по уровню усвоения: общекультурная групповая программа для обучающихся в количестве 10 - 25 человек неоднородного состава с возможным участием обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в возрасте 11 до 14 лет (5-7 классы) сроком обучения до 1 года;
- по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: комплексная программа;
- профиль программы: программа «Мир искусства» художественно-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира, качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Отличительные особенности программы
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания через сказки, притчи, ситуации из жизни, литературный и музыкальный ряд.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Условия, необходимые для решения поставленных задач:
1. обеспечение материально-технической базой;
2. посещение выставок декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, общение с интересными людьми;
3. взаимное общение детей из различных художественных студий города;
4. возможность обмена опытом, через участие в выставках и конкурсах.
Реализация программы достигается в процессе работы, когда у учащихся формируются представления, основанные на культурных традициях предков, и связываются с настоящим. Обращение к классике изобразительного искусства, древним корням народного творчества способствует не только интеллектуальному, но прежде всего эмоциональному и нравственному развитию детей, которые учатся осознавать себя во времени.
Участники кружка становятся помощниками учителей в оформлении внеклассных мероприятий, концертов, праздников, создании агитационных плакатов, стенгазет, а также создателями творческих работ на выставки и конкурсы по ДПИ и изобразительному искусству.
Метод обучения предполагает создание особенного нравственного климата в группе, дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей, приучаются «думать вслух», формулировать, излагать свои мысли в определённой последовательности, выделять главное и отличать второстепенное, овладевают навыками художественного творчества, изучают основы изобразительной грамоты, познают мир ДПИ и учатся применять свои знания на практике. Программа строится на принципе добровольного участия по изучению художественного творчества и созданию работ в техниках ДПИ, рисунка и живописи, в которой реализуются все задачи и установки.
Адресат программы
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения с учётом запросов родителей и интересов школьников, ориентирована на обучающихся среднего и старшего звена (10-18 лет) и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов. Программа адресована для обучающихся среднего школьного звена (5 – 7 классы) неоднородного постоянного или переменного состава с возможным участием обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Программа предусматривает получение теоретических знаний и практических навыков.
Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на один год: 34 недели (34 часа) по 1 часу в неделю. День занятий: пятница.
Программа ориентирует всех участников творческого процесса на создание условий для активизации творческих способностей, раскрытие внутреннего потенциала, формирование мышления и пространственного воображения. Активная творческая деятельность учащихся направлена прежде всего на развитие мышления, воображения и умения выразить свои мысли с помощью средств изобразительности. Использование этой программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое расширяет и обогащает их кругозор, учит общению с окружающими средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Формы обучения
Форма занятий: изучение основ и истории искусства, практическая работа над созданием рисунков, и предметов прикладного искусства, участие в выставках, посещение музеев.
Особенности организации образовательного процесса
Программа ориентирована как на традиционные формы обучения сформированных в группы учащихся: лекции, практические занятия; так и на организацию образовательного процесса на основе сетевого взаимодействия и на основе реализации модульного подхода.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Учебные недели | Каникулы | |
I полугодие | 15 недель | 1 неделя |
II полугодие | 17 недель | 3 недели |
Всего: | 32 недели | 4 недели |
Итого: | 36 учебных недель |
Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в месяц | Кол-во часов в год | Учебная работа | Воспитательная работа |
1 часа | 4 часов | 34 часов | 30 часов | 4 часов |
Расписание занятий детского объединения дополнительного образования обучающихся МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)» «Мир искусства»
ФИО педагога | Название курса дополнительного образования | Класс | Время проведения | Кабинет |
ПЯТНИЦА | ||||
Быкова В.В. | «Мир искусства» | 5-7 | 15.00-15.45 | №23 |
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель дополнительного образования детей по изобразительному искусству – формирование гармонично развитой личности ребенка, его интереса к творчеству своего народа, а также приобщение к сохранению и возрождению национальной культуры.
Из этой цели вытекают задачи:
- раскрыть в процессе обучения нравственно-эстетическое отношение к природе, обществу;
- воспитать чувство эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности через понимание отношения к ней наших предков;
- воспитать уважение к разным национальным культурам и интерес к родной культуре;
- развить творческую активность ребенка;
- научить художественным навыкам и приемам декоративно-прикладной деятельности, изобразительной деятельности;
- сформировать знания об окружающем мире через приобщение ребенка к миру искусства и к среде обитания человека.
Курс дополнительного образования детей «Мир искусства» включаются занятия по изучению народных промыслов (роспись по дереву), работа с бумагой, природными материалами, рисование пейзажей, портретов, изучение плакатного искусства и нетрадиционных техник рисования.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план программы «Мир искусства»
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Декоративно-прикладное искусство | 10 | 1 | 9 |
1.1 | Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалом. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы на кружке | 1 | ||
1.2 | Особенности создания композиции из природных материалов (хранение и обработка природного материала, составление букетов, открыток, создание декоративных панно) | 1 | ||
1.3 | Открытка в технике аппликация из природного материала | 1 | ||
1.4 | Коллективное панно из сухого природного материала | 1 | ||
1.5 | Основы бумагопластики (разновидность бумаги и ее особенности, инструменты для работы с бумагой, основы аппликации, квиллинга) | 1 | ||
1.6 | Тематическая аппликация из цветной бумаги и картона | 1 | ||
1.7 | Открытки и подделки в технике квиллинг | 1 | ||
1.8 | История и развитие росписи по дереву (городецкая, хохломская, урало-сибирская, полхов-майдан, мезенская и т.д.). Роспись деревянных заготовок (доски, игрушки, шкатулки ит.д.) | 1 | ||
1.9 | Роспись по стеклу. Особенности витражного искусства (история развития, материалы и техники) | 1 | ||
1.10 | Батик – роспись по ткани (разнообразие техник и способов обработки ткани красками). Роспись по ткани в технике свободная роспись (на основе крахмального или солевого состава) | 1 | ||
2 | Плакатное искусство | 4 | 2 | 2 |
2.1 | Плакатное искусство: отличительные особенности и история развития | 2 | ||
2.2 | Коллективные праздничные стенгазеты | 2 | ||
3 | Основы рисунка и живописи. | 8 | 2 | 6 |
3.1 | Основы рисунка и живописи: линейная и световоздушная перспектива | 1 | ||
3.2 | Основы цветоведения | 1 | ||
3.3. | Натюрморт в живописи | 2 | ||
3.4. | Пейзаж | 2 | ||
3.5. | Портрет | 2 | ||
4 | Нетрадиционные техники рисования | 4 | 1 | 3 |
4.1 4.2 | Нетрадиционные техники рисования (история развития и современность) Пейзаж в технике пуантилизм | 1 | ||
4.3 | Поздравительные открытки в технике ниткография | 1 | ||
4.4. | Портрет в технике фроттаж | 1 | ||
4.5. | Монотипия (тематическая картина) | 1 | ||
5 | Пленер | 4 | 4 | |
5.1 | Особенности рисования на свежем воздухе. | 1 | ||
5.2 | Рисование пейзажа с натуры | 1 | ||
5.3 | Рисование городского пейзажа с натуры | 2 | ||
6 | Участие в конкурсах и выставках | 4 | 4 | |
6.1 | Оформление работ для конкурсов и выставок | 3 | ||
6.2. | Итоговое занятие. Анализ учебной и творческой деятельности за год | 1 | ||
Итого: | 34 | 9 | 25 |
Содержание учебного плана
№ п/п | Наименование разделов | Краткое описание направленности занятий |
1.1 | Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы на кружке | Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами. Правила оказания первой помощи при парезах. Инструменты и приспособления для рисования: карандаши разной мягкости и твердости, краски, кисти, палитра, этюдник, мольберт, планшет, коврик для резки, макетный нож, ножницы, клей |
1.2 | Особенности создания композиции из природных материалов (хранение и обработка природного материала, составление букетов, открыток, создание декоративных панно) | Японское искусство ошибана. Подготовка и хранение сухих природных материалов. Основы композиционного построения из природных материалов. Способы создания объемной и плоской композиции. Искусство составления экибаны, топиария |
1.3 | Открытка в технике аппликация из природного материала | Понятие аппликация. Золотое сечение. Основы композиции в открытке. Разработка поздравительной открытки из природных материалов |
1.4 | Коллективное панно из сухого природного материала | Декоративное панно. Сюжет картины. Композиционный центр. Панно в технике аппликации из сухих природных материалов «Осень» |
1.5 | Основы бумагопластики (разновидность бумаги и ее особенности, инструменты для работы с бумагой, основы аппликации, квиллинга) | Бумагопластика. Разновидность бумаги, история и развитие бумажного производства. Китайское искусство работы с бумагой – оригами, киригами, европейское искусство – квиллинг. |
1.6 | Тематическая аппликация из цветной бумаги и картона | Основы аппликации. Объемная аппликация. Тема и сюжет картины. Аппликация на тему «Любимый мультфильм» |
1.7 | Открытки и подделки в технике квиллинг | Основы квиллинга. Способы и приемы работы с бумагой в технике квиллинг. Открытки ко дню матери |
1.8 | История и развитие росписи по дереву (городецкая, хохломская, урало-сибирская, полхов-майдан, мезенская и т.д.). Роспись деревянных заготовок (доски, игрушки, шкатулки ит.д.) | Орнамент. Композиция в круг, квадрат, линейная композиция. Основные приемы росписи по дереву. Отличительные черты городецкой, хохломской, урало-сибирской, мезенской росписи, полхов-майдан. Роспись изделия из дерева |
1.9 | Роспись по стеклу. Особенности витражного искусства (история развития, материалы и техники) | Особенности обработки стекла. История развития витражного искусства. Роспись стеклянного предмета (кружка, тарелка или картина по стеклу на выбор) |
1.10 | Батик – роспись по ткани (разнообразие техник и способов обработки ткани красками). Роспись по ткани в технике свободная роспись (на основе крахмального или солевого состава) | Особенности зарождения и развития искусства окрашивания ткани. Роспись по ткани. Холодный батик. Резервный батик и свободная роспись. Декоративное панно в технике свободная роспись «Цветы памяти» |
2.1 | Плакатное искусство: отличительные особенности и история развития | История развития русского плакатного искусства. Отличительные черты советского плаката. Шрифт и его значение в плакатном искусстве. |
2.2 | Коллективные праздничные стенгазеты | Плакат и стенгазета. Поздравительная стенгазета к новому году. |
3.1 | Основы рисунка и живописи: линейная и световоздушная перспектива | Основные законы перспективы. Угловая и фронтальная перспектива. Линия горизонта. Точка схода |
3.2 | Основы цветоведения | Цвет. Основные и дополнительные цвета Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Акварель. гуашь |
3.3. | Натюрморт в живописи | Живопись. Натюрморт. Декоративный натюрморт гуашью |
3.4. | Пейзаж | Пейзаж. Городской пейзаж. Пейзаж акварелью «Родной край» |
3.5. | Портрет | Изображение человека. Особенности рисования портрета анфас, профиль. Пропорции лица человека. Автопортрет |
4.1 4.2 | Нетрадиционные техники рисования (история развития и современность) Пейзаж в технике пуантилизм | Пуантилизм, ниткография, фроттаж, монотипия как способ самовыражения. Зимний ночной пейзаж в технике пуантилизм |
4.3 | Поздравительные открытки в технике ниткография | Ниткография – техника нетрадиционного рисования, отличительные особенности. Способы сложения нитей. Праздничная открытка «Розы» |
4.4. | Портрет в технике фроттаж | Портрет. Технология выполнения фроттажа. Цельный фроттаж, аппликация |
4.5. | Монотипия (тематическая картина) | Монотипия на стекле гуашью. Тематическая картина «Портрет Весны» |
5.1 | Особенности рисования на свежем воздухе. | Пленэр. Особенности передачи световоздушной среды. Эскиз, набросок |
5.2 | Рисование пейзажа с натуры | Пейзаж. Рисование с натуры. Использование видоискателя. Пейзаж с натуры «Липовая гора» |
5.3 | Рисование городского пейзажа с натуры | Особенности городского пейзажа. Городской пейзаж «Моя улица, мой дом» |
6.1 | Оформление работ для конкурсов и выставок | Основы оформительского искусства. Оформление рисунков в паспорту, под стекло. Оформление выставок и работ на конкурсы |
6.2. | Итоговое занятие. Анализ учебной и творческой деятельности за год | Анализ проделанной работы за учебный год: чему научились, что нового изучили, азы каких профессий постигли, какие сложности были в работе, над чем следует поработать в новом году. |
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Учащиеся по окончании курса будут знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
иметь представления о множественности образных языков изображения; о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ; основные виды и жанры изобразительных искусств; основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива; о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, пастель, фломастеры), обладать первичными навыками конструктивного изображения животных, растений, человека; владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предметов, а также группы предметов; иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению.
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Ожидаемые метапредметные результаты обучения:
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные УУД:
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта работы в различных техниках и приемах изобразительного искусства;
• осознание значимости занятий художественной деятельности для личного развития.
Регулятивные УУД:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над произведением в различных жанрах и стилях, в различных направлениях и видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в создании творческих авторских и коллективных работах
Коммуникативные УУД:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
РАЗДЕЛ II
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место занятия | Форма контроля |
1 | 15.00-15.45 | лекция с элементами беседы | 1 | 1.1. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалом. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы на кружке | №23 | текущий | ||
2 | 15.00-15.45 | мастер-класс | 1 | 1.2. Особенности создания композиции из природных материалов (хранение и обработка природного материала, составление букетов, открыток, создание декоративных панно) | №23 | текущий | ||
3 | 15.00-15.45 | практическая работа | 1 | 1.3. Открытка в технике аппликация из природного материала | №23 | текущий | ||
4 | 15.00-15.45 | групповая творческая работа | 1 | 1.4. Коллективное панно из сухого природного материала | №23 | текущий | ||
5 | 15.00-15.45 | мастер-класс | 1 | 1.5. Основы бумагопластики (разновидность бумаги и ее особенности, инструменты для работы с бумагой, основы аппликации, квиллинга) | №23 | текущий | ||
6 | 15.00-15.45 | практическая работа | 1 | 1.6. Тематическая аппликация из цветной бумаги и картона | №23 | текущий | ||
7 | 15.00-15.45 | проектная работа | 1 | 1.7. Открытки и подделки в технике квиллинг | №23 | текущий | ||
8 | 15.00-15.45 | индивидуальная творческая работа | 1 | 1.8. История и развитие росписи по дереву (городецкая, хохломская, урало-сибирская, полхов-майдан, мезенская и т.д.). Роспись деревянных заготовок (доски, игрушки, шкатулки ит.д.) | №23 | текущий | ||
9 | 15.00-15.45 | индивидуальная творческая работа | 1 | 1.9. Роспись по стеклу. Особенности витражного искусства (история развития, материалы и техники) | №23 | текущий | ||
10 | 15.00-15.45 | индивидуальная работа | 1 | 1.10. Батик – роспись по ткани (разнообразие техник и способов обработки ткани красками). Роспись по ткани в технике свободная роспись (на основе крахмального или солевого состава) | №23 | текущий | ||
11-12 | 15.00-15.45 | лекция с элементами беседы | 2 | 2.1. Плакатное искусство: отличительные особенности и история развития | №23 | текущий | ||
13-14 | 15.00-15.45 | групповая работа | 2 | 2.2. Коллективные праздничные стенгазеты | №23 | текущий | ||
15 | 15.00-15.45 | мастер-класс | 1 | 3.1 Основы рисунка и живописи: линейная и световоздушная перспектива | №23 | текущий | ||
16 | 15.00-15.45 | мастер-класс | 1 | 3.2. Основы цветоведения | №23 | текущий | ||
17-18 | 15.00-15.45 | индивидуальная практическая работа | 2 | 3.3. Натюрморт в живописи | №23 | текущий | ||
19-20 | 15.00-15.45 | индивидуальная практическая работа | 2 | 3.4. Пейзаж | №23 | текущий | ||
21-22 | 15.00-15.45 | индивидуальная практическая работа | 2 | 3.5. Портрет | №23 | текущий | ||
23 | 15.00-15.45 | индивидуальная практическая работа | 1 | 4.1. Нетрадиционные техники рисования (история развития и современность) 4.2. Пейзаж в технике пуантилизм | №23 | текущий | ||
24 | 15.00-15.45 | индивидуальная практическая работа | 1 | 4.3 Поздравительные открытки в технике ниткография | №23 | текущий | ||
25 | 15.00-15.45 | индивидуальная практическая работа | 1 | 4.4. Портрет в технике фроттаж | №23 | текущий | ||
26 | 15.00-15.45 | индивидуальная практическая работа | 1 | 4.5. Монотипия (тематическая картина) | №23 | текущий | ||
27-28 | 15.00-15.45 | индивидуальная практическая работа | 2 | 5.1 Особенности рисования на свежем воздухе. 5.2 Рисование пейзажа с натуры | школьный стадион, городской парк | текущий | ||
29-30 | 15.00-15.45 | индивидуальная практическая работа | 2 | 5.3 Рисование городского пейзажа с натуры | школьный стадион, городской парк | текущий | ||
31-33 | 15.00-15.45 | творческая работа | 3 | 6.1 Оформление работ для конкурсов и выставок | №23 | итоговый | ||
34 | май | 26 | 15.00-15.45 | 1 | 6.2. Итоговое занятие. Анализ учебной и творческой деятельности за год | №23 | итоговый |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В кружок изобразительного искусства принимаются дети с 10-11 лет по интересу, без предъявления специальных требований.
Зачисление в кружок производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (посещение выставок, проведение конкурсов).
Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан ПиНа и составляет не менее 15 человек и не более 25 человек.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:
- педагогика сотрудничества;
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:
групповые технологии;
технологии индивидуального обучения;
Для успешной деятельности необходимы следующие условия:
1. Эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
2. Демократический стиль общения (партнерский, доверительный, консультативный);
3. Достаточная свобода для деятельности, но не анархия;
4. Развивающая и обучающая среда.
Для успешной реализации программы необходимо иметь:
1. Помещение для занятий, для хранения работ учащихся и образцов.
2. Техническое оснащение в кабинете – ПК с проектором.
3. Плакаты, образцы работ и другие наглядные пособия
4. Методическая литература.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Контролировать выполнение программы кружка по изобразительному искусству можно по практической работе, так как программа предполагает обязательный выход на результат:
- участие в школьных праздниках через оформление сцены, рисунки, стенгазеты и плакаты;
- участие в конкурсах изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- участие в школьном празднике – «Реалина» и районном смотре-конкурсе декоративно-прикладного и изобразительного творчества школьников «Души и рук прекрасные творения», конкурсе «Мир без войны».
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы выражаются в количестве призовых мест в конкурсных программах, участие в выставках изобразительного искусства и ДПИ. А также в количестве положительных откликов на деятельность кружка по изобразительному искусству.
Виды аттестации и формы контроля
Вид аттестации аттестации | Форма контроля контроля | Виды оценочных материалов |
Текущая | Практическая работа | Оформление выставок к праздникам и для мероприятий в школе, участие в конкурсах |
Итоговая аттестация | Выставка «Души и рук прекрасные творенья», «Мир без войны», праздник «Реалина» | Призовое место в конкурсной программе |
Контрольно-измерительные материалы
№ | Предмет оценивания | Формы и методы оценивания | Характе-ристика оценочных материалов | Показатели оценивания | Критерии оценивания | Вид |
1 | Готов использовать технологии ДПИ и изобразительного искусства для создания авторского художественного продукта | Анализ замыслов и разработок. Оценка Замыслов и проектов Участие в выставках | Степень самостоя-тельности при решении поставленных задач | Способность обобщения и анализа информации | Обучающиеся учавствуют более чем в 60% из предло-женных конкурсах | Итоговая |
2 | Способен к выполнению творческой работы по заданному плану и задумке | Устная работа по созданию и разработке авторских замыслов. | Степень самостоя-тельности при решении поставленных задач | Способность использовать эффективные методы и средства при разработке и создании творческой художественной работы | Обучающиеся понимают основы изобразительного искусства и умеют различать виды ДПИ | Промежу-точная |
2.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методические условия реализации программы
Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления с материалом;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний на практике;
- закрепления, повторения;
- творческие проекты.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области изобразительного искусства и декортивно-прикладного творчества.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Средства, необходимые для реализации программы, основываются материально-технической базе и педагогических кадрах.
Материальные средства:
- учебный кабинет;
- компьютер, проектор;
- цифровой фотоаппарат;
- использование сети Интернет;
- наглядные демонстрационные пособия;
- материальная база для создания работ на конкурсы и выставки;
- школьная библиотека.
Педагогические кадры:
- педагоги дополнительного образования;
- специалист по искусству, учитель МХК.
Методы достижения результативности обучения в работе телецентра осуществляют через четыре основные функции:
- функцию сообщения информации;
- функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам;
- функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность учащихся;
- функцию руководства познавательной и практической деятельностью учащихся.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса на кружке позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основные виды деятельности:
- лекция с элементами дискуссии;
- практическая работа индивидуально или коллективное творчество;
- уроки профессионального мастерства для максимального погружения в творческий процесс;
- проектная работа;
- участие в оформлении мероприятий и выставок внутри школы.
Основные формы проведения занятий:
- воспитательные формы работы (беседы);
- игра;
- диалог;
- слушание;
- созерцание;
- практическая работа;
- лекции;
- мастер-класс;
- работа над проектом;
-индивидуальные занятия;
- занятия малыми группами (по 3-5 человек);
- творческие работы на конкурс.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
2.6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабанский, Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2004
- Барадулина, В.А. Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение, 1979
- Величко, Н.К. Роспись: техники, приемы, изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
- Горяева, Н.А., Островская О.В. ДПИ в жизни человека: учебн. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2000
- Жижина, С.Г. «Народное искусство России». - М., 1995
- Красавцева, А.Н. Аппликация для малышей. – М., 2008
- Лук, А. Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978
- Лыкова, А.И. Аппликация из бумаги. Цветные ладошки. – М., 2007
- Межуева, Ю.А. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синьез, 1999
- Митрохина, М.С. Программа кружковой работы «АдекАРТ» (школа акварели)
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Учебник. для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Учебник. для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
- О роли декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dymkovskaya-igrushka.ru/?q=node/1450. – 2010
- Рогов, А.П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве. – М.: Современник, 1978
- Творческое мышление – свобода самовыражения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pionerart.ru/about/obuchenie_risovaniyu/ tvorcheskoe_mishlenie.
- Шахова, Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. – БАО-Пресс, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс
Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...
Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"
Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...
программа кружковой работы по теме чувашский фольклор
Введение:Гуманистическая направленность и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и развития чувашской школы, находящей...
рабочая программа кружковой работы по ПДД
Тематический план кружка по изучению ПДД...
Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье» (с 5 по 9 классы)
Пояснительная записка ...
Программа кружковой работы "Изучение декоративно-прикладного искусства на примере деревянного зодчества. Макетирование"
Программа кружковой работы "Изучение декоративно-прикладного искусства на примере деревянного зодчества. Макетирование" расчитана на самый широкий круг читателей не только из числа учителей...