Рабочая программа дополнительго образования по нетрадиционной технике рисования "Сундучок".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Садыкова Марал Агахановна

 С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

-Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

-Внимания и усидчивости;

-Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности. На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся не бояться, а это важный фактор. Учить таких детей нужно, начиная с простейших предметов, постепенно, по мере приобретения навыков и опыта, переходя к рисованию более сложных предметов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduchok.docx55.7 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

-Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

-Внимания и усидчивости;

-Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности. На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся не бояться, а это важный фактор. Учить таких детей нужно, начиная с простейших предметов, постепенно, по мере приобретения навыков и опыта, переходя к рисованию более сложных предметов.

Цель программы:

Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2. Сформировать у детей технические навыки рисования.

3.Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках, используя различные техники рисования.

4. Развивать у детей усидчивость, старательность в работе.

5. Формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному, эстетическое отношение к окружающей действительности.

 

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.        

           В ходе реализации программы кружка «Сундучок» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой/воском;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивания краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • «точечный рисунок»;
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • печать по трафарету;
  • «набрызг».

 

          В процессе работы кружка обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, моделирование композиций, чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитание желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Организация работы кружка

Кружок «Сундучок» организован на базе…..

            Группа комплектуется детьми в возрасте  лет.

Участники кружковой деятельности

Основными участниками воспитательно - образовательного процесса являются дети.

Форма и методы реализации программы:

  • Групповая работа с детьми;
  • Выставки творческих работ в ДОУ;
  • Участие в городских конкурсах художественно-эстетической направленности;

Программа составлена на один год обучения.

Учебный план рассчитан на 64 часа.

Занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю.

Понедельник

        Вторник

Среда

        Четверг

       Пятница

+

+

Продолжительность занятий 1 академический час соответствует 30 минутам.

 

Возраст

Количество детей

        в группе

Время занятия

 

                мин

Кружковой работой охвачены дети, которые имеют художественные способности и желание заниматься продуктивной деятельностью.

Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Занятия кружка начинаются в октябре и заканчиваются в мае.

Метод работы:

       Групповой.

Формы работы:

  • Игры;
  • Беседы, работа с наглядным материалом;
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков;
  • Чтение и заучивание художественной литературы;
  • Рассматривание репродукций картин;
  • Прослушивание музыкальных произведений.

Принципы проведения занятий

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • наглядность в обучении - на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Предполагаемый результат реализации программы:

 В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества:

  • Инициативность;
  • Самостоятельность;
  • Любознательность;
  • Наблюдательность;
  • Воображение, фантазия, образное мышление;
  • Творческие способности;
  • Склонность к экспериментированию;
  • Способность к принятию решений.

3. Базовый учебно-тематический план

Вид изобразительной деятельности

Группа

6-7 лет

1

Игра-беседа «Условия безопасной работы»

Знакомство с чудо-помощниками

1

2

Работа с карандашами и фломастерами

4

2.1

Техника «Штриховка»

1

2.2

Рисуем восковыми карандашами

1

2.3

Рисуем пастелью

1

2.4

Рисуем фломастерами

1

3

Творим без кисточки

16

3.1

Рисуем ладошкой

4

3.2

Рисуем пальчиками

2

3.3

Рисуем ватными палочками

2

3.4

Рисуем поролоном

3

3.5

Прием «Отпечаток»

5

4

Работа красками

10

4.1

Тонирование бумаги

5

4.2

Рисование кистью

5

5

Нетрадиционные техники

26

5.1

Техника «Набрызг»

5

5.2

Техника «Граттаж»

2

5.3

Техника «Кляксография»

4

5.4

Работа с воском

3

5.5

Техника «Монотипия»

4

5.6

Рисование по мокрому листу

4

5.7

Работа с пластилином

4

6

Работа с бумагой

11

6.1

Аппликация силуэтная

3

6.2

Аппликация с элементами рисования

4

6.3

Аппликация из круп

2

6.4

Аппликация из природных материалов

2

7

Итоговое занятие

1

 

Итого

66


4. Примерное содержание образовательной программы

Раздел 1. «Введение в программу»

Теоретическая часть. История развития изобразительного искусства. Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Режим работы. Материалы, необходимые для занятий. Правила безопасности труда на занятиях. Правила подготовки к работе.

Практическая деятельность. Изготовление продуктов детского творчества, дидактические и подвижные игры физкультминутки.

Раздел 2. «Знакомство с чудо-помощниками»

Теоретическая деятельность. Знакомство с основными инструментами художника: карандаш, кисточка, ватные палочки, краски, пластилин, воск, пастель, вода.

Практическая часть. Использование музыкальных и литературных произведений разных авторов для раскрытия тем деятельности.

Раздел 3. «Работа карандашами и фломастерами»

Теоретическая часть. Знакомство с техникой работы «Штриховка». Знакомство со способами работы фломастерами, восковыми и пастельными карандашами.

Практическая деятельность. Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученных техник: «Подсолнух», «Морской закат», «Салют», «Хамелеон»

 

Раздел 4. «Творим без кисточки»

Теоретическая часть. Знакомство со способами работы с красками без кисточки с помощью ладошек, пальчиков, отпечатывания растений, ватных палочек, поролона, различных штампов.

Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученных приёмов: «Грибочки на опушке»,  «Весёлый дождик», «Мухомор», «Вышел зонтик погулять», «Кто в Африке живет», « Красивый павлин», «Снежные гномы», «Снегирь», «Гусь», «Кролик», «Щенок», «Овечка», «Лошадка», «Жираф», «Пингвин», «Зебра», «Зелёный дракончик», «Яркие цветы», «Весеннее дерево», «Морское царство», «Колючий кактус», «Голуби на рябиновой ветке», «Сороконожка», «Розовый слоненок», «Летнее утро». Выполняются эти работы с комбинированием нескольких техник.

Раздел 5. «Работа с красками»

Теоретическая часть. Способы тонирования бумаги (с помощью кисти, с помощью ватного тампона, с использованием полиэтилена), рисуем кистью.

Практическая часть.

Выполняются работы с комбинированием нескольких техник. Создаем фон при помощи соли и акварели. «Лед на речке», «Звёздное небо», «Первый снег», «Подводный мир»

Раздел 6. Нетрадиционные техники

6.1 «Техника «Набрызг»

Теоретическая часть. Знакомство с техникой при помощи зубной щётки, сухой кисти и трафарета

Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученных приёмов: «Бабочки на лугу», «Умка ищет друга», «Веселые обезьянки», «Для любимой мамочки», «Ночной город»

Раздел 6.2 Техника “Граттаж”

Теоретическая часть. Знакомство с техникой «Граттаж»

Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием техники «Граттаж»: 

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью. «Аквариум», «Цветы в вазе», «Салют».

Раздел 6.3 «Техника «Кляксография»

Теоретическая часть. Знакомство с техникой «Кляксография».

Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученной техники.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография» обычная «Осеннее дерево», «Чудесные превращения кляксы», «Солнышко», «Весёлые медузы». Выполняются работы с комбинированием нескольких техник.

Раздел 6.4 «Работа с воском»

Теоретическая часть. Знакомство с правилами и приёмами работы с воском или свечой

Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием воска и акварели:

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. «Торт для мамы», «Вышли зайки погулять», «В далеком космосе», «Цветы на лугу»

Выполняются работы с усложнением.

Раздел 6.5 Техника «Монотипия»

Теоретическая часть. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией, закрепить понятие о симметрии.

Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием рисования половины изображения и складыванием листа пополам. «Отражение осеннего леса», «Бабочка», «Цыплята», «Рыбки», «Парусник»

Раздел 6.6 «Рисование по мокрому листу»

Теоретическая часть. Познакомить детей с методом рисования акварелью по сырому листу, показать эффект мягкого растекания красок и их смешение.

Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученной техники. «Разноцветные звездочки», «Цветы»

 

Раздел 6.7 «Пластилинография»

Теоретическая часть. Знакомство с правилами и приемами работы с пластилином. Сначала определить цвет фона. От пластилина отщипывают небольшие кусочки пластилина и в виде мазков наносят на поверхность.

 Практическая часть. На горизонтальной поверхности создаются лепные картины с изображением полу объемных предметов. «Веселый дождик», «Цветик-семицветик», «Самолет построим сами», «Красивая чашка». Выполняется с комбинированием нескольких техник.

Раздел 7 «Работа с бумагой»

Теоретическая часть. Знакомство с правилами и приёмами работы в технике:

аппликация силуэтная, аппликация с элементами рисования, аппликация из круп, из природного материала. Знакомство с техниками «квиллинг» и «торцевание»

Практическая часть. Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученных техник. «Мухомор», «Снегирь», «Капитошка», «Ёлочки на горочке», «Рукавичка», «Цветы в вазе», «Скворечник», Красивый лес», «Подснежники», «Наши быстрые ракеты», « Рубашка для папы». Выполняется с комбинированием нескольких техник

Раздел 8. Итоговое занятие

Рисование на свободную тему в технике, которая больше всего понравилась за год. Рассматривание с детьми рисунков. Поощрение их за работу в течение года. Выбор лучших работ.


5. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

6. Методическое обеспечение программы

  1. Методические пособия:
  • И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» наглядно-методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», 2010 г.
  • Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом», наглядно-методическое пособие СПб., издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 г
  • Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой», наглядно-методическое пособие СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 г.
  • Курочкина Н.А.  «Знакомим с пейзажной живописью», наглядно-методическое пособие СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 г.
  • Гончарова Д. А. «Школа фантазеров» ООО «Хатбер-пресс», 2012 г.

  1. Материалы из опыта работы:
  • Образцы
  • Схемы
  • Шаблоны, трафареты
  • Репродукции картин художников большого формата на разные темы «Пейзажи в разное время года», «Натюрморты», «Портреты», «Иллюстрации к известным сказкам»
  • Фонотека

  1. Литература для детей:
  • Позина Е. «Времена года в стихах,  рассказах и загадках», издательство «Стрекоза», 2007г.
  • Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. «Хрестоматия по детской литературе», Москва, издательство «Просвещение», 1988г.
  • Г.Ветрова «Сказка о сказочнике. Васнецов», издательство «Белый город».
  • Г. Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Серов», издательство «Белый город».
  • Г. Ветрова «Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов», издательство «Белый город».

  1. Условия реализации образовательной программы

  • демонстрационная доска, дидактический материал, аудиозаписи в соответствии с темами занятий
  • картон, цветная бумага различной фактуры, бумага для акварели
  • простые и цветные карандаши, фломастеры, масляная и сухая пастель, уголь, акварельные и гуашевые краски, тушь
  • кисти круглые и плоские разного размера, ватные палочки, штампы, трубочки для коктейля  
  • баночки для воды, клеёнки, салфетки одноразовые, влажные салфетки, парафиновые свечи, соль, клей ПВА, палитры
  • пластилин, стеки, доски для лепки
  • место для выставки детских работ

7. Список литературы

  • Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.:        Просвещение, 2004 г.
  • Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  • Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  • “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
  • Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
  • Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
  • Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  • Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.
  • Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
  • Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
  • И.А.Лыкова “Цветные ладошки“
  • И.А.Лыкова “Изобразительное творчество в детском саду“ Занятия в изостудии.
  • Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]
  • “Рисовать легко» серия «Вы и ваш ребёнок» Издательство «Питер Пресс» 2015 г.


Приложение

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок  жесткой  полусухой  кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

Рисование  пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Рисование  ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Скатывание  бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 

Оттиск  поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 

Оттиск  пенопластом.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

 

Оттиск  смятой  бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

 

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

 

Восковые  мелки  +  акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

 

Свеча  +  акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. 

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 

Монотипия  предметная.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 

Черно-белый  граттаж.

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

 

Кляксография  с  трубочкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

 

Отпечатки  листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

Тиснение.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

 

Цветной граттаж.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

 

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

 

Монотипия  пейзажная.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа по учебной дисциплине "Вычислительная техника"

Рабочая программа учебной дисциплины Вычислительная техника разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования.2104...

Рабочая программа элективного курса по литературе "Техника написания сочинения". 11 класс

Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...