"Жизнь и творчество Ф.В. Сычкова"
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Литюшкина Кристина Вячеславовна

Разработка внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_meropriyatiyu.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Жизнь и творчество Ф.В. Сычкова»

Цель: развитие личности ребенка

Задачи:

-познавательная:  рассказать учащимся о биографии, о творческом пути великого  художника ;

  -воспитательная : сформировать у детей чувство прекрасного, уважение к труду художника, сформировать у детей чувство патриотизма, уважение к людям , прославившим Мордовию;

-развивающая: развитие памяти, мышления, фантазии.

Средства: компьютер, презентация, мел, доска, кроссворд.

Ход воспитательного мероприятия:

 

 -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о жизни и творчестве замечательного  мордовского художника Федота Васильевича Сычкова.(слайд 1)

- Ребята, вы слышали о нем что-нибудь? ( дети отвечают)

Ф.В.Сычков  является основоположником профессиональной живописи в Мордовии. Всю свою жизнь и творчество он посвятил описанию красоты деревенской жизни. Большая часть его работ представлена в мордовском музее им. С.Эрьзи. Подробнее о жизни и творчестве Ф.В. Сычкова  расскажут Елена Анатольевна и Галина Витальевна. Слушайте внимательно и запоминайте, в  конце урока мы проведем с вами небольшой опрос.

 

Федот Васильевич Сычков родился 14 марта 1870 года в селе Кочелаево Ковылкиноского района Республики Мордовия.(слайд 2)

Детство Федота Васильевича было очень тяжелым. Семья Сычковых была бедной и ей не редко приходилось голодать. Мальчика  отдали в трехклассную земскую школу. Там он впервые  услышал  от своего учителя об  искусстве и увидел произведения русских художников. Поскольку его учитель преподавал ему основы рисунка, то первым заметил способности к рисованию. Но пройдет несколько лет, прежде чем Федот возьмет в руки кисть и вступит на путь художника.

Первое время Федот Васильевич украшал деревенские церкви росписью и иконами, также выполнял заказные портреты местной знати.

В 1892 году Федот Васильевич поступил в школу Общество поощрения художеств в Петербурге. Шестилетний курс он окончил за три года.

В 1893 году Ф.В. Сычков рисует свои первые произведения « Портрет младшей сестры Екатерины Васильевны»(слайд 3)и « Автопортрет»( слайд 4)

-Ребят, скажите кто-нибудь знает что такое портрет?( Портрет-это описание или изображение какого-либо человека или группы людей).

В 1895 году Федот Васильевич поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. (слайд 5)Ф.В.Сычков работал с направлением живописи.

-Ребята, как вы думаете, что, такое живопись?( Живопись- это вид изобразительного искусства выполненный с помощью красок наносимых на какую-либо твердую поверхность).

Во время учебы в Петербурге Федот Васильевич ездил в свою родную деревню и рисовал односельчан. Первые его картины рассказывающие о крестьянском труде « Мяльщицы льна» ( слайд 6) и следующая картина, которая вышла несколько позже «Возвращение с сенокоса». (слайд 7)

В годы обучения в Петербурге Ф.В. Сычков встречает свою будущую супругу

Лидию Васильевну. Позже он нарисовал её портрет.( слайд 8, 9)

В 1908 году  супруги Сычковы поехали в Европу знакомится с шедеврами европейской живописи. Творчество местных художников очень вдохновило Федота Васильевича. Появляются новые работы. Одна из них « Девушка-итальянка»( слайд 10), другая « Венеция. Рабочий посёлок»( слайд11)

После путешествия по Европе супруги Сычковы возвращаются на родину в Мордовию и поселяются вот в такой дом, который после смерти Федота Васильевича  становится « Домом-музеем».Работники музея восстановили внутреннее состояние дома.( слайд 12, 13,14,15,16)

Далее более подробно о творчестве  Ф.В.Сычкова расскажет вам Галина Витальевна….

- «Радость общения с прекрасным»,-такое определение можно дать творчеству художника высокого дарования – Федота Васильевича Сычкова. Он ярко и душевно воспевал в живописных произведениях радость, смех, улыбку. Всё творчество он посвятил родным местам и землякам. Его справедливо называют "поэтом мордовской деревни". Интересен тот факт, что Сычков по происхождению был исконно русским. Вот, что он писал по этому поводу: "… Я не мордвин, а чисто русский и мало от роду видел мордву, только теперь за последние двадцать лет заинтересован мордвой и очень люблю прошлое мордвы, их национальные костюмы… Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовии. Здесь меня… наградили почётным званием Заслуженный деятель искусств МАССР (1937)… дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно".( Слайд 17)

Интересно, что Сычков в 1930-х годах собирался уехать за границу. На тот момент в Саранске впервые проводилась художественная выставка. Полотна Сычкова произвели настоящий фурор. Именно тогда Федот Васильевич понял, в чём его настоящее призвание, и где его настоящее место, на Родине или вдали от неё.

Феномен Сычкова в приверженности, в верности одной теме - теме жизни и быта деревни с её устоявшимися вековыми традициями. Изображая разные стороны деревенской жизни, Сычков выступает внимательным рассказчиком. Влюблённый в красочную стихию полнокровного народного бытия, он умел самые обыденные стороны крестьянской жизни отобразить поэтично. Народные гулянья, катания с гор, свадьбы, посиделки - сюжеты, привлекавшие мастера. (Слайд18)

(Слайд 19)

Интересный и своеобразный мир сельской деревни показывает Сычков в картине "Катание с гор", 1937. Автору удалось передать бесхитростные забавы деревенских жителей, атмосферу непринуждённого веселья, жизнелюбия. Зритель видит на картине Сычкова, что катание с горы доставляет людям огромное удовольствие и заражается бесшабашной детской удалью, чувствует настоящую народную силу... Ведь горы - это чисто русская забава. Лица, полные радости и здоровья, заразительный смех позволяют окунуться в атмосферу доброжелательности, душевности и человечности.

Полотно посвящено представителям мордовской национальности. "Весёлость - одна из отличительных черт мордвы. И в радости, и в горе, и возвращаясь с полевых работ, мордовки почти постоянно ходят с песнями", - вот, что говорили о них в одном из журналов 1878 года. Сычков воспринял всей душой "сокрытый двигатель" нравственного здоровья народа и рассказал об этом со всей силой своего незаурядного таланта. Одежда героев также отличается ярким орнаментом и цветовым богатством.( Слайд 20)

В работе над живописными произведениями Сычков использовал фотографии, как вспомогательный материал. У него была большая коллекция фото, в которых люди, одетые в народную одежду, плясали под гармошку, пели. В его мастерской стоял сундук с ворохом павловских платков, пёстрых юбок, кружевных кофточек, в которые он наряжал свои модели.

Сычков сумел запечатлеть неуловимое - смех. А писать смех в изобразительном искусстве было непросто. Как и его учитель И.Е. Репин в Запорожцах, Сычков сумел показать смеющиеся открытые и чистые лица простых деревенских жителей, выделяя их бликами света и тени. Картина полна доброжелательности, душевности и человечности. Главное в ней - естественное существование человека с миром природы.

(Слайд 21)

Героини смело смотрят на зрителя, с некоторым кокетством и задором, с подкупающей искренностью и открытостью. Таков тип женской красоты в представление художника - крепко сбитые, улыбчивые крестьянки. Возможно, идеал Сычкова далёк от действительности, но, сколько в нём искромётной живости, жизненной трепетности и поэтичности. Художник считал, что женские образы несут в себе определённые черты народной красоты и нравственной чистоты. Всё самое прекрасное и светлое в жизни у него ассоциировалось с женщиной, поэтому она стала главной героиней произведений. Музой Федота Васильевича являлась жена Лидия Васильевна Акундина. Её миловидное лицо с прозрачными голубыми глазами можно узнать на многих картинах мастера. А в Катании с гор она прямо обратила свой взор на зрителя.

Сычков всегда с гордостью говорил: "Я - мужик деревенский!". Знание жизненного уклада деревни помогало ему создавать свежие, красочные картины. До конца дней Федот Васильевич работал с упоением и вдохновенно. "Жизнь на земле так прекрасна… но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий", - писал Федот Васильевич Сычков.

 

- А теперь мы с вами разгадаем небольшой  кроссвордик . Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Сначала мы отгадаем слово по вертикали:

В каком регионе родился В.Ф. Сычков? ( в Мордовии)

Теперь слово под №1:

Где обычно художники  выставляют  свои работы?( в музее)

Слово под №2:

В каком виде искусства работал Ф.В.Сычков?( живопись)

Слово под №3:

В честь кого назван мордовский музей, в котором выставлены работы Ф.В. Сычкова? ( С.Эрьзя)

Слово под №4:

В каком городе учился Ф.В. Сычков? ( в Петербурге)

Слово под №5:

Больше всего работ Сычков посвятил жизни русской….(деревни)

-Молодцы!

-Ребят, вам понравилось мероприятие? Что вы сегодня узнали нового?( дети отвечают)

-Наше мероприятие подошло к концу, всем спасибо! До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Конкурс знатоков творчества П.П. Бажова Викторина "Жизнь и творчество уральского писателя».

Конкурс знатоков творчества  П.П. БажоваВикторина "Жизнь и творчество уральского писателя»....

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

А.Блок. Жизнь и творчество. Презентация к уроку по творчеству поэта

В презентации размещены слайды, на которых кратко говорится об основных этапах жизни и творчества поэта...