Формирование ключевых компетенций учащихся через изобразительное искусство
презентация урока для интерактивной доски по изобразительному искусству (изо)

Торхова Марина Эдуардовна

Предложенный материал, даст возможность подробно рабобраться в том, что такое компетенция и компетентность. Что относится к ключевым компетенциям учащихся и как их развивать на уроках изобразительного искусства?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Лицей №2» г.о . Ступино Формирование ключевых компетенций учащихся через изобразительное искусство

Слайд 2

«Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин

Слайд 5

Что такое «компетенция» и «компетентность»? Компетенция совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности учащегося. Компетентность Обладание человеком соответствующей компетенцией

Слайд 7

Классификация ключевых компетенций : - Ценностно-смысловые компетенции. - Общекультурные компетенции. - Учебно-познавательные компетенции. - Информационные компетенции. - Коммуникативные компетенции. ( А.В.Хуторский )

Слайд 8

Ценностно-смысловая компетенция

Слайд 9

- Это компетенция в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть, понимать окружающий мир и мир искусства, ориентироваться в нём, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих разработанных композиций.

Слайд 10

Развитие умения выбирать целевые и смысловые установки для своих разработанных композиций. Создание инсталляций

Слайд 11

Создание композиции из нескольких предметов :

Слайд 12

Общекультурные компетенции

Слайд 13

- эта компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры…

Слайд 14

Темы изучаемые в 5-х классах : Древние корни народного искусства. Связь времён в народном искусстве. Декор – человек, общество, время.

Слайд 15

Развитие культурологической основы семейных традиций : К лассный час: «День Рождения в семье»

Слайд 16

Учебно-познавательная компетенция

Слайд 17

- Это совокупность компетенций ученика в сфере познавательной, самостоятельной деятельности, включающей элементы, логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами…

Слайд 18

Развитие умения организации, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно - познавательной деятельности. Создание и подготовка работы к выставке , исследовательская работа, подготовка проекта и т.д.

Слайд 19

Информационная компетенция

Слайд 20

При помощи реальных объектов (телефон, компьютер, принтер) и информационных технологий (электронная почта, СМИ, интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Слайд 21

Коммуникативная компетенция

Слайд 22

- Это формирование умения выслушивать и принимать во внимание мнения и взгляды других людей. Дискутировать и защищать свою точку зрения. Понимать и говорить, читать и писать. Выступать на публике. Самовыражать себя в изобразительных композициях.

Слайд 23

Развитие коммуникативной компетенции по средством выступления на публике

Слайд 27

Заключение :

Слайд 28

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Лицей №2» Городского округа Ступино

 Московской области

142 800 Московская область                                               телефон: 8 496 644 25 27

г. Ступино, ул. Тимирязева                                                                 8 496 644 25 30

д.50

«Формирование ключевых компетенций учащихся через изобразительное искусство»

Подготовила:

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Лицей № 2» г.о. Ступино

Торхова Марина Эдуардовна

2019г.

2019г.

1 слайд

Тема моего выступления: «Формирование ключевых компетенций учащихся через изобразительное искусство»

2 слайд

Я хочу начать свое выступление со высказывания Рождера Левина

«Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».

В настоящее время многое меняется в государственной политике в области образования. В том числе, меняются подходы к формам изучения результативности обучения и критериям оценивания.

Одна из тенденций этого направления – комплексные работы, позволяющие на материале одной работы оценить не только уровень знаний, умений и навыков по разным предметам, но и уровень сформированности компетенции у учащегося.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано с отказом от традиционного обучения и воспитания.

 Эти изменения связаны с введением в образовательную систему новых стандартов, программ и вместе с тем – требований к подготовке выпускников.

http://nenuda.ru/nuda/143/142732/142732_html_15754844.pnghttp://nenuda.ru/nuda/143/142732/142732_html_15754844.png

3 слайд

Предавтавляю вашему вниманию портрет выпускника начальной школы и основной школы.

Посмотрите какими качествами и умениями должет обладать ученик,

-выпускник начальной школы

-выпускник основной школы

4 слайд

Ну что ж, можно сделать следующие выводы;

1. главной целью образования уже не является формирование знаний как таковых

2.знания необходимы !!!, но недостаточны что бы быть успешным

3. важна способность применять знания и умения в конкретных ситуациях

4.знания становятся БАЗОЙ компетенции человека

5 слайд

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция»  и  «компетентность».

Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций.

Поэтому  компетентностный подход в образовании есть не что иное, как направленность учебного процесса на формирование определенных компетенций

6 слайд

Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается совокупность личных качеств учащихся, которые могут обеспечить самостоятельность в действиях при ситуациях неопределённости, решая важные для них проблемы.

 Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования  (дополнительное образование: кружки, секции, студии и т.п.)

7 слайд

На этапе развития образовательной системы дано несколько различных точек зрения на состав ключевых компетенций, однако, общепринятым является

совокупность компетенций, предложенная  доктором педаг.наук Андреем Викторовичем Хуторским.

 Их пять, все перечислены на слайде.http://ok-t.ru/studopediaru/baza10/2155466087605.files/image001.gif

8 слайд

Целостно-смысловая компетенция

9 слайд

Данная компетенция  обеспечивает механизм самоопределения ученика в своих разработках и передачи чувств через  цвет, мазок, штрих и т.д.

10 слайд

Например, развитие умения выбирать целевые и смысловые установки для своих разработанных композиций, можно проследить при  создании учащихся инсталляции.  Это вид пластического искусства, состоящих из реальных предметов и размещенный на плоскости, где образ рождается благодаря ассоциативно-образному представлению от использованных предметов и вещей. Нужно продумать тему, название, правильно отобрать предметы и гармонично их расположить, что бы получившийся образ отобразил целостный смысл задуманного.

11 слайд

Так же развитию данной компетенции может служить выполнение такой коллективной или индивидуальной работы, как создание композиции из нескольких предметов . Ставим проблему , выполнить ту или иную композицию ( как создать композицию ритмически расположив элементы на плоскости что бы добиться эмоционально-образного впечатления, например «полета», «движения», «сужения», «замедления и т.д.») При этом сохранив гармоничное расположение всех элементов.

12 слайд     Общекультурные компетенции

13 слайд

Общекультурная компетенция  - это  духовно-нравственные и художественные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

14 слайд

На уроках ИЗО, начиная с начальной школы и продолжая в 5-7 классах, почти каждая тема отражает элементы,  направленные на формирование данной компетенции. Это отражается и в народных костюмах, жизнедеятельности народов севера и юга. И в элементах одежды, мебели, традициях Древнего Египта, др. Китая, Западной Европы, Франции (практическая деятельность: аппликации, зарисовки)

15 слайд

Так же, развитие культурологической основы семейных традиций, как способ развития данной компетенции. В нашем лицее в рамках семинара «Возвращение к истокам», был проведен кл.час на тему  – Семейные праздники. - «День Рождения в семье», как одна из важнейших  семейных традиций.  Уучащиеся  оформляли поздравительный плакат, продумывли его дизайн, придумывали и находили  поздравительные высказывания, комплименты, очень увлеченно готовили торт, и все вместе украшали фото-зону и стол.

16 слайд

Учебно-познавательная компетенция

17 слайд

В эту компетенцию входят знания и умения организации самовыражения, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

18 слайд

Как мы можем развивать данную компетенцию… по средством привлечения учащихся к созданию и оформлению работ претендующих на участие в выставках, создании исследовательских работ, проектов.

19 слайд

 Информационная компетентность

20 слайд

Владение современными средствами информации.

 Данная компетенция также обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

При планировании информационного поиска ученик ищет необходимую информацию, привлекая дополнительные источники.

 Мы часто даем такие задания, для выполнения которых необходимо привлечь Интернет, информационные стенды, словари, энциклопедии и т.д.

21 слайд

Коммуникативная компетенция

22 слайд

- это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке.

23 слайд

Например, развитие коммуникативной компетенции по средством выступления на публике. Недавно в нашей Лицее прошла декада науки.  День рус.яз., лит., ИЗО и Музыки . Дети участвовали в акции 7-е классы для 6-х, «устный дневник» Ученики искали русских художников писавших портреты русских писателей и поэтов. Каждый ученик создал мини презентацию,  показывал портрет и рассказывал историю создания портрета, и его особенности.

24 слайд

Формирование у учащихся выше перечисленных компетенций в процессе обучения, называется – компетентностным подходом

25 слайд

Таким образом, судь компетентностного подхода заключается  в достижении учащимися определенного результата…

26 слайд

И в новых методах и формах организации занятий

27 слайд

В заключении могу сказать, что школа, ориентированная на теоретические познания выпускника – устарела.

 Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формируются как ответ системы образования на требования «мира труда».

Поэтому, я уверенна, что наша с вами компетентность, как преподавателей изобразительного искусства не допускает сомнений.

 А так же, подпитывается неиссякаемым творческим потенциалом, готовностью, как и наши ученики «учиться всю жизнь», что является залогом грамотной реализации своей профессиональной деятельности и помогут эффективно формировать ключевые компетенции наших учеников…что даст им возможность найти своё, достойное место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций учащихся через реализацию программы клуба «Эрудит»

Данная тема была представлена на региональных педагогических чтениях в г.Каргополь. В ней раскрыты те ключевые компетенции, которые формируются на занятиях интеллектуального клуба "Эрудит"....

«Формирование ключевых компетенций учащихся через совершенствование учебно- интеллектуальных умений и навыков на уроках математики»

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деят...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИХ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 В настоящее время возросла  роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, о...

Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»

В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...