Рабочая программа по искусству 9 класс ФК ГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс)

Гришина Светлана Анатольевна

 рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_iskusstvu_9_klass.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя  школа №1 имени Героя Советского Союза

Кузнецова Николая Алексеевича

города Чаплыгина Липецкой области

Рассмотрено

на заседании МО учителей математики, физики, информатики, технологии, черчения

Протокол №1от 31.08.2018г.

Руководитель МО

________/Щеголева О.П./

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________/Исаева Н.В./

30.08.2018

 Утверждено

Приказ руководителя

 №374     от 31.08.2018 г.

Директор

___________/Алёхина Т.В./

Приложение

 к основной образовательной программе

основного общего образования

Рабочая программа

 учебного предмета

« Искусство»

 9 класс на 2018 – 2019 учебный год

Составлена на основе программы

под редакцией Б.М.Неменского

Составитель/Разработчик  программы

Квалификация  

Педагогический стаж

Гришина Светлана Анатольевна

учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории

25 лет

г. Чаплыгин -2018

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей образовательного учреждения

  Изучение искусства на  уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  2. воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мирового искусства;
  3. освоение знаний о стилях и направлениях в искусстве, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  4. овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  5. использование приобретенных знаний и умений для расширения    кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Задачи:

  1. актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

2. культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  1. углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
  2. приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
  3. формирование умений и навыков художественного самообразования.
  4. формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  5. приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор
  6. представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры
  7. Воспитание художественного вкуса.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  1.   Федеральный  закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ  «Об образовании в    Российской Федерации»;
  2.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями)
  3. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
  4. Приказ ОУ от 31.08.2016 № 231 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), реализующих ФК ГОС»
  5. Санитарно- эпидемиологических требований  к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях  - СанПиН 2.4.2.2821-10 ( в редакции Постановления от 24 ноября 2015 г. №81).  

      6. Примерная программа основного общего образования по искусству с учётом авторской программы курса «Искусство 8-9 классы», авторы программы: Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская – Москва: “Просвещение”, 2012 год.

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской)

Рабочая программа по искусству составлена на основе авторской программы курса «Искусство 8-9 классы», авторы программы: Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская – Москва: “Просвещение”, 2012 год.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы

 Содержание авторской программы курса «Искусство 8-9 классы» Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская – Москва: “Просвещение”, 2012 год обеспечивает  понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности. В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование

Внесение изменений в программу не предусмотрено.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении учащимися требований к уровню подготовки учащихся (выпускников) в соответствии с государственными стандартами

Предмет «Искусство» не входит в перечень обязательных предметов для изучения в 9 классе и входит в вариативную часть ФБУП. Изучение искусства направлено на расширение кругозора учащихся, повышению их культурного уровня через приобщение к мировому искусству. Педагогическая целесообразность использования авторской программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, И.Э.Кашековой заключается в том, что в рамках изучения предмета  искусство есть возможность создать условия для формирования ключевых компетентностей. Программа обеспечивает современное качество образования по  искусству на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательной программы. Предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников. Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объём знаний, практических умений и навыков.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

ФБУП на изучение искусства  в 9 классе отводит 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Информация об используемом учебнике

Для реализации данной  рабочей  программы  используется учебник «Искусство» Москва «Просвещение» 2012 год. Автор : Сергеева Г.П,. Кашекова И.Э., Критская Е.Д.. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в школе.

Содержание программы

Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств - 5 ч.

Синтез искусств в театре.

Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля.

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. РЫНДИН, Ф.Ф. ФЕДОРОВСКИЙ И ДР.).

Театр кукол. Театр теней.

Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств - 4 ч.

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии.

Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии.

Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).

Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.

Азбука экранного искусства - 4 ч.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.

Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М. Эйзенштейн "Броненосец Потемкин", С.П. Урусевский "Летят журавли" и др.).

Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Искусство и технология - 4 ч.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Создание художественной фотографии, фотоколлажа, мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.

Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому - создание художественного образа.

Многообразие современной популярной музыки-  5 ч.

Джаз (Л. Армстрон, Д. Эллингтон, К. Бейси, Л. Утёсов).

Спиричуэл, блюз (Э. Фицджеральд).

Симфоджаз (Дж. Гершвин).

Многообразие современной популярной музыки: отечественной: авторская песня (Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, А.И. Галич); Мюзикл (Л. Бернстайн), РОК-ОПЕРА (Э.Л. Уэббер); РОК-Н-РОЛЛ (Э. Пресли); Британский бит ("БИТЛЗ"),

ФОЛК-РОК (Б. Дилан); ХАРД-РОК ("Лед Зеппелин", "Дип Пепл"); АРТ-РОК ("Пинк Флойд"); РЕГГЕЙ (Б. Марли), ХЕВИ-МЕТАЛ ("Джудас Прист") и др.

Представления о музыкальной жизни России и других стран – 3  ч.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, С.Т. Рихтер, Э.Г. Гилельс, Д.Ф. Ойстрах, Е.А. Мравинский и др.

Выдающиеся зарубежные исполнители: Э. Карузо, М. Каллас, Р. Тибальди, Э. Горовиц,  А. Рубинштейн и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И. Чайковского.

Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-Опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен- опера (США, Нью-Йорк).

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений – 10 ч.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (Реквиемы  В.А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха), любви и ненависти ("Ромео И Джульетт" У. Шекспира в трактовках Г. Берлиоза, П.И. Чайковского и  С.С. Прокофьева и др..

Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее "музыкальным символом" своего времени (И.О. Дунаевский, А.В. Александров).

Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: музей музыкальной культуры им.М.И. Глинки. Московская Государственная Консерватория им.П.И. Чайковского, Санк Петербургская Государственная Консерватория им. Н.А. Римского- Корсакова.

Выдающиеся российские музыкальные коллективы: русский народный академический хор им.  М.Е. Пятницкого, русский народный академический оркестр им. Н.П. Осипова.

Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности; своеобразия исполнительской трактовки. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Пение. Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.

Музыкально- пластическое движение. Обогащене опыта индивидуально- личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в т.ч. танцевальными.

Драматизация  музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально образного содержания музыки сценическими  средствами. Выбор сценических средств выразительности, поиск вариантов сценического воплощения детских мюзиклов  и их воплощение.

Музыка и современные технологии. Использование информационно- коммуникационных технологий для создания, аранжировки , записи и воспроизведения музыкальных произведений. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети интернет.

Учебно-тематический план

№ раздела

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.

5 ч.

2

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

4ч.

3

Азбука экранного искусства.

4ч.

4

Искусство и технология.

4ч.

5

Многообразие современной популярной музыки.

5ч.

6

Представления о музыкальной жизни России и других стран.

3ч.

7

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений.

10ч.

Итого:

35ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников)

В результате изучения искусства

Обучающиеся должны знать/уметь:

          -понимать разницу между реальностью и художественным образом;

          - представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

- о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- уметь зарисовывать фасад, часть здания, фигуры человека (с учетом перспективы);

- изображать сказочное архитектурное сооружение;

- рисовать торжественный, мрачный, легкий, веселый портал;

- зарисовывать колонны ордеров;

- изображать панораму древнерусского города с деревянными теремами, соборами, крепостными стенами;

- зарисовка архитектурных памятников.

- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Литература и средства обучения.

1. Учебник «Искусство» 8-9 класс Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская : Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012 ., (электронная версия)

2. Искусство. 9 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

3. Комплекс уроков по искусству ( мультимедийное пособие для учителя).

Электронные пособия:

1. Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

2. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

3. Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

     4. http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...