Программа по рисунку четвертый год обучения
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Никишева Алена Васильевна

Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_risunku_4_god_obucheniya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно - тематический план по рисунку.

Четвертый год обучения.

Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи:

–     освоение терминологии предмета «Рисунок»;

– приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;

–   формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;

–   приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;

– формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Содержание

Содержание программы  построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления.

Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.

Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по рисунку носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики.

Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность и зрительную память учащихся, дают возможность быстрее овладеть искусством рисунка.

Учебно - тематический план по рисунку.

Четвертый год обучения.

Раздел 1. Тональный длительный рисунок 

1.1. Натюрморт из трех гипсовых геометрических тел                                    6ч

1.2. Рисунок однотонной драпировки с простыми складками                         4ч

1.3. Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки со складками      6ч

Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность.

2.1. Натюрморт с металлической и стеклянной посудой                                 8ч

Раздел 3. Линейный рисунок

3.1. Зарисовки фигуры человека в движении                                                     4ч

Раздел 4. Законы перспективы. Светотень

4.1. Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Построения окружности в пространстве                                                                                  4ч

4.2. Зарисовки предметов быта (кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении                                                                                                              4ч

4.3. Наброски по памяти отдельных предметов                                                 4ч

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1. Рисунок гипсового шара                                                                                4ч

5.2. Натюрморт с предметом цилиндрической формы в горизонтальном положении и драпировкой                                                                                    6ч

Раздел 6. Линейно-конструктивный рисунок

6.1. Натюрморт в интерьере с масштабным предметом                                    6ч

6.2. Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками             8ч

Раздел 1. Тональный длительный рисунок

1.1. Тема. Натюрморт из трех гипсовых геометрических тел.

Рисунок натюрморта из трех гипсовых геометрических тел с фоном и тональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в третьем классе. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Применение  в рисунке основных правил перспективы. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон серый. Освещение верхнее боковое. Формат А2.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.

1.2. Рисунок однотонной драпировки с простыми складками.

Тональный рисунок драпировки в трех плоскостях с простыми складками. Знакомство с формообразованием складок ткани и методом их изображения. Построение складок драпировки с учетом пространства, ритма и воздушной перспективы, выявление их объема при помощи светотени. Фон нейтральный. Освещение четко направленное. Формат А2.

 Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с работ старых мастеров.

1.3. Тема. Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки со складками.

Тональный рисунок натюрморта из крупного предмета быта и драпировки со складками. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Передача конструкции предмета и ритма складок драпировки. Передача пространства в натюрморте с учетом линейной и воздушной перспективы. Выявление объема предмета и складок с помощью светотени. Фон нейтральный. Освещение верхнее, боковое. Формат А2.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность

2.1. Тема. Натюрморт с металлической и стеклянной посудой.

Натюрморт с предметами разной материальности из металла и стекла. Характерные особенности передачи материальности металла и стекла графическими средствами. Грамотная компоновка в листе. Передача больших тональных отношений. Цельность изображения натюрморта. Фон нейтральный. Освещение четко направленное. Формат А2

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки металлических и стеклянных предметов.

3. Раздел. Линейный рисунок

3.1. Тема. Зарисовки фигуры человека в движении.

Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного рисования человека. Пластика движений. Формат А4. Материал – графитный карандаш (3М-9М).

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

Раздел 4. Законы перспективы. Светотень

4.1. Тема. Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Методы построения окружности в пространстве.

Линейный рисунок окружности в перспективе (вертикальная плоскость). Точное построение окружности с учетом перспективного сокращения. Передача выразительности линий в пространстве. Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок цилиндра в горизонтальном положении с введением легкого тона, с сохранением линий построения, без фона, с прокладкой тона в собственных и падающих тенях. Освещение верхнее, боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.

4.2. Тема. Зарисовки предметов быта в горизонтальном положении.

Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок предметов быта цилиндрической формы (ведро, кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении с введением легкого тона. Закрепление материала предыдущего задания на примере предметов быта. Построение предметов с учетом пропорций, линейной и воздушной перспективы. Освещение верхнее, боковое. Формат А3.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: наброски предметов быта.

4.3. Тема. Наброски по памяти отдельных предметов быта.

Наброски отдельных предметов быта из предыдущего задания по памяти Развитие зрительной памяти и выработка глазомера. Закрепление навыков рисования окружности в перспективе. Формат А4.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки групп предметов.

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1. Тема. Рисунок гипсового шара.

Тональный рисунок гипсового шара на нейтральном фоне. Композиция листа. Выявление объема, с точной передачей светотеневых градаций (от блика до падающей тени), применение штриха по форме. Освещение верхнее, контрастное. Формат А-3.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.

5.2. Тема. Натюрморт с предметом цилиндрической формы в горизонтальном положении и драпировкой.

Закрепление материала предыдущих заданий. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Последовательность ведения рисунка, выполнение эскизов, перевод на формат. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность изображения натюрморта. Освещение верхнее боковое. Формат А3.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.

Раздел 6. Линейно-конструктивный рисунок

6.1. Тема. Натюрморт в интерьере с масштабным предметом.

Линейно-конструктивная зарисовка угла интерьера (комната, класс, коридор) с введением масштабного предмета (стол, стул и др.). Соотношение масштаба предмета с пространством интерьера. Компоновка изображения в листе. Построение фрагмента интерьера с учетом линейной и воздушной перспективы. Прокладка тона в собственных и падающих тенях. Освещение направленное. Формат А2, А3.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки интерьера.

6.2. Тема. Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками.

Закрепление всего материала, пройденного в процессе обучения. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с учетом перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного расположения с учетом освещения. Владение приемами рисунка, умение пользоваться графическими средствами. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к учебному курсу «English» И.Н. Верещагина, О.В.Афанасьева для 5 класса (четвертый год обучения)

Рабочая программа + календарно-тематическое планирование  к учебному курсу «English» И.Н. Верещагина, О.В.Афанасьева  для 5 класса (четвертый год обучений)...

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей по баскетболу для учебно-тренировочных групп четвертого года обучения

РП тренера-преподавателя по баскетболу Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва города Советский.Возраст детей, на которых рассчитана программа: 15-16 лет.Срок реализа...

Программа по живописи четвертый год обучения

Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям....

Программа по рисунку второй год обучения

Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехм...

Программа по рисунку третий год обучения

Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехм...

Методическая разработка по дисциплине дополнительного образования «Рисунок» (1 год обучения).

В методической разработке по дисциплине «Рисунок» (1 год обучения,  11-12 лет) представлен материал, знакомящий с понятием «конусообразные формы» и их построением. Цель за...

Методическая разработка по предмету «Рисунок» 3 год обучения «Ритм как средство художественной выразительности в создании графического произведения» (на примере создания декоративного натюрморта).

Методическая разработка по предмету «Рисунок» 3 год обучения «Ритм как средство художественной выразительности в создании графического произведения» (на примере создания декора...