ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗО В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: " РУССКИЕ УЗОРЫ"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Филатов Виктор Николаевич

Урок построен так, чтобы ученик успел попробовать свои силы и способности в нескольких видах деятельности в течение часа. Работа за компьютером, с цветной и силуэтной  аппликацией, с элементами росписи, с графическим декорированием. Темп урока очень стремительный, но дети быстро вовлекаются и увлекаются этим разнообразием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_rus_uzory_1.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ИЗО В 5 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

РУССКИЕ УЗОРЫ

                                                                                 

                                                           

   

                                               

                                             

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему:

«Русские узоры»

    Цель урока:

                  1. Изучить разнообразные виды промыслов декоративно – прикладного

                      искусства России.

                  2. Уметь использовать в декоративно – прикладной работе

                      шаблоны – заготовки, создавать удачные композиции узоров

                      в аппликации и в компьютерной обработке.

                  3. Исследовать секреты кистевой и графической росписи.

                  4. Выбирать и анализировать художественные техники и приемы.

                   

    Задача: 1.Образовательные – изучение различных художественных приемов, техник,

                     промыслов декоративно – прикладного искусства при составлении русских

                     узоров.

                  2.Развивающие - научить учеников составлять аппликационные и

                     компьютерные композиции.

                     Развить наблюдательность учащихся, эстетический вкус, творческое

                     воображение в процессе изготовления русских узоров.

                  3. Воспитательные – привить любовь к народному искусству, прилежность и

                      аккуратность при решении творческих задач на уроке, увидеть красоту и

                      пользу человеческого труда?

   Задание: Выполнить аппликационные и компьютерные композиции русских узоров.

Зрительный ряд: Образцы орнаментов, узоров, аппликационные панно, выполненные из различных материалов и в различной технике на тему: «Русские узоры».

Музыкальный ряд: мелодии русских народных песен.

Оборудование урока: 

    Учебник «Изобразительное искусство, 5 класс» Н.А.Горяевой. Презентация на тему «Русские узоры», фотографии сельской архитектуры с резными наличниками на окнах.

Оборудование стола учащихся:

   Компьютер, на мониторе которого выведена программа Paint, два альбомных листа формата А-4 – один с белым фоном, а второй – с черным; раздаточный материал, состоящий из шаблонов: листьев, цветов, ягод,  предназначенный для дальнейшего индивидуального преобразования; простые карандаши, ластики, клей, ножницы.

Ход урока.

  1. Организация урока.

            Просмотр готовности учеников на начало урока. На столах учеников находятся альбомный лист, раздаточный материал, состоящий из трафаретов, простые карандаши, ластики, клей, ножницы.

  1. Объявление темы, цели, задачи урока (см. выше). Слайды № 1- №4

                                  Пояснение темы с просмотром презентации.

Учитель: Сегодня на уроке пойдет речь о декоративно – прикладном искусстве России, а точнее о русских узорах. Россия – огромная страна, занимающая две части света.

Кто из вас знает, а какие это две части света, на которых расположена Россия?

Ученики: Европа и Азия.

Учитель: Ввиду такой протяженности, наверно легко предположить, что когда возникал тот или другой вид промысла, вид декоративного искусства, то он мог отличаться от другого или иметь частичное сходство с ним.

Мы сегодня как раз и попробуем провести частично поисково – исследовательскую работу, изучая  зрительный ряд на доске и на демонстрационном экране при просмотре презентации.

Слайды № 5- №14 содержат в себе информацию по композициям из орнаментов и узоров.

Учитель: После просмотра зрительного ряда на доске, где представлены орнаменты и узоры, вам предстоит сделать выбор, ссылаясь на номера композиций, выписывая в одну колонку орнаменты, а в другую – узоры.

Что же такое орнамент?

Помните, мы с вами на одном из уроков выполняли орнамент из запятых и говорили, что эта запятая и есть простой мотив. А раз есть простой мотив,  значит, может быть и еще какой-то другой?

 Ученики: Еще существует сложный мотив. Эти мотивы повторяются несколько раз друг за другом, выстраиваясь в орнамент. Орнаменты могут быть растительными, геометрическими, зооморфными, астрологическими и другими.

 Учитель: Правильно. Орнамент получается в результате составления бордюрной полосы, в которой многократно повторяется один и тот же мотив. Сейчас из зрительного ряда мы выберем орнаменты, а узоры останутся.

Называйте номера композиций с  имеющимися орнаментами. ( Работа с материалом на доске).

Ученики называют номера композиций, где  есть орнаменты, переставляя их в левый ряд.

Учитель: В правой стороне доски остались композиции с узорами. Самостоятельно сформулируем определение об узорах. Что такое узор?

            Ученики: Композиция, составленная из стилизованного растительного, зооморфного или геометрического рисунка без особо строгого порядка.

 

                                                            Задание №1.

Учитель: Вам всем предстоит выполнить  первое задание, состоящее из практической работы по изготовлению растительного узора в графической аппликации. Ввиду трудоемкости его исполнения, постарайтесь быть внимательными и  аккуратными во время составления узоров.

        Возьмите альбомный лист с черным фоном и файл с белыми трафаретными заготовками из цветов и листьев. Разложите аккуратно цветы и листья так, чтобы узор получился зеркальным, относительно оси симметрии, с уравновешенными сторонами. Шаблоны-заготовки специально вырезаны так, чтобы количество деталей было парное. Если вы захотите заготовку изменить, то можете что-то обрезать, для этих целей используйте ножницы.

         Далее закрепляете клеем все детали, не нарушая разложенную и окончательно сконструированную по вашему замыслу композицию, следующим образом. Загните нижнюю часть детали вверх, нанесите клей на изнаночную сторону трафарета, опустите деталь на лист и плотно прижмите. После закрепления всех деталей, можно при остатке времени закрепить и верхнюю их часть. Детали в аппликации не переворачивать для наклеивания их к основе панно.

Слайды № 15.

        Использовать в композиции не обязательно весь предложенный материал.

        На работу отводится 5-7 минут. Подпишите карандашом свои фамилии и имена с изнаночной стороны альбомного листа.

        По ТБ проведу маленький инструктаж. Ножницы используете по назначению, передавайте их друг другу со стороны колец, после работы оставляете на краю парты перед собой в закрытом состоянии.

Учитель: Тем ученикам, кто быстрее всех справился с заданием, дам карточку с перечнем народных художественных промыслов с их краткой характеристикой, с помощью которой вы определяете художественные промыслы, расположенные на доске. Зрительный ряд состоит из плакатов с изображением различных промыслов.

    Все образцы пронумерованы. В табличке, где написан вид росписи, карандашом впишите номера композиций.

    Когда все справятся с практической работой, мы вместе проверим ваши знания по определению видов русской народной росписи.

                                                         Задание №2

Учитель: Сейчас с помощью карточки определите вид художественного промысла по характеристике. Некоторые ученики зачитают характеристики на каждый представленный образец в зрительном ряду. После того как вы определите роспись, где она находится на доске, на образце прикрепите соответствующее название.

(Ученики зачитывают по очереди характеристики к видам росписи, а другие у доски находят эти виды).  

Слайды № 14 - №30.

                                          Таблица художественных промыслов

                                       

N п/п

Вид росписи

Характеристика росписи

1

Гжельская

Гжельская керамика.

Одноцветная подглазурная роспись кобальтом.

2

Дымковская

Зооморфные свистульки, дамы, кавалеры,

кони-игрушки из глины. Геометрический орнамент: клетки, полоски, круги, точки.

Цветовая гамма до 10 цветов.

3

Жостовская

Живописный декор маслом на металлических подносах.

Букеты, фрукты в ярких красках на черном или цветном фоне.

4

Палехская

Лаковая миниатюра.

Бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты.

Яркие локальные краски на черном фоне. Изящные удлиненные фигуры.

5

Хохломская

Роспись на деревянной посуде.

Основные цвета: желтый, красный, черный. Изображаются цветы, ягоды, травы, птицы.

6

Семеновская

Роспись матрешек.

На светлом фоне изображаются яркие маки, листья, трава.

7

Городецкая

Роспись по дереву.

Кони, цветы-розаны, листья, бутоны выполняются в два этапа.

Первый этап – подмалевок ярким локальным цветом, а второй – белилами моделируется растительный узор.

Учитель: Что объединяет многие промыслы, с которыми вы познакомились?

                  Что общего в узорах?

                  Легко ли было определять по характеристикам виды промыслов?

                  Какие виды росписей вы знали раньше?

                  Есть ли в этом красота и польза человеческого труда?

Ученики: В узорах декоративно - прикладных работах использован в основном растительный мотив. Использована стилизация, декорирование листьев, трав, цветов. Чаще всего используется черный фон.

Учитель: В каких изделиях в настоящее время можно увидеть русский узор?

Ученики: На посуде, на инструментах, на народных костюмах, в росписи тканей, ковров, салфеток, самоваров, в вязанных кружевных изделиях, в оберточной бумаге, в игрушках можно увидеть русские узоры.

                                                                  Задание №3.

        В данном задании мы используем основы построения узора по примеру Городецкой росписи.

        Возьмите теперь альбомный лист с белым фоном и конверты с цветными трафаретными заготовками цветов и листьев. Разложите аккуратно цветы и листья так, как это выглядит на образцах (см. слайды №31 и 33), чтобы узор получился в форме перевернутого коромысла. Использовать в композиции не обязательно весь предложенный материал, можете его корректировать на свой вкус. Работаете поэтапно по примеру первой композиции. Разложите детали, переставляя элементы на свой вкус, закрепите детали снизу клеем, а затем сверху на цветные детали разложите белые шаблоны (см. слайд №34). Не отрывая их от листа и от уже закрепленных цветных пятен, закрепляете нижние части белых узорчатых элементов, подгибая аккуратно их обратную сторону.

Слайды № 31- №34.

Использовать в композиции не обязательно весь предложенный материал.

        На работу отводится 5-7 минут. Подпишите карандашом свои фамилии и имена с изнаночной стороны.

        По ТБ будьте аккуратны в работе с ножницами. Используете их по назначению, передавая друг другу со стороны колец, после работы отложите их на край парты перед собой в закрытом состоянии.

Учитель: Я хочу еще вас познакомить с использованием русских узоров в сельской архитектуре России. Оконные проемы часто украшают ажурные резные наличники. Орнаментальные карнизы окаймляют фронтоны домов. Из ажурного дерева выполнены резные углы на главных фасадах бревенчатых домов, резные ворота. На слайдах представлена сельская архитектура, где все это вы можете увидеть.

          В своей статье «Окна России», которая была напечатана в районной газете «Северный луч», я написала, что всю эту красоту создают мужские руки (см. слайды №35,36, 37,38,39).

                                                   Задание №4

   Учитель: Просмотрите слайды с №40 по №42. На этих образцах русские узоры составлены с помощью компьютерных технологий. Для вас выведена на компьютерах программа Paint. В углу имеется один мотив, который надо копировать и вставлять в центр композиции столько раз, чтобы получился узор. Переходим к столикам с компьютерами. Пробуйте, творите, импровизируйте!

   Нажимайте на  левую часть  мышки,  перетащите изображение в центр предполагаемого узора. Затем нажмите правой частью мышки и на панели нажмите «копировать». Следующая команда «вставить», появится еще одна копия рисунка. Вам ее надо будет развернуть с помощью нажатия правой клавиши, где на выплывшей панели с указанием «отразить/ повернуть»,  в предлагаемой схеме выберите нужный градус поворота. Можно нажать на те кружочки, где написаны виды отражений и поворотов. После этого присоединяете курсором копию рисунка к предыдущему, который выведен в центр композиции. Так деталь за деталью, копируя и разворачивая, присоединяйте друг к другу, пока не получится узор.

  На выполнение компьютерной версии вам дается 10 минут.

         Урок продолжается.

Ученики выполняют творческие работы, а учитель дает советы и консультации в процессе создания учениками тематических композиций, работая на компьютере.

      Опрос учащихся для закрепления темы.

Слайд  №46

1.Чем отличаются узоры от орнаментов?

2.Какие виды декоративно-прикладного искусства вы запомнили?

3.В каких изделиях можно использовать русские узоры в современном производстве?

4.Чем отличаются русские узоры от ненецких?

5.По вашему мнению, каких узоров и орнаментов можно больше составить ненецких или русских?  

     Подведение итога урока.

Слайд  №47

     Из готовых детских работ на доске оформляется выставка рисунков, которые крепятся магнитами. Работы размещаются согласно заданиям, которые отражены на доске в форме табличек. Просмотр всех работ, обсуждение интересных творческих решений.  Предварительное выставление оценок за урок объявляется в конце урока.

      Учитель: Исследуя разнообразные виды русских узоров, сравнивая их с другими видами другой народности, анализируя их разнообразие, можем сказать о пользе и о красоте данного человеческого труда.  Хочу окончить урок стихотворением неизвестного поэта.

Я прославляю этот труд красивый,

Что делает красивыми людей.

Цветы и руки,

Руки, как цветы…

Здесь красота

Воспета лепестками,

Здесь кажется

И солнце с высоты

Глядит на мир,

Пропахшее цветами.

                              Спасибо, вам ребята, за хорошую качественную работу на уроке!

                               Литература, используемая на уроке

1.Учебник «Изобразительное искусство» 5 класс. Н.А.Горяева.

2.Учебник «Хомаку» М.Приходько.

3. «Учимся рисовать». Мезенская роспись. Часть 1 и часть 2. Светлана Вохринцева.

4. «Учимся рисовать». Городецкая роспись. Часть 1 и часть 2. Светлана Вохринцева.

5.«Учимся рисовать». Дымковская игрушка. Часть 1 и часть 2. Светлана Вохринцева.

6. «Учимся рисовать». Гжель. Часть 1 и часть 2. Светлана Вохринцева.

7.«Учимся рисовать». Хохломская роспись. Часть 1 и часть 2. Светлана Вохринцева.

8.«Русская народная игрушка». Несброшюрованный альбом.Составитель Т.Я. Шпикалова.

9. «Матрешка». Методическое пособие А.Алексахин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок в 5 классе по русскому языку. Тема "Письмо"

Данный материал можно использовать при проведении урока русского языка в 5 классе...

Открытый урок в 6 классе "Очарованье русского пейзажа" по лирике русских поэтов 19 века.

Естественно, я многое позаимствовала у коллег, из журналов (список литературы указан). В 6 классе по литературе  ( программа Беленького) даны хорошие произведения для изучения, но не всегда можно...

открытый урок по изо на тему "Русская прялка" 5 класс

План-конспект открытого урока изобразительного искусства5 класс Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта. Русская...

открытый урок по изо на тему "Русская прялка" 5 класс

План-конспект открытого урока изобразительного искусства5 класс Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта. Русская...

Конспект урока по русскому языку, проведенного в рамках Дня открытых дверей в 5а классе Тема: Согласные звуки: звонкие и глухие.

Данный материал предназначен для детей с нарушением слуха и речи.Задачи:Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.Развив...

Мастер класс для учащихся 4 класса.Тема: Украшение узором дымковского петушка.

Мастер класс рассчитан на учащихся 4 класса. Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку. Задачи: учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры; развивать...

Открытый урок в 6 классе по русскому языку по теме "Роль глаголов в нашей речи"

Материал для урока новых знаний,необычный и познавательный...