открытый урок по изо на тему "Русская прялка" 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
План-конспект открытого урока изобразительного искусства 5 класс
Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка». Цель: Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с разнообразными по форме и декору русскими народными прялками, с их основными элементами (донце, столбик, гребень…). 2. Развивать у детей представление о древних традициях русского народа, о неизменности круговорота природных сил, о месте человека в нем.
Оборудование: учебники, таблицы, иллюстрации, альбомы, гуашь, русская прялка.
Ход урока: 1. Орг. момент (1 - 2 мин). 2. Проверка домашнего задания (5 мин). 3. Актуализация опорных знаний (7 мин).
На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. Давайте вспомним, какие предметы наполняли крестьянский дом? (Ковши, ложки, короба, лукошки, сундуки, кружки, вальки, прялки и многое другое). Эти предметы радовали глаз хозяина и окружали его дом теплом и радостью. Все эти предметы были красиво украшены, ведь в нарядной посуде еда покажется вкуснее, а за прялкой, украшенной росписью и резьбой, будет спориться работа. Скажите, пожалуйста, какими узорами и символами украшали предметы крестьянского быта? (Символы солнца, земли, воды, Птица счастья и др.) Молодцы. А что означали эти символы? (Счастье, радость, богатство) Хорошо. Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. (Показ прялки и иллюстраций).
4. Формирование новых знаний (10 мин). Нарядная прялка была особенным предметом. Добрый молодец дарил её в подарок невесте, муж – на память жене, отец – дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали из поколения в поколение. А предна- значалась она, конечно, для того, чтобы прясть с ее помощью кудель (шерсть). Процесс прядения нити в мифологии древних славян, да и других народов, воспринимался как священное действие, смысл которой – творение жизни, творение материи Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими в сотворении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в нее все то, что должно совершиться с человеком на земле. Рассмотрим образцы русских прялок (учебник, стр. 38-40). Обратите внимание, что мотив солнца присутствует не только в украшении, но и в самой конструкции прялки (большое солнце в центре означает «белый свет», а сверху символы дневного солнца – «городки», и декоративные «серьги» снизу, а круглые розетки на ножке прялки означали «ночное солнце», «подземное»). Сама кудель (комок шерсти) прикреплялась именно к тому месту прялки, где находилось «большое солнце».
Таблица «Формы русских прялок» (показ). Вывод: нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о круговороте Солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.
5. Практическая работа (20 мин). Изобразить прялку декоративной формы, украсив её солярными знаками.
6. Завершение урока. Уборка рабочих мест.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekor_pryalka.docx | 105.73 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока изобразительного искусства 5 класс
Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка». Цель: Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с разнообразными по форме и декору русскими народными прялками, с их основными элементами (донце, столбик, гребень…). 2. Развивать у детей представление о древних традициях русского народа, о неизменности круговорота природных сил, о месте человека в нем.
Оборудование: учебники, таблицы, иллюстрации, альбомы, гуашь, русская прялка. 1. Орг. момент (1 - 2 мин). 2. Проверка домашнего задания (5 мин). 3. Актуализация опорных знаний (7 мин).
На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. Давайте вспомним, какие предметы наполняли крестьянский дом? (Ковши, ложки, короба, лукошки, сундуки, кружки, вальки, прялки и многое другое). Эти предметы радовали глаз хозяина и окружали его дом теплом и радостью. Все эти предметы были красиво украшены, ведь в нарядной посуде еда покажется вкуснее, а за прялкой, украшенной росписью и резьбой, будет спориться работа. Скажите, пожалуйста, какими узорами и символами украшали предметы крестьянского быта? (Символы солнца, земли, воды, Птица счастья и др.) Молодцы. А что означали эти символы? (Счастье, радость, богатство) Хорошо. Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. (Показ прялки и иллюстраций).
4. Формирование новых знаний (10 мин). Нарядная прялка была особенным предметом. Добрый молодец дарил её в подарок невесте, муж – на память жене, отец – дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали из поколения в поколение. А предна- значалась она, конечно, для того, чтобы прясть с ее помощью кудель (шерсть). Процесс прядения нити в мифологии древних славян, да и других народов, воспринимался как священное действие, смысл которой – творение жизни, творение материи Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими в сотворении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в нее все то, что должно совершиться с человеком на земле. Рассмотрим образцы русских прялок (учебник, стр. 38-40). Обратите внимание, что мотив солнца присутствует не только в украшении, но и в самой конструкции прялки (большое солнце в центре означает «белый свет», а сверху символы дневного солнца – «городки», и декоративные «серьги» снизу, а круглые розетки на ножке прялки означали «ночное солнце», «подземное»). Сама кудель (комок шерсти) прикреплялась именно к тому месту прялки, где находилось «большое солнце».
Таблица «Формы русских прялок» (показ). Вывод: нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о круговороте Солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.
5. Практическая работа (20 мин). Изобразить прялку декоративной формы, украсив её солярными знаками.
6. Завершение урока. Уборка рабочих мест.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по английскому языку в 3 классе "В Лесной школе - викторина!". Урок 48 по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"
Авторская разработка 2012 года!!!!! Разработки учителей с подобным сценарием являются плагиатом...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...
План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс
Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».
Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия»....