Разработка урока изобразительного искусства с применением активных методов обучения
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_amo_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация
Авторы урока: Филатова Екатерина Леонидовна
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5 класс, 15 человек
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: Внутренний мир русской избы
Автор учебника: Н.А.Горяева, О.В.Остовская
Тип урока: комбинированный урок
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет – периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.
Контингент школьников подросткового возраста – это ученики средних классов. Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность» возраста. Рассмотрим основные особенности и задачи развития подростка.
Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются скорее во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.
Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.
В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 356).
Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подросток, подрастая, уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.
Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В старшем отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель – необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 359).
Учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению В.В. Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом
В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка.
Цели урока/ занятия/ мероприятия:
Дидактические: 1.1. Сформировать у учащихся представление о внутреннем мире русской избы
1.2.Повторить пройденный материал по теме «Убранство русской избы»
1.3.Закрепить изученный материал
Развивающие: 2. Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке.
Воспитательные: 3. Отработать коммуникативные навыки.
Задачи урока/ занятия/ мероприятия:
1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.
1.2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися основных понятий
2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.
2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.
3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
3.2. Организовать работу в парах.
3.3. Организовать работу в группах.
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:
Актуализируют - знания об убранстве русской избы
Приобретут - представления «красного угла», конструкции крестьянской избы, предметов домашней утвари, декорированных древними образами;
Закрепят - знания и представления о внутреннем мире русской избы
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Сегодня мы продолжаем разговор о древних корнях народного искусства, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Тема урока: «Внутренний мир русской избы». Сегодня на уроке мы познакомимся с интерьером крестьянской избы, конструкцией и декорированием. Во время практической работы каждый из вас, опираясь на знания древних образов, создаст «красный угол» избы.
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие "Поздоровайтесь как…"
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
2 мин
Здравствуйте!
– Ребята, слева от меня группа №1, справа №2.
Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. А теперь Группа №1 поприветствуйте товарищей напротив так, как здороваются японцы, Группа №2 поприветствуйте товарищей напротив так, как здороваются милиционеры, Группа №1 поприветствует товарищей так, как здороваются взрослые мужчины, Группа №2 поприветствуйте товарищей напротив так, как здороваются очень хорошие друзья.
Погружение в тему "Угадай тему"
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока
3 мин
Ребята у каждой группы на столе лежат фрагменты пазлов предлагаются фрагменты пазлов, сложите из пазлов картинку. А теперь давайте проанализируем, что изображено на собранных пазлах. Например, у одной группы получилась печь, у другой - люлька, у третьей- прялка. Можно догадаться, что тема урока «Внутренний мир русской избы».
Фаза 2 «Работа над темой»
Закрепление изученного «Верю, не верю»
Повторение изученного задания
7 минут
Давайте, повторим изученный материал на прошлом уроке. Каждой команде я буду задавать вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что,,,?», на который вы должны будете дать положительный или отрицательный ответ. Итак, вопрос для 1 Группы
- Верите ли вы, что самыми нарядными в русской избе были наличники окон и фронтон? (ответ: да)
Вопрос для 2 Группы
- Верите ли вы, что Крышу дома венчал конь-охлупень? (да)
Вопрос для 1 Группы
- Верите ли вы, что крыша дома олицетворялась с подземным миром? (нет)
Вопрос для 2 Группы
- Верите ли вы, что переезжая на другое место, крестьянин снимал наличники окон и перевозил их? (да)
Инпут (интерективная лекция) «Облако тэгов»
15 минут
Посмотрите на слайды презентации. Перечислите названия тех элементов интерьера, которые вам знакомы.
А теперь послушайте отрывок из стихотворения «В низенькой светёлке» Л.Мея.
В низенькой светёлке, с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонёчек то совсем замрёт,
То дрожащим светом стены обольёт.
Новая светёлка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам - укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Что представляет русская изба внутри? Перечислите жизненно важные центры в крестьянском доме.
Правильные ответы учащихся записываются на доске в виде тэгов
Давайте откроем учебник на странице 30, самостоятельно прочитайте формулировки новых понятий и рассмотрите сопутствующие им рисунки.
Работа с учебником.
Анализ прочитанного материала и иллюстраций (постранично).
Ответы-объяснения: потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет.
Ответы (новые термины): «внутренняя конструкция русской избы», «красное резное крыльцо», «интерьер» «красный угол», «лавка», «полка-полавошница», «полати», «колыбелька», «печь», «голбец», «ткацкий стан», «половик».
Вспомните сказки, в которых вы встречали иллюстрации с интерьером изб (с последующим рассмотрением иллюстраций сказок).
Молодцы!
Проработка содержания темы «Совет директоров»
13 минут
Ребята, мы изучили новую тему, повторили пройденный материал, сейчас, я раздам каждой команде шаблоны предметов внутреннего мира избы, вы их правильно расположите на пространстве и дополните необходимыми элементами.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Разминка «Земля, воздух, огонь, вода»
2 минуты
Вы хорошо поработали! Давайте немного отдохнём. Я вам буду показывать движения, а вы повторять за мной. Вода – руки параллельно полу, воздух – руки подняты вверх, земля – присесть и дотронуться рукой до пола, огонь, руками обнять себя.
Вы повторили за мной, а теперь я называю, стихии, а вы показываете соответствующее движения.
Рефлексия «Мудрый совет»
3 минуты
Ребята, спасибо за урок, вы хорошо потрудились, но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Морфологический разбор местоимения" (урок русского языка с применением активных методов обучения)
Конспект урока русского языка "Морфологический разбор местоимения" (6 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО (шаблон взят: http://www.moi-universitet.ru...
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.
Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме....
Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»
Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог имеет возможность использовать её при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмет...
РАЗРАБОТКА УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПО ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.
Технология активных методов обучения (АМО) является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и ...
«Разработка урока физкультуры по технологии АМО (активные методы обучения) в условиях внедрения ФГОС»
Дистанционные курсы «Разработка урока физкультуры по технологии АМО (активные методы обучения) в условиях внедрения ФГОС» варианты выполнения заданий...
"Деепричастия совершенного вида" (урок русского языка с применением активных методов обучения)
Конспект урока русского языка "Деепричастия совершенного вида" (7 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО.Сюжетная линия: телепередача "Главная...
Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"
Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"...