Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Сочинение в жанре литературной сказки»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Бирина Юлия Андреевна

Данный конспект урока представляет собой урок внеклассного чтения по сказке Р.Киплинга" Как кит получил свою глотку". Призван систематизировать знания, полученные при изучении раздела "Литературная сказка" в 5 классе по программе В.Я. Коровиной, развивают навыки создания собственной литературной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_5_klass.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Сочинение в жанре литературной сказки»

Цели урока:

Образовательные:

активизация мыслительной деятельности учащихся, проверка усвоения материала на основе творческих заданий.

Развивающие:

развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления- интуиции, пространственного воображения; развитие навыков устной и письменной речи.

Воспитательные:

воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям; воспитание творческой личности.

Задачи урока:

Образовательные:

приобретение учащимися определённого круга знаний, умений и навыков творческой работы – создания прозаического художественного текста в жанре литературной сказки

Развивающие:

систематизировать знания, полученные при изучении раздела «Литературная сказка»; работать над развитием навыков лаконичного изложения своих мыслей.

Воспитательные:

формирование у учащихся интереса к творческой деятельности; изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля.

Оборудование: школьная доска, фрагменты литературной сказки Р.Киплинга «Как кит получил свою глотку», выставка книг авторов литературных сказок, иллюстрации к ним, выполненные учениками.

Рекомендации к проведению урока.

Класс делится на три группы. Учащимся даются опережающие задания – подготовить сообщения по темам:

Что такое народная сказка? В чем отличие литературной сказки от народной? Перечислить авторов литературных сказок и их названия.(можно подготовить викторину).

Ход урока.

Вступительное слово учителя

И дети, и взрослые любят читать и слушать сказки, созданные русским народом. Некоторые писатели также сочиняют короткие прозаические тексты, в которых действуют те же сказочные законы, появляется мир волшебства. На уроках литературы мы познакомились и с авторскими сказками. Что такое народная сказка? В чем отличие литературной сказки от народной? Перечислить авторов литературных сказок и их названия. Выслушаем подготовленные ответы групп.

Но не менее интересно сочинять сказки. Сегодня мы в этом убедимся. Каждый из вас на нашем уроке попробует проявить свои творческие способности, почувствовать себя писателем. Наш класс – творческая мастерская, а все вы – сказочники.

Вопросы группам:

Что же нужно помнить, чтобы написать авторскую сказку? Дайте краткие рекомендации для начинающих сказочников.

(Сказка должна быть максимально индивидуальной, должна быть авторская позиция, подробное описание предметов, облика героев, их характеров).

Построение сказки.

Мы знакомы с именем еще одного сказочника,  который сочинял свои особые сказки, главная цель которых – попытаться при помощи фантазии объяснить причину некоторых природных явлений и процессов современного мира. Это Редьяр Киплинг.

Задания группам:

1. Прочитайте фрагмент литературной сказки Р.Киплинга «Как Кит получил свою глотку». При чтении обращайте внимание на следующие вопросы:

-Объяснение какому явлению дается в тексте сказки?

- На сколько частей можно разделить сказку? Какой части не хватает? Почему?

- По каким признакам мы можем отнести этот текст к жанру сказки?

- Что составляет основу сюжета?

- Каково композиционное строение такой сказки?

- Кто является героем , в каком времени и пространстве он действует?

2. Попробуйте дописать финал этой сказки. Прочитайте авторское окончание сказки, сравните со своим вариантом. Кажется ли вам финал сказки Р.Киплинга смешнее, чем ваш собственный? Попытайтесь объяснить причину этого веселья.

3. По группам распределены карточки с названиями сказок Р.Киплинга6 «Как было написано первое письмо», «Как была выдумана азбука», «Как Носорог получил свою кожу», «Как Верблюд получил свой горб», «Как Леопард получил свои пятна», «Как появились броненосцы».

Вопросы: Предположите, что должно отражать заглавие сказки с подобным сюжетом и как оно будет соотноситься с последующим текстом. Заполните пропуски в данном ниже варианте ответа.

«Я считаю, что в сказке с подобным заглавием должно содержаться……, потому что цель подобной сказки - ……Следовательно, в сказке с названием «…..» будет идти речь о том, как…….»

4. Допишите основную часть сказки, используя заданные начало и конец, озаглавьте сказку.

«В стародавние времена, когда у Лисицы еще не было ее пышного и красивого рыжего хвоста, существовал в лесу закон, что……………..

С тех пор все лисицы носят пышный и красивый рыжий хвост, которым очень удобно заметать следы.».

Домашнее задание. Написать литературную сказку на одну из тем «Почему у медведя хвост короткий», «Почему Ока впадает в Волгу», «Почему Италия напоминает сапог», подготовить иллюстрацию к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...