Доклад на тему «Продуктивные методики обучения на уроках изобразительного искусства»
материал по изобразительному искусству (изо) на тему
«Продуктивные методики обучения
на уроках изобразительного искусства»
автор: Дягилева С.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnye_metodiki_obucheniya_na_urokah_izo.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема:
«Продуктивные методики обучения
на уроках изобразительного искусства.»
Подготовил: учитель ИЗО
МБОУ «СШ №3»
п. Яблоновский
Тахтамукайский район
Республика Адыгея
Дягилева С.А.
2016 г.
Одним из продуктивных способов обучения изобразительному искусству является метод проектов. Главная цель применения проектного метода в обучении – научить учащихся быть коммуникативно-компетентными. Коммуникативная компетентность – ценность современного общества. Она предполагает наличие определенного багажа знаний и умение их использовать. В связи с этим у педагогов возникает вопрос, какие выработать у учеников умения для формирования коммуникативной компетентности, чтобы они продуктивно общались со сверстниками, техникой, Интернетом и пр.
Современные дети – это не чистый лист, на который наносятся знания, к ним много информации поступает отовсюду. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию. Для этого надо обучить их выделять главное, находить связи, научить поисковой деятельности.
Чего современные школьники ждут от учителя? Знаний для жизни. Значит нужно организовать обучение так, чтобы ученик не просто запоминал и воспроизводил знания, а умел применять их на практике. Поэтому нужно пользоваться методами, позволяющими по-новому организовать процесс обучения.
Объяснительно-иллюстративный метод не годится потому, что самостоятельная деятельность учащихся здесь очень ограничена, а целью является усвоение знаний. Проблемные ситуации, дифференцированный подход, коллективные способы обучения – все это хорошо, но это средства, лишь отчасти решающие перечисленные проблемы. Они улучшают все ту же традиционную систему обучения.
В основе организации современного урока должны быть такие формы и методы обучения, которые отвечают за самостоятельную организацию труда со стороны ученика. Таким методом является проектный метод.
Проект – это замысел, план. Метод – это система приемов и способов овладения практическими и теоретическими знаниями. Метод проектов – совокупность последовательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательным представлением результатов. Главным отличием метода проектов является то, что в результате деятельности учащиеся не просто получают знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат труда. Метод проектов представляет собою учение через деятельность. В его основу положена идея о направленности учебной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть и применить в реальной практической деятельности, а внутренний результат – опыт – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания, умения, компетенции и ценности. Проектная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает цель и задачи проектной деятельности. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения. Таким образом, можно сказать, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения. Это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Основные требования к проекту.
Все проекты имеют одну и ту же структуру. Проект – это «пять П»:
- Проблема;
- Проектирование (планирование):
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация;
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. В том числе черновики, дневные планы и отчеты. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
1. Поисковые умения:
умение самостоятельно найти недостающую информацию;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
специалиста);
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
3. Коммуникативные умения:
умение взаимодействовать со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
4. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умения использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Пример проекта по изобразительному искусству.
Проект разработан к теме программы 5 класса «Народный праздничный костюм» (2 урока).
Тема проекта: «Народная одежда – образ мира».
Продолжительность: 1 неделя.
Цель: - развитие навыка учащихся по сбору информации об истории
адыгейского костюма;
- разработка эскиза адыгейского костюма.
Задачи: - выяснить, каковы элементы мужского и женского народного
костюма;
- как, из чего изготовляли одежду;
- что означают узоры на костюме;
- какова символика элементов костюма.
Источник знаний: видеофильмы, книги, Интернет, информация родителей, людей
пожилого возраста (дедушек, бабушек, других родственников).
Продукт: эскиз женской и мужской одежды по мотивам адыгейского народного
костюма.
Ход учебного проекта:
1-й этап.
1 урок - работа с учителем: погружение в тему урока. Определение темы проекта, постановка его цели и задач. Составление плана работы и предложение способов решения проблемы проекта.
План работы:
- исследовательская работа в кругу семьи, работа с печатными источниками – поиск
необходимой информации;
- изучение составных элементов костюма, материала и способов ее изготовления, символики
орнамента, разнообразия вариантов костюма.;
- придумать и реализовать замысел эскиза народного костюма.
2-й этап.
Самостоятельная работа учащихся (внеурочная):
сбор необходимой информации по теме проекта и ее изучение.
3-й этап.
2 урок: разработка и оформление эскизов адыгейского народного костюма.
4-й этап.
Составление Портфолио в котором собраны: поисковый и исследовательский материал, отчет о проделанной работе, фото эскиза костюма или сам эскиз, перечень используемой литературы.
5-й этап.
Составление Презентации проекта, как отчета о проделанной работе.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование свойств личности, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности и готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Литература:
- Лакоценина Т.П.,Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Инновационные
уроки. Ростов, «Учитель», 2007.
- Проектный метод как средство выработки социально-коммуникативных компетенций
на уроках изобразительного искусства (Интернет).
- Проекты по ИЗО (Интернет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Психологическое здоровье на уроках изобразительного искусства".
Данный материал предлагается для учителей изобразительного искусства....
Технологическая карта изучения темы «Павловопосадские платки» к уроку Изобразительного искусства в 3 классе.
ТемаПавловопосадские платкиЦель темы Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров.Обучение умению рисовать павловопосадские цветы.Планируемый результатУмение рисовать павловопосадские цветы...
Доклад на тему "Духовно – нравственное воспитание средствами изобразительного искусства"
Этот материал представляет опыт работы по теме Духовно - нравственое развитие на уроках изобразительного искуства и во внеурочной деятельности. Доклад содержит задачи морально-нравственных ориент...
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся"
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школь...
Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.
Урок ИЗО в 5-м классеУрок изобразительного искусства в 7 классе .Тема: Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"...
Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"
Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"...
Доклад на тему: " Современные методики обучения".
В докладе рассматриваются актуальные методики обучения. ...