Доклад на тему: " Современные методики обучения".
материал по русскому языку

Иванова Карина Геннадьевна
В докладе рассматриваются актуальные методики обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nd.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшей школы РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

ДОКЛАД

по дисциплине " Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в школе и вузе"

на тему:

Современные методики обучения.

Выполнил:

магистрант заочного отделения

ФРФиД

группы 380181з

Иванова Карина Геннадьевна

Проверила:

Старцева Н. М.

Существуют методы обучения, которые появились относительно недавно и активное внедрение которых в педагогический процесс только начинает осуществляться. Если говорить о традиционной образовательной системе, то в соответствующих ей учреждениях современные методы обучения можно встретить редко, но в частных школах, лицеях новые методики появляются всё чаще.

Современные методы обучения во многих случаях могут не обладать психолого-педагогическим обоснованием, по причине чего классифицировать их каким-то единым образом довольно сложно. Но это не мешает применять их в учебной деятельность и не оказывает никакого существенного воздействия на успешность этого применения.

Среди наиболее интересных современных методов можно выделить:

  1. Семинар
  2. Тренинг
  3. Коучинг
  4. Ролевые игры
  5. Кейс-стади
  6. Мозговой штурм
  7. Консалтинг
  8. Использование ИКТ
  9. Дистанционное обучение
  10.  Работа в парах

Семинар представляет собой совместное обсуждение педагогом и учащимися изучаемых вопросов и поиск путей решения определённых задач.

Преимущества семинара заключаются в возможности учитывать и контролировать педагогом уровень знаний и навыков учащихся, устанавливать связь между темой семинара и имеющимся у учащихся опытом.

Недостатками семинара считаются небольшое количество учащихся на занятии и требование к наличию у педагога высоких коммуникативных навыков.

Тренинг – это такой метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение.

Преимущества тренинга состоят в возможности изучить проблему с разных точек зрения и уловить её тонкости и нюансы, подготовить учащихся к действиям в жизненных ситуациях, а также повысить их мотивацию и создать положительный эмоциональный климат.

Главным и основным недостатком тренинга является то, что по его окончании учащиеся должны сопровождаться и получать поддержку, иначе приобретённые навыки и умения будут утрачены.

Коучинг ( наставничество) представляет собой индивидуальное или коллективное управление педагогов или более опытных учащихся менее опытными, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме.

Процесс коучинга полезен тем, что введение учащихся в исследуемую область осуществляется с максимальной отдачей, повышается их мотивация, развивается познавательный процесс, формируются уникальные навыки и умения.

Но у метода наставничества есть осложняющий момент – процесс подбора педагогов требует, чтобы они обладали максимально высокими личностными и профессиональными навыками и качествами.

Ролевые игры

Смысл ролевых игр заключается в выполнении учащимися установленных ролей в условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках исследуемой темы или предмета.

Ролевые игры усиливают рефлексию учащихся, улучшают их понимание мотивов действий других людей, снижают количество распространённых ошибок, совершаемых в реальных условиях.

Метод кейс-стади ( метод разбора конкретных ситуаций) основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой учащимися области знаний и деятельности.

С положительной стороны этот метод отличается тем, что можно организовать эффективное обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у учащихся опытом и сформировать у них высокую мотивацию.

Осложняет же метод высокие требования к организации обсуждения, все участники должны быть компетентны в области, к которой относится ситуация.

Мозговой штурм предполагает совместную работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи. Идеи, предлагающиеся в начале штурма, собираются воедино, изначально без всякой критики, а на последующих стадиях обсуждаются, и из них выбирается одна наиболее продуктивная.

Мозговой штурм эффективен тем, что допускает к участию даже учащихся с минимальным уровнем знаний и набором компетенций, не требует к себе основательной подготовки, развивает у учащихся способность к оперативному мышлению и включению в групповую работу, оказывает минимальное стрессовое воздействие и развивает навык участия в дискуссиях.

Но данный метод не очень эффективен для решения сложных проблем, не позволяет определить ясные показатели эффективности решений, а также отличается спонтанностью, способной увести учащихся далеко от темы.

Консалтинг, метод консультирования, сводится к тому, что учащийся обращается за информационной или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.

Положительная черта этого метода состоит в том, что учащийся получает адресную поддержку и повышает свой опыт, как в исследуемой области, так и в межличностном взаимодействии.

Отрицательная же сторона заключается в том, что метод не всегда применим, что зависит от специфики педагогической деятельности.

Использование информационно-компьютерных технологий.

В педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.п. Осваиваемая учащимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными, а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике.

Преимуществом метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, материал может быть повторен в любое время, педагог может предоставить учащимся копии материалов.

Недостатки же состоят в том, что в большинстве случаев отсутствует интерактивная связь, в процессе использования метода не ведётся учёт индивидуальных особенностей учащихся.

Дистанционное обучение – применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу обучать учеников, находясь от них на большом расстоянии.

Положительными характеристиками метода являются возможность вовлечения большого числа учащихся, возможность обучения на дому, возможность выбора наиболее подходящего времени для занятий и возможность переносить результаты процесса обучения на различные электронные носители.

Недостатками можно назвать высокие требования к технической оснащённости педагогического процесса, отсутствие визуального контакта педагога и учащегося и, как следствие, пониженную мотивацию со стороны последнего.

Работа в парах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика современных методик обучения английскому языку

В данной работе дается краткое описание современных методик изучения английского языка с более полным рассмотрением коммуникативной и проектной методик. Основная идеяэтих методик одинакова: лучши...

ИНТЕГРАЦИЯ – НОВШЕСТВО СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ

В условиях современного реформирования школы и введения новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов актуальным и перспективным направлением в развитии образования является интеграция...

Методические принципы современных методик обучения английскому языку

Для того чтобы понять, на чем основываются современные методики обучения английскому языку, необходимо подробно рассмотреть методические принципы, которые лежат в основе этих методик....

Личностно-ориентированный подход в современной методике обучения иностранным языкам

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Учащиеся в школах обучаются по индивидуальным планам (worksheets), которые они составляют сначал...

Применение современных методик обучения учащихся

Способы выживания педагога в современных условиях...

Современная методика обучения детей плаванию в общеобразовательной школе.

Современная методика обучения детей плаванию в общеобразовательной школе.Эффективность руководства учащимися на уроках плавания за­висит от знания преподавателем методики обучения плаванию, от...