Рабочая прграмма по ИЗО в 7 классах с КТП
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО для 7 классов + КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._izo_rab._progr.docx | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _______ Семенова М.В. Протокол № 1 от «27» августа 2018 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ «НМ СОШ № 1» _______ Хабибуллина А.Ф. от «28» августа 2018 г. | «Утверждено» Директор школы ________ Гумеров И.Х. Приказ № 281 от «29» августа 2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
Составил: учитель ИЗО Магалимова Гузель Расиловна
7 а, б классы.
2018 - 2019 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культурно-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.
Учащиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, о содержательных .изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематической композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Содержание программы
Изображение фигуры человека и образ человека – 10 часов
Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека.
Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.
Тема. Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Тема. Пропорции и строение фигуры человека
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.
Схемы движения фигуры человека.
Тема. Лепка фигуры человека
Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века.
Тема. Набросок фигуры человека с натуры
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Тема. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый — понимание красоты человека в античном искусстве; второй — духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.
Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.
Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века. Беседа о восприятии произведений искусства.
Поэзия повседневности – 7 часов
Изображения обыденной жизни людей в истории искусства.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.
Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метафорического строя.
Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.
Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Тема. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.
Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.
Тема. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства.
Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.
Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.
Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.
Беседа о восприятии произведений искусства.
Тема. Сюжет и содержание в картине
Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Тема. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям — необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.
Тема. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
Тема. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник — это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.
Великие темы жизни – 10 часов
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значимых событий в жизни общества.
Мифологические и библейские темы и их особое значение в развитии самосознания общества.
Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдения и размышлений художника над жизнью.
Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального сознания.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.
Тема. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох
Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи — фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.
Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.
Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
Тема. Тематическая картина в русском искусстве XIX века
Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина — философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.
Беседа о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для более углубленного рассмотрения — за учителем).
Тема. Процесс работы над тематической картиной
Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы — поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды — сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Беседа.
Тема. Библейские темы в изобразительном искусстве
Вечные темы в искусстве.
Занятие 1. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.
Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.
Занятие 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.
Тема. Монументальная скульптура и образ истории народа
Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.
Тема. Место и роль картины в искусстве XX века
Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм (П.Пикассо. Герника; работы К.Коль-виц, Р. Гуттузо; Ири и Тосико Мару к и. Серия панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.
Трагические темы в искусстве середины века.
Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века.
Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.
Множественность изобразительных языков в российском искусстве второй половины XX века (В. Попков, Д. Жилинский, И. Обросов, Б. Неменский, братья Смолины, братья С. и А. Ткачевы, В. Иванов, Н. Нестерова, Т. Назаренко и другие по выбору учителя).
Беседа и дискуссия о современном искусстве.
Реальность жизни и художественный образ – 8 часов
Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.
Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.
Художественно-творческие проекты
Темы для практической художественной работы в форме проектной деятельности (коллективно по группам или индивидуально): «Жизнь в моем городе (селе) столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению». Это также может быть альбом по истории искусства на определенную тему.
Выражение идеи; замысел, эскизы. Обсуждение идеи проекта, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи, уточнение эскизов и исполнение проекта. Работа может быть подготовлена учащимися дома.
Материал: по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.
Тема. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.
Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.
Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.
Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.
Тема. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве
Конструктивное начало — организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века.
Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание.
Декоративное значение произведений изобразительного искусства и декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства.
Тема. Зрительские умения и их значение для современного человека
Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».
Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.
Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.
Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства — звенья культурной цепи.
Тема. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве
Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.
Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.
Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века.
Тема. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Великие художники в истории искусства и их произведения.
Целостный образ творчества выбранных учителем двух-трех великих художников.
Тема. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых ^мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.
Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи).
Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.
Главным содержанием занятия должно стать представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.
Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов |
Изображение фигуры человека и образ человека | 10 |
Поэзия повседневности | 7 |
Великие темы жизни | 10 |
Реальность жизни и художественный образ | 8 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала 7 класс
(1 часа в неделю, всего 35 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения 7а 7б | |
план | факт | |||
Изображение фигуры человека и образ человека – 10 часов | ||||
1 | Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств | 1 | 8.09 6.09 | |
2-3 | Пропорции и строение фигуры человека | 2 | 15.09-22.09 13.09-20.09 | |
4-5 | Лепка фигуры человека | 2 | 29.09-6.10 27.09-4.10 | |
6-7 | Наброски фигуры человека с натуры | 2 | 13.10-20.10 11.0-18.10 | |
8-9 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 2 | 27.10-10.11 25.10-8.11 | |
10 | Драматический образ человека | 1 | 17.11 15.11 | |
Поэзия повседневности – 7 часов | ||||
11 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 1 | 24.11 22.11 | |
12 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 1 | 01.12 29.11 | |
13-14 | Сюжет и содержание в картине | 2 | 8.12-15.12 6.12-13.12 | |
15 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве | 1 | 22.12 20.12 | |
16 | Жизнь в моем городе в прошлые века | 1 | 12.01 10.01 | |
17 | Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре) | 1 | 19.01 17.01 | |
Великие темы жизни -10 часов | ||||
18 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 | 26.01 24.01 | |
19 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 1 | 02.02 31.01 | |
20-21 | Процесс работы над тематической картиной | 2 | 9.02-16.02 7.02-14.02 | |
22-23 | Библейские темы в изобразительном искусстве | 2 | 23.02-2.03 21.02-28.02 | |
24-25 | Монументальная скульптура и образ истории народа | 2 | 9.03-16.03 7.03-14.03 | |
26-27 | Место и роль картины в искусстве XX века | 2 | 23.03 21.03-4.04 | |
Реальность жизни и художественный образ – 8 часов | ||||
28 | Художественные творческие проекты | 1 | 6.04 11.04 | |
29 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | 1 | 13.04 18.04 | |
30 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | 1 | 20.04 25.04 | |
31 | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | 27.04 2.05 | |
32 | История искусств и история человечества | 1 | 4.05 9.05 | |
33 | Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм) | 1 | 11.05 16.05 | |
34 | Личность художника и мир его времени | 1 | 18.05 23.05 | |
35 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 | 25.05 30.05 |
Приложение 2
Пример тестового задания по изобразительному искусству для 7 класса.
1. Так называли архитекторов в Древней Руси.
А) Зодчий
Б) ваятель
В) коробейник
2. Один из известнейших музеев России, возникший как частное собрание императрицы Екатерины II в 1764 году.
А) Третьяковская галерея
Б) Эрмитаж
В) Русский музей
3. Русский ученый, возродивший искусство мозаики.
А) Виноградов Д.И.
Б) Ломоносов М.В.
В) Севергин В.М.
4. Кто является автором иконы «Троица»?
А) Д. Черный
Б) А. Рублев
В) Ф. Грек
5. В каком жанре работали художники: И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов, И. Айвазовский?
А) В жанре портрета
Б) в жанре натюрморта
В) в жанре пейзажа
6. Кто является автором картины «Свежий кавалер»?
А) В.В. Пукирев
Б) Г. Г. Гагарин
В) П.А. Федотов
7. Назовите известного русского художника, автора картины «Девочка с персиками».
А) В. Серов
Б) И. Репин
В) И. Крамской
8. Герой, убивающий змея, изображенный на московском гербе.
А) Дмитрий Пожарский
Б) Георгий Победоносец
В) Юрий Долгорукий
9. Кто из знатных людей XVIII в. был владельцем крупнейшего в России крепостного театра?
А) Я.П. Шаховский
Б) Н.П. Шереметев
В) И.И. Шувалов
10. Назовите художника второй половины XIX в., знатока быта и нравов прошлых эпох, автора картин «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова».
А) И.Е. Репин
Б) Н.Н. Ге
В) В.И. Суриков
11. Автор картины «Чаепитие в Мытищах».
А) В.Г. Перов
Б) И.Н. Крамской
В) С.А. Коровин
12. Кому был поставлен первый памятник в Москве?
А) Ю. Долгорукому
Б) А.С. Пушкину
В) К. Минину и Д. Пожарскому
13. Кто из русских художников показал трагедию «Неравного брака»?
А) В.И. Суриков
Б) В.В. Пукирев
В) П.А. Федотов
14. Кто из русских живописцев написал знаменитую картину «Девятый вал»?
А) А.И. Куинджи
Б) И.К. Айвазовский
В) Б.М. Кустодиев
15. Назовите известного русского художника-сказочника, автора картин «Богатыри», «Аленушка», «Ковер-самолет».
А) И. Крамской
Б) В. Васнецов
В) И. Репин
Приложение 3
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая прграмма по биологии 7 класс
Рабочая прграмма по биологии 7 класс по линии Пасечника...
рабочая прграмма по биологии 9 класс
рабочая прграмма по биологии 9 класс по линии Пасечника...
рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов)
рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов) по линии Понамаревой...
рабочая прграмма по биологии 11 класс
рабочая прграмма по биологии 11 класс по линии Понамаревой...
Рабочая прграмма по кубановедению, 11 класс
Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №47.01 – 1766/07 – 05 от 22.05.2007 г. ...
рабочая прграмма по биологии 6 класс
программа предназначена для преподавания биологии в 6-х классах 2 часа в неделю 70 часов в год...
рабочая прграмма по биологии 7 класс
программа предназначена для преподавания биологии в 7-х классах 2 часа в неделю 70 часов в годсоответствующая всем стандартам...
- Мне нравится (1)